Научная статья на тему 'Формирование коэволюционных ценностей у учащихся при изучении городского ландшафта в контексте идей устойчивого развития'

Формирование коэволюционных ценностей у учащихся при изучении городского ландшафта в контексте идей устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Глебова Ольга Владимировна, Ефимова Ольга Евгеньевна

В статье раскрыты актуальные проблемы современного образования, связанные с формированием коэволюционных ценностей, отражающих идеи устойчивого развития средствами изучения городского ландшафта. Обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом, и городского ландшафта как объекта геоэкологического образования, в частности. Формулируются содержательные линии, отражающие коэволюционный потенциал ландшафта. Рассмотрена авторская программа по данной тематике, которая реализуется с использованием модульного подхода. Он предусматривает разработку проблемы в более широком контексте личного опыта, способствуя развитию коэволюционных ценностей в соответствии с идеями устойчивого развития. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры школьников, раскрывая взаимосвязь объективных и субъективных условий образовательного процесса. Формирование коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Глебова Ольга Владимировна, Ефимова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURAL AND ECOLOGICAL VALUES OF THE STUDENTS IN THE SPACE OF THE URBAN LANDSCAPE IN THE IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IDEAS

In the article actual problems of modern education are disclosed, which are related to the formation of co-evolutionary values, reflecting the idea of sustainable development by means of the study of the urban landscape. Co-evolutionary potential environmental landscape science is substantiated in general and the urban landscape as an object of geo-environmental education, in particular. Content lines are formulated, reflecting the potential of the co-evolutionary landscape. We consider the author's program on this subject, which is implemented by using a modular approach. It includes the development of the problems in the wider context of personal experience, contributing to the development of co-evolutionary values in accordance with the ideas of sustainable development. This module integrates an interdisciplinary problem-system, individually oriented approaches to the formation of co-evolutionary worldview values as the core of ecological culture of pupils, revealing the relationship of objective and subjective conditions of educational process. Formation of co-evolutionary values among pupils in the space of native urban environment acts as a new reality related to the tradition of the education of advanced functions in the implementation of the idea of sustainable development of man and nature.

Текст научной работы на тему «Формирование коэволюционных ценностей у учащихся при изучении городского ландшафта в контексте идей устойчивого развития»

УДК 991.375.5; 502(07)

Н.Ф. ВИНОКУРОВА, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, eco@bk.ru

О.В. ГЛЕБОВА, кандидат географических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, glebova_olga@inbox.ru

О.Е. ЕФИМОВА, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород nauka.ngpu@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ КОЭВОЛЮЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

N. F.Vinokurova, О.^ Glebova, O.E. Efimova

FORMATION OF CULTURAL AND ECOLOGICAL VALUES OF THE STUDENTS IN THE SPACE OF THE URBAN LANDSCAPE IN THE IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IDEAS

В статье раскрыты актуальные проблемы современного образования, связанные с формированием коэволюционных ценностей, отражающих идеи устойчивого развития средствами изучения городского ландшафта. Обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом, и городского ландшафта как объекта геоэкологического образования, в частности. Формулируются содержательные линии, отражающие коэволюционный потенциал ландшафта. Рассмотрена авторская программа по данной тематике, которая реализуется с использованием модульного подхода. Он предусматривает разработку проблемы в более широком контексте личного опыта, способствуя развитию коэволюционных ценностей в соответствии с идеями устойчивого развития. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры школьников, раскрывая взаимосвязь объективных и субъективных условий образовательного процесса. Формирование коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.

Ключевые слова: коэволюционные ценности, устойчивое развитие, городской ландшафт, модульное обучение.

In the article actual problems of modern education are disclosed, which are related to the formation of co-evolutionary values, reflecting the idea of sustainable development by means of the study of the urban landscape. Co-evolutionary potential environmental landscape science is substantiated in general and the urban landscape as an object of geo-environmental education, in particular. Content lines are formulated, reflecting the potential of the co-evolutionary landscape. We consider the author's program on this subject, which is implemented by using a modular approach. It includes the development of the problems in the wider context of personal experience, contributing to the development of co-evolutionary values in accordance with the ideas of sustainable development. This module integrates an interdisciplinary problem-system, individually oriented approaches to the formation of co-evolutionary worldview values as the core of ecological culture of pupils, revealing the relationship of objective and subjective conditions of educational process. Formation of co-evolutionary values among pupils in the space of native urban environment acts as a new reality related to the tradition of the education of advanced functions in the implementation of the idea of sustainable development of man and nature.

Keywords: Co-evolutionary values, sustainable development, urban landscape, modular training. «Вестник Мининского университета» 2015 - № 2

Образование выступает одним из ключевых факторов достижения устойчивого развития.

Стратегии ООН по ОС и развитию

Каждый ландшафт в большей или меньшей степени очеловечен.

В.С. Жекулин

Идея устойчивого развития, предполагающая баланс экономического, экологического и социального развития, возникла как ответная реакция общества на необходимость преодоление экологических проблем, угрожающим самим основам существования цивилизации. Эта идея, являясь системообразующей в выработке стратегии выживания человечества, базируется на коэволюционной системе ценностей и предполагает новое восприятие, понимание и освоение социокультурного окружения [12,13]. Коэволюционная система ценностей связана с осознанием единства человека и природы, необходимости гармонии и «сотворчества» в их отношениях.

Анализ исследований отечественных и зарубежных учёных позволил сделать вывод, что реализация идей устойчивого развития, аксиологическую основу которой составляют коэволюционные ценности, превращается в наиболее «передовой блок» инновационной деятельности в образовании [4, 10, 11, 20]. Происходит становление образования в интересах устойчивого развития, которое является глобальным цивилизационным проектом и выступает основным приоритетом в построении инновационной модели образования XXI века.

Анализ опубликованных работ позволяет сделать вывод о том, что формирование коэволюционных ценностей у учащихся в контексте идей устойчивого развития отражает приоритетное направление модернизации современного образования. Сегодня наступает новый этап, когда заявленные общие принципы и методологические установки образования для устойчивого развития должны найти отражение в различных образовательных областях. Это в полной мере относится к географии и геоэкологии как научным и образовательным областям знания. При этом важно выявить такое научно-образовательное направление, которое имеет значительный потенциал для становления у учащихся коэволюционных ценностей в контексте идей устойчивого развития.

Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования определяется тем, что в нём обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом и городского ландшафта, в частности. Формулируются содержательные линии мировоззренческого характера, которыми важно обогатить методику географического геоэкологического образования. Практическая значимость связана с разработкой конкретного модуля, обеспечивающего развитие экологической культуры и ее мировоззренческого ядра - коэволюционных ценностей.

Установлено, что для формирования коэволюционных ценностей центральное место в содержании географического образования должны занять такие области знания, в которых объект изучения и познавательная модель отражают диалектику взаимоотношений человека с целостным природным окружением, раскрывают органическую включенность человека в природные системы, изменение природных систем человеком не только деструктивного, но в первую очередь конструктивного характера как образцов сотворчества человека и природы.

Эти обстоятельства определяют исключительную приоритетность мировоззренческих идей и научных основ современного ландшафтоведения в развитии коэволюционных ценностей [1, 2].

Объектом изучения ландшафтоведения является ландшафт как реально существующая природная, природно-антропогенная и антропогенная (в том числе городской ландшафт) пространственно дифференцированная система, которая легко ложится на карту,

является основой ГИС и базой для разработки каркаса экологической устойчивости, характеризуется коэволюционной сущностью, комплексным характером связей между компонентами. Ведущими географами страны, в частности В.А. Николаевым, Ю.А. Ведениным, В.С. Преображенским, Б.Б. Родоманом, подчеркивается мощный образовательно-воспитательный потенциал изучения современных ландшафтов, что связано с необходимостью погружения ребенка в окружающий жизненный мир, знакомством с реальными жизненными проблемами, необходимостью создания условий для самопознания и самореализации личности. В.А. Николаев, в свою очередь, отмечает, что ландшафт надо изучать и познавать «и мыслью, и сердцем». В этом контексте городской ландшафт можно рассматривать как реальную образовательную среду, в рамках которой могут быть реализованы различные интересы и потребности учащихся, сформированы коэволюционные ценности.

Коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения возможно реализовать в практике географического и геоэкологического образования на основе ряда содержательных линий:

- целостность ландшафта, включающего природу, человека и результаты его деятельности;

- культура как регулятор отношений человека и природы в современных ландшафтах;

- универсальная ценность ландшафта (познавательная, ресурсная, нравственно-эстетическая);

- пространственно-временной вектор развития современного ландшафта и качество жизни человека в нём;

- окультуривание ландшафта, сотворчество человека и природы в ландшафте;

- культурный ландшафт как образец устойчивого природопользования, «доминант ноосферы».

Названные содержательные линии могут найти отражение в изучении экологии города, что придаст учебному материалу ярко выраженный коэволюционный, конструктивный, позитивно-созидательный характер. Городской ландшафт в русле этих содержательных линий отражает идеологию единства и партнерства человека и природы, а культурный городской ландшафт являет материальное воплощение ноосферных идей.

Особенно актуальна это проблема в образовании городских школьников. Утрата ценных природных ландшафтных элементов города, исчезновение многих раритетов культурного городского ландшафта, общее снижение пейзажной ценности, ухудшение рекреационных и экологических свойств предполагает объединение усилий горожан по изучению, охране и воссозданию городских ландшафтов в различных функциональных зонах города как материального воплощения ноосферных идей. Недалек тот день, когда будущее города окажется в руках наших детей. От того как они будут изучать, охранять и воссоздавать природно-культурное наследие, будет зависеть их собственная жизнь и будущее города. Важный шаг в этом направлении - введение в практику школьного обучения модуля «Городские ландшафты».

Как показало проведенное исследование, успешное формирование коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры учащихся осуществляется с помощью программно-модульного подхода. Главной идеей программно-модульного подхода является то, что учащиеся включаются в различные виды деятельности, чтобы изучаемый материал выступал не просто как совокупность социокультурного опыта, достигнутого человеком, а как средство пробуждения в ученике творца культуры, обустраивающего свой дом, улицу, школу, город, как поле возможной самоактуализации поколения XXI в. В соответствии с отмеченными выше особенностями нами разработан модуль «Городские ландшафты».

Модуль состоит из следующих компонентов: 1 компонент - ориентирование, который включает темы: «Культура и городской ландшафт», «Проблемы формирования городского ландшафта», «История формирования ландшафта Нижнего Новгорода. Этапы становления современного ландшафта города»; 2 компонент - осмысление и оценка, который включает темы: «Экологическая политика в городском ландшафте», «Природное и историко-культурное наследие - составляющие экологической культуры»; 3 компонент -преобразование, который реализуется в темах: «Городской ландшафт и качество жизни», «Дизайн и эстетика ландшафтов города - нравственные меры экологической культуры». Ориентирование как первый компонент предполагает актуализацию содержания и определение базы для изучения городского ландшафта (информационной, эмоционально-ценностной, деятельностной). В рамках данного компонента создаются ситуации, которые вызывают интерес к изучению городских ландшафтов и создают условия для восприятия последующих этапов. Формами и методами обучения в рамках этого компонента является беседа, урок работы с различными средствами обучения, экскурсия. Второй компонент направлен на включение учащихся в различную деятельность (диалоговую, коммуникативную, познавательную) и позволяет использовать методы познания для поиска причин, сущности и путей решения проблем городского ландшафта. Формами и методами обучения в рамках этого компонента является ролевое моделирование и различные практикумы, способствующие общению, взаимопониманию и экологической деятельности. Третий компонент - это определение собственного отношения, ценностной ориентации, обеспечивающий саморазвитию мотива и экологической деятельности. Форма обучения -поисковая исследовательская деятельность. Данный модуль обеспечивает логически последовательное, всестороннее изучение городского ландшафта.

Научную основу модуля составляют теоретические и прикладные аспекты экологического ландшафтоведения, связанного с изучением городских ландшафтов. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как аксиологической основы экологической культуры школьников.

Данный модуль способствует формированию коэволюционных ценностей, базирующихся на утверждении гармоничного, партнерского события человека и городского ландшафта.

Теория и методика использования коэволюционного потенциала ландшафта Нижнего Новгорода нами представлены в ряде исследований [3, 9, 15, 17, 18]. В них крупный мегаполис рассматривается как реальный объект социоприродной среды, изучение которого в геоэкологическом образовании обеспечивает становление коэволюционных ценностей.

Таким образом, формирования коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винокурова, Н.Ф. Биогеографический аспект изучения экологического краеведения в старших классах/ Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Е.Н. Нестерова //Биология в школе. -2013. - № 1. - С. 42-47.

2. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации. / Н.Ф. Винокурова // География в школе. - 2012. - № 5. - С. 21-26.

3. Глебова, О.В. Городские ландшафты как средство формирования экологической культуры. / О.В. Глебова// География и экология в школе XXI века. - 2004. - № 4. - С.48-52.

4. Грачев, В.А. Экологическая культура и ноосферное мировоззрение - основа решения экологических проблем / В.А. Грачев // Экологический ежегодник. - 2014. - №7. - С. 2-5.

5. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов / Д.Н. Замятин. - Спб.: Алетейя, 2003. - 331 с.

6. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - Спб.: Петрополис, 1996. - 415 с.

7. Каганский, В.П. Пространство в теоретической географии школы Б.Б. Родомана: итоги, проблемы, программа / В.П. Каганский // Изв. РАН, сер. географ. - 2009. - № 2. - С. 54-62.

8. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В.А. Глуздова, Н.Ф. Винокуровой, В.В.Николиной. -Н.Новгород: ВВГАС, 2002. - 79 с.

9. Кочуров, Б.И. Культура природопользования: научный и образовательный аспект / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова, В.М. Смирнова, О.В. Глебова, В.А. Лобковский // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168.

10. Кочуров, Б.И. Программа курса «Основы геоэкологии (для учащихся 9 класса общеобразовательной школы, 64 часа) / Б.И. Кочуров, Н.Ф. Винокурова. - 2002 - № 3. - 52 с.

11. Лещинская, В.В. Экологическая культура для устойчивого развития / В.В. Лещинская // Научные и технические библиотеки. - 2006. - №3. - С. 8.

12. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование / Н.М. Мамедов. - М. 1996. - 151 с.

13. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н. Моисеев - М.: МНЭПУ, 1995. - 64 с.

14. Николаев, В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн ландшафта: учебное пособие / В.А. Николаев - М.: Аспект - Пресс, 2003. - 176 с.

15. Природный комплекс большого города (ландшафтно-экологический анализ). / Э.Г. Коломыц, Г.С. Розеньерг, О.В. Глебова и др..- М.: Наука, 2000. - 286 с.

16. Смирнова, О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития// Вестник Мининского университета. - 2014. - № 2.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no6 (дата обращения: 23.03.2015).

17. Степанов, С.А. Рио +20 и модернизационный потенциал России: образовательный аспект / С.А. Степанов // Всетник экологического образования в России. - 2012. - №3. - С. 5-8.

18. Экология Нижнего Новгорода: Методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. -Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2002. - 44 с.

19. Я в городском ландшафте. Методическое пособие / под ред. Н.Ф. Винокуровой. -Н.Новгород: ВВАГС, 2002. - 68 с.

20. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

21. Ress, В. Bridging human and nature sciences inlandscape research / В. Ress, G. Tress, H. Decamps, A.-M. d'Hauteserre // Landscape and Urban Planning. - 2001. - № 57. - Р. 114-202.

22. Salter, C.L. Geographers. / C.L. Salter // The Cultural Landscape - 1974. - Vol. 64. - № 2197. -P. 189-192.

© Винокурова Н.Ф., Глебова О.В., Ефимова О.Е., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.