Научная статья на тему 'Географическое краеведение как средство формирования у учащихся эстетического отношения к природе'

Географическое краеведение как средство формирования у учащихся эстетического отношения к природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
702
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ / GEOGRAPHICAL LOCAL HISTORY / LOCAL HISTORY APPROACH / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC ATTITUDE / STAGES OF FORMATION OF AESTHETIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Фёдоровна, Фадеева Екатерина Александровна, Асташина Дарья Александровна

Тематика статьи отражает одно из актуальных направлений развития современного образования, связанного с формирований у обучающихся системы ценностных отношений, в том числе эстетического характера. В данной статье рассматривается географическое краеведение как средство воспитания у учащихся эстетического отношения к природе, что представляет одно из приоритетных направлений образовательной деятельности в школе. На основе анализа географической, психолого-педагогической и методической литературы представлены теоретико-методологические основы и конкретная авторская методика формирования эстетического отношения к природе. Разработана последовательность формирования у учащихся эстетического отношения к природе своего края на основе сопряжения процессуального и содержательного аспекта с конкретными формами, методами и методическими приёмами. Подобное сопряжение компонентов методической системы обеспечивает целостность решения задачи формирования эстетического отношения учащихся к природе средствами географического краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Фёдоровна, Фадеева Екатерина Александровна, Асташина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL STUDY OF LOCAL LORE AS A MEANS THE FORMATION OF STUDENTS ' AESTHETIC RELATIONS FOR NATURE

The subject of the article reflects one of the topical directions of development of modern education associated with the formation of students ' system of value relations, including aesthetic nature. This article discusses the geographical local history as a means of education of students aesthetic attitude to nature, which is one of the priorities of educational activities in the school. On the basis of the analysis of geographical, psychological-pedagogical and methodical literature the theoretical and methodological bases and concrete author's technique of formation of the aesthetic attitude to the nature are presented. The sequence of formation of students ' aesthetic attitude to the nature of the region on the basis of the interface of procedural and substantive aspects with specific forms, methods and methodological techniques. Such a combination of components of the methodical system ensures the integrity of the problem of formation of aesthetic attitude of students to nature by means of geographical local history.

Текст научной работы на тему «Географическое краеведение как средство формирования у учащихся эстетического отношения к природе»

Литература:

1. Акованцева Л.И. Одаренность, мотивация, успеваемость: трудности и конфликты / Л.И. Акованцева - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/odarennost-motivatsiya-uspevaemost-trudnosti-i-konflikty

2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с.

3. Закиров, А. А. Формирование государственной политики в области работы с одаренными детьми и талантливой молодежью в условиях инновационного развития России - А. А. Закиров, С.С. Берман -[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru /article/n/formirovanie-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-raboty-s-odarennymi-detmi-i-talantlivoy-molodezhyu-v-usloviyah-innovatsionnogo

4. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность. Словарь. / Е.А. Шашенкова - М.: УЦ «Перспектива». 2010. - 88с.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова — М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: httpsV/минобрнауки.рф /документы/1450

7. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с.

8. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской, В.А.Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.

9. Юркевич, В.С. Где и как учить одаренных детей? / В.С. Юркевич - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://childpsy.ru/lib /articles/id/29565.php

Педагогика

УДК:378.2

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Географии, географического и геоэкологического образования» Винокурова Наталья Фёдоровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 2 курса по направлению

«Геоэкологическое образование» Фадеева Екатерина Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант 2 курса по направлению «Геоэкологическое образование» Асташина Дарья Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Аннотация. Тематика статьи отражает одно из актуальных направлений развития современного образования, связанного с формирований у обучающихся системы ценностных отношений, в том числе эстетического характера. В данной статье рассматривается географическое краеведение как средство воспитания у учащихся эстетического отношения к природе, что представляет одно из приоритетных направлений образовательной деятельности в школе. На основе анализа географической, психолого-педагогической и методической литературы представлены теоретико-методологические основы и конкретная авторская методика формирования эстетического отношения к природе. Разработана последовательность формирования у учащихся эстетического отношения к природе своего края на основе сопряжения процессуального и содержательного аспекта с конкретными формами, методами и методическими приёмами. Подобное сопряжение компонентов методической системы обеспечивает целостность решения задачи формирования эстетического отношения учащихся к природе средствами географического краеведения.

Ключевые слова: географическое краеведение, краеведческий подход, эстетическое воспитание, эстетическое отношение, этапы формирования эстетического отношения.

Annotation. The subject of the article reflects one of the topical directions of development of modern education associated with the formation of students ' system of value relations, including aesthetic nature. This article discusses the geographical local history as a means of education of students aesthetic attitude to nature, which is one of the priorities of educational activities in the school. On the basis of the analysis of geographical, psychological-pedagogical and methodical literature the theoretical and methodological bases and concrete author's technique of formation of the aesthetic attitude to the nature are presented. The sequence of formation of students ' aesthetic attitude to the nature of the region on the basis of the interface of procedural and substantive aspects with specific forms, methods and methodological techniques. Such a combination of components of the methodical system ensures the integrity of the problem of formation of aesthetic attitude of students to nature by means of geographical local history.

Keywords: geographical local history, local history approach, aesthetic education, aesthetic attitude, stages of formation of aesthetic relations.

Введение. Эстетическое воспитание играет значительную роль в становлении духовно развитой личности. В настоящее время все больше заметно негативное влияние массовой культуры. Быстро сменяющая череда приходящих явлений в культурной среде стирает границы между «красивым» и «безобразным». Зачастую под влиянием некой моды происходит неправильное представление об окружающем мире, потому что массовая культура осложняет выделить главное, ключевое. Эстетическое отношение нужно формировать еще в младшем возрасте. Школьные годы - период активного развития интеллекта и отработки системы ценностей. Умение воспринимать красоту природы влечет за собой интенсивное пробуждение созидательных способностей школьника таких, как готовность сохранять и умножать прекрасное в природной среде.

Высоким потенциалом в формировании эстетического отношения учащихся к природе обладает география как наука и учебный предмет, в том числе и географическое краеведение. Географическое

краеведение позволяет по образному выражению «переключиться с книжных рельсов на реальную жизнь», изучать природное окружение «и мыслью и сердцем». Именно изучение географии своего края обеспечивает комплексное воздействие на все сферы сознания личности, что способствует развитию познавательного, аксиологического и деятельностного аспектов эстетического отношения к природе. Вместе с тем, методика использования эстетического потенциала географического краеведения в формировании эстетического отношения к природе реализуется фрагментарно. Это актуализирует тему данной статьи.

Формулировка цели статьи: разработка методики формирования эстетического отношения учащихся к природе в процессе изучения географического краеведения.

Изложение основного материала статьи. При разработке методики использования географического краеведения в формировании эстетического отношения учащихся к природе нами учитывались и реализовывались особенности краеведения и его возможности в воспитании и образовании, опыт реализации краеведческого подхода и соответствующего принципа в методических исследованиях и в школьной практике.

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось еще в далеком прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знающие окружающую их местность, ее природу. Свои знания устно или письменно в документах они передавали последующим поколениям. В России выделено два направления краеведения - научное и школьное. Важную роль в развитии школьного краеведения сыграл К.Д. Ушинский, теоретически обосновавший «родиноведческий принцип» в обучении, а также ему удалось показать большое воспитательное и образовательное значение изучения родного края. Стоит отметить, что в современных исследованиях отмечается, что краеведение направлено на развитие личности ученика. Оно содействует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, способно вызвать чувства, такие как любовь и уважение к окружающей среде, восхищение её красотой [8, 9].

География имеет значительный потенциал для развития у учащихся эстетического отношения к миру. В географических исследованиях по эстетике ландшафта Е.Ю. Колбовского, Т. М. Красовской, Д.А. Дирина и В.А. Николаева отмечается, что использование эстетического потенциала ландшафтов и его отдельных компонентов позволяет усилить эстетизацию географии как науки и учебного предмета, обогатить её содержание эстетическими категориями и понятиями [4-7]. В исследования педагогов обращается внимание на то, что эстетическое воспитание средствами географического краеведения является результатом целенаправленных эстетических воздействий на школьника, осуществляемых в единстве процессов обучения, воспитания и развития. Это требуют от учителя максимального привлечения краеведческого материала о природе, истории, экономике, культуре, экологических проблемах, охране окружающей среды; проведения практических занятий на местности, активное привлечение учащихся к самостоятельной работе по изучению родного края. Включаясь в деятельность краеведческого характера, учащиеся расширяют кругозор, ценностное отношение, приобщаются к творческой деятельности [2, 3, 9].

Изучение своего края проводится как на уроках, так и в рамках кружковой работы. Внедрение краеведческого компонента на уроках географии реализует идею развивающего обучения, увеличивает объем самостоятельной работы, а также делает урок запоминающимся и наиболее эффективным в целях получения необходимых знаний. Географическое краеведение формирует навыки и умения проектно-исследовательской деятельности. В исследованиях Е.А. Смирнова показано, что учителя отмечают важность эстетического воспитания учащихся в курсе школьной географии. Учащиеся этого возраста эмоционально отзывчивы, и поэтому необходимо использовать эстетический потенциал курса для повышения общего культурного уровня подрастающего поколения. Вместе с тем, сегодня эстетическое содержание той или иной стороны действительности ещё не получило последовательного отражения как курсе школьной географии, так и в географическом краеведении. Лишь некоторые учителя сегодня стремятся к пробуждению и воспитанию у учащихся восприимчивости к красоте окружающей их природы [11].

К подобным выводам пришли и другие исследователи, изучая различные аспекты ценностного отношения к миру, которые формируются средствами географического краеведения. Но в проведении учебной краеведческой работы в преподавании географии имеются некоторые недостатки. Многочисленные наблюдения показывают, что некоторые учителя назначение краеведческого материала рассматривают всего лишь как пример для иллюстрации географических явлений и процессов или как объект для сравнения и сопоставления. В силу этого на многих уроках использование краеведческого материала ограничивается словесными методами обучения [8, 10].

Между тем осуществление краеведческого подхода как одного из педагогических средств активизации учебного процесса предполагает использование таких методов и приемов, которые обеспечивают изучение родного края «и мыслью и сердцем» в зависимости от дидактических целей и содержания учебного и краеведческого материала. При этом наряду с объяснительно-иллюстративными методами и эвристической беседой большое познавательное значение имеет организация систематических наблюдений за природно-экономическими явлениями и поисковой деятельности учащихся, а также проведение различных по содержанию практических работ по восприятию, оценке и творческому созиданию красоты в окружающем мире [2, 3, 9].

Результаты этих исследований нами учитываются и развиваются при разработке методики формирования эстетического отношения учащихся к природе средствами географического краеведения.

Нами разработана методика формирования эстетического отношения учащихся к природе средствами географического краеведения, которая реализуется как на уроке в процессе изучения начального курса географии. Авторская методика проектировался с учетом психолого-педагогических и методических исследований.

В психолого-педагогических исследованиях М.С. Кагана, Б.Т. Лихачёва, В.А. Сластёнина, И.Ф. Харламова, отмечается, что эстетические ценности и отношения являются стержневыми, базовыми в формировании личности. В концепции эстетического воспитания Б.Т. Лихачёва предлагаются четыре этапа последовательного формирования эстетического отношения:

- мотивационный этап, характеризующийся пробуждением у учащихся первых эстетических чувств и переживаний;

- перцептивный этап, предполагающий развитие эстетического восприятия учащимися природного окружения, накопление чувственных ассоциаций и создание образов географических объектов и явлений;

- представленческий этап, на котором осуществляется сравнение и оценка полученных образов, формирование представления об идеальном пейзаже;

- творческий этап, на котором происходит создание произведений искусства на тему прекрасного и безобразного в природе, повышение эстетичности окружающей среды на основе творческой деятельности [8].

Эти этапы положены в основу процессуального аспекта формирования эстетического отношения учащихся к природе.

На мотивационном этапе, как правило, на вводном занятии деятельность учителя направлена на развитие у школьников эстетических чувств и возникновение первых неустойчивых эстетических переживаний, формирование интереса к проблеме прекрасного и безобразного как в природе, так и в мире в целом.

На следующем - перцептивном этапе делается акцент на развитии ассоциативно-образного восприятия путём выполнения различных заданий, направленных на описание географических объектов и явлений и поиск ассоциаций с ними. Так впоследствии происходит развитие эстетического восприятия в ходе изучения основных особенностей характерных образов о географическом положении родного края, о рельефе местности, каких-либо природных явлениях за счет чего происходит накопление цветовых, звуковых ощущений, а впоследствии и формирование устойчивой эстетической потребности в восприятии и погружение в сущность проблемы прекрасного и безобразного.

На основе уже накопленных ощущений постепенно происходит формирование наиболее четкого представления о том, что является прекрасным, а что безобразным в окружающем мире, как выглядит идеальный по красоте пейзаж, постепенно развивается индивидуальный эстетический вкус, играющий немаловажное значение в формировании эстетического отношения к природе.

Заключительный - творческий этап предполагает на основе полученных эмоций, образов, чувств воплощение своего идеала красоты, привнесение прекрасного в жизнь.

При отборе содержания, имеющего эстетический контекст, использовался культурологический подход, который понимается как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию. Е.В. Бондаревская отмечает, что в контексте этого подхода эпицентром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к присвоению ценностей культуры окружающего мира и к творческому созиданию в контексте ценностных ориентаций этического и эстетического характера [1]. Авторская методика основана на одном из важнейших принципов современного образования - гуманизации, поскольку география своего края изучается, используя образное выражение академика В.П. Максаковского «от человека», «для человека» и «через человека» [9].

Обогащение курса географии эстетически насыщенным содержанием и включение их в деятельность эстетического характера осуществляется последовательно, согласно представленным выше этапам.

При изучении темы «ГП и АТД Нижегородской области» учащиеся в качестве творческого задания составляют ассоциативный образ своей местности. Им предлагается выразить свои эстетические чувства и переживания, связанные с родным краем в форме эссе «Живописный Нижегородский край».

При изучении темы «Рельеф и полезные ископаемые» ученики знакомятся с особенностями рельефа, узнают, каково строение недр и какие есть полезные ископаемые в Нижегородской области, изучают формы рельефа. В качестве творческого задания им предлагается подумать, какие ассоциации возникают при изучении форм рельефа своей местности, подобрать репродукции картин, фотоматериалы, отрывки краеведческой прозы, которые бы характеризовали рельеф области.

Изучая тему «Климат», учащиеся выполняют практикум на тему «Эстетика природных явлений». В ходе выполнения заданий практикума учащиеся также отбирают картинки или фотографии наиболее эстетически привлекательных природных явлений, описав, какие эмоции, эстетические чувства вызывает увиденное явление.

Тема «Поверхностные и подземные воды» знакомит с речной сетью Нижегородской области. В ходе изучения данной темы учащиеся выполняют задания практикум «Эстетическая выразительность водных ресурсов моего края», который предполагает поработать с дополнительными источниками информации о водных ресурсах края, подобрать рисунки, стихи, эстетически выразительные описания.

При изучении темы «Почвы и растительность края», учащиеся зарисовывают или находят картинки редких и исчезающих растений Нижегородской области.

Следующая тема «Животный мир» знакомит учащихся с позвоночными и беспозвоночными животными родного края, а также они рассмотрят, какое влияние оказывает человек на состояние животного мира. Практикум «Самое красивое животное моего края», аналогично с предыдущей темой, предполагает зарисовать или найти картинки понравившегося животного нашего края, занесенного в Красную книгу.

Тема «Особо охраняемые природные территории родного края» посвящена типам охраняемых природных территорий в Нижегородской области. При её изучении организуется проектная деятельность учащихся по теме «Как сохранить и повысить эстетичность природной среды в моем крае?».

При изучении темы «Историко-культурное наследие Нижегородской области» школьники знакомятся с основными памятниками архитектуры, истории, историческими поселениями, художественными промыслами. Организуется проектная деятельность учащихся по группам на тему «Нижегородские художественные промыслы: эстетическое сотворчество человека и природы». Для лучшего понимания материала в рамках подготовки проекта проводится экскурсия со школьниками в музей истории народных промыслов Нижегородской области. На ней учащиеся поближе познакомятся с промыслами нашей области: резьбы по дереву, резьбы по кости, резьбы по камню, хохломской росписи, полхов - майданской росписи, городецкой росписи, жбанниковская глиняная свистулька, городецкая золотная вышивка, чкаловский гипюр, балахнинские кружева, казаковская филигрань, изделия из металла. Таким образом, при изучении различных тем начального курса географии обеспечивается последовательное формирование эстетического отношения учащихся к природе родного края.

Выводы. Географическое краеведение имеет значительный ценностный потенциал, в том числе эстетического характера. Изучение географии своей местности «и мыслью и сердцем» в представленном авторском варианте, обеспечивает включение обучающихся в познавательную, коммуникативную и творчески-созидательную деятельность. Это способствует формированию эстетического отношения учащихся к природе в единстве эстетических представлений, эстетических чувств и переживаний, творческой эстетически ориентированной деятельности. Представленная последовательность включения обучающихся в

разнообразную деятельность, направленную на формирование эстетического отношения к природе, придает целостность этому процессу, преодолевая фрагментарность.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. - N4. - С. 29-36.

2. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного при изучении экологического краеведения. Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. С. 97.

3. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития // Образование и наука. 2016. №5(134). С. 25-40.

4. Дирин Д.А. Геоэкологический подход в концепции культурного ландшафта: сб. статей - Алтайский государственный университет (Барнаул), 2013. - С. 129-133.

5. Николаев. В.А. Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: Учебное пособие - М.:«Аспект Пресс», 2003. - 174 с.

6. Е.Ю. Колбовский Е.Ю. «Эстетическая оценка ландшафтов: проблемы методологии: статья -Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 4 - Том 3. - С. 161-165

7. Красовская Т. М. «Эстетические функции ландшафтов: методические приемы оценок и сохранения»: сб. статей - Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Симферополь), 2014. - С. 51-55

8. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. Учеб. Пособие. - М.: Прометей, 1992.

9. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 1998.

10. Рыбаков А.В. Географическое краеведение как фактор патриотического воспитания младших школьников: сб. статей - Марийский государственный университет, 2015. - 187-190 с.

11. Смирнов Е.А. Эстетическое воспитание учащихся в начальном курсе школьной географии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2010. - 25 с.

Педагогика

УДК 378.2

доцент кафедры педагогики и социальной психологии, учебно-научного комплекса

исследования проблем кадрово-воспитательной работы и морально-психологического

обеспечения деятельности ОВД, кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург); доцент кафедры огневой подготовки,

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Санкт-Петербург)

ВОСПИТАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА КУРСАНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

Аннотация. Профессиональная честь во все времена составляла важнейшей составляющей нравственного облика сотрудника органов внутренних дел. Наличие чести всегда считалось необходимостью для профессиональной деятельности. Процесс воспитания профессиональной чести у курсантов образовательных организаций МВД России является одной из важных составляющих процесса подготовки курсантов

Ключевые слова: воспитание, честь, достоинство, нравственность, духовность, профессиональность, гражданский долг, отвага.

Annotation. Professional honor has always been the most important component of the moral image of the employee of the internal Affairs bodies. The presence of honor has always been considered a necessity for professional activities. Process of education of professional honor at cadets of the educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is one of important components of process of preparation of cadets

Keywords: education, honor, dignity, morality, spirituality, professionalism, civic duty, courage.

Введение. На сегодняшний день одной из первостепенных задач, стоящих перед системой российского образования, в которую входят образовательные организации МВД России, является духовно-нравственное развитие личности обучающихся. Развитие и воспитание у курсантов (сотрудника органов внутренних дел) нравственности, духовности, правосознания, гражданского долга является актуальной парадигмой, как успешного личностного роста, так и усиления позиций России в мировом сообществе.

Укрепление и развитие российской государственности невозможно реализовать без полноценного возрождения традиций духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности общества. В рамках реформирования органов внутренних дел Российской Федерации, одной из самых актуальных задач является не только формирование профессионализма будущего сотрудника органов внутренних дел, но и внимание к развитию его духовно-нравственных личностных характеристик. Для современного сотрудника органов внутренних дел важнейшими фундаментальными основаниями его служебной деятельности, а также духовно-нравственного развития стали такие категории как любовь к Родине, отвага, честь и достоинство, служебный долг.

В контексте исследования проблемы воспитания профессиональной чести психолого-педагогический интерес заключается в том, что сотрудник правоохранительной системы объективно и необходимо должен быть обучен и воспитан в профессионально-нравственном отношении, как на уровне сознания, так и на уровне поведения. В противном случае он теряет юридическое и моральное право заниматься правоохранительной деятельностью. Безусловно, любая профессия налагает на человека определенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.