УДК 91 (07)
О.В. СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЬНОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
O.V. Smirnova
METODOLOGICHESKIE FOUNDATIONS FOR THE STUDY OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE SCHOOL OF GEOECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
В статье рассматриваются вопросы методологии изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании, направленные на развитие географической и экологической культуры учащихся средствами географического образования для устойчивого развития.
Ключевые слова: геоэкологическое образование, природное и культурное наследие, культурно-экологический подход, устойчивое развитие.
The article covers the methodology of study of natural and cultural heritage in the school of geo-ecological education aimed at the development of geographical and ecological culture of pupils by means of geographical education for sustainable development.
Keywords: geo-environmental education, natural and cultural heritage, cultural-ecological approach, sustainable development.
Переход к устойчивому развитию современного школьного образования существенно повышает интерес к проблемам изучения учащимися понятий и объектов реального социоприродного окружения, отражающих идею сотворчества человека и природы, обеспечивающих «диалог культур» прошлого с настоящим и будущим, позволяющих сохранить экологически сбалансированное развитие территорий. Одним из подобных объектов является природное и культурное наследие, заключающее в себе значительный экологический, культурологический, личностно-ориентированный смысл и выражающееся в таких категориях, как достояние, традиции, общественно и личностно значимая ценность. Изучение природного наследия базируется на экологизации школьной географии и опирается на научную область географических знаний - геоэкологию. В связи с этим природное наследие раскрывается в контексте системы особо охраняемых природных территорий, учебный материал обогащается такими геоэкологическими понятиями, как «экологическая ситуация», «экологический каркас территории». В основе изучения культурного наследия лежат идеи и понятия культурной географии и исторической географии, в том числе представление о культурном ландшафте. Данные методологические идеи реализованы в целостной авторской методической системе изучения природного и культурного наследия, что отвечает требованиям модернизации школьного геоэкологического образования в контексте устойчивого развития.
Методологической основой изучения природного и культурного наследия является культурно-экологический подход. Сущность данного подхода состоит в экологизации школьного курса географии в направлении становления культурной личности. Культурно-экологический подход предполагает целостное изучение природного и культурного наследия в коэволюционном единстве наследия с человеком и ориентирует методику изучения наследия в русло реализации идей экологизации, культурологического личностно-ориентированного образования. Учитывая принцип системности современной методики
образования, культурно-экологический подход реализуется в целевом, содержательном, процессуальном и результативно-оценочном компонентах методической системы изучения природного и культурного наследия (рисунок 1). Теоретико-методологический уровень методической системы отражает научные, психолого-педагогические и методические основы, представленные культурно-экологическим подходом, идеями экологического и культурологического личностно-ориентированного образования, экологизации географического образования в русле культуры, а также принципами их реализации в школьном геоэкологическом образовании.
Нами уточнены следующие принципы: природо- и культуросообразности, культурной самоидентификации, диалогичности, экологизации, культурно-историчческий, личностно-деятельностный, ценностно-смысловой, системной дифференциации, холистический, субъектности и социализации, создания и расширения культурно-значимой образовательной среды.
Принцип природо- и культуросообразности отражает культурно-экологическую направленность современного школьного географического образования. Он ориентирует стратегическую цель методической системы на становление географической и экологической культуры учащихся с учетом природных особенностей учащихся и их социализации в контексте культуры. В содержании данный принцип предполагает раскрытие природного и культурного наследия как среды, «питающей» и формирующей личность.
Принцип культурной самоидентификации определяет осознание учащимися своего «Я» с позиций уникальности природы и культуры территории, причастности к ее достоянию, а также отождествление себя с природным и культурным наследием как образцом, маркирующим не только общество, но и саму личность учащегося. Принцип обеспечивает реализацию алгоритма изучения природного и культурного наследия.
Принцип диалогичности понимается как создание педагогических ситуаций встречи личности с «Другим» (культурой, природой, человеком, событием), в результате чего устанавливаются созидающие связи, происходит взаимообогащение и культурное личностное развитие. Он отражает сущность культурологического личностно-ориентированного образования, направляя учебно-воспитательный процесс на созидание учащимися знаний, становление личностно значимых ценностей и смыслов. Диалогичность предполагает: раскрытие мира природного и культурного наследия в постоянном взаимодействии с личностью; переживание учащимися ценностей единения с природным и культурным наследием; сотрудничество как умение работать «в команде», взаимодействовать с другими; рефлексию как способность оценивать и анализировать ситуации и объекты наследия с позиций духовности, социальной и личностно значимой ценности; создание ситуаций, предполагающих различные виды диалога (мотивационный, самопрезентирующий, критический, рефлексивный, смыслотворческий, духовный), отражающие процесс становления человека культуры. Результатом являются уровни накопления диалогического опыта: индивидуально-познавательный (мотив коммуникативной деятельности), коллективно-аналитический (опыт сотрудничества), личностно-рефлексивный (приобщение к общезначимым ценностям).
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Научные основы Психолого-педагогические основы Методические основы
Геоэкология (система особо охра-няемых при-родных тер-риторий как природное наследие) Культурна я география (культурный ландшафт как культурное наследие)
-экологическое образование; -культурологическое личностно-ориентированное образование Экологизация школьной географии в русле культуры (Концепция, Стандарт, теория и методика географического образования)
Культурно-экологический подход
Принципы конструирования методической системы: природосообразности и культуросообразности, культурной самоидентификации, диалогичности, экологизации, культурно-исторический, личностно-деятельностный, ценностно-смысловой, системной дифференциации, холистический, субъектности и социализации, создания и расширения культурно-значимой образовательной среды
КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Целевой компонент С одержательный компонент Процессуальный компонент Результативно-оценочный компонент
Цель-идеал
Географическая и экологическая культура_
Цель-средство Планируемые результаты обучения
Цель-субъект
Субъектное отношение и
диалоговый опыт
Личностный
Практико-
ориентированны
й
Нравственно-эстетический
Познавательный
Мотивационно-ориентировочны й этап
Информационно-понятийный этап
Оценочно-смысловой этап
Рефлексивно-
созидательный
этап
-усвоение знаний (глубина, обобщенность, осознанность);
- развитие нравственного
и эстетического отношения; - развитие культурно-экологической активности (низкий, средний, высокий уровни);
- становление субъектного
отношения (индифферентное, социально значимое, личностно значимое)
- становление диалогового опыта (индивидуально-
познавательный, коллективно-аналитический, личностно-рефлексивный _уровни)_
Рисунок 1 - Методическая система изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития
Принцип экологизации отражает проникновение экологического подхода в методическую систему географического образования и предполагает выделение в содержании природного и культурного наследия познавательного, ценностного, практико-ориентированного и личностного компонентов, взаимосвязь географической и экологической культуры, обеспечивая требование становления человека культуры; использование методов, комплексно воздействующих на все сферы сознания личности. Данный принцип предполагает изучение природного наследия в контексте особо охраняемых природных территорий. Он влияет на структурирование содержания, предъявляя требование к раскрытию взаимодействия человека и природного и культурного наследия. Это обеспечивает взаимосвязь содержания с идеями геоэкологической науки, развивающейся в русле экологизации географии.
Культурно-исторический принцип предполагает рассмотрение культурного наследия как достояния, связи традиций прошлого с современностью. Этот принцип ориентирует отбор содержания на «диалог культур» и «эстафету поколений», позволяет раскрыть уникальность и специфику конкретных культурно-исторических пластов наследия территории, позволяет сохранить «нить времен» на основе теоретических идей культурной и исторической географии. Он ориентирует отбор содержания о культурном наследии на культурные ландшафты как результат «островков ноосферы», «сотворчества» человека и природы на конкретной территории. Принцип обеспечивает историческое означивание культурного наследия путем включения в содержание персоналий, топонимов и личностно-смысловых акцентов.
Личностно-деятельностный принцип предполагает включение учащихся в многообразную познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность по изучению природного и культурного наследия на основе личного опыта учащихся. Принцип реализует дидактическое положение о том, что культура и ценностные отношения не могут быть переданы другим или приняты от других в готовом виде -необходимо волевое, интеллектуальное, эмоциональное усилие индивида. Он обеспечивает развитие механизмов самореализации и самовыражения, культурного саморазвития и самосовершенствования учащихся при изучении и сохранении природного и культурного наследия.
Ценностно-смысловой принцип предполагает раскрытие природного и культурного наследия как совокупности материальных и духовных ценностей с точки зрения социального значения и личностного смысла. Важную роль этот принцип играет в становлении у учащихся этических и эстетических отношений, гражданских и патриотических чувств. При этом природное и культурное наследие выступает субъектом ценностных отношений учащихся. Данный принцип отражается в личностно -ориентированной цели методической системы и ориентирует изучение природного и культурного наследия на гармонию его научного познания и индивидуального духовно -нравственного развития школьников. Он имеет контекстный характер в структуре содержания и учитывается при построении последовательности изучения природного и культурного наследия в школьном курсе географии.
Принцип системной дифференциации определяет процессуальный компонент методической системы и предполагает становление знаний о природном и культурном наследии в единстве с ценностными отношениями к нему через мотивацию - понимание -оценку - рефлексию. Согласно принципу обучение начинается с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный характер и составляющих целостный образ-каркас, который в дальнейшем последовательно дифференциируется и на который поэтапно нанизываются более частные знания и конкретные примеры, его подтверждающие. Изучение заканчивается обобщением полученных знаний.
Холистический принцип отражает «вписанность» человека в окружающую его социоприродную среду с объектами природного и культурного наследия, идеи целосности
географии и предполагает изучение человека, природного и культурного наследия как сосуществующих компонентов социоприродной среды.
Принцип субъектности и социализации задает личностно-ориентированную цель методической системы и отражает сущность природного и культурного наследия как личностно-значимого феномена, личностный смысл которого постигается на основе проявления активности познавательного, коммуникативного, практического характера. Он определяет включение в содержание о природном и культурном наследии личностного компонента. Реализация данного принципа способствует осознанию учащимися своего места и роли в социоприродной среде, развивает чувство причастности к природному и культурному наследию, ответственности за него.
Принцип создания и расширения культурно-значимой образовательной среды определяет природное и культурное наследие в качестве реальной социоприродной образовательной среды, созидательной сферы учащихся, «погружение» в которую обеспечивает означивание каждой личностью наследия на уровне района, города, края, страны, мира. Принцип базируется на идее ландшафтного, биогеографического и этнокультурного разнообразия. Он реализует идею «игры масштабами», способствуя мотивации изучения и сохранения учащимися природного и культурного наследия в окружающей среде. Данный принцип направляет изучение наследия не только в рамках классно-урочной системы, но и в предпрофильной подготовке учащихся.
Отмеченные теоретико-методологические основания позволили сконструировать методическую систему изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в единстве целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент методической системы представлен целью-идеалом, целью-средством, личностно-ориентированной целью. Содержательный компонент включает познавательный, нравственно-эстетический, практико-ориентированный и личностный компоненты. Структурирование содержания осуществлялось на основе принципов холизма, системной дифференциации (Г.Н. Каропа) и логико-дидактического анализа знаний (М.К. Ковалевская). Спецификой содержания природного и культурного наследия является включение нравственно-эстетического компонента как контекстного. Изучение природного и культурного наследия осуществляется в соответствии с алгоритмом (знания о внешнем облике объектов, создающие образ природного и культурного наследия^знания об общественной значимости природного и культурного наследия^знания о природном и культурном наследии различных культурно-исторических эпох^-знания о географическом размещении природного и культурного наследия^знания о методах изучения природного и культурного наследия^знания о взаимодействии человека и наследия в окружающей среде^знания о путях сохранения и восстановления наследия) и реализуется на глобальном, региональном, локальном территориальных уровнях. Процессуальный компонент включает мотивационно-ориентировочный, информационно-понятийный, оценочно-смысловой и рефлексивно-созидательный этапы. Выбор методов обучения ориентирован на становление знаний в единстве с нравственными и эстетическими отношениями, практико-созидательной деятельности и соотносится со спецификой каждого. В связи с этим ведущее место в методике изучения природного и культурного наследия занимают методы, комплексно воздействующие на все сферы сознания личности (С.Д.Дерябо, В.В.Николина, В.А.Ясвин), а также различные виды диалога, обеспечивающие самоидентификацию, личностное культурное развитие учащихся. Результативно-оценочный компонент определил выбор критериев сформированности у учащихся знаний о природном и культурном наследии в единстве с ценностным отношением и к нему, культурно-экологической активности (Р.З.Апресян, С.В.Белова, А.И.Буров, С.Д.Дерябо, И.А.Колесникова, И.Я.Лернер, В.Н.Мясищев, В.А.Ясвин).
Разработанная методическая система изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в настоящее время успешно реализуется в общеобразовательных школах г.Н.Новгорода и Нижегородской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белова, С.В. Диалог - основа профессии педагога: учебно-методическое пособие / С.В.Белова. - М., 2002. - 148 с.
2. Винокурова, Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. -СПб, 2004. - С. 12-15.
3. Дерябо, С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 45-59
4. Каропа, Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г.Н. Каропа // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 28-34.
5. Ковалевская, М.К. Логико-дидактический анализ научного географического знания как метод построения учебного предмета / М.К. Ковалевская // Новое в педагогических науках. - М. - 1980. - №2. - С. 98-112.
6. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? / И.Я. Лернер. -М., 1978. - 48 с.
7. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М. -Воронеж, 1995. - 479 с.
8. Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учеб. пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. - Н. Новгород, 2002. - 72 с.
9. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000. - 456 с. © Смирнова О.В., 2014