Научная статья на тему 'Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития'

Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Оксана Владимировна

В статье рассматриваются вопросы методологии изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании, направленные на развитие географической и экологической культуры учащихся средствами географического образования для устойчивого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METODOLOGICHESKIE FOUNDATIONS FOR THE STUDY OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE SCHOOL OF GEOECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article covers the methodology of study of natural and cultural heritage in the school of geo-ecological education aimed at the development of geographical and ecological culture of pupils by means of geographical education for sustainable development.

Текст научной работы на тему «Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития»

УДК 91 (07)

О.В. СМИРНОВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина, e-mail: geogrovs@yandex.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЬНОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

O.V. Smirnova

METODOLOGICHESKIE FOUNDATIONS FOR THE STUDY OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE IN THE SCHOOL OF GEOECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT

В статье рассматриваются вопросы методологии изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании, направленные на развитие географической и экологической культуры учащихся средствами географического образования для устойчивого развития.

Ключевые слова: геоэкологическое образование, природное и культурное наследие, культурно-экологический подход, устойчивое развитие.

The article covers the methodology of study of natural and cultural heritage in the school of geo-ecological education aimed at the development of geographical and ecological culture of pupils by means of geographical education for sustainable development.

Keywords: geo-environmental education, natural and cultural heritage, cultural-ecological approach, sustainable development.

Переход к устойчивому развитию современного школьного образования существенно повышает интерес к проблемам изучения учащимися понятий и объектов реального социоприродного окружения, отражающих идею сотворчества человека и природы, обеспечивающих «диалог культур» прошлого с настоящим и будущим, позволяющих сохранить экологически сбалансированное развитие территорий. Одним из подобных объектов является природное и культурное наследие, заключающее в себе значительный экологический, культурологический, личностно-ориентированный смысл и выражающееся в таких категориях, как достояние, традиции, общественно и личностно значимая ценность. Изучение природного наследия базируется на экологизации школьной географии и опирается на научную область географических знаний - геоэкологию. В связи с этим природное наследие раскрывается в контексте системы особо охраняемых природных территорий, учебный материал обогащается такими геоэкологическими понятиями, как «экологическая ситуация», «экологический каркас территории». В основе изучения культурного наследия лежат идеи и понятия культурной географии и исторической географии, в том числе представление о культурном ландшафте. Данные методологические идеи реализованы в целостной авторской методической системе изучения природного и культурного наследия, что отвечает требованиям модернизации школьного геоэкологического образования в контексте устойчивого развития.

Методологической основой изучения природного и культурного наследия является культурно-экологический подход. Сущность данного подхода состоит в экологизации школьного курса географии в направлении становления культурной личности. Культурно-экологический подход предполагает целостное изучение природного и культурного наследия в коэволюционном единстве наследия с человеком и ориентирует методику изучения наследия в русло реализации идей экологизации, культурологического личностно-ориентированного образования. Учитывая принцип системности современной методики

образования, культурно-экологический подход реализуется в целевом, содержательном, процессуальном и результативно-оценочном компонентах методической системы изучения природного и культурного наследия (рисунок 1). Теоретико-методологический уровень методической системы отражает научные, психолого-педагогические и методические основы, представленные культурно-экологическим подходом, идеями экологического и культурологического личностно-ориентированного образования, экологизации географического образования в русле культуры, а также принципами их реализации в школьном геоэкологическом образовании.

Нами уточнены следующие принципы: природо- и культуросообразности, культурной самоидентификации, диалогичности, экологизации, культурно-историчческий, личностно-деятельностный, ценностно-смысловой, системной дифференциации, холистический, субъектности и социализации, создания и расширения культурно-значимой образовательной среды.

Принцип природо- и культуросообразности отражает культурно-экологическую направленность современного школьного географического образования. Он ориентирует стратегическую цель методической системы на становление географической и экологической культуры учащихся с учетом природных особенностей учащихся и их социализации в контексте культуры. В содержании данный принцип предполагает раскрытие природного и культурного наследия как среды, «питающей» и формирующей личность.

Принцип культурной самоидентификации определяет осознание учащимися своего «Я» с позиций уникальности природы и культуры территории, причастности к ее достоянию, а также отождествление себя с природным и культурным наследием как образцом, маркирующим не только общество, но и саму личность учащегося. Принцип обеспечивает реализацию алгоритма изучения природного и культурного наследия.

Принцип диалогичности понимается как создание педагогических ситуаций встречи личности с «Другим» (культурой, природой, человеком, событием), в результате чего устанавливаются созидающие связи, происходит взаимообогащение и культурное личностное развитие. Он отражает сущность культурологического личностно-ориентированного образования, направляя учебно-воспитательный процесс на созидание учащимися знаний, становление личностно значимых ценностей и смыслов. Диалогичность предполагает: раскрытие мира природного и культурного наследия в постоянном взаимодействии с личностью; переживание учащимися ценностей единения с природным и культурным наследием; сотрудничество как умение работать «в команде», взаимодействовать с другими; рефлексию как способность оценивать и анализировать ситуации и объекты наследия с позиций духовности, социальной и личностно значимой ценности; создание ситуаций, предполагающих различные виды диалога (мотивационный, самопрезентирующий, критический, рефлексивный, смыслотворческий, духовный), отражающие процесс становления человека культуры. Результатом являются уровни накопления диалогического опыта: индивидуально-познавательный (мотив коммуникативной деятельности), коллективно-аналитический (опыт сотрудничества), личностно-рефлексивный (приобщение к общезначимым ценностям).

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Научные основы Психолого-педагогические основы Методические основы

Геоэкология (система особо охра-няемых при-родных тер-риторий как природное наследие) Культурна я география (культурный ландшафт как культурное наследие)

-экологическое образование; -культурологическое личностно-ориентированное образование Экологизация школьной географии в русле культуры (Концепция, Стандарт, теория и методика географического образования)

Культурно-экологический подход

Принципы конструирования методической системы: природосообразности и культуросообразности, культурной самоидентификации, диалогичности, экологизации, культурно-исторический, личностно-деятельностный, ценностно-смысловой, системной дифференциации, холистический, субъектности и социализации, создания и расширения культурно-значимой образовательной среды

КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Целевой компонент С одержательный компонент Процессуальный компонент Результативно-оценочный компонент

Цель-идеал

Географическая и экологическая культура_

Цель-средство Планируемые результаты обучения

Цель-субъект

Субъектное отношение и

диалоговый опыт

Личностный

Практико-

ориентированны

й

Нравственно-эстетический

Познавательный

Мотивационно-ориентировочны й этап

Информационно-понятийный этап

Оценочно-смысловой этап

Рефлексивно-

созидательный

этап

-усвоение знаний (глубина, обобщенность, осознанность);

- развитие нравственного

и эстетического отношения; - развитие культурно-экологической активности (низкий, средний, высокий уровни);

- становление субъектного

отношения (индифферентное, социально значимое, личностно значимое)

- становление диалогового опыта (индивидуально-

познавательный, коллективно-аналитический, личностно-рефлексивный _уровни)_

Рисунок 1 - Методическая система изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития

Принцип экологизации отражает проникновение экологического подхода в методическую систему географического образования и предполагает выделение в содержании природного и культурного наследия познавательного, ценностного, практико-ориентированного и личностного компонентов, взаимосвязь географической и экологической культуры, обеспечивая требование становления человека культуры; использование методов, комплексно воздействующих на все сферы сознания личности. Данный принцип предполагает изучение природного наследия в контексте особо охраняемых природных территорий. Он влияет на структурирование содержания, предъявляя требование к раскрытию взаимодействия человека и природного и культурного наследия. Это обеспечивает взаимосвязь содержания с идеями геоэкологической науки, развивающейся в русле экологизации географии.

Культурно-исторический принцип предполагает рассмотрение культурного наследия как достояния, связи традиций прошлого с современностью. Этот принцип ориентирует отбор содержания на «диалог культур» и «эстафету поколений», позволяет раскрыть уникальность и специфику конкретных культурно-исторических пластов наследия территории, позволяет сохранить «нить времен» на основе теоретических идей культурной и исторической географии. Он ориентирует отбор содержания о культурном наследии на культурные ландшафты как результат «островков ноосферы», «сотворчества» человека и природы на конкретной территории. Принцип обеспечивает историческое означивание культурного наследия путем включения в содержание персоналий, топонимов и личностно-смысловых акцентов.

Личностно-деятельностный принцип предполагает включение учащихся в многообразную познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность по изучению природного и культурного наследия на основе личного опыта учащихся. Принцип реализует дидактическое положение о том, что культура и ценностные отношения не могут быть переданы другим или приняты от других в готовом виде -необходимо волевое, интеллектуальное, эмоциональное усилие индивида. Он обеспечивает развитие механизмов самореализации и самовыражения, культурного саморазвития и самосовершенствования учащихся при изучении и сохранении природного и культурного наследия.

Ценностно-смысловой принцип предполагает раскрытие природного и культурного наследия как совокупности материальных и духовных ценностей с точки зрения социального значения и личностного смысла. Важную роль этот принцип играет в становлении у учащихся этических и эстетических отношений, гражданских и патриотических чувств. При этом природное и культурное наследие выступает субъектом ценностных отношений учащихся. Данный принцип отражается в личностно -ориентированной цели методической системы и ориентирует изучение природного и культурного наследия на гармонию его научного познания и индивидуального духовно -нравственного развития школьников. Он имеет контекстный характер в структуре содержания и учитывается при построении последовательности изучения природного и культурного наследия в школьном курсе географии.

Принцип системной дифференциации определяет процессуальный компонент методической системы и предполагает становление знаний о природном и культурном наследии в единстве с ценностными отношениями к нему через мотивацию - понимание -оценку - рефлексию. Согласно принципу обучение начинается с усвоения школьниками знаний, имеющих обобщенный характер и составляющих целостный образ-каркас, который в дальнейшем последовательно дифференциируется и на который поэтапно нанизываются более частные знания и конкретные примеры, его подтверждающие. Изучение заканчивается обобщением полученных знаний.

Холистический принцип отражает «вписанность» человека в окружающую его социоприродную среду с объектами природного и культурного наследия, идеи целосности

географии и предполагает изучение человека, природного и культурного наследия как сосуществующих компонентов социоприродной среды.

Принцип субъектности и социализации задает личностно-ориентированную цель методической системы и отражает сущность природного и культурного наследия как личностно-значимого феномена, личностный смысл которого постигается на основе проявления активности познавательного, коммуникативного, практического характера. Он определяет включение в содержание о природном и культурном наследии личностного компонента. Реализация данного принципа способствует осознанию учащимися своего места и роли в социоприродной среде, развивает чувство причастности к природному и культурному наследию, ответственности за него.

Принцип создания и расширения культурно-значимой образовательной среды определяет природное и культурное наследие в качестве реальной социоприродной образовательной среды, созидательной сферы учащихся, «погружение» в которую обеспечивает означивание каждой личностью наследия на уровне района, города, края, страны, мира. Принцип базируется на идее ландшафтного, биогеографического и этнокультурного разнообразия. Он реализует идею «игры масштабами», способствуя мотивации изучения и сохранения учащимися природного и культурного наследия в окружающей среде. Данный принцип направляет изучение наследия не только в рамках классно-урочной системы, но и в предпрофильной подготовке учащихся.

Отмеченные теоретико-методологические основания позволили сконструировать методическую систему изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в единстве целевого, содержательного, процессуального и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент методической системы представлен целью-идеалом, целью-средством, личностно-ориентированной целью. Содержательный компонент включает познавательный, нравственно-эстетический, практико-ориентированный и личностный компоненты. Структурирование содержания осуществлялось на основе принципов холизма, системной дифференциации (Г.Н. Каропа) и логико-дидактического анализа знаний (М.К. Ковалевская). Спецификой содержания природного и культурного наследия является включение нравственно-эстетического компонента как контекстного. Изучение природного и культурного наследия осуществляется в соответствии с алгоритмом (знания о внешнем облике объектов, создающие образ природного и культурного наследия^знания об общественной значимости природного и культурного наследия^знания о природном и культурном наследии различных культурно-исторических эпох^-знания о географическом размещении природного и культурного наследия^знания о методах изучения природного и культурного наследия^знания о взаимодействии человека и наследия в окружающей среде^знания о путях сохранения и восстановления наследия) и реализуется на глобальном, региональном, локальном территориальных уровнях. Процессуальный компонент включает мотивационно-ориентировочный, информационно-понятийный, оценочно-смысловой и рефлексивно-созидательный этапы. Выбор методов обучения ориентирован на становление знаний в единстве с нравственными и эстетическими отношениями, практико-созидательной деятельности и соотносится со спецификой каждого. В связи с этим ведущее место в методике изучения природного и культурного наследия занимают методы, комплексно воздействующие на все сферы сознания личности (С.Д.Дерябо, В.В.Николина, В.А.Ясвин), а также различные виды диалога, обеспечивающие самоидентификацию, личностное культурное развитие учащихся. Результативно-оценочный компонент определил выбор критериев сформированности у учащихся знаний о природном и культурном наследии в единстве с ценностным отношением и к нему, культурно-экологической активности (Р.З.Апресян, С.В.Белова, А.И.Буров, С.Д.Дерябо, И.А.Колесникова, И.Я.Лернер, В.Н.Мясищев, В.А.Ясвин).

Разработанная методическая система изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в настоящее время успешно реализуется в общеобразовательных школах г.Н.Новгорода и Нижегородской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белова, С.В. Диалог - основа профессии педагога: учебно-методическое пособие / С.В.Белова. - М., 2002. - 148 с.

2. Винокурова, Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования / Н.Ф. Винокурова // Теория и методика обучения географии. -СПб, 2004. - С. 12-15.

3. Дерябо, С.Д. Феномен субъектного восприятия природных объектов // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 45-59

4. Каропа, Г.Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании школьников / Г.Н. Каропа // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 28-34.

5. Ковалевская, М.К. Логико-дидактический анализ научного географического знания как метод построения учебного предмета / М.К. Ковалевская // Новое в педагогических науках. - М. - 1980. - №2. - С. 98-112.

6. Лернер, И.Я. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? / И.Я. Лернер. -М., 1978. - 48 с.

7. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М. -Воронеж, 1995. - 479 с.

8. Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учеб. пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. - Н. Новгород, 2002. - 72 с.

9. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000. - 456 с. © Смирнова О.В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.