Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURE OF NATURE MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / GEOECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Макарихина Светлана Олеговна, Щенникова Юлия Эвальдовна

В статье раскрывается методика реализации потенциала школьного краеведческого геоэкологического кружка в формировании культуры природопользования. Материалы статьи имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку могут быть использованы в практике экологизации школьной географии с целью формирования экологически значимых качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна, Макарихина Светлана Олеговна, Щенникова Юлия Эвальдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE CULTURE OF NATURE USE IN THE SCHOOL LOCAL LOCAL GEOECOLOGICAL CIRCLE

The article reveals the method of realizing the potential of the school local history geo-ecological circle in the formation of a culture of nature management. The materials of the article are not only theoretical, but also practical, since they can be used in the practice of ecologization of school geography in order to form environmentally significant personal qualities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ»

5 Горина Е.Е., Бушуева А.А., Кузнецова Е.А., Винникова И.С. Финансовая грамотность в Нижегородской области: проблемы и перспективы // Современный ученый. 2017. № 6. С. 146-149.

6. Кильпикова О.В., Овчаренко В.А. Дискуссионные методы активного обучения // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 16. - C. 22-25.

7. Крымова И.П., Дядичко С.П. Качество современного экономического образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции / Оренбургский гос. ун-т. Оренбург: ОГУ, 2014. С. 1743-1746.

8. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

9. Шпилева М.В. Дискуссионные методы активного обучения в преподавании экономических дисциплин // Стратегии и тенденции современного образования. 2014. № 1. С. 22-26.

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Географии, географического и геоэкологического образования» Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Макарихина Светлана Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант 1 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Щенникова Юлия Эвальдовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОМ КРУЖКЕ

Аннотация. В статье раскрывается методика реализации потенциала школьного краеведческого геоэкологического кружка в формировании культуры природопользования. Материалы статьи имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку могут быть использованы в практике экологизации школьной географии с целью формирования экологически значимых качеств личности.

Ключевые слова: культура природопользования, экологическое образование, геоэкологическое образование.

Annotation. The article reveals the method of realizing the potential of the school local history geo-ecological circle in the formation of a culture of nature management. The materials of the article are not only theoretical, but also practical, since they can be used in the practice of ecologization of school geography in order to form environmentally significant personal qualities.

Keywords: culture of nature management, environmental education, geo-ecological education.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19- 013-00749 Код конкурса А)

Введение. Формирование культуры природопользования в школьном географическом краеведении отражает современный этап его экологизации, который соотносится с активной разработкой теоретических и методических основ экологического образования и воспитания в контексте культурологической парадигмы.

Экологическое образование и воспитание рассматривается в современных кризисных экологических условиях как систематизирующий фактор модернизации образования в контексте новой системы коэволюционных ценностей, гармонизации и оптимизации природопользовательской деятельности (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, Н.Н. Моисеев, Н.Н. Родзевич, Н.С. Касимов, Н.Ф. Винокурова, В.В. Николина) [1]. Так, академик Н.С. Касимов отмечает, что рациональное природопользование является своеобразным мостом человечества в будущее. Основу такого природопользования составляют важные нравственные качества человека: культура, ответственность, долг, любовь. [5] Идея взаимосвязи качеств личности и результатов его природопользовательской деятельности была сформулирована ещё в ХХ веке [6], актуальна она и сегодня. В последние годы в русле этой идеи актуализируется исследования, связанные с формированием культуры природопользования как экологоориентированного качества личности, обеспечивающего решение экологических проблем и переход к устойчивому развитию (Н.С. Касимов, Н.Ф. Винокурова, Б.И. Кочуров, В.М. Смирнова, Г.С. Камерилова) [2, 3].

Значительную роль в формировании культуры природопользования играет геоэкологическое образование, возникшее в процессе экологизации географического образования. Важность формирования у учащихся культуры природопользования на краеведческом материале неоднократно подчеркивалась учеными, исследовавшими данную проблему.

Цель данного исследования: изучить особенности формирования культуры природопользования учащихся средствами школьного краеведческого геоэкологического кружка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) изучить понятие «культура природопользования»;

2) рассмотреть особенности формирования культуры природопользования средствами геоэкологического кружка;

3) создать методическую разработку программы школьного краеведческого геоэкологического кружка в контексте формирования культуры природопользования.

Изложение основного материала статьи. Формирование культуры природопользования является приоритетным направлением развития отечественной науки и образования. На основе анализа и обобщения научных и педагогических исследований выявлены особенности культуры природопользования.

В научных исследованиях подчеркивается, что если сегодня обостряется экологический кризис, связанный с увеличивающимся антропогенным давлением на природу, то возникает проблема новой культуры, которая базируется на критическом переосмыслении таких мировоззренческих универсалий как «природа» и «человеческая деятельность» в контексте эффективности и рациональности природопользования [3]. Отмечается, что важным аспектом решения этой проблемы является формирование культуры природопользования. В этом контексте в географо-экологических исследованиях разработана инновационная методология перехода от мира потребления к миру кротких на основе формирования культуры природопользования [3]. Становление культуры природопользования рассматривается как важнейший способ адаптации социума к экологическим ограничениям и как ключевой фактор перехода к устойчивому развитию регионов различного территориального ранга [2].

В современной кризисной экологической ситуации культура природопользования, выполняя разнообразные функции, обеспечивает переход человечества на путь устойчивого развития: познавательно-информационная функция, нормативно-ценностная (нравственно-эстетически) функция, адаптивно-творческая функция, проектно-прогностическая функция, коммуникативно-конструктивная функция [2]. Реализация названных функций культуры природопользования в различных направлениях и формах жизнедеятельности общества - адекватный ответ на вызовы постиндустриального общества. Очевидно, что образованию в формировании культуры природопользования отведена центральная роль [1, 7]. Ведь образование - это введение человека в мир культуры. Оно является социальным способом исследования проблем трансляции и приращения культуры.

География как наука и учебный предмет имеет большой потенциал в формировании культуры природопользования, поскольку изучает взаимодействие человека и природы на различных территориальных уровнях. Краеведческий уровень дает значительные возможности комплексно воздействовать на познавательную, эмоционально-ценностную и волевую сферы сознания личности, изучить проблемы регионального природопользования «и мыслью, и сердцем», что является условием эффективности процесса формирования у обучающихся культуры природопользования.

Методологическое основание формирования культуры природопользования составляет совокупность системно-структурного, личностно-деятельностного и культурологического подходов. Системно-структурный подход к определению особенностей культуры природопользования позволяет вычленить ценностно-нормативный, онтологический, гносеологический и праксиологический аспекты, что отражает многообразие концепций культуры, а также необходимость при её формировании комплексно воздействовать на все сферы сознания личности. Эта структура, разработанная в наших исследованиях, положена в основу отбора содержания [2]. Личностно-деятельностный подход предполагает реализацию идеи личности как субъекта деятельности при разработке проблемы формирование культуры природопользования средствами школьного краеведческого геоэкологического кружка. Этот подход ориентирует методику кружка на включение обучающихся в разнообразную личностно-значимую деятельность по изучении экологии и географии своего края. Культурологический подход реализует идею культурного освоения человеком действительности, которая раскрывается в определенной последовательности: от культурно-адаптационного этапа к культурно-смысловому и далее к культурно-творческому. Более подробная характеристика отмеченных подходов представлена в ряде наших работ [1, 2, 7].

Методологические основания позволяют сформулировать особенности культуры природопользования. Под культурой природопользования нами понимается личностное и социально-значимое качество личности. Она формируется в единстве познания, переживания и действия по рациональному использованию природно-ресурсного потенциала территории в контексте идей устойчивого развития.

Школьный курс географии при его экологизации обладает существенным потенциалом для формирования культуры природопользования учащихся при изучении родного края. Вместе с тем этот геоэкологический потенциал часто реализуется недостаточно, фрагментарно. Большие возможности при формировании культуры природопользования имеет геоэкологический краеведческий кружок. Таким образом, одним из приоритетных направлений географического образования является формирование культуры природопользования в области геоэкологического краеведения средствами кружка.

Нами разработана программа школьного геоэкологического кружка для учащихся 8 класса «Культура природопользования» с использованием проектной технологии. При организации проектной деятельности обучающихся мы используем исследования В.В. Николиной по методике применения технологии проектов в обучении [4].

Данный курс, реализуя культурологический подход, направлен на достижение цели, связанной с формированием культуры природопользования учащихся как важнейшего фактора устойчивого развития территории и идеи коэволюции природы и общества.

Каждый раздел курса изучается в соответствии с этапами формирования культуры природопользования: культурно-мотивационный, культурно-смысловой, культурно-творческий, в контексте работ Н.Ф. Винокуровой, А.В. Зулхарнаевой, Б.И. Кочурова.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Культура природопользования»

Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Большое внимание уделяется практическим занятиям, доля самостоятельной работы учащихся также высока. При изучении нового материала ученики пользуются различными средствами обучения и методами работы. Занятия предполагают выполнение заданий в различной форме обучения: индивидуальной, групповой, фронтальной.

Введение.

Природопользование: понятие, сущность, структура. Понятие рационального и нерационального природопользования. Исторический характер природопользовательской деятельности. Экологические проблемы: в чем их причины?

Проблемная ситуация.Что такое культура природопользования и зачем она нужна современному человеку?

Познавательный проект. Балахна раньше и теперь: история природопользования.

Тема 1. Геология, рельеф и недропользование.

Литосфера, полезные ископаемые района и их использование человеком. Человек изменяет рельеф. Экологические последствия. Оптимизация недропользования.

Проблемная ситуация. Какие последствия изменения рельефа своей местности?

Тема 2. Климат и погода в нашем районе.

Климат и климатообразующие факторы района. Влияние климата на здоровье человека. Воздух, которым мы дышим.

Проблемная ситуация. Каковы причины изменения климата?

Тема 3. Проблемы водопользования.

Внутренние воды города и района. Значение воды для человека. Виды водопользования. Загрязнение рек и озер района сточными водами.Охрана вод.

Проблемная ситуация. Качество воды и здоровье человека.

Тема 4. Проблемы землепользования.

Свойства и значение почв. Земельные ресурсы района. Виды землепользования. Истощение и деградация почв.

Проблемная ситуация.Как сохранить земельные ресурсы моего района?

Тема 5. Природные комплексы района и рациональное природопользование.

Природные комплексы района. Природная зона - лес. Экологическая тропа. Биологические ресурсы района. Особо охраняемые территории района.

Проблемная ситуация. Каково значение особо охраняемых природных территорий?

Исследовательский проект. Природные комплексы моего района: исследуем и оцениваем экологическое состояние.

Тема 6. Памятники культурного наследия района.

Понятие культурное и природное наследие. Памятники истории и культуры в нашей местности.

Проблемная ситуация - Зачем нужны памятники истории и культуры?

Тема 7. Будущее моего края зависит от нас.

Творческий проект. Сделаем наш город лучше: планируем экологическую деятельность и разрабатываем кодекс рационального природопользователя района.

Тематическое планирование

Этапы Содержание кружка (раздел, тема) Вид проекта по способу деятельности Проект Содержание этапов проекта (система заданий для учащихся в рамках реализации проекта)

Культурно-мотивационный Введение (4 час) Познавательный Балахна раньше и теперь: история природопользования 1. С помощью различных источников информации подготовь сообщение об истории природопользования в Балахне. 2. На официальном сайте Балахнинского района найди информацию о природопользовательских мероприятиях, проводимых в районе на данный момент 3. Сравни виды природопользования в Балахне раньше и сейчас. Сделай выводы. Результаты представьте в виде презентации.

Культурно-смысловой Тема 1. Геология, рельеф и недропользование (4 час) Тема 2. Климат и погода в нашем районе (4 час) Тема 3. Проблемы водопользования (4 час) Тема 4. Проблемы землепользования Исследовательский Природные комплексы моего района: исследуем и оцениваем экологическое состояние 1. Выявите, как менялся рельеф своей местности. Назовите причины его изменения. Выявите последствия изменения рельефа своей местности 2. Охарактеризуйте климат Балахнинского района. Выявите причины изменения климата и источники влияния на климат в своем районе. 3. Выявите влияние человека

(4 час) Тема 5. Природные комплексы района и рациональное природопользование (6 час) на водоемы Балахнинского района. Проведите оценку качества воды в водоемах Балахнинского района. 4. Какие охраняемые территории есть в Балахнинском районе? Для чего они созданы? 5. Предложите варианты улучшения экологической ситуации в своем районе. Результат представьте в виде презентации.

Культурно-творческий Тема 5. Памятники культурного и природного наследия района (2 час) Тема 7. Будущее моего края зависит от нас (6 час) Творческий Сделаем наш город лучше: планируем экологическую деятельность и разрабатываем кодекс рационального природополь-зователя района. 1. Выявите возможность благоустройства территории возле школы, а также прилегающей территории. 2. Привлеките общественность на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение города. 3. Проведите акцию «Сделаем наш город лучше», направленную на благоустройство территории города. 4. Разработайте кодекс природопользователя. Результат представьте в виде буклета.

Выводы. На основе изучения понятия «культура природопользования», а также особенностей её формирования у учащихся средствами кружка нами была создана авторская программа «Культура природопользования». Процесс формирования культуры природопользования у учащихся представлен тремя этапами: культурно-адаптационным, культурно-смысловым и культурно-творческим. Раскрыта сопряженность процессуального, содержательного, технологического этапов формирования культуры природопользования у учащихся с видами проектов в краеведческом геоэкологическом кружке.

Литература:

1. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития. // Образования и наука. 2016. №5 (134). С. 25-40.

2. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. Культура природопользования: научный и образовательный аспект // Проблемы региональной экологии. 2014. № 4. С. 159-168.

3. Кочуров Б.И., Лобковский В.А., Смирнов А.Я., Лобковская Л.Г., Беляева Л.Н., Яковенко Н.В. Развитие экотерриторий и культуры природопользования в условиях финансового кризиса // Вестник Международной академии наук. Специальный выпуск. - 2009. - С. 26-29.

4. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002. - №6. -С. 37-43.

5. Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова. - Смоленск: Маджента, 2003.

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990.

7. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M.Training of a geography teacher in the process of getting master's degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience // Man in India. 2017. Т. 97. № 15. С. 559-571.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Колобова Лариса Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-БАКАЛАВРОВ В РАМКАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Высокий темп жизни современного общества создает ситуацию многозадачности для всех его членов, в частности, для учителей, деятельность которых включает не только преподавание учебной дисциплины, но и научное осмысление своей педагогической практики для информирования профессионального сообщества о результатах своего труда. В этом контексте особое значение приобретают умения самоорганизации, которые можно и нужно развивать в рамках обучения будущих учителей-бакалавров исследовательской деятельности посредством разработанного авторами комплекса заданий,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.