Научная статья на тему 'Формирование глобального экологического мышления: теоретико-методологичекие основы и образовательная практика'

Формирование глобального экологического мышления: теоретико-методологичекие основы и образовательная практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ГЛОБАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / GLOBAL ENVIRONMENTAL THINKING / ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / GLOBAL ENVIRONMENTAL PROBLEMS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРИНЦИП ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / THE PRINCIPLE OF GLOBAL ENVIRONMENTAL THINKING / УЧЕБНЫЙ КУРС "МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ ЛОКАЛЬНО" / THE TRAINING COURSE "THINK GLOBALLY ACT LOCALLY"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Зулхарнаева Анастасии Васильевна

Статья посвящена разработке теоретико-методологических и методических оснований проблемы формирования глобального экологического мышления в школьном экологическом образовании как одного из условий устойчивого развития. На основе философских, научных, психолого-педагогических основ разработаны целевой, содержательный, процессуальный и технологический компоненты учебного курса «Мыслить глобально действовать локально». Данный курс реализует глобальный, проблемный, экогуманистический, компетентностный подходы и принцип глобального экологического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Зулхарнаева Анастасии Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GLOBAL ENVIRONMENTAL THINKING: THEORETICAL METHODOLOGICAL FOUNDATIONS AND EDUCATIONAL PRACTICE

The article is devoted to the development of the theoretical, methodological and methodological foundations of the problem of the formation of global ecological thinking in school environmental education as one of the conditions for sustainable development. On the basis of philosophical, scientific, psychological and pedagogical foundations, the target, substantive, procedural and technological components of the training course "Think globally act locally" have been developed. This course implements a global, problematic, eco-humanitarian, competence approach and the principle of global environmental thinking.

Текст научной работы на тему «Формирование глобального экологического мышления: теоретико-методологичекие основы и образовательная практика»

посвященной 65-летию УГНТУ, 2013. - С. 43-46.

2. Вильданова Н.Г., Имаева Э.Ш. Пути формирования межкультурной коммуникации будущего РЯ-специалиста // Современный РЯ: теория, практика, образование. Материалы XI Международной науч.-практич. конф-ции, посвященной 20-летию профессионального образования по связям с общественностью в Республике Башкортостан, 2017. - С. 46-49.

3. Вильданова Н.Г., Имаева Э.Ш. Целесообразная и грамотная речь как залог эффективного общения // Проблемы современного педагогического образования. - г. Ялта: Изд-во ГПА ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2017. - №54-3. - С. 17-24.

4. Вильданова Н.Г. Речевая коммуникация: практикум: учебное пособие / Н.Г. Вильданова, Х.Н. Исмагилова, И.К. Ковалева. - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. - 123 с.

5. Вильданова Н.Г. Речевая коммуникация: теория: учебное пособие / Н.Г. Вильданова, Х.Н. Исмагилова, И.К. Ковалева. - Уфа: РИЦ УГНТУ, 2013. - 248 с.

6. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности // Учебное пособие. -СПб.: Общество «Знание», 1999.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасии Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация. Статья посвящена разработке теоретико-методологических и методических оснований проблемы формирования глобального экологического мышления в школьном экологическом образовании как одного из условий устойчивого развития. На основе философских, научных, психолого-педагогических основ разработаны целевой, содержательный, процессуальный и технологический компоненты учебного курса «Мыслить глобально - действовать локально». Данный курс реализует глобальный, проблемный, экогуманистический, компетентностный подходы и принцип глобального экологического мышления.

Ключевые слова: устойчивое развитие, глобальное экологическое мышление, глобальные экологические проблемы, компетентностный подход, принцип глобального экологического мышления, учебный курс «Мыслить глобально - действовать локально».

Annotation. The article is devoted to the development of the theoretical, methodological and methodological foundations of the problem of the formation of global ecological thinking in school environmental education as one of the conditions for sustainable development. On the basis of philosophical, scientific, psychological and pedagogical foundations, the target, substantive, procedural and technological components of the training course "Think globally - act locally" have been developed. This course implements a global, problematic, eco-humanitarian, competence approach and the principle of global environmental thinking.

Keywords: Sustainable development, global environmental thinking, global environmental problems, competence approach, the principle of global environmental thinking, the training course "Think globally - act locally."

Введение. Система образования XXI века названа стратегически важной сферой человеческой деятельности, которой отведена опережающая роль в решении глобальных проблем с целью выживания и устойчивого развития человечества.

Глобальные экологические проблемы как новая социальная реальность выступают императивом обновления современной образовательной системы, поскольку именно образование сыграло существенную роль в становлении и развитии утилитарно-потребительского, природопокорительного общества, транслируя в будущее технократические знания, ценности, способы мышления и деятельности. При этом возникает диссонанс между потребностями ориентации образования на идеи устойчивого развития и реальным доминированием технократичности и социальной апатии в изучении и решении глобальных экологических проблем. Специалисты отмечают, что «сегодня дефицит глобального экологического мышления во многом становится чем-то вроде ржавчины в теле многотонной бомбы, оставленной в центре города во время войны». Всеюдность проявления глобальных экологических проблем как факторов повышенного риска диктует приоритетность известного логического тезиса «Мыслить глобально, действовать локально» [14, 11].

В ходе решения этих задач при формировании глобального мышления учитывалось неразрывное единство идей устойчивого развития и глобализации. Идея устойчивого развития явилась как реакция на проблемы, инициированные глобализацией, в т.ч. глобальным кризисом личности, поэтому будущее человечества без сбалансированного, устойчивого развития, в т.ч. на основе экологической культуры, глобального мышления и консолидированных компетентных действий, не возможно. В связи с этим концептуальную основу курса составили теория и методология глобального экологического образования, предполагающего формирование глобального экологического мышления, средствами которого возможно разрешение экологических проблем человечества средствами образования [14, 13].

Формулировка цели статьи. Цель исследования состоит в разработке методики формирования глобального экологического мышления в экологическом образовании.

Задачи:

- разработка философских, научных и психолого-педагогических основ формирования глобального мышления;

- обоснование методических основ формирования глобального экологического мышления, включающих целевой, содержательный, процессуальный, технологический, компоненты;

- разработка профильного экологического курса «Мыслить глобально - действовать локально», отражающего теоретические и методические основания глобального экологического мышления.

Изложение основного материала статьи. При разработке методики формирования глобального экологического мышления нами учитывались и реализовывались философские, научно-географические, психологопедагогические основы экологического образования. Философские основы предполагают актуализацию мировоззренческой функции образования, поскольку истоки глобальных проблем лежат внутри, а не вне человека. Поэтому решение глобальных проблем должно исходить из осознания личностью себя как субъекта всемирно-исторического процесса с ценностными ориентациями на идеи ноосферы, коэволюции и устойчивого развития. Эти выводы подтверждают, что глобальные экологические проблемы имеют «человеческое измерение», а их разрешение связано с утверждением гуманизма. Причем гуманизм рассматривается не только применительно к индивидуальным потребностям личности, но и в контексте перспектив выживания всего человечества. А это требует от личности адекватного познавательного механизма - глобального экологического мышления. В основе такого мышления лежит понимание противоречивого чувства человечества и природы Земли в пространственно-временном аспекте, целостности глобальных экологических проблем, их опасности и необходимости совместных усилий для их решения. Причем экологические противоречия имеют социальные и гносеологические причины, развиваются в преобразовательной и познавательной сферах, затрагивают этические и эстетические аспекты, поэтому гармонизация взаимоотношений человека и природы должна быть проведена на нескольких уровнях: познавательном, ценностном, деятельностно-практическом. На познавательном уровне причины и поиск путей решения глобальных экологических проблем связываются с развитием науки. Общетеоретическим основанием их изучения является глобалистика [11, 14].

Научно-географические основы отражают ведущие тенденции развития классической науки: экологизация, проблемность, изучение интегральных человекоразмерных систем», гуманизация, глобализм, культурологичность. Центральное место в содержании курса должно отводиться проблемной ориентации знаний, системе экологических коэволюционных ценностных ориентаций познавательного, этического и эстетического характера, оценочно-рефлексивному и поведенческому аспектам. Содержание должно быть проблемно ориентировано и построено в логике раскрытия экологических проблем как результата взаимодействия человечества и природы Земли и идей экоразвития. Важно учитывать пространственную панорамность проявления глобальных экологических проблем: на региональном, локальном уровнях во временном аспекте. Это обеспечивает ретроспективу, а также реализацию идеи игры масштабами, что отражает известный тезис «мыслить глобально - действовать локально», вынесенный в название учебного курса [5].

Теоретическую основу методики формирования глобального экологического мышления также составили психолого-педагогические идеи о глобальном воспитании, в основе которых лежит признание личности как субъекта глобального геокультурного пространства с ценностными ориентациями на идеи выживания человечества и способностью к активной деятельности по изучению и предотвращению глобальных проблем. Основываясь на выше изложенном, уточнены основные подходы и принципы, которые учитываются при разработке методики формирования глобального экологического мышления. Важную роль имеют компетентностный, проблемный, экогуманистический и глобальный подходы. Компетентностный подход направлен на развитие общекультурных глобальный компетенций во взаимодействии с природой Земли у каждого человека единого человечества. Он определяет необходимость развития системы мотивационных, коммуникативных, информационно-познавательных, ценностно-нормативных, практико-созидательных компетенций, заданных по отношению к глобальным проблемам и процессу глобализации в целом, обеспечивающих развитие глобального экологического мышления как интеллектуально-нравственного и деятельностного механизма решения глобальных экологических проблем. Проблемный и экогуманистический подходы способствуют проблемно-ориентированному структурированию содержания о глобальных экологических проблемах как результата противоречия между человеком и природой. Причем все названные подходы на основе комплиментарного взаимодействия объединяются вокруг глобального подхода, который детерминирует реализацию в методике адекватного механизма понимания, оценивания и решений глобальных экологических проблем.

К числу специфических принципов данного курса отнесены: принцип глобального мышления; принцип проблемной интеграции, принцип пространственной панорамности, принцип глобальной этики, принцип консолидированных локальных действий. Более подробно раскроем принцип глобальногоэкологического мышления, поскольку он является системообразующим среди названных принципов.

Принцип глобальногоэкологического мышленияпредполагает уточнение сущности и компонентов глобального мышления, особенностей их формирования в познавательном цикле. Учитывая, что глобальное экологическое мышлениерассматривается как интеллектуально-нравственно-созидательный механизм выживания человечества [1, 2, 5], его сущность нами рассматривается в единстве четырех компонентов: онтологического, гносеологического, аксиологическогои праксиологического. Это раздвигает границы детерминирования «гносеология — мышление» и обеспечивает связь принципа глобального экологического мышления с принципами, отражающими аффективную и волевую сферы сознания личности. Онтологический компонент создает информационную емкость мышления, включает знания: о целостности экосферы и глобальных экологических проблем; исторических этапах противоречивого единства человечества и природы Земли в культурно-историческом контексте; экологических последствиях и путях решения экологических проблем. Это позволяет раскрыть процесс глобализации деятельности человека, «эффект бумеранга» на примере различных культурно-исторических этапов, что способствует развитию чувства исторической преемственности, ретрорефлексии, а также осуществлению прогноза на основе исторической аналогии и идей альтернативных цивилизаций. В этот компонент включены также знания о географии и особенностях проявления глобальных экологических проблем, учения, законы и закономерности, характеризующие противоречивое единство человечества и природы Земли.

Содержательной единицей онтологического аспекта является понятие «глобальная экологическая проблема». Данное понятие предполагает переход от объектно-предметного знания к проблемно-ориентированному. Этот переход осуществляется на основе принципов проблемной интеграции и пространственной панорамности, которые соответственно отражают диалектику саморазвития глобальных экологических проблем и их пространственную иерархичность. Следуя этим принципам, разработана

проблемно-ориентированная структура содержания курса «Мыслить глобально, действовать - локально», которая включает инвариантный и вариативный блоки содержания. Инвариантный блок отражает рефлексивную модель экологических отношений человечества и природы Земли и предполагает следующую логику изучения глобальных экологических проблем:универсальная ценность геосфер — виды воздействия человека на геосферы — изменение геосфер — экологические последствия - пути решения экологических проблем. Такое построение обеспечивает связь категории «проблема» с категориями «потребности», «противоречия», «деятельность», «цели», что соответствует теории проблем как особой области знаний [5, 10, 11]. Вариативный блок научного содержания обеспечивает понимание взаимопереходов пространственных рангов экологических проблем (глобальный, региональный, локальный), осознание единства геоэкологического пространства как основ развития «троп связного пространственного мышления» [10].

Гносеологический компонент глобального экологического мышления отражает способы, виды и стили мышления. В зависимости от способов познания различают образно-ассоциативное и логическое, практическое и теоретическое виды мышления. Специалисты отмечают особую значимость образно-ассоциативного мышления при смене его стилей, в нашем случае, в переходе от технократического к экологическому мышлению.

Обобщение содержания глобальных экологических проблем предполагает формирование особого стиля мышления [11]. В экологический стиль глобального мышления включены как его относительно устойчивые черты (системность, причинность, историзм, дополнительность), так и динамические элементы, к которым относятся дисциплинарная и проблемная стилевые установки. Для дисциплинарной стилевой установки характерны такие черты мышления как территориальность, глобальность, конкретность, комплексность, прогностичность, социальность, гуманизм.

Проблемная стилевая установка является ведущей. С ней связаны такие черты глобального экологического мышления, как диалектичность, рефлексивность, креативность, альтернативность.

Выделение таких черт глобального экологического мышления, как территориальность, глобальность, конкретность, обеспечивающих пространственную панорамность мышления, отражает его связь с географическим мышлением, предполагает необходимость при их формировании «играть масштабами», подчеркивая связь общего, особенного и уникального. Развитие комплексности и системности как черт глобального мышления связано с синтетической стороной познания, характеризующегося восхождением от абстрактного общего к конкретному всеобщему. Поэтому здесь доминируют методы синтеза, дедукции, обобщения. Эти черты обеспечивают ориентацию на целостное изучение экосферы и глобальных проблем человечества с учетом их взаимосвязи [1].

Прогностичность, социальность и гуманизм глобального экологического мышления связаны с ориентацией на будущее в контексте идей устойчивого развития, а также с глобальным моделированием экологического развития, вероятностным и нормативным прогнозированием.

Для становления таких черт глобального мышления, как рефлексивность и креативность необходимо создание соответственно рефлексивной среды (проблемная ситуация, диалог, необходимость выбора и критической оценки) и креативной среды (совокупность условий, обеспечивающих совпадение мотива и цели деятельности, что позволяет выйти за пределы заданного и осуществить личностный поиск решения проблемы).

Диалектичность глобального экологического мышления развивается при «многомерном» анализе глобальных экологических проблем: «анализ через синтез» [12], «многоаспектное узнавание» [6], разностороннее рассмотрение объекта [9]. Диалектичность предполагает построение модели содержания глобальной экологической проблемы как отражение логической последовательности ее саморазвития.

Аксиологический компонент глобального экологического мышления включает ценностные основы решения глобальных экологических проблем, которые задают смысл и идеалы любой деятельности. Они существуют в форме мировоззренческих идей, концепций и понятий, несущих ценностнонормативную нагрузку. Ведущими мировоззренческими идеями решения глобальных экологических проблем являются:идея ноосферы, идеи коэволюции и устойчивого развития. Они отражают новую мировоззренческую парадигму во взаимодействии человечества и природы Земли, предполагающую переход от идеологии борьбы и покорения к гармоничному сосуществованию, со-бытию. Эти идеи формируют базовую аксиологическую концепцию изучения и преодоления глобальных экологических проблем — экологический гуманизм. В связи с этим экологический гуманизм рассматривается как системообразующая черта глобального экологического мышления. Она, отражая ценностный аспект, предполагает включение смысла познания и решения глобальных экологических проблем в систему ведущих жизненно-смысловых ценностных ориентиров развивающейся личности.

Праксиологический компонент глобального экологического мышления учитывает, что экологическая проблема может быть рассмотрена как реальная жизненная ситуация, требующая практического действия.

Рассмотренная система теоретико-методологических основ, определяет целевой, содержательный, процессуальный и технологический аспекты методической системы учебного курса «Мыслить глобально -действовать локально» [5].

Целевые ориентиры курса целесообразно рассмотреть в триединстве: цель-идеал, цель-средство и цель-субъект. Цель-идеал, или стратегическая цель, определяется как формирование экогуманистического мировоззрения. Отметим, что «эко» означает осознание учащимися приоритета экологических интересов человечества над технократичными, зависимости жизнеобеспечения человечества от экологического состояния окружающей среды, необходимости экологически обоснованных ограничений в природопользовании. Гуманизм в этом контексте означает проявление общечеловеческого начала, утверждение универсальной значимости общечеловеческого бытия, ориентацию на гуманистические цели и ценности в выборе решения. Для гуманистически ориентированного образования характерна гармония общественного и личного. Для достижения этой гармонии цель-идеал конкретизируется до цели-средства и личностно-ориентированной цели. Цель-средство ориентирует на формирование глобального экологического мышления как интеллектуально-нравственно- созидательного механизма изучения и решения глобальных экологических проблем.

Цель-субъект отражает совокупность мотивационной, ценностно-нормативной, информационно-познавательной, коммуникативной, практико-созидательной компетенцией, составляющих основу глобальной модели общекультурной компетентности [3].

Задачи курса:

1. Развитие мотивы изучения и решения глобальных экологических проблем.

2. Обобщение и творческое развитие знаний о целостности экосферы, глобальных экологических проблемах в контексте диалектики взаимодействия человека и природы.

3. Развитие черт глобального экологического мышления.

4. Развитие ценностных ориентаций, отражающих идеологию устойчивого развития.

5. Развитие коммуникативных компетенций.

6. Развитие потребности и умений действовать локально, изучая и решая экологические проблемы на местном уровне.

Содержание учебного курса, интегрируясь вокруг понятия «экологическая проблема», имеет проблемно-ориентированный характер. Экологическая проблема, взаимодействуя с понятиями и терминами, создает систему, обеспечивающую ее функционально полное раскрытие. Понятийно- терминологическое ядро содержания глобальных экологических проблем создает условия для проблемного познания истинной противоречивости на основе перехода полюсов антиномии друг в друга. Придание одним и тем же компонентам природы качественно противоположных сущностных характеристик (ресурс - используй, а условия - сохраняй) позволяют выявить противоречивое единство потребностей человека и осознать причины их возникновения как результат смещения равновесия потребностей в сторону ресурсопользования [6, 7].

Опредмеченные в компонентах природы проблемы представлены в содержательном блоке «сущность». Логическим звеном, соединяющим блоки «причина» и «сущность» является природопользование, усугубляющим фактором которого является демографическая проблема. Блок «эффект бумеранга», раскрывая экологические последствия для человека проявлений экологических проблем, создаст условия для рефлексии на индивидуальноличностном и родовом уровнях. Операционно-деятельностную основу для рефлексии создает моделирование, прогнозирование, научные гипотезы и проекты. Они же служат и вербально-логическим основанием для усвоения и осознания идей устойчивого развития [2].

Вариативный компонент структурно-логической модели основывается на единстве пространственных уровней проявления глобальных экологических проблем во временном аспекте. Особо подчеркнем, что время как история бытия человеческого рода является важным фактором преемственности, ретрорефлексии, саморазвития. Изучение родового развития человечества в единстве с природой позволяет понять причины и сущность экологических проблем прошлого, множество путей гармоничного единства, расцвета и упадка цивилизаций. Это создает условия для развития чувства исторической преемственности, понимания своей исторической роли и ответственности за существование жизни и разума на Земле. В связи с этим в вариативный блок содержания вводятся не только территориальные уровни проявления экологических проблем, отражающие пространственный аспект, но и понятия «экологический кризис», «экологические революции», соответствующие временному аспекту.

В основу процессуального компонента положена идея последовательного взаимодействия компонентов глобального экологического мышления от мотивационно-ориентировочного этапа к теоретико-познавательному и практико-консолидирующему. Отметим, что аксиологический компонент глобального экологического мышления представлен на всех этапах контекстно. В соответствии с процессуальным компонентом построена структура содержания учебного курса.

Во «Введении» дается представление о глобальной экологии, глобальном мышлении, гражданине мира. Введение выполняет мотивационно- ориентировочную роль.

Раздел I «Глобальное единство» и Раздел II «Геосферы Земли и деятельность человека» соответственно, раскрывают целостность экосферы, особенности проявления экологических проблем в истории развития цивилизации и сущность современных глобальных проблем человечества, выполняют теоретико-познавательную роль. Последний раздел «Стратегия и механизмы выживания человечества» выполняет практико-консолидирующую роль.

Технологический компонент учебного курса раскрывается в модульной организации учебного процесса по формированию глобального экологического мышления. Каждую тему курса изучается в единстве трех блоков: познавательного, коммуникативного и практического. Познавательный блок отражает теоретические основы содержания, коммуникативный - предполагает включение учащихся в диалог, средствами дискуссий, диспутов, дебатов, практический - в практико-созидательную проектную деятельность по решению локальных проявления глобальных экологических проблем (на территории своей местности).

Учебный курс имеет особый методический аппарат, включающий рубрики разработанных заданий: «Авторитетное мнение», «Это важно знать», «Размышляю, понимаю, осознаю», «Выражаю свое отношение», «Участвую в диалоге» «Исследую, оцениваю, созидаю», каждая из которых направлена формирование и развитие соответствующих компетенций (мотивационной информационно-познавательной,ценностно-нормативной коммуникативной, практико-созидательной) глобальной модели общекультурной компетентности.

Выводы. Формирование глобального экологического мышления призванное обеспечить устойчивое развитие, является фактором модернизации системы образования в направление его глобализации и экологизации. Глобальное экологическое образование предполагает нацеленность на будущее, когда будущее каждого человека связано с будущим всей планеты. При этом оно предполагает вооружение учащихся комплексными знаниями о причинах, сущности, путях решения глобальных экологических проблем, осуществление перехода от глобальных знаний к глобальному мышлению, присвоению общечеловеческих ценностей и от них к глобальным солидарным действиям. Данный процесс обеспечивается введением в учебный процесс курса «Мыслить глобально - действовать локально», в основе которого лежит принцип глобального экологического мышления. Данный принцип задает ориентир всей методической системе курса в направление формирования набора компетенций учеников как составляющей основу глобальной модели общекультурной компетентности. Содержание курса носит проблемно-ориентированный характер, его структура определяется логикой изучения экологических проблем. Процессуальный компонент курса представлен мотивационно-ориентировочным, теоретико-познавательным и практико-консолидирующим этапами, в рамках которых реализуются педагогические технологии модульного обучения, диалоговые,

проектные. Разработан методический аппарат курса, включающий рубрики заданий, обеспечивающих развитие компетенций глобальной модели общекультурной компетентности.

Учебный курс «Думать глобально - действовать локально» реализуется в рамках профильного экологического образования в школе. Разработан, апробирован и издан комплекс учебно-методического обеспечения учебного процесса по формированию глобального экологического мышления: концепция и программа курса, учебное пособие, электронный учебник [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8].

Литература:

1. Винокурова Н.Ф. Глобальное экологическое образование: вектор педагогических инноваций для устойчивого будущего. / Н.Ф. Винокурова, Н.В. Мартилова. // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 19.

2. Винокурова Н.Ф. Методологические основы конструирования системы культурно-экологических модулей как средства формирования культуры природопользования / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 1-1. - С 129-132.

3. Винокурова Н.Ф. Методологические основы общекультурной компетентности и методика их реализации в профильном географическом образовании. / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева, В.В. Николина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 170.

4. Винокурова Н.Ф. Особенности духовно-нравственного воспитания в экологическом образовании. / Н.Ф. Винокурова, Н.В. Мартилова // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2015. - № 1 (140). - С. 101-104.

5. Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М, 2000. - 45 с.

6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология/С.Д. Дерябо В.А. Ясвин, - Ростов - на - Дону, 1996. - 480 с.

7. Зулхарнаева А.В. Последовательность формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов: психолого-педагогические и методические аспекты. / А.В. Зулхарнаева, Н.Ф. Винокурова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 26. (электронный ресурс. Режим доступа: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/posledovatelnost-formirovaniya-ekogumanisticheskog/

8. Зулхарнаева, А.В Педагогические технологии формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии. / Н.Ф. Винокурова, А.В. Зулхарнаева. // Современные наукоемкие технологии. -2016. - № 2-3. - С. 486-490.

9. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание 1981. - 96 с.

10. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема / М.К. Мамардашвилли // Вопросы философии. - 1990. - № 10. - С. 3-18

11. Мамедов Н.М. Культурные предпосылки становления экологической цивилизации /«Вестник Международной академии наук. Русская секция» - 2012, №1. - (Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.heraldrsias.ru/online/2012/1/213. (дата обращения 16.17.2017)

12. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир./С.Л. Рубинштейн. - М., 1997. - 191 с.

13. Степин B.C. О философских основаниях синергетики / В.С. Степин // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс - традиция, 2007 - С. 97 - 102.

14. Стратегия ООН для устойчивого развития в условиях глобализации. - М.: РАЕН, 2015.

Педагогика

УДК 378.17

кандидат наук по физическому воспитанию и споту, доцент Воронин Денис Михайлович

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); студентка 4 курса профиля «Физическая культура» Азарова Анастасия Евгеньевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ

Аннотация. Данная работа посвящена анализу авторской методики оздоровительной гимнастики для школьников с нарушениями осанки. Рассмотрены основные физиологические механизмы влияния оздоровительной гимнастики на организм школьника. Определен алгоритм и формы проведения занятий оздоровительной гимнастикой, проведен формирующий эксперимент с исследованием функциональных показателей.

Ключевые слова: оздоровительная гимнастика, осанка, функциональные тесты, методика. Annotation. This work is devoted to the analysis of the author's method of improving gymnastics for schoolchildren with posture disorders. Describes the main physiological mechanisms of the influence of recreational gymnastics for the student body. The algorithm and the form of classes recreational gymnastics, conducted a formative experiment with the study of the functional indicators.

Keywords: health-improving gymnastics, posture, functional tests, methodology.

Введение. Одним из важных показателей здоровья и развития ребенка является осанка. Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без избыточного мышечного напряжения. В случаях перегрузки одних и тех же мышечных групп, и их утомления нарушается равномерная тяга мышц, что может привести к изменению величины лордоза или кифоза, бокового искривления позвоночника. При частом повторении этих состояний они фиксируются, что вызывает нарушения осанки и влечет за собой перераспределение мышечного тонуса, ослабление мышц, снижение рессорной функции позвоночника, изменения в деятельности главных систем организма. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нарушению нормальной деятельности органов брюшной полости способствует слабость мышц живота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.