3. Винокурова, Н.Ф., Чебурков, Д.Ф., Краева, Ю.Р. Формирование исследовательских компетенций у учащихся в контексте идей устойчивого развития средствами географо-краеведческого кружка // Н.Ф. Винокурова, Д.Ф. Чебурков, Ю.Р. Краева. - Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 1. - С. 61-64.
4. Дьюи, Д. Школы будущего / Д. Дьюи, Э. Дьюи // Народное образование. - 2000. - № 8. - С. 244-270.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.
6. ФГОС ООО // Электронный ресурс: https://fgos.ru/ Дата обращения: 01.11.2019.
7. Хаиртдинова А.А. Методические рекомендации. Научно-исследовательская работа в школе / А.А. Хаиртдинова. - Нефтекамск: 2012. - 22 с.
Педагогика
УДК 372. 891
доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант Николаева Светлана Вячеславовна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРИШКОЛЬНОГО ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
Аннотация. В статье раскрывается методика реализации потенциала пришкольного геоэкологического лагеря в формировании ответственного отношения учащихся к природе. Материалы статьи имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку могут быть использованы в практике экологизации школьной географии с целью формирования экологически значимых качеств личности.
Ключевые слова: ответственное отношение к природе, экологическое образование , геоэкологическое образование.
Annotation. The article reveals the methodology for realizing the potential of circle activities in the formation of students' responsible attitude to nature by means .The materials of the article are not only theoretical, but also of practical importance, since they can be used in the practice of ecologization of school geography in order to form environmentally significant personal qualities.
Keywords: responsible attitude to nature, environmental education, geo-environmental education.
Введение. На современном этапе развития общества особенно остро встает проблема экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Оно рассматривается на сегодняшний день как приоритетное направление обновления всех образовательных систем в контексте идеи устойчивого развития [2].
Данное направление развития образования нашло поддержку в ряде международных и российских документов, касающихся образования воспитания молодежи в области окружающей среды, которые были приняты на Конференции ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.); отражены в Законе «Об образовании» и требованиях ФГОС основного общего образования. Особое внимание выше указанных документов, уделяется повышению у подрастающего поколения уровня ответственного отношения к природе.
Цель данного исследования: изучить особенности формирования ответственного отношения к природе средствами летнего пришкольного геоэкологического лагеря. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие «ответственное отношение к природе»;
рассмотреть особенности внеурочной деятельности на примере летнего пришкольного геоэкологического лагеря;
создать методическую разработку программы летнего пришкольного геоэкологического лагеря в контексте формирования ответственного отношения к природе.
Изложение основного материала статьи. Понятие «ответственное отношение» многогранное и многоуровневое, оно может проявляться отношением учащегося к самому себе, отношением к обществу людей, отношением ко всем природным объектам. В результате анализа исследований педагогов И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, выявлено, что ответственное отношение предполагает не только наличие у каждого человека определённых знаний и убеждений, необходимых для обеспечения сохранения окружающей среды, но и определяется реальным вкладом человека в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, наносящих ей ущерб [8].
Особая роль в становлении эколого-ориентированных духовно- нравственных качеств личности принадлежит географии как науке и образовательной области. В результате экологизации географии возникло новое научное и образовательное направление - геоэкология и геоэкологическое образование. В исследованиях Н.Ф. Винокуровой разработаны ключевые методологические подходы, которые реализуются в геоэкологическом образовании. К этим подходам отнесены : ландшафтно- средовой, экогуманистический, культурно- экологический, аксиологический. В контексте раскрытия нашей темы приоритетное значение имеет ландшафтно- средовый подход.
Понятие «ответственное отношение» в данной работе рассматривается как нравственная и социальная категория, тесно связанная с категориями совести, долга, в контексте работ Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой, О.И. Исайкова, раскрывающих теорию и методику духовно- нравственного воспитания, а также этапы формирования ответственного отношения к природе: мотивационно- ориентировочный, интеллектуально- ценностный, деятельностно- поступочный [4, 5].
Для того чтобы расширить диапазон научных и творческих увлечений учащихся, недостаточно одной учебной деятельности. Очень важно, чтобы данная работа проводилась и во внеурочной деятельности,
эффективность которой зависит не только от правильного отбора ее содержания, но и от технологий, используемых в педагогическом процессе [2, 3].
В последнее время, одной из приоритетных форм внеурочной деятельности, является летний пришкольный геоэкологический лагерь, в рамках которого учащихся можно включить в различный виды деятельности.
В нашей программе геоэкологического легеря мы используем методику применения технологии проектов в обучении, разработанную в исследованиях В.В. Николиной [7].
В программе данного лагеря представлена методика формирования ответственного отношения к природе у учащихся при изучении ландшафта своего края на основе комплементарности этапов формирования, содержания программы пришкольного геоэкологического лагеря, видов проектов по способу деятельности и конкретным проектом. Данный курс , реализуя ландшафтно- средовый подход, направлен на достижение цели, связанной с формированием ответственного отношения к природе у учащихся как важнейшего направления устойчивого развития территории и идеи коэволюции природы и общества.
Каждый раздел изучается в соответствии с этапами формирования ответственного отношения к природе: мотивационно- ориентировочный, интеллектуально- ценностный, деятельностно- поступочный, в контексте работ Н.Ф. Винокуровой, А.А. Лощиловой, О.И. Исайкова [2, 4, 5]. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мой край Березополье - родная Богородская земля» Введение.
Что такое ландшафт, виды ландшафтов. Ландшафт Березополья. Географическое положение территории.
Раздел 1 Природные особенности ландшафта
Тема 1.Природная кладовая моего края: вчера и сегодня
Литосфера, полезные ископаемые.
Проблемная ситуация Как человек влияет на природные богатства своего края? Проект Грозит ли оползень окскому берегу? Тема 2.Воздух, которым мы дышим
Воздух, температура воздуха, измерения температуры воздуха. Качество воздуха. Уровень загрязненности воздуха. Источники влияния на атмосферу.
Проблемная ситуация. - От чего зависит температура воздуха? Проект - Атмосфера и человек. Тема З.Вода и мое здоровье.
Реки, озера и родники Брезополья. Значение воды. Водные ресурсы ландшафта, их значение. Проблемы малых рек и родников.
Проблемная ситуация- Хватит ли нам чистой воды?
Проект- Экскурсионно-краеведческий маршрут по водным объектам с. Доскино. Тема 4. Удивительный мир почвы
Почва ее значение. Образования почв. Изучение почв. Плодородие почв ландшафта. Экологические проблемы земельного фонда.
Проблемная ситуация- Почему почву называют зеркалом ландшафта? Проект- Почва- зеркало ландшафта «Березополье». Тема 5. Растения и животные ландшафта.
Животные и растения Березополья. Их изучение, изменение видового разнообразия. ООПТ - коренной берег реки Оки.
Проблемная ситуация- Растения и животные в прошлом и настоящем. Проект- Охраняемые растения и животные ландшафта. Тема 6. Мы в ответе за свою малую родину.
Что значит быть ответственным, ответственное отношение к природе как качество личности. Ответственность перед будущими поколениями за сохранение малой родины. Проблемная ситуация- Что значит быть ответственным? Проект - Мы в ответе за малую родину Раздел 2. Культурные особенности ландшафта Тема 1.История освоения ландшафта.
Первоначальное заселение территории ландшафта. Особенности развития территории ландшафта.
Проблемная ситуация- Каковы особенности развития ландшафта Березополья?
Проект- Топонимика ландшафта Березополья.
Влияние Второй мировой войны на экосистему Березополья
Тема 2.Памятники культурного и природного наследия Березополья.
Понятие культурное и природное наследие. Памятники истории и природы на территории ландшафта. Проблемная ситуация- Почему мы должны бережно относиться к памятникам природного и культурного наследия?
Проект - Альбом- «Памятники культурного и природного наследия Березополья» Раздел 3. Социально- экономические особенности ландшафта Тема 1. Березополье - край ремесел.
Предпосылки природы для развития ремесел на территории ландшафта. Топонимика как источник сведений о прошлом края. Первые экологические кризисы Березополья.
Проблемная ситуация- Как природа ландшафта повлияла на развитие ремесел в Березополье? Проект - Ремесла вчера, сегодня, завтра. Тема 2. Березополье. Мой край сегодня
Природно-ресурсный потенциал современного ландшафта. Основные виды деятельности человека. Проблемная ситуация- Как человек влияет на территорию сегодня?
Проект - Я и природа родного края. (Выполнение фоторабот, зарисовок, написание сочинений передающих особенности природы ландшафта) Раздел 4 Будущее ландшафта.
Итоговый проект «Учимся жить в согласии с природой: моя экологическая ответственность». Создание модели «Будущее ландшафта»
Этапы Содержание кружка (раздел, тема) Вид проекта по способу деятельности Проект Содержание этапов проекта (система заданий для учащихся в рамках реализации проекта)
Введение 5 ч. Раздел 1. Природные особенности ландшафта 30 час.
1. Мотива-ционно-ориентировочный 2. Интеллек-туально-цен-ностный 3. Деятель-ностно-поступоч- ный 1. Природная кладовая моего края: вчера и сегодня (5 час) 1.2. Как человек влияет на природные богатства своего края? 1.3. Человек -господин или друг природы? Познавательный проект Практико-ориентированный проект Исследовательский проект Человек -господин или друг природы? 1. Выявите значение полезных ископаемых для человека. Их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей березополья. 2. Выявите влияние человека на минеральные ресурсы березополья. 3. Какие изменения происходят с добычей полезных ископаемых в настоящее время, предположите дальнейшее развитие событий. 4. Предложите пути решения данной проблемы. Результат представьте в виде буклета «Природные богатства и человек».
Раздел 2. Культурные особенности ландшафта (10 час.)
1. Мотива-ционно-ориентировочный 2. Интеллек-туально-цен-ностный 2. Воздух, которым мы дышим (5 час.) 3. Вода и мое здоровье (5 час.) 4. Удивительный мир почвы(5 час.) 5. Растения и животные края (5 час.) 6. Природа моего родного края в опасности (5 час.) Познавательный проект Практико-ориентированный проект Природа моего родного края в опасности 1. Выявите значение компонентов ландшафта для человека. Их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей березополья. 2. Выявите влияние человека на природные компоненты ландшафта-березополья. 3. Какие изменения происходят с природными компонентами ландшафта в настоящее время, предположите дальнейшее развитие событий. 4. Предложите пути решения данной проблемы.
З.Деятель-ностно-поступоч-ный Исследовательский проект Результат представьте в виде презентации «Природные компоненты ландшафта и человек».
Раздел 3. Социально- экономические особенности ландшафта (10 час.)
1. Мотивационно-ориентировочный 2. Интеллек- туально-цен- ностный 1. Березополье - край ремесел (5 час.) 1.2. Заселение территории Березополья 2. Березополье-современность.( 5 час.) Познавательный проект Практико-ориентированный проект Социально- экономии- ческая картина ландшафта 1. Выясните основные виды ремесел Березополья, как их развитие повлияло на заселение данной территории. 2. Известно, что данный ландшафт осваивался в разное время разными народами, как данный процесс изменил ландшафт. 3. Спрогнозируй как будет выглядеть ландшафт в будущем исходя из
современных видов
деятельности человека на
данной территории.
3. Деятель- Исследовате-
ностно- льский проект
поступоч-
ный
Раздел 4. Будущее ландшафта (20 час.)
1. Мотива- 1. Выявите значение
ционно- Познава- ландшафта для человека. Его
ориенти- тельный проект влияние на жизнь и
ровочный. Итоговый хозяйственную деятельность людей березополья.
2. Интеллек- проект «Учимся жить в 2. Выявите влияние человека на
туально-цен- Практико- ландшафт-Березополья.
ностный ориентированный проект согласии с природой: моя экологическая ответственность» 3. Какие изменения происходят с ландшафтом в настоящее время, предположите дальнейшее развитие событий. 4. Предложите пути решения данной проблемы.
3. Деятель-
ностно- Исследовате-
поступоч- льский проект
ный
Выводы. При изучении понятия «ответственное отношение к природе» и этапов его формирования в рамках летнего пришкольного геоэкологического лагеря нами выявлено, что данная форма внеурочной деятельности способствует формированию ответственного отношения к природе на основе различных видов деятельности: познавательной, коммуникативной, проектной. Формирует систему личностно-значимых геоэкологических знаний, отражающих природную и социально-экономическую уникальность родного края . Развивает умение оценивать влияние различных видов хозяйственной деятельности человека на качество окружающей среды с помощью доступных методик, осуществлять прогноз и проектирование экологических мероприятий. Способствует формированию субъективного опыта принятия экологически целесообразных решений.
Литература:
1. Бойченко Ю.А., Лукашова О.П. Проектная деятельность как элемент экологического образования в школьной географии // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012.№ 1 (21)
2. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образования и наука. 2016. №5 (134). С. 25-40.
3. Винокурова Н.Ф., Спиридонова С.О., Ершова К.В., Козлова А.А. Формирования ответственного отношения к природе у учащихся при изучении курса «География» (6 класс) // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25877 (дата обращения: 10.11.2018).
4. Исайков О.И. Нравственное воспитание учащихся при изучении курса «География России»: на примере 8 класса: дисс....канд.пед.наук:13.00.02 / Исайков Олег Игоревич; [Место защиты: Нижегор. гос. пед.ун-т]. - Нижний Новгород, 2010. - 174 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/349
5. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС // Известия Волгоградского государственного университета. 2018. №6 (129). С. 66-73.
6. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1984
7. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002. - №6. -С. 37-43.
8. Отношение школьников к природе / Под ред.: И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Педагогика, 1999