УДК 502
Н.М. МАМЕДОВ, доктор философских наук, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, директор Института глобализации и устойчивого развития Академии «МНЕПУ»,эксперт ЮНЕСКО.e-mail:[email protected]
Н.Ф ВИНОКУРОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
Н.Н. ДЕМИДОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ XXI ВЕКА
N.M. Mamedov, N.F. Vinokurova, N.N. Demidova
THE PHENOMENON OF THE CULTURE OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN EDUCATION IN THE XXI CENTURY
В статье обсуждаются важнейшие аспекты формирования культуры устойчивого развития как базовой культуры современного человека. Раскрываются ее аксиологический, онтологический, гносеологический, праксиологический аспекты, отразившие многообразие философских концепций культуры. Определена роль образования в трансляции новых культурных ценностей, становлении культуры устойчивого развития. Рассматриваются актуальные вопросы реформирования современного образования в интересах устойчивого развития. Систематизирующая роль в решении данной проблемы отводится экологическому образованию, которое рассматривается как стратегическое направление обновления всех образовательных систем в интересах устойчивого развития. Особое внимание уделяется роли геоэкологического образования в разрешении социальных, экономических, экологических противоречий. Выделены категориальная сущность и методические основы геоэкологической культуры как цели экологизации географии, придающие ей характер опережающего образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: культура устойчивого развития, образование для устойчивого развития, географическое образование, геоэкологическое образование, геоэкологическая культура The article discusses the most important aspects of establishing a culture of sustainable development as the basic culture of the modern man. Disclose it axiological, ontological, epistemological, praxeological aspects, reflecting the diversity of philosophical concepts of culture.The role of education in the broadcast of new cultural values, the culture of sustainable development. Pressing issues of modern education reform in the interests of sustainable development. Systematizing role in solving this problem is given to environmental education, which is regarded as the strategic direction of renovation of educational systems in the interests of sustainable development.Special attention is paid to the role of geo-ecological education in the resolution of social, economic, environmental contradictions. Allocated categorical essence and methodological basis of geo-ecological culture as a greening target geography, giving it the character of advanced education for sustainable development.
Keywords: the culture of sustainable development, education for sustainable development, geographical education, geo-environmental education, geo-ecological culture
XXI век рассматривается как качественно новый этап в истории человечества, связанный с радикальной перестройкой ценностно-познавательных основ человеческой деятельности и культуры в направлении устойчивого развития. Отмечается, что концепция устойчивого развития, по существу, превратилась в теорию исторического процесса,
отображающую социальную и природную действительность в единстве и в развитии. В качестве определяющего условия становления социоприродной гармонии выступает человек, его нравственное совершенствование, изменение личностных качеств на основе гуманистических ценностей и идеалов. Переход к устойчивому развитию, в первую очередь, связывается с раскрытием глубинных потенций бытия человека, признанием за ним возможности разумного, созидательного отношения к миру.
В этой связи чрезвычайную актуальность принимает постановка вопроса о становлении нового типа культуры, отражающего «квинтэссенцию современной эпохи» -культуры устойчивого развития. В культуре представлена важнейшая способность человека и всего «человеческого рода» к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории. Именно культура выступает смыслообразующей системой в самоорганизации человека, в которой роль аттрактора играют цели развития, комплекс отношений, система ценностей. Культура устойчивого развития - это способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей на основе формирования постиндустриального общества и новых мировоззренческих идей, связанных с устойчивым развитием.
Вопрос о приоритетности культуры при переходе к устойчивому развитию был четко обозначен в 2012 г. в Рио-де-Жанейро на юбилейной конференции ООН - «Рио + 20». В ее резолюции, где намечены контуры «желаемого будущего», отмечается, что для его достижения необходимо целенаправленное изменение культуры современного общества в соответствии с гуманистическими и экологическими ценностями. Под культурой при этом понимается не только совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми, а также то, что способствует сохранению и дальнейшему развитию общества. Если культура как «творение человеческих рук» всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития становится способом гармоничного соединения человека и природы на основе её глубоко познания и понимания[14].
Важным шагом в становлении культуры устойчивого развития, созидающей «желаемое будущее», стала международная конференция ЮНЕСКО «Культура ключ к устойчивому развитию» (2012 г. Китай). В декларации конференции содержится призыв сделать культуру основной политики устойчивого развития. Стало общепризнанным, что среди конкретных задач перехода к устойчивому развитию центральное место занимает образование и соответствующая ему культура устойчивого развития.
Система образования определена как стратегически важная, ключевая сфера человеческой деятельности, которая призвана выполнить «опережающую роль» в переходе к устойчивому развитию.
В настоящее время подводятся определенные итоги Декады «Образование для устойчивого развития» (2005-2014 гг.), объявленной Генеральной Ассамблеей ООН. В них отражена интенсификация процессов глобализации, неоднозначность социально-политических и экономических трансформаций в мире, рост масштабных естественно-природных и техногенных катастроф, наметившие изменения климата, и другие факторы. В содержании современного образования ключевыми становятся такие понятия, как качество жизни, ценность жизни, состояние биосферы, социоприродная гармония, экологическая этика и др.
На всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (ноябрь 2014 г., Япония) подчеркнута приоритетная роль образования как универсального инструмента обеспечения устойчивого развития. Одобрена дорожная карта осуществления образования для устойчивого развития как глобальной образовательной парадигмы.
Образование для устойчивого развития рассматривается не как альтернатива существующему образованию, а как его новая ступень развития. Анализ зарубежных и отечественных работ и результаты собственных исследований позволяют выявить ряд особенностей образования для устойчивого развития:
- опережающий характер, направленность в будущее;
- трансинтегративность, ценностно-целевая направленность, проблемность;
- ориентация на изучение и решение проблем жизнедеятельности в окружающей среде;
- проектирование, моделирование, прогнозирование возможных экологических, социально-экологических последствий и путей их оптимизации [6, 14, 16, 19].
Отмеченные особенности образования для устойчивого развития реализуются в его стратегической цели - культуре устойчивого развития.
В работах Н.Ф. Винокуровой раскрыты особенности образования для устойчивого развития, методология и структура культуры устойчивого развития [1,2,4,6].
Согласно этим исследованиям, культура устойчивого развития базируется на инновационных моделях познания и поведения, ценностных ориентациях. А именно:
- «человековключающих» моделях познания постнеклассической науки, в которых человек, его социоприродное окружение рассматриваются как подсистемы единой системы, что позволяет осознать императивные требования адаптации социума к экологическим ограничениям, «вписанности» деятельности человека в узкие рамки природного потенциала территорий различного пространственного уровня;
- на коэволюционных отношениях, ориентированных на искусстве жить вместе, содействуя толерантности, развивая эмпатию, сохраняя природное и культурное разнообразие и т.д.;
- конструктивизме деятельности, когда конструирующий человек и конструируемый им мир составляют процессуальное единство, взаимосвязанный мир.
Системно-структурный анализ культуры устойчивого развития позволил раскрыть ее аксиологический, онтологический, гносеологический, праксиологический аспекты, отразившие многообразие философских концепций культуры и ее особенности комплексно влиять на все сферы сознания личности.
Аксиологический аспект является центральным, определяя ценностно-целевые ориентиры современного культурно-цивилизационного развития. Мировоззренческим ядром культуры устойчивого развития выступают коэволюционные ценности, ориентирующие на взаимное единство, со-бытиё человека и природы, человека - человека в противовес борьбы и покорения. Они формируют базовую аксиологическую основу культуры XXI века - новый, подлинный гуманизм (Н.М. Мамедов), который в современной философии связывается с идеями «тотальной экологизации».
В основе коэволюционных ценностей лежат следующие мировоззренческие идеи:
- холистическая идея, предпологающая признание единство мира человека и мира природы, «вписанность» человека в социоприродное окружение;
- целостного видения человека как ответственного и деятельностного субъекта пространственно-исторического культурно-цивилизационного процесса;
- переориентации агрессивных инстинктов современного человека, разрешения всех противоречий ненасильственным путем;
- гармонии, созидания, толерантности как способа жизнедеятельности человека в
мире;
- самоценности и универсальной ценности природы, преодолевающие утилитарно-потребительское отношение к ней;
- сохранения природно-культурного разнообразия на различных территориальных уровнях, отражая их иерархичность, континуальность и дискретность,
Эти идеи выступают важнейшим регулятором отношений человека и природы, обеспечивающим коэволюционные процессы в социально-экологических системах.
Изменение онтологического и гносеологического аспектов содержания культуры связано с проникновением экогуманистического подхода в систему научного знания и способов познания, что способствует образованию пограничных областей научного знания, в которых происходит соединение когнитивных и ценностных аспектов, утверждение целостного видения человека в единстве его социальных и природных характеристик. Возможностью нового знания является их гармоничная интеграция (Н.Ф. Винокурова). Гармония в этом случае рассматривается как способ взаимодействия, при котором предметные знания сохраняют свою специфику, а особенным в их содержании является гуманоцентризм, погруженность, вписанность человека в природную и социальную среду. Такая гармонизированная научная область способствует созданию гармоничной системы взаимодействия человека с природой, обществом и обеспечению гармоничности развития самого человека.
Экогуманистический подход в гносеологическом аспекте актуализирует использование «человековключающих» моделей познания, где природа и человек рассматриваются как сосуществующие подсистемы внутри целостной системы. Реализация таких моделей познания предполагает использование не только теоретических, но и духовно-практических способов освоения социоприродной действительности, что обеспечивает формирование целостного мира посредством науки, искусства, этики как элементов культуры.
«Ядрами» интеграции выступают социоприродные объекты или проблемы, которые возникают в результате взаимоотношений социальных, природных, экономических систем. Причем проблемы цивилизационного развития, как новая социальная реальность, отражают проблемно-ориентированное содержание, способствуя становлению проблемности, диалектичности и прогностичности мышления как интеллектуального механизма решения проблем перехода к устойчивому развитию.
Праксиологический аспект раскрывается в понимании культуры устойчивого развития как способа и результата конструктивно-творческой созидательной деятельности. М.С. Каган отмечает, что творчеством становится созидательная деятельность человека, программа которой вырабатывается в процессе жизни человека в культуре. Таким образом, субъект, адаптируясь, осмысливая и окультуривая социоприродную действительность, придает ей свойства культуры устойчивого развития, при этом происходит преобразование и улучшение качеств окружающей среды и самого человека одновременно.
Становление всех аспектов культуры устойчивого развития предполагает развертывание соответствующей системы образования для устойчивого развития и его интеграцию в современную структуру образования на всех уровнях.
Вместе с тем, как показали исследования, процесс реформирования систем образования в интересах устойчивого развития оказался недостаточно эффективным. Отчасти это связывается со сложившимися педагогическими традициями освоения известных знаний, воспроизводстве реальных связей и отношений, нашедших отражение в общественном сознании. Будущее же всегда неопределенно. У педагогов вызывает трудности представление такого расплывчатого содержания в качестве основы образования. Данное обстоятельство определяет, по существу, постановку принципиально новых педагогических проблем, от адекватного решения которых во многом зависит переход человечества к устойчивому развитию [ 1].
Отметим, что образование для устойчивого развития должно отразить все аспекты культуры устойчивого развития. Становление культуры устойчивого развития связано с принятием опережающей (ориентированной на будущее) модели образования, которая должна быть сопряжена с систематизирующими для нее представлениями об устойчивом обществе, идеальном человеке, его качествах и формах их реализации. Выделенные тенденции и методологические установки образования для устойчивого развития должны найти отражение в различных образовательных областях. При этом систематизирующая роль
в решении данной проблемы отводится экологическому образованию, которое рассматривается как стратегическое направление обновления всех образовательных систем в интересах устойчивого развития. В этом отношении экологическое образование должно встраиваться в образовательную систему как социально-проблемная культуро-центрированная модель экологического образования для устойчивого развития [10]. Новая модель диктует новую иерархию образовательных целей, в которых приоритетными становятся ценности и компетенции личности, обеспечивающие готовность личности к решению социально-экологических проблем в будущем, проектной деятельности на основе идей устойчивого развития. Соответственно изменяются научно-теоретические основания конструирования культурно-ориентированного содержания, качественно новые аспекты получают методы и формы организации учебного процесса, в новом диапазоне рассматриваются планируемые результаты, включая личностные, метапредметные, предметные результаты обучающихся.
Исключительную роль в становлении культуры устойчивого развития и идеологии соответствующего образования имеет география как «единственный в школе предмет мировоззренческого характера, который призван формировать у учащихся комплексные и системные представления о Земле как доме человечества» [11]. Интеграция идей устойчивого развития в географию как науку и образовательную область приводит к возникновению геоэкологии и соответствующего геоэкологического образования. Следовательно, геоэкологическое образование, являясь инновационным вектором в обучении географии, привносит в нее стратегически важные идеи образования для устойчивого развития, культуры устойчивого развития как стратегической цели соответствующего образования.
Результаты осмысления геоэкологического образования как целостной системы стратегических ориентиров, ценностных идей, подходов, принципов, а также конкретной методики, моделей и технологии его реализации в контексте идеологии устойчивого развития представлены в ряде наших работ. В исследованиях Н.Н. Демидовой разрабатывается проблема формирования геоэкологической культуры средствами географии [7,9,17]. В работах определены категориальная сущность и методические основы геоэкологической культуры как цели экологизации географии, придающие ей характер опережающего образования для устойчивого развития[8]. Результатом проявления геоэкологической культуры является геоэкологическая компетентность и экогуманистическое мировоззрение личности, что способствует развитию школьной географии в контексте ключевых задач образования для устойчивого развития.
Для достижения инновационной цели используются соответствующие педагогические технологии комплексного использования научного и образовательного потенциала реальной окружающей среды. Для формирования эколого-ориентированных качеств личности: технологии метапредметного погружения в окружающую среду, кейс-стади, технологии принятия решений, интерактивного взаимодействия, диалоговые технологии, форсайт-исследований и т.д. [17,18].
Научной группой, работающей по проблеме реализации устойчивого развития в образовательной практике, формирования культуры устойчивого развития средствами геоэкологического образования, подготовлен целый ряд научной, учебной и методической литературы, которая существенно повышает результативность внедрения к широкому использованию полученных авторами инновационных результатов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винокурова, Н.Ф. Культура устойчивого развития: синтез экологизации и интеграции общества / Н.Ф. Винокурова// Концепция мспользования ИКТ в географическом образовании для устойчивого развития - Н. Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2011 - С. 8-12.
2. Винокурова, Н.Ф. Методика экологизации и информатизации географического образования в контексте идей устойчивого развития / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева, Н.В. Мартилова, О.В. Смирнова // Августовские педагогические чтения: Сб. материалов международного научного симпозиума. - Киров, 2014., С. 40-43.
3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкология окружающей среды. 10-11 классы. / Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, Н.Н. Копосова, В.М. Смирнова. - М.: Вентана-Граф, 2010 . - 136 с.
4. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации //География в школе. - 2012., - №5, - С. 21-26.
5. Винокурова, Н.Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» / Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров // География в школе. -2002 г. - №3. - С 52 - 54.
6. Винокурова, Н.Ф.Образование для устойчивого развития - вектор инноваций / Н.Ф. Винокурова //Формирование культурно-экологической образовательной сред региона: коллективная монография / под ред Н.Ф. Винокуровой.- Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, - 2012, -С 12-17.
7. Демидова, Н.Н. Геоэкологическое содержание школьного географического образования / Н.Н. Демидова // География в школе, 2010. - № 4. - С. 9 - 12.
8. Демидова, Н.Н. Формирование геоэкологической культуры учащихся в школьном географическом образовании. / Н.Н. Демидова. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - 128 с.
9. Демидова, Н.Н. Концептуальные основы формирования культурно-экологической образовательной среды./Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова / Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: Коллективная монография. / Под ред. Н.Д. Андреева, С В. Алексеев. - Н. Новгород - СПб: НГПУ, 2009. С. 145 - 163.
10. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития. / Под ред. А.Н. Захлебного, 2010. /http:// www.raop.ru/content/Prezidium. 2010.09.29. Spravka.1.pd.
11. Максаковский, В.П. Географическая культура: Учебное пособие для студентов вузов. / В.П. Максаковский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 416 с.
12. Мазуров, Ю.Л. Образование в области устойчивого развития: содержание и макроструктура / Ю.Л. Мазуров //Вестник Московского университета. Сер. 5 География. -2003. - № 4.
13. Мамедов, Н.М. Экология и устойчивое развитие: учебное пособие / Н.М. Мамедов - М.: Изд. Центр МГАДА, 2013 - 365 с.
14. Мамедов, Н.М. Исторический процесс и концепция устойчивого развития / Н.М. Мамедов // Вестник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, 2010 - Вып. 13. - с. 22-26.
15. Мамедов, Н.М. Культура устойчивого развития как важнейшее условие гармонизации социально-экономического и экологического развития. /Стратегия экологического образования как образования для устойчивого развития: Коллективная монография. / Под ред. НД. Андреева, С В. Алексеев. - Н. Новгород - СПб: НГПУ, 2009. С.7-17.
16. Образование для устойчивого развития//Материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития». / Под.ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова -Смоленск. - 2003 г. - 160 с.
17. Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие Часть I. / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 130с.
18. Теория и методика геоэкологического образования: Учебное пособие Часть II. / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.В. Мартиловой - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - 252 с.
19. The Hangzhou Declaration Placing Culture at the Heart of Sustainable Development Policies http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002212/221238m.pdf
© Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., 2015