Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ЛАНДШАФТ / ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ГЕОГРАФИИ / ПРОГРАММА КРУЖКА "МОЙ КРАЙ" / CULTURE OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / CULTURAL LANDSCAPE LANDSCAPE / GEOECOLOGICAL EDUCATION / EXTRACURRICULAR WORK IN GEOGRAPHY / THE PROGRAM OF THE CIRCLE "MY LAND"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Бадьина Ольга Михайловна

В статье отражена проблема формирования культуры природопользования средствами внеклассной краеведческой работы по географии. Для решения поставленной задачи была разработана программа внеурочного курса «Мой край». Теоретико-методологические основы курса составили идеи экологического ландшафтоведения и культуры природопользования как одного из условий устойчивого развития ландшафта; идеи субъектности, культурологической парадигмы образования, геоэкологического образования. В статье обоснована цель - формирование культуры природопользования школьников; раскрыто содержание, включающее познавательный ценностный, практический и личностный компоненты, специфика педагогических технологий (основанных на использовании системы культурно-экологических модулей); этапы формирования культуры природопользования при изучении внеклассного курса (культурно - адаптационный, культурно - смысловой, культурно - творческий).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зулхарнаева Анастасия Васильевна, Бадьина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CULTURE OF NATURAL USE OF SCHOOLCHILDREN IN EXTERNAL WORK ON GEOGRAPHY

The article reflects the problem of the formation of a nature management culture by means of extra-curricular local history work in geography. To solve this problem, an extracurricular course program “My Land” was developed. The theoretical and methodological foundations of the course were the ideas of ecological landscape science and environmental management culture as one of the conditions for sustainable landscape development; ideas of subjectivity, cultural studies paradigm of education, geoecological education. The article substantiates the goal - the formation of a culture of environmental management of schoolchildren; disclosed content, including cognitive value, practical and personal components, the specifics of pedagogical technologies (based on the use of a system of cultural and environmental modules); stages of the formation of a culture of environmental management in the study of extracurricular courses (cultural - adaptive, cultural - semantic, cultural - creative).

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ»

На этапе оформления результатов участники проекта структурируют информацию, выполняя классификацию, анализ и синтез данных, формулируют выводы. Обучающиеся окончательно оформляют проект, изготавливают продукт или его модель, участвуют в совместном анализе проекта, оценивают свою роль, выясняют причины успехов, неудач, возможных ошибочных действий.

Исследовательское умение аргументированно доказывать и убежденно защищать свои идеи наиболее ярко раскрывается на этапе презентации результатов работы над проектом подготовка презентационных материалов, публичного выступления и презентация (защита) проекта.

Значительную роль в развитии исследовательских умений младших школьников играет заключительный этап проектной деятельности - оценка ее результатов и процесса. Именно на этапе рефлексии возможна интеграция исследовательских умений младшего школьника, как совокупности всесторонней самооценки завершенной работы и определение дальнейших перспектив ребенка в исследовательской деятельности.

Выводы. Таким образом, в ходе работы над проектом у младших школьников в полном объёме формируется группа исследовательских умений, определенных А.И Савенковым, следовательно, метод проектов действительно является эффективным средством их формирования.

Литература:

1. Зимняя И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова; Удмуртский государственный университет, Межвузовская кафедра новых обучающих технологий по иностранным языкам, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Сектор "Гуманизация образования". - Ижевск: УГУ. 2001. - 105 с.

2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: сборник статей [по проблемам теории и практики исследовательской деятельности учащихся] / А.В. Леонтович. - М.: [б.и.], 2002. - 110 с.

3. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 51-58.

4. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А.Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 24-31.

5. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Просвещение, 2006. - 434 с.

6. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков. - М: Сентябрь. 2003. - 204 с.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант, учитель географии Бадьина Ольга Михайловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород), Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 7» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

РАБОТЕ ПО ГЕОГРАФИИ

Аннотация. В статье отражена проблема формирования культуры природопользования средствами внеклассной краеведческой работы по географии. Для решения поставленной задачи была разработана программа внеурочного курса «Мой край». Теоретико-методологические основы курса составили идеи экологического ландшафтоведения и культуры природопользования как одного из условий устойчивого развития ландшафта; идеи субъектности, культурологической парадигмы образования, геоэкологического образования. В статье обоснована цель - формирование культуры природопользования школьников; раскрыто содержание, включающее познавательный ценностный, практический и личностный компоненты, специфика педагогических технологий (основанных на использовании системы культурно-экологических модулей); этапы формирования культуры природопользования при изучении внеклассного курса (культурно - адаптационный, культурно - смысловой, культурно - творческий).

Ключевые слова: культура природопользования, культурный ландшафт ландшафт, геоэкологическое образование, внеурочная работа по географии, программа кружка «Мой край».

Annotation. The article reflects the problem of the formation of a nature management culture by means of extracurricular local history work in geography. To solve this problem, an extracurricular course program "My Land" was developed. The theoretical and methodological foundations of the course were the ideas of ecological landscape science and environmental management culture as one of the conditions for sustainable landscape development; ideas of subjectivity, cultural studies paradigm of education, geoecological education. The article substantiates the goal -the formation of a culture of environmental management of schoolchildren; disclosed content, including cognitive value, practical and personal components, the specifics of pedagogical technologies (based on the use of a system of cultural and environmental modules); stages of the formation of a culture of environmental management in the study of extracurricular courses (cultural - adaptive, cultural - semantic, cultural - creative).

Keywords. Culture of environmental management, cultural landscape landscape, geoecological education, extracurricular work in geography, the program of the circle "My land".

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»

Введение. Современный период развития цивилизации характеризуется все возрастающей остротой экологических проблем. Это предполагает развитие нового вида культуры подрастающего поколения, способствующей рациональному использованию территории, обеспечивающей ее устойчивое развитие и управления с точки зрения со-трудничества, субъект-субъектного взаимодействия. В настоящее время становится очевидным, что с эпохой постиндустриального развития процессы взаимодействия человека и окружающей среды должны обретают коэволюционный характер, направленный на формирование новой стратегии природопользования.

Как отмечается в исследованиях Э.Д. Гирусова, А.Н. Кочергина, Н.М. Мамедова, Н.Н. Моисеева ценностное наполнение такой стратегии должно включать идеи сотворчества человека и природы в окружающей социо-природной реальности [2, 5, 14, 15]. Воплощение данной идеи составила культура природопользования, как часть общей культуры человека [7, 11, 14].

В исследованиях Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, отмечается, что формирование культуры природопользования наиболее благоприятно при включении учащихся в деятельность по окультуриванию ландшафта, где он осознает свой вклад, свою значимость, самореализуется и самоопределяется. При этом, подчеркнем, что окружающий человека культурный ландшафт имеет мощный образовательный и воспитательный потенциал, который погружает ребенка в реальный жизненный мир [6, 19].

Однако на уроках географии данный потенциал реализован не в полной мере, тогда как внеурочной деятельности, обладающей социальной значимостью, добровольностью, вариативностью, гибкостью подходов и применяемых педагогических технологий и форм, принадлежит приоритетная роль. В нормативных документах, регламентирующих образовательную деятельности в школе [18, 20] отмечается, что внеурочная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы школы, организуется с учетом интересов школьников. В настоящее время, как показал анализ образовательной практики, существует богатый выбор программ внеклассных курсов краеведческой направленности, однако способствующих формированию культуры природопользования как приоритетного способа жизнедеятельности личности в ландшафте крайне мало, данная тема затрагивается фрагментарно и отсутствует системная методика.

В результате сложился ряд противоречий, на преодоление которых направлено исследование:

- между необходимостью устойчивого развития культурных ландшафтов и недостаточного развития культуры природопользования подрастающего поколения как необходимого условия;

- между высоким потенциалом школьного географического краеведения в развитии культуры природопользования как качества личности, и фрагментарностью его реализации;

- между необходимостью разработки методики организации и проведения внеклассной работы, направленной на формирование культуры природопользования и недостаточностью раскрытия этой методической проблемы в практике работы школы.

Изложение основного материала статьи. Разработка внеурочной работы по географии с целью формирования культуры природопользования опиралась на научно-географические, психолого-педагогические и методические основы.

Научно-географические основы составили исследования Б.И. Кочурова, А.Н. Соколова, В.А. Лобковского, А.Я. Смирнова, в которых отмечается, что культура природопользования является элементом духовной культуры человечества и в то же время она включает всё разнообразие и богатство форм, методов и приёмов природопользования, совокупность местных, региональных и национальных традиций использования, преобразования, воспроизводства и сохранения окружающей природной среды [11, 12].

В работах Соколова А.Н., Кочурова Б.И. культура природопользования определяется как «обретенные знания, умения и навыки освоения природы, определяющие уровень ответственного потребления природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества» [11]. Исходя из сказанного, в функции культуры природопользования входит исследование принципов рационального природопользования, факторов антропогенных воздействий на природу и их последствий для человека, закрепление необходимых для рационального неистощимого природопользования правил и норм, а так же координирование и регулирование хозяйственной деятельности с учетом устойчивости природных систем конкретной территории. Благодаря этому культура природопользования становится важнейшим условием устойчивого развития.

Психолого-педагогические основы составили идеи субъектности А.Г. Асмолова, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского [1, 13, 17], идеи культурологической парадигмы образования Е.В. Бондаревская, B.C. Библер, А.П. Валицкая [3, 4, 8], средовые идей (В.С. Мануйлов, В.И. Панов) [16].

Методической основой послужили идеи геоэкологического образования, рассматривающие потенциал культурного ландшафта как образовательной и воспитывающей личность среды, имеющий аксиологическое «наполнение» и представляющее собой «платформу» для творческой самореализации в направление устойчивого развития [6, 7, 9, 14, 19].

Внеклассная краеведческая работа по географии наиболее успешно проходит в рамках кружка, следовательно, с учетом теоретико-методологических основ была разработана программа внеклассного краеведческого курса для учащихся 6-7 классов «Мой край».

Цель курса: формирование культуры природопользования школьников при изучении городского ландшафта средствами кружка «Мой край».

Структура содержания курса опирается на структуру культуры природопользования и включает: познавательный, ценностный, практический, личностный аспекты.

Познавательный компонент включает ключевые понятия ландшафт. Культурный ландшафт, уникальный ландшафт, компоненты культурного ландшафта, устойчивое развитие культурного ландшафта, идеи эстетики ландшафта.

Ценностный компонент основывается на аксиологической составляющей культуры природопользования и включает идеи экологической этики устойчивого развития, коэволюции, универсальной ценности природы и сотворчества человека и природы в культурном ландшафте.

Практический компонент раскрывается в изучении методов моделирования культурного ландшафта как образца устойчивого развития, методов экологического дизайна.

Личностный компонент включает содержание, отражающее признание личной самоценности природы, готовности учащихся принимать участие в решении геоэкологических проблем своего города и природы в целом.

Программа кружка включает три раздела. Первый раздел - «Образ ландшафтов моего края» - посвящен изучению восприятия ландшафта в культурах народов, проживающих на его территории, образному познанию ландшафтов своей местности в литературе, искусстве, эстетике ландшафта семантике ландшафта. Раскрытие уникального, особенного, индивидуального в культурном ландшафте своей местности.

Второй раздел - «Культурные ландшафты моего края - какие они?» направлен на изучение структурной и пространственной организации ландшафтов своего края. Рассматриваются природная, историко-культурная, экономическая, экологическая составляющие культурных ландшафтов, их разнообразие, роль человека в культурном ландшафте.

Третий раздел - «Культурный ландшафт будущего» - предполагает изучение методов гармоничного взаимодействия человека и природы при создании культурного ландшафта.

Каждый раздел представлен культурно-экологическим модулем включающего теоретический, коммуникативный и практический блоки [6, 9].

Теоретический блок направлен на получение теоретических знаний о культурном ландшафте своей местности с использованием репродуктивных методов (беседа, лекция) и аналитических методов (мозговой штурм, статистический анализ). Коммуникативный блок - предполагает создание проблемных ситуаций, посвященных экологическим проблемам ландшафтов. Разрешение ситуаций происходит включением учащихся в различные виды диалога, решения кейсов.

Практический блок включает в практико-оринтированную деятельность, связанную с проведением полевых исследований культурных ландшафтов, проектирование культурного ландшафта своего микрорайона.

Исследования методики геоэкологического образования позволили уточнить этапы процесса формирования культуры природопользования средствами кружка «Мой край», включающего: культурно -адаптационный, культурно - смысловой, культурно - творческий [7].

Первый этап - культурно - адаптационный соответствует первому разделу кружка. В его рамках происходит означивание человеком культурного пространства и формирование ценностного образа -культурного ландшафта средствами образного познания. На втором этапе - культурно - смысловом -формируется система знаний и ценностных ориентиров культурного ландшафта своего края во втором разделе курса. На третьем этапе культурно - творческом - осуществляется творческое созидание ученика в окружающей его среде - учащиеся включаются в реализацию собственного проекта «Культурный ландшафт, в котором я хочу жить». Данный этап соответствует третьему разделу содержания программы.

Выводы. Все возрастающая значимость экологических экономических и социальных проблем в современном мире диктует необходимость воспитания поколения, способного к коэволюционному взаимодействию в ландшафте, а следовательно, обладающего новым типом культуры, обеспечивающее устойчивое развитие - культурой природопользования. Решением данной проблемы является модернизация системы образования в направление ее формирования.

Внеурочная работа по географии обладает значительным потенциалом в развитии культуры природопользования, однако как показал анализ школьной практики, данная проблема рассматривается фрагментарно и не системно. Это актуализировало разработку программы внеклассного краеведческого курса «Мой край». В основу программы полжены научно-географические, психолого-педагогические и методические идеи, определившие специфику цели, отбора и структурирования содержания педагогические технологии, методы и формы обучения, этапы формирования культуры природопользования.

Курс направлен на формирование культуры природопользования как части общей культуры человека. Специфику содержания определяет структура культуры природопользования, включающая познавательный, аксиологический, праксиологический, коммуникативный компоненты. Данная идея положена также в основу отбора педагогических технологий - использования культурно-экологического модуля, включающего познавательный, коммуникативный и практический блоки. Этапы формирования культуры природопользования во внеклассной работе кружка «Мой край» предполагают динамику от образного восприятия культурных ландшафтов своего края к практико-оринтированной созидательной деятельности в его пределах на основе новых ценностных ориентиров.

Программа внеклассного краеведческого курса прошла апробацию и используется во внеклассной работе школ города Нижний Новгород.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии, 1986. - № 1. - С. 28-40.

2. Бабаева А.В., Крашенинников A.A. Антропологическое измерение пространства современного города // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №2. С. 14. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-14

3. Байбородова Л.В. Актуальные вопросы развития образования. (учеб. пособие). Печ. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 112 с.

4. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. 2012. № 7. С. 3-13.

5. Веденин.Ю.А. Культурный ландшафт как хранитель исторической памяти земли // Региональные проблемы. 2018. Т. 21. С. 28-34. DOI: 10.31433/1605-220Х-2018-2103-28-34.

6. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование и просвещение школьников Нижегородской области: программно - технологическое обеспечение: учебное пособие / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова. Нижний Новгород, 2017. 176 с.

7. Винокурова Н.Ф., Зулхарнаева А.В. Методика реализации компетентностного подхода при изучении экологического краеведения. // Современные проблемы науки и образования. 2018. - № 3. - С. 97.

8. Гальченко А.С. Особенности мотивационной структуры гражданской активности подростков с разным статусом гражданской идентичности // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 8. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-8

9. Демидова Н.Н., Зулхарнаева А.В. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем. Учебно-методическое пособие / Мининский университет. Нижний Новгород, 2018. 176 с.

10. Калуцков, В.Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения: Учебное пособие. М.: Изд. Моск. гос. ун-та, 2000. - 94 с.

11. Кочуров Б.И. Эффективность и культура природопользования: монография / Б.И. Кочуров,

B.А. Лобковский, А.Я. Смирнов.М.: РУСАЙНС, 2018. 162 с.

12. Куражковский Ю.Н. Основы природопользования. - М.: Мысль, 1969. - 272 с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

14. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 6.

15. Моисеев Н.Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: ЮНИСА, 1996. - 192 с.

16. Панов В.И. Психологические аспекты экологического образования // Педагогика.-2015. - № 5. -

C. 59-69.

17. Петровский В.А. «Субъектность» в пространстве культуры и наяву // Мир психологии. - 2015. - № 3 (83). - С. 14-38

18. Письмо Минпросвещения России от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников государственных и муниципальных школ РФ во внеурочной деятельности» Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/7193 8994/

19. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. - Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. - 220 с.

20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Электронный ресурс. Режим доступа: file:///D:/Downloads/fgos_ru_osnov.pdf.pdf.

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); преподаватель, кандидат педагогических наук Юдакова Ольга Владимировна Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский автомеханический техникум» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье анализируется методы воспитательной работы. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс подготовки человека к жизни в данном и будущем обществе, а также обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих знаний и навыков. Среди всех видов деятельности должностных лиц образовательных организаций, воспитательная работа является одной из основных. Воспитательная работа проводится совместно с учебной, научной и методической работой. Методы воспитания относятся к основным инструментам, с помощью которых возможно успешное осуществление воспитательной деятельности. Авторы в статье выделяют следующие методы воспитательной работы: методы воздействия на интеллектуальную сферу, методы воздействия на мотивационную сферу, методы воздействия на эмоциональную сферу, методы воздействия на волевую сферу, методы воздействия на сферу саморегуляции, методы воздействия на предметно-практическую сферу, методы воздействия на экзистенциальную сферу.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, обучающийся, преподаватель, методы воспитания.

Annotation. The article analyzes the methods of educational work. Education is a focused process of preparing a person for life in this and future society, as well as ensuring the growth and improvement of his moral and creative knowledge and skills. Educational work is one of the main among all types of activities of officials of educational organizations. Educational work is carried out in conjunction with educational, scientific and methodological work. Methods of education relate to the main tools with which the successful implementation of educational activities is possible. The authors distinguish the following methods of educational work in the article: methods of influencing the intellectual sphere, methods of influencing the motivational sphere, methods of influencing the emotional sphere, methods of influencing the volitional sphere, methods of influencing the sphere of self-regulation, methods of influencing the subject-practical sphere, methods of influencing existential sphere.

Keywords: upbringing, educational process, student, teacher, methods of education.

Введение. Воспитание представляет собой целенаправленный процесс подготовки человека к жизни в данном и будущем обществе, а также обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих знаний и навыков. Воспитательный процесс является частью сложного процесса формирования личности. Он объединяет в себе как обучение и воспитание в образовательных учреждениях, так и воспитание в семье, и влияние окружающего социального мира на личность. Проблема воспитания является актуальной и часто обсуждаемой в современном педагогическом обществе. Она остается одной из самых непостоянных и неразработанных в теоретическом плане педагогических проблем, несмотря на то, что материалы о воспитании достаточно часто встречаются в учебниках и пособиях по педагогике. Безусловно, актуальность данной проблемы обусловлена быстрыми темпами развития современной жизни и общества. Вместе с тем, воспитание является одним из важнейших средств и условий существования общества в целом [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.