Научная статья на тему 'Научно-географические основы изучения природного и культурного наследия в школьной географии России'

Научно-географические основы изучения природного и культурного наследия в школьной географии России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
421
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НАУКА / ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ РОССИИ / КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кочуров Борис Иванович, Смирнова Оксана Владимировна

В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле культурно-экологического подхода и реализации идей культуры природопользования. Анализ исследований ученых-географов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества человека и природы, идею культуры природопользования. Выделены этапы изучения природного и культурного наследия в географической науке. Установлено, что изучение природного наследия основано на научных исследованиях геоэкологии, а культурное наследие изучается в рамках научного направления «культурная география». Выявлено, что сохранение природного и культурного наследия тесно связано с идеей рационального природопользования, выполнением норм и правил культуры природопользования. Данные идеи определяют главные методологические аспекты и методические особенности изучения природного и культурного наследия в школьной географии России, а также позволяют реализовать важнейшую воспитательную функцию школьной географии в формировании ответственного гражданина и патриота своей страны. Данные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьной географии России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кочуров Борис Иванович, Смирнова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND GEOGRAPHIC BASIS OF THE STUDY OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE SCHOOL OF GEOGRAPHY OF RUSSIA

The article discusses the scientific and geographical features of the study of natural and cultural heritage in line with the cultural-ecological approach and the implementation of the ideas of culture of nature management. The analysis of researches of scientists-geographers in the field of heritage study allowed to conclude that the key geo-ecological aspects of heritage associated with the notion of heritage as a unique cultural and environmental phenomenon, reflecting the idea of co-creation of man and nature, the idea of a cultural nature. The stages explore the natural and cultural heritage in the geographical science. It is established that the study of natural heritage based on scientific studies geo-ecology, and cultural heritage is studied in the framework of the scientific field of "cultural geography". It is revealed that the conservation of natural and cultural heritage closely linked to the idea of rational nature management, implementation of rules and regulations cultural resources management. These ideas define the main methodological and methodological aspects of the study of natural and cultural heritage in the school of geography of Russia, and also implement the most important educational function of the school of geography in the formation of a responsible citizen and patriot of his country. These ideas are important to use when studying natural and cultural heritage in the school of geography of Russia.

Текст научной работы на тему «Научно-географические основы изучения природного и культурного наследия в школьной географии России»

УДК 91 (07)

Б.И. КОЧУРОВ1, О.В. СМИРНОВА2

'Институт географии РАН, Москва, Российская Федерация

2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

НАУЧНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле культурно-экологического подхода и реализации идей культуры природопользования. Анализ исследований ученых-географов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества человека и природы, идею культуры природопользования. Выделены этапы изучения природного и культурного наследия в географической науке. Установлено, что изучение природного наследия основано на научных исследованиях геоэкологии, а культурное наследие изучается в рамках научного направления «культурная география». Выявлено, что сохранение природного и культурного наследия тесно связано с идеей рационального природопользования, выполнением норм и правил культуры природопользования. Данные идеи определяют главные методологические аспекты и методические особенности изучения природного и культурного наследия в школьной географии России, а также позволяют реализовать важнейшую воспитательную функцию школьной географии в формировании ответственного гражданина и патриота своей страны. Данные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьной географии России.

Ключевые слова: природное и культурное наследие, географическая наука, школьная география России, культурно-экологический подход, культура природопользования.

B. I. KOCHUROV1, O.V. SMIRNOVA2

' Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation 2Minin Nizhny Novgorod Statе Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

SCIENTIFIC AND GEOGRAPHIC BASIS OF THE STUDY OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE SCHOOL OF GEOGRAPHY OF RUSSIA Abstract. The article discusses the scientific and geographical features of the study of natural and cultural heritage in line with the cultural-ecological approach and the implementation of the ideas of culture of nature management. The analysis of researches of scientists-geographers in the field of heritage study allowed to conclude that the key geo-ecological aspects of heritage associated with the notion of heritage as a unique cultural and environmental phenomenon, reflecting the idea of co-creation of man and nature, the idea of a cultural nature. The stages explore the natural and cultural heritage in the geographical science. It is established that the study of natural heritage based on scientific studies geo-ecology, and cultural heritage is studied in the framework of the scientific field of "cultural geography". It is revealed that the conservation of natural and cultural heritage

closely linked to the idea of rational nature management, implementation of rules and regulations cultural resources management. These ideas define the main methodological and methodological aspects of the study of natural and cultural heritage in the school of geography of Russia, and also implement the most important educational function of the school of geography in the formation of a responsible citizen and patriot of his country. These ideas are important to use when studying natural and cultural heritage in the school of geography of Russia.

Keywords: natural and cultural heritage, geography, school geography, a cultural-ecological approach, culture management.

Государственный образовательный стандарт и концепция географического образования предполагают разностороннее изучение природного и культурного наследия в целях образования, воспитания и развития личности учащихся средствами школьной географии. Особая роль в изучении природного и культурного наследия принадлежит школьному курсу «География России», который предполагает раскрытие особенностей природы, населения и хозяйства нашей Родины и создает объективные основания для взаимосвязанного изучения природного и культурного наследия, формирования культуры личности, развития таких качеств как патриотизм, гражданственность. Отечественными географами (Ю.А. Веденин, Ал.А. Григорьев, В.Н. Калуцков, Е.Ю. Колбовский, В.П. Максаковский,

Н.В. Максаковский, В.В. Морозова, В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, П.М. Шульгин)

отмечается высокий культурно-экологический потенциал природного и культурного наследия познавательного, духовно-нравственного и праксиологического характера, который важно использовать в географическом образовании. Вместе с тем разрозненность базовых географических знаний о наследии влечет за собой серьезные трудности в методике его изучении и реализации в школьной практике. Основу таких знаний составляют исследования ученых-географов в области изучения вопросов природного и культурного наследия. Важно отметить, что интерес географов к объектам наследия проявился с самого момента становления географии в качестве самостоятельной дисциплины - с XVIII века. Длительное время на разных исторических этапах развития географии приоритет в изучении наследия отдавался отдельным культурным либо природным достопримечательным объектам. Существенным образом на изучении и охране природного и культурного наследия сказывалась государственная политика в области наследия, более или менее осознанно проводимая в России уже с XVIII века. В широкий научный обиход понятие «наследие» в России вошло на рубеже 80-х - 90-х годов XX века. Значительную роль в этом сыграла ратификация Россией в 1989 г. международной Конвенции о сохранении Всемирного Культурного и Природного наследия. Подписав Конвенцию, Россия зафиксировала тем самым значимость изучения, защиты и сохранения бесценного и невосполнимого наследия природы и культуры на своей территории. Современный этап стал этапом раскрытия многих запретных ранее пластов исторического прошлого, духовного возрождения и восстановления духовных памятников и святынь [14, с.35]. Ключевой особенностью географической науки данного периода является проявление ее значительного культурно-экологического потенциала, что выступило внутренним фактором реализации культурно-экологического подхода к изучению географических объектов и явлений (Ю.А. Веденин).

Реализация культурно-экологического подхода в научной географии на современном этапе опирается на теорию изучения «человековключающих» систем и потому предполагает

раскрытие диалектики природы, человека и результатов его деятельности в русле культурно-экологических образований, то есть изучение процесса окультуривания природно-антропогенной системы [4, с. 13]. Данные идеи в полной мере отражает природное и культурное наследие, которое, по сути, представляет собой культурно-экологический феномен и обеспечивает целостность функционирования экологических и культурологических принципов в географии. На сегодняшний день очевидным становится то, что изучение природного и культурного наследия географической наукой необходимо выстраивать во взаимосвязи природных и культурных компонентов наследия с человеком и окружающей средой, более того, в их пространственных и временных связях.

Экологический подход, в единстве с культурологическими идеями, обеспечивает становление новых научных направлений и областей географического знания, таких как геоэкология (С.Б. Лавров, Д.Л. Арманд, Ю.Д. Жекулин, Ю.Д. Дмитриевский, Ю.Н. Гладкий, Б.И. Кочуров, В.С. Преображенский, А.Г. Исаченко), культурная география (Ю.А. Веденин, Д.Н. Замятин, М.Н. Крылов, М.Е. Кулешова, О.А. Лавренова, Р.Ф. Туровский), этнокультурное ландшафтоведение (В.Н. Калуцков), экология культуры (Д.С. Лихачев). Эти направления (и в особенности культурная география) задают комплексную стратегию изучения и сохранения природного и культурного наследия на междисциплинарной основе при географическом доминировании. Важно отметить, что экологизация географической науки в русле культурологических идей определила управляющую роль человека в биосфере, ответственность человека за ее эволюцию, необходимость учета таких «неосязаемых факторов, как восприятие человеком окружающей его среды и качество жизни. При этом особая роль принадлежит природному и культурному наследию как неотъемлемой части окружающей человека среде, показателю ее качества.

В последнее десятилетие вопросы природного и культурного наследия в отечественной географии приобретают все большую актуальность. Специалисты-географы определяют наследие как фундаментальную географическую категорию, важнейшее условие для устойчивого, экологически сбалансированного развития всей планеты (В.П. Максаковский, Г.В. Сдасюк) [12], [15, с. 33].

Однако, до настоящего момента, теоретический фундамент природного и культурного наследия в географической науке остается еще не вполне разработанным, что существенным образом ограничивает результативность исследовательских работ, в том числе и в методике географии. На сегодняшний день в географической науке не существует общепризнанной формулировки понятия «природное и культурное наследие». Необходимо учитывать и тот факт, что изучение и сохранение наследия является одним из приоритетов государственной политики и рассматривается в соответствующих нормативных документах. Наиболее емким, на наш взгляд, является определение, имеющее непосредственно географическое основание, отражающее представление о структуре и территориальной организации природного и культурного наследия. Именно такую трактовку дает Ю.А. Веденин: «Природное и культурное наследие - это живая уникальная историко-культурная территория, обладающая особой ценностью для мира, страны, региона, где множество памятников истории, культуры и природы составляют единый комплекс и тесно связаны с живой культурой народа» [2, с. 5]. Данное определение исходит из средовой трактовки природного и культурного наследия, которая позволяет включать наследие в реальную окружающую человека среду, рассматривать природу, культуру и человека как носителя и «соавтора» наследия в их

неразрывном единстве. Рассмотрение природного и культурного наследия с точки зрения средового подхода обусловливает усиление аксиологической направленности его изучения [13, с. 10]. В этом смысле наследие рассматривается в качестве способа передачи культурной и природной информации - «диалога культур», специфической памяти и «генетического кода» выживания и дальнейшего развития общества. Ценностные аспекты изучения природного и культурного наследия определяют переориентацию вопроса «Что сохраним?» в новую плоскость «Что оставим?» [5, с. 6]. Культурно-экологический подход направляет процесс изучения природного и культурного наследия от изучения отдельных точечных объектов к их комплексному территориальному исследованию. Понятие «памятник» стало частным от понятия «природное и культурное наследие» [15, с. 38]. Рассмотрение не отдельного памятника, а всего комплекса наследия позволяет говорить еще об одной тенденции современного этапа - формировании системы историко-культурных и природных территорий (уникальных территорий) [15, с. 36]. Подобные территории определяются как особый целостный пространственный объект, где в традиционной природной и социально-культурной среде находятся природные и историко-культурные объекты исключительной ценности и значимости. На такой территории культура и природа формируют целостные образования, включающие разнообразные природные и культурные ландшафты, затронутые различной преобразовательной деятельностью человека, связанные с различными видами и формами новой и традиционной культуры [9, с. 98]. Во многих международных документах последних лет стали также использовать термин «территория наследия» (Heritage Area), отражающий пространственную привязку разного рода достопримечательных мест к конкретным условиям окружающей их среды - техногенной и природной, имея ввиду и наличие особого охранного статуса.

Исследования Б.И. Кочурова, А.Г. Исаченко, Ал.А. Григорьева [6; 8; 11] подтверждают, что изучение природного наследия в научной географии осуществляется в русле геоэкологии как нового научного направления развития географии, отражающего ее экологизацию. Как отмечается в исследованиях, понятие природное наследие, отражая взаимодействие человека с природной средой, несет высокий ценностный потенциал. Природное наследие рассматривается в системе знаний об особо охраняемых природных территориях, причем в последнее время акцентируется внимание на необходимости перехода в изучении природного наследия от единичных (точечных) объектов к их комплексному изучению на территориях различной масштабности. Это направление исследований природного наследия тесно переплетается с идеей создания культурно-природного каркаса по аналогии с экологическим. Культурное наследие является объектом изучения нового научного направления развития географии - культурной географии (Ю.А. Веденин, П.М. Шульгин, В.Н. Калуцков, М.В. Рагулина, Б.Б. Родоман). Объекты культурного наследия рассматриваются в русле культурной географии как культурный ландшафт. Природное наследие составляет основу, базис формирования культурного наследия, а культурное наследие, в свою очередь, является «вектором» культурно-исторического развития территории.

Современная концепция изучения и охраны культурного наследия исходит из представления об уникальных территориях и о культурных ландшафтах [1]. Фактически оптимальной и универсальной единицей познания наследия признается культурный ландшафт. С 1992 года культурный ландшафт официально признан объектом наследия и включен в качестве отдельной номинации в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Существует несколько концепций к изучению и сохранению культурных ландшафтов: ценностная (Ю.А. Веденин, М.Е. Кулешова, Р.Ф. Туровский), этнокультурная (Л.Н. Гумилев, В.Н. Калуцков, В.Л. Каганский), геоэкологическая (В.А. Николаев, В.С. Преображенский, Б.И. Кочуров). С геоэкологических позиций, главными отличительными чертами культурного ландшафта являются: гармонизация природной, социальной и производственной подсистем; оптимальное и устойчивое функционирование; минимизация деструктивных процессов; здоровая среда обитания; наличие постоянного мониторинга; антропогенное управление, охрана и уход; высокое эстетическое достоинство пейзажного облика [8]. Социальная составляющая в культурном ландшафте должна обладать высокой экологической культурой. Последняя особенность выступает предпосылкой реализации важнейшей задачи современного человечества - превращения большинства антропогенных ландшафтов в ландшафты культурные. От успешного решения этой задачи зависит переход к устойчивому развитию [8, с. 7]. Принципиально важную роль при этом должно сыграть школьное географическое образование, направленное на воспитание высококультурных людей для того, чтобы культурные ландшафты как объекты природного и культурного наследия окружали человека повсюду.

Так как основной причиной возникновения проблем сохранения наследия является несбалансированность отношений между обществом и природой (экологические проблемы), то важно, прежде всего, усваивать научно обоснованные пределы допустимого воздействия на природу. Поэтому сохранение наследия тесно связано с идеей рационального природопользования, научной основой которой выступает геоэкологическое знание. Важнейшим фактором достижения эффективного природопользования становится исполнение норм и правил (кодекса) культуры природопользования (Б.И. Кочуров).

Нерациональное и неэффективное природопользование при длительном воздействии на окружающую среду вызывает сверхпредельные нагрузки на природу, и чтобы не погибнуть, природа вынуждена «снимать» эти перегрузки, как она умеет, в кротчайшие сроки -катастрофами, авариями, часто губительными для всего живого. Задача эффективного природопользования - научить человечество преодолевать время своего существования, создавая и используя только современные, щадящие технологии пользования природой. Необходимо всем научиться существовать в гармонии с природой.

Культура природопользования - обретенные знания, умения, навыки освоения природы, определяющие уровень ответственного потребления природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности, направленной на формирование взаимощадящих технологий использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей человечества. Это научное направление, изучающее принципы рационального использования природных ресурсов, в том числе факторы антропогенных воздействий, в том числе факторы антропогенных воздействий на природу и их последствия для человека. Последствия техногенных нагрузок постоянно возрастают и уже угрожают существованию жизни. Культура природопользования как система запретов на безответственные вторжения в жизненное пространство должна стать реальной защитой настоящего и будущего жизни человечества и занять достойное место в перечне прав человека [10]. Без культуры природопользования нам не сохранить нашего наследия, без культуры природопользования нам не выжить. Данные аспекты мотивируют вовлечение людей в активную деятельность по изучению и сохранению наследия.

Рассмотренные научно-географические аспекты изучения природного и культурного наследия на наш взгляд, необходимо учитывать в школьном географическом образовании. Современный этап развития школьной географии предполагает использование культурно-экологического подхода при изучении природного и культурного наследия с целью формирования знаний в единстве с ценностными отношениями и активностью личности, что соответствует идеям становления человека культуры [13]. Таким образом, целью-идеалом в изучении природного и культурного наследия является становление географической и экологической культуры учащихся, а личностно-ориентированной целью - становление субъектного отношения учащихся к объектам наследия. Исходя из этого содержание о природном и культурном наследии в рамках школьной географии должно включать познавательный, нравственно-эстетический, практико-ориентированный и личностный компоненты, что реализует культурно-экологический потенциал природного и культурного наследия. Структурирование содержания должно отражать идеи системной дифференциации знаний и логико-дидактического анализа знаний в единстве с ценностными отношениями от мотивации к пониманию, оценке рефлексии и предполагать использование методов, комплексно воздействующих на все сферы сознания личности.

Природное наследие в рамках школьной географии необходимо изучать как особо охраняемые природные территории на основе геоэкологических знаний, отражающих экологизацию географии. Изучение культурного наследия должно опираться на исследования в области культурной географии и изучаться как культурный ландшафт, представляющий собой общественную и личностно-значимую, материальную и духовную ценность. Методологической основой взаимосвязанного изучения природного наследия и культурного наследия на определенной территории должен стать культурно-экологический подход.

Процесс изучения природного и культурного наследия в школьной географии должен включать четыре этапа, последовательно обеспечивающих созидание знаний и личностное развитие учащихся: мотивационно-ориентировочный, информационно-понятийный, оценочно-смысловой и рефлексивно-созидательный [13, с.10]. Важным условием достижения стратегической цели обучения при изучении наследия является обеспечение учителем интеграции содержания в рамках внеурочных курсов или кружков, что обеспечит включение учащихся в познавательную, коммуникативную и социально-значимую практическую деятельность по изучению и сохранению наследия. Изучение, поиск и охрана объектов наследия - благородная и содержательная задача для подрастающего поколения, и одновременно хорошая основа для развертывания экологического и патриотического воспитания в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веденин Ю.А. Проблемы формирования культурного ландшафта и его изучение // Вестник МГУ. Сер. Геогр. 1990. №1. С. 5-17.

2. Веденин Ю.А. Унаследовано не только для хранения, но и преумножения // Территория. 1994. №1. С. 5-6.

3. Вергунов А.П., Кулинская С.В., Мазуров Ю.Л. Влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия // Экология культуры: Альманах ин-та Наследия. М., 2000. С.163-179.

4. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии. СПб, 2004. С. 12-15.

5. Воронкова Л.П. Прикладные аспекты культурной экологии // Наука о культуре: итоги и перспективы. Науч.-информ. сб. Вып. 2. М., 2001. С. 2-6.

6. Григорьев Ал.А. Древнейшее освоение Северной Евразии. Географические аспекты. СПб., 2014. 284с.

7. Егоренков Л. И., Кочуров Б.И. Геоэкология. М., 2005. 320 с.

8. Исаченко А.Г. География в современном мире: Книга для учителя. М., 1998. 160 с.

9. Николаев В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестник МГУ. Сер. 5. Геогр. 2000. №6. С. 3-8.

10. Поздеева Н.В., Жуковин И.Б. Уникальные историко-культурные и природные территории как объекты изучения в курсе «Природное и культурное наследие» // Природное наследие и географическое краеведение Прикамья. 2 межрегион. науч.-практ. конф. Пермь, 2000. С.110-115.

11. Соколов А.Н., Кочуров Б.И. Критерии сравнения эффективности энергоресурсов, пределы роста, или «экономика кротких» // Проблемы региональной экологии. 2013. №1. С. 115-123.

12. Смирнова О.В., Пияшова С.Н. Природное и культурное наследие России. Учебное пособие для 8-9 классов. Н. Новгород: изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2005. 187 с.

13. Смирнова О.В., Коршунов М.Ю. Научные аспекты изучения природного и культурного наследия в интересах устойчивого развития // Вестник Мининского университета. 2015. №2 (10). С. 10.

14. Бадьин М.М., Варенов А.Л., Винокурова Н.Ф., Глебова О.В., Дмитриев А.И., Мартилова

H.В., Пияшова С.Н., Соткина С.А., Смирнова О.В., Зулхарнаева А.В., Февралева Н.И., Шевченко И.А. Современные ландшафты Нижегородской области // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. Т. 25. С. 196-200.

15. Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. М., 2002. 46 С.

16. Шульгин П.М. Культурный фактор в региональной политике // Экология культуры: Альманах института Наследия. М. 2000. С.35-43.

REFERENCES

I. Vedenin Yu.A. Problemy formirovanija kul'turnogo landshafta i ego izuchenie [Problems of formation of the cultural landscape and its study]. VestnikMGU. Ser. Geogr, 1990, no.1, pp. 5-17 (in Russian).

2. Vedenin Yu.A. Unasledovano ne tol'ko dlja hranenija, no i preumnozhenija [It inherited not only for storage, but also multiply]. Territorija, 1994, no. 1, pp. 5-6 (in Russian).

3. Vergunov A.P., Kulinskaja S.V., Mazurov Ju.L. Vlijanie jekologicheskih faktorov na sohranenie kul'turnogo nasledija [The impact of environmental factors on the preservation of cultural heritage]. Jekologija kul'tury: Al'manah in-ta Nasledija [Environmental Culture: Almanah of the Institute of Heritage]. Moscow, 2000, pp. 163-179. (In Russian)

4. Vinokurova N.F. Kul'turno-jekologicheskij podhod v modernizacii geograficheskogo obrazovanija [Cultural and ecological approach to the modernization of geographical education].

Teorija i metodika obuchenija geografii [Theory and Methods of Teaching Geography]. St. Petersburg, 2004, pp. 12-15 (in Russian).

5. Voronkova, L.P. Prikladnye aspekty kul'turnoj jekologii [Applied aspects of cultural ecology]. Nauka o kul'ture: itogi i perspektivy. Nauch.-inform. sb. Vyp. 2. [Science of Culture: results and prospects. Nauch.-inform. Sat. Vol. 2]. Moscow, 2001, no. 2, pp. 2-6 (in Russian).

6. Grigor'ev Al.A. Drevnejshee osvoenie Severnoj Evrazii. Geograficheskie aspekty [The earliest development of Northern Eurasia. Geographical aspects]. St. Petersburg, 2014. 284 p. (In_Russian)

7. Egorenkov L. I., Kochurov B.I. Geojekologija [Geoecology]. Moscow, 2005. 320 p. (In_Russian)

8. Isachenko A.G. Geografija v sovremennom mire: kniga dlja uchitelja [Geography in the modern world: teacher's book]. Moscow, 1998. 160 p. (In Russian)

9. Nikolaev V.A. Kul'turnyj landshaft - geojekologicheskaja sistema [Cultural Landscape -geoecological system]. VestnikMGU. Ser. 5. Geogr., 2000, no. 6, pp. 3-8 (in Russian).

10. Pozdeeva N.V., Zhukovin I.B. Unikal'nye istoriko-kul'turnye i prirodnye territorii kak obekty izuchenija v kurse «Prirodnoe i kul'turnoe nasledie» [The unique historical, cultural and natural areas as a learning objects in a course "Natural and cultural heritage"]. Prirodnoe nasledie i geograficheskoe kraevedenie Prikamja. 2 mezhregion. nauch.-prakt. konf. [Natural heritage and geographical regional studies Kama region. 2 Mezhregion. scientific-practical. conf]. Perm, 2000, pp. 110-115 (in Russian).

11. Sokolov A.N., Kochurov B.I. Kriterii sravnenija jeffektivnosti jenergoresursov, predely rosta, ili «jekonomika krotkih» [The criteria for comparison of energy efficiency, growth limits, or "economy meek"]. Problemy regional'noj jekologii, 2013, no.1, pp. 115-123 (in Russian). 12Smirnova O.V., Pijashova S.N. Prirodnoe i kul'turnoe nasledie Rossii. Uchebnoeposobie dlja 89 klassov [Natural and cultural heritage of Russia. Textbook for grades 8-9]. N. Novgorod, 2005. 187 p. (In Russian).

13. Smirnova O.V., Korshunov M.Ju. Nauchnye aspekty izuchenija prirodnogo i kul'turnogo nasledija v interesah ustojchivogo razvitija [The scientific aspects of the study of natural and cultural heritage for sustainable development]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 2 (10), pp. 10 (in Russian).

14. Bad'in M.M., Varenov A.L., Vinokurova N.F., Glebova O.V., Dmitriev A.I., Martilova N.V., Pijashova S.N., Sotkina S.A., Smirnova O.V., Zulharnaeva A.V., Fevraleva N.I., Shevchenko I.A. Sovremennye landshafty Nizhegorodskoj oblasti [Modern landscapes of Nizhny Novgorod Region]. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept, 2014, no. 25, pp. 196-200 (in Russian).

15. Kuleshova M.E. Upravlenie kul'turnymi landshaftami i inymi ob#ektami istoriko-kul'turnogo nasledija v nacional'nyh parkah [Managing cultural landscapes and other objects of historical and cultural heritage in national parks]. Moscow, 2002. 46 p. (In Russian)

16. Shul'gin P.M. Kul'turnyj faktor v regional'noj politike [The cultural factor in regional politics]. Jekologija kul'tury: Al'manah instituta Nasledija [Environmental Culture: Almanah Heritage Institute]. Moscow, 2000, pp. 35-43 (in Russian).

© Кочуров Б.И., Смирнова О.В., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Кочуров Борис Иванович - доктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт географии РАН, Москва, Российская Федерация, e-mail: inecol@mail.ru

Смирнова Оксана Владимировна - доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: geo grovs@yandex. ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Kochurov Boris Ivanovich - doctor of geographical Sciences, Professor, leading researcher, Institute of Geography, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation, e-mail: inecol@mail.ru

Smirnova Oksana Vladimirovna - associate Professor, Department of geography, geographical and geo-ecological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: geo grovs@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.