(4 час) Тема 5. Природные комплексы района и рациональное природопользование (6 час) на водоемы Балахнинского района. Проведите оценку качества воды в водоемах Балахнинского района. 4. Какие охраняемые территории есть в Балахнинском районе? Для чего они созданы? 5. Предложите варианты улучшения экологической ситуации в своем районе. Результат представьте в виде презентации.
Культурно-творческий Тема 5. Памятники культурного и природного наследия района (2 час) Тема 7. Будущее моего края зависит от нас (6 час) Творческий Сделаем наш город лучше: планируем экологическую деятельность и разрабатываем кодекс рационального природополь-зователя района. 1. Выявите возможность благоустройства территории возле школы, а также прилегающей территории. 2. Привлеките общественность на благоустройство, эстетическое оформление и озеленение города. 3. Проведите акцию «Сделаем наш город лучше», направленную на благоустройство территории города. 4. Разработайте кодекс природопользователя. Результат представьте в виде буклета.
Выводы. На основе изучения понятия «культура природопользования», а также особенностей её формирования у учащихся средствами кружка нами была создана авторская программа «Культура природопользования». Процесс формирования культуры природопользования у учащихся представлен тремя этапами: культурно-адаптационным, культурно-смысловым и культурно-творческим. Раскрыта сопряженность процессуального, содержательного, технологического этапов формирования культуры природопользования у учащихся с видами проектов в краеведческом геоэкологическом кружке.
Литература:
1. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития. // Образования и наука. 2016. №5 (134). С. 25-40.
2. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. Культура природопользования: научный и образовательный аспект // Проблемы региональной экологии. 2014. № 4. С. 159-168.
3. Кочуров Б.И., Лобковский В.А., Смирнов А.Я., Лобковская Л.Г., Беляева Л.Н., Яковенко Н.В. Развитие экотерриторий и культуры природопользования в условиях финансового кризиса // Вестник Международной академии наук. Специальный выпуск. - 2009. - С. 26-29.
4. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002. - №6. -С. 37-43.
5. Образование для устойчивого развития: Материалы Всероссийского совещания «Образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова, В.С. Тикунова. - Смоленск: Маджента, 2003.
6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. - М.: Мысль, 1990.
7. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M.Training of a geography teacher in the process of getting master's degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience // Man in India. 2017. Т. 97. № 15. С. 559-571.
Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); доктор педагогических наук, профессор Колобова Лариса Владимировна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-БАКАЛАВРОВ В РАМКАХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. Высокий темп жизни современного общества создает ситуацию многозадачности для всех его членов, в частности, для учителей, деятельность которых включает не только преподавание учебной дисциплины, но и научное осмысление своей педагогической практики для информирования профессионального сообщества о результатах своего труда. В этом контексте особое значение приобретают умения самоорганизации, которые можно и нужно развивать в рамках обучения будущих учителей-бакалавров исследовательской деятельности посредством разработанного авторами комплекса заданий,
позволяющих студентам первого курса апробировать техники тайм-менеджмента и Интернет-сервисы для эффективного управления своим временем и преодоления прокрастинации в рамках «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности».
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавриат, исследовательская деятельность, мотивация, прокрастинация, самоорганизация, самообразование, тайм-менеджмент, научное руководство.
Annotation. The high pace of life in modern society creates a multitasking situation for all its members, in particular for teachers whose activities include not only teaching the discipline, but also scientific understanding of their teaching practice to inform the professional community about the results of their work. In this context, self-organization skills are gaining particular importance, which can and should be developed while training research activities of future teachers-bachelors through a set of tasks developed by the authors that allow first-year students to test time management techniques and Internet services to effectively manage their time and overcome procrastination as part of the 'Practice for obtaining primary abilities and skills of research activities'.
Keywords: teacher education, undergraduate students, research activity, motivation, procrastination, self-organization, self-education, time management, academic advising.
Введение. Характерная для деятельности современного учителя ситуация многозадачности, связанная с обновлением квалификационных требований к учителю, постоянно меняющимся кругом его функциональных обязанностей [8, с. 3], а также необходимостью выполнения инновационных образовательных проектов с целью повышения качества образования [4, с. 4], обусловливают постановку вопроса об оптимизации подходов к подготовке педагога. Анализ теоретических источников показал, что данная проблема активно решается в последние годы в рамках диссертационных исследований, посвященных поиску эффективных способов продуктивного обновления практики образования и обеспечения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся, отвечающих современным требованиям Совета Европы в контексте пяти групп ключевых компетенций: социальные, межкультурные, письменного и устного общения, информационно-исследовательские, непрерывного образования [4, с. 3]. Ученые сходятся во мнении, что в таких условиях для преодоления «функционального рассогласования между системой образования и вызовами времени» [8, с. 3], а также в целях постоянного совершенствования образовательного процесса, учитель должен осмыслять собственную деятельность с научных позиций, что требует наличия у него исследовательских компетенций [4, с. 4].
Сегодня в программе подготовки учителей-бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [9], есть специальные дисциплины (Основы исследовательской деятельности) и учебные практики, где можно целенаправленно формировать у обучающихся исследовательские компетенции. Так, «Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», наряду с профессиональными компетенциями, связанными с использованием систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования, а также способностью будущих учителей-бакалавров руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, решает ещё и задачу по формированию элементов общекультурной компетенции - способности к самоорганизации и самообразованию. В связи с этим, цель данной статьи - представить опыт развития способности к самоорганизации будущих учителей-бакалавров в рамках «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на факультете иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета.
Изложение основного материала статьи. Согласно определения, предложенного С.В. Дзюбенко, исследовательская деятельность учителя - это «такой вид деятельности, который направлен на развитие теории и практики образования и предполагает выполнение исследовательских действий по выявлению и решению педагогических проблем, получение новых знаний о средствах достижения желаемых результатов обучения» [4, с. 10]. Таким образом, исследовательская деятельность - сложная задача не только для студентов, но и практикующих учителей, поэтому важно создать необходимые «условия для формирования у них потребностей и мотивов участия в учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности» [3, с. 5]. В качестве одного из средств такого стимулирования обучающихся мы считаем достаточно эффективным используемый нами в рамках изучения смежной специальной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» инструмент формирующего контроля - ведение портфолио «Мой первый опыт научного исследования». В этом контексте портфолио решает две задачи: вспомогательную - как накопитель основных опорных материалов (шаблоны библиографического описания научных источников, план-схема конспекта научной статьи, шкала для самооценивания и т.п.), а также контролирующую - как хранилище выполняемых аудиторных, самостоятельных и контрольно-зачетных заданий. Это позволяет, на наш взгляд, несколько сгладить карательную функцию контроля и акцентировать его созидательную роль в развитии не только способности эффективно организовывать свою деятельность в научной сфере, но и планировать стратегию самообразования на основании достигнутых ранее и отраженных в портфолио результатов [2, с. 89], что остается актуальным и в ходе всех этапов «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на первом, втором и третьем курсах, являющейся подготовительным этапом подготовки к написанию сначала курсовых работ, а затем и выпускной квалификационной работы.
Наш опыт научного руководства исследовательской деятельностью студентов свидетельствует о том, что основным затруднением, с которым сталкиваются начинающие исследователи, является отсутствие навыков эффективной самоорганизации, и в первую очередь умения управлять своим временем (тайм-менеджмент) и, главное, собой.
Обзор научных источников показал, что технологии организации своего времени и увеличения эффективности его использования занимали умы человечества ещё в Древнем Риме (Сенека), а также в эпоху Возрождения (Л. Альберти) вплоть до наших дней; сегодня в нашем распоряжении есть целый ряд методик, разработанных отечественными (А.К. Гастев, Г.Х. Попов, А.А. Любищева и др.) [5, с. 109] и западными (Ст. Кови, Т. Феррис, Ф. Чирилло и др.) специалистами [7, с. 447] и апробированных известными историческими личностями (Д. Эйзенхауэр, Б. Франклин). Однако, несмотря на наличие большого количества полезных инструментов, среди которых каждый может найти на свой вкус и по душе приемы рационального распределения своего рабочего и личного времени, проблема прокрастинации (лат. CTastinus -
«завтрашний») - склонность откладывать выполнение важных дел на завтра - как никогда актуальна, о чем свидетельствует высокий интерес к ней ученых всего мира. Исследования показывают, что основной причиной прокрастинации является не банальная лень, а глубокие психологические причины, связанные с низкой мотивацией, стрессом из-за быстрого ритма современной жизни, огромным грузом ежедневно наваливающихся задач [7, с. 448]. Постоянное откладывание дел вызывает у человека чувство вины, что только усугубляет сложившуюся ситуацию. Прокрастинация свойственна людям всех возрастов [12], а особенно в старшем школьном и студенческом возрасте, в силу эмоциональной незрелости, низкой волевой саморегуляции, а также мотивационной недостаточности [7, с. 447], [6, с. 160].
По мнению американских ученых [13], проблема прокрастинации становится особенно острой в контексте дистанционного обучения, когда отсутствуют «школьные стены» - естественные стимуляторы продуктивной учебной деятельности. Студенты, обучающиеся с применением дистанционных технологий у себя дома, оказываются во власти ряда отвлекающих от учебного процесса факторов - «поглотителей времени» (разговоры по телефону, просмотр телевизора, компьютерные игры, многократные перекусы и кофе-брейки, и т.п.) [10, с. 281-282], справиться с которыми способны только те студенты, которые владеют техниками руководства собой и своим временем.
Мы считаем, что развитие умения преодолевать прокрастинацию путем использования техник тайм-менеджмента особенно важно в контексте обучения научно-исследовательской деятельности, так как она предполагает большой объем самостоятельной работы для решения сложных задач, что само по себе может напугать начинающего ученого и спровоцировать желание «откладывать до последнего». Во избежание такой ситуации и для формирования способности к самоорганизации и самообразованию мы считаем полезным «погрузить» первокурсников в атмосферу научного исследования и знакомство с особенностями работы и жизни действующего учёного. Не секрет, что часто в сознании обучающихся научно-исследовательская деятельность романтизирована [1, с. 88], и абсолютной неожиданностью оказывается слишком позднее осознание реального объема предстоящей самостоятельной работы, который вначале кажется вполне посильным, но отсутствие навыков эффективной самоорганизации ведут к срыву установленного срока сдачи отчета по практике и, как следствие, к академической задолженности. Во избежание подобных затруднений, важно, чтобы начинающие исследователи овладели основными техниками управления временем (тайм-менеджмент), используя в том числе различные приложения и Интернет-сервисы (Evernote, Any.DO, Todoist и т.д.).
В связи с этим мы уверены, что доминирующей задачей учебной «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской практики» на первом курсе должно быть именно формирование умений самоорганизации в логике выполнения следующих специальных заданий.
Первое задание учебной практики - ответить на вопросы двух анкет, которые мы разработали на основе опросника Wendelien Van Eerde [11, p. 433-434] для предварительной оценки умений обучающихся руководить собой и своим временем:
1. Я чувствую, что моё личное время у меня под контролем.
2. Мне трудно придерживаться намеченного плана, потому что другие люди отвлекают меня от дел.
3. Я ставлю перед собой чёткие реалистичные цели.
4. Я осознаю, что для меня важно, а что - нет.
5. Мне удаётся выполнять запланированное.
6. Я легко отвлекаюсь от выполняемой задачи.
7. Я обещаю другим людям помочь, хотя у меня на это нет времени.
8. Я начинаю позже, чем планировал(а) приступить к делу.
9. Вместо того, чтобы приступить к делу, я пью ещё одну чашку кофе (чая) / проверяю мессенджеры / мою посуду и т.д.
10. Бывает, что я делаю что-то только тогда, когда наступает супер-дедлайн.
11. Я говорю себе: «Начинай!», и всё равно не приступаю к работе.
12. Я делаю то, что попроще.
13. Я составляю план, хотя заранее знаю, что не выполню его.
14. Я убеждаю себя, что есть другие задачи, которые нужно выполнить в первую очередь.
15. Я с трудом переключаюсь от учебных дел/проблем/задач.
16. В свое свободное время я часто с беспокойством думаю о проблемах, связанных с учёбой.
17. У меня случается бессонница из-за мыслей о предстоящей работе/деле.
Первая анкета включает пункты № 1-7, которые посвящены умению организовывать своё рабочее время, они оцениваются по 5-балльной шкале: 1 балл - никогда, 2 балла - очень редко, 3 балла - иногда, 4 балла -обычно, 5 баллов - всегда. Вторая анкета включает пункты № 8-17, которые направлены на изучение степени выраженности прокрастинации и чувства вины в связи с ней; они оцениваются следующим образом: 1 балл -всегда, 2 балла - обычно, 3 балла - иногда, 4 балла - очень редко, 5 баллов - никогда. Так же оцениваются пункты № 2, 6, 7. Чем выше суммарный балл, тем успешнее информант в управлении собой и своим временем, и наоборот. Полученные результаты позволяют руководителю учебной практики разработать индивидуальный маршрут развития умений самоорганизации для каждого обучающегося с учетом его прошлых достижений.
Следующее задание для отчета по учебной «Практике по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской практики» непосредственно направлено на формирование умений самоорганизации: оно реализуется в форме «Делового дневника» в одном из веб-сервисов по планированию на выбор, в котором должны быть отражены подробные сведения о ходе выполнения заданий, связанных с исследовательской деятельностью обучающихся в ходе учебной практики.
Содержание «Делового дневника» включает, во-первых, перечень мероприятий предпринимаемого в рамках учебной практики исследования (планирование действий, отметка о выполнении или переносе на более поздний срок, указание причины переноса), во-вторых, хронометраж хода выполняемого исследования (планирование ориентировочных сроков, фиксация фактически затраченного времени, сравнительный анализ причины расхождений между ожидаемым и реальным), в-третьих, техники тайм-менеджмента (перечень применяемых методик, аргументированное обоснование их выбора, мотивированная оценка их эффективности для конкретного начинающего ученого (самоанализ), наконец, формулировка выводов для оптимизации дальнейшего планирования своей исследовательской деятельности.
Необходимо отметить, что в нашей практике весьма эффективным оказалось использование веб-сервиса Google Документы в силу его возможностей организации онлайн-доступа нескольких участников к одному файлу. Так, процесс заполнения «Делового дневника», созданного в Google Документах, может в любое время контролироваться научным руководителем, у которого есть удаленный доступ к нему. Дополнительные инструменты, например, комментирование, позволяют, при необходимости, обеспечить научному руководителю мгновенную обратную связь для своевременной корректировки деятельности начинающего ученого.
Таким образом, подобный «Деловой дневник» позволяет не только успешно формировать умения самоорганизации, но и отслеживать динамику исследователькой работы, своевременно выявлять возникающие затруднения, что полезно как научному руководителю, так и самому обучающемуся для разработки или коррекции индивидуального маршрута его исследовательской деятельности. В целом, понимание особенностей индивидуального стиля деятельности обучающегося позволяет научному руководителю определить стратегию взаимодействия с ним в рамках проводимого исследования: предоставление полной свободы, если обучающийся обладает высокой саморегуляцией, в противном случае
- жесткий график поставленных задач, контроль их выполнения с одновременным воспитанием воли обучающегося посредством ознакомления с приемами эффективной организации рабочего и личного времени, а также с способами преодоления прокрастинации.
Третье задание носит экспериментальный характер, так как обучающимся предлагается в рамках проводимого научного исследования апробировать ряд наиболее известных и действенных приемов распределения рабочего времени («матрица Эйзенхауэра», интеллект-карты, «бифштекс из слона», «метод швейцарского сыра») и повышения мотивации к выполнению задания («сначала съесть лягушку» - приучить себя делать в первую очередь самое сложное и неприятное; «метод помидорок» (Ф. Чирилло) - дробное деление занятости и отдых: после каждых 25 минут работы отдыхать в течение 5 минут) [12].
Наконец, в качестве завершающего задания практикантам предлагается написать эссе в свободной форме на тему «Как заставить себя заниматься научной деятельностью», которое реализует контролирующую функцию, так как его цель заключается в самооценке уровня сформированности умений управлять собой и своим временем с помощью приемов тайм-менеджмента в рамках «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на первом курсе. Полученные результаты позволяют руководителю учебной практики оценить его достижения в плане развития умений самоорганизации и дать рекомендации по дальнейшей работе для каждого обучающегося с учетом его прошлых достижений.
Выводы. Ситуация многозадачности в профессиональной деятельности современного учителя актуализирует высокую значимость научного осмысления своей педагогической практики для информирования профессионального сообщества о результатах своего труда. В этом контексте особое значение преобретают умения самоорганизации, которые можно и нужно развивать в рамках обучения будущих бакалавров исследовательской деятельности, позволяющей им апробировать техники тайм-менеджмента и Интернет-сервисы для эффективного планирования своего рабочего времени и преодоления прокрастинации. Предложенный комплекс заданий, успешно апробированный нами в рамках организации учебной «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на первом курсе факультета иностранных языков, позволяет заложить основы развития умений самоорганизации и самообразования, что является одной из общекультурных компетенций современного учителя.
Литература:
1. Галинская Т.Н. Опыт организации исследовательской деятельности будущих учителей иностранного языка / Т.Н. Галинская // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - 66-2.
- С. 87-89.
2. Галинская Т.Н. Способы реализации формирующего контроля в подготовке будущих учителей иностранного языка / Т.Н. Галинская // Теория и методика обучения иностранным языкам: традиции и инновации. Шатиловские чтения : материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 15-16 ноя 2018 г. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб, 2018. - С. 88-91.
3. Гирфанова Е.Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Ю. Гирфанова. - Казань, 2005. - 23 с.
4. Дзюбенко С.В. Развитие исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.В. Дзюбенко. - М., 2016. - 25 с.
5. Казакова А.И. Инновационные технологии в формировании готовности студентов к самообразовательной деятельности / А.И. Казакова // Проблемы современного педагогического образования.
- 2019. - 64-3. - С. 109-112.
6. Колобова Л.В. Компоненты самообразовательной деятельности учащихся / Л.В. Колобова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - 64-1. - С. 158-161.
7. Мартынова М.А. Специфика проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте и возможности её преодоления с помощью тайм-менеджмента / М.А. Мартынова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - 60-3. - С. 446-449.
8. Рыбалёва И.А. Формирование готовности учителей к исследовательской деятельности в процессе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Рыбалёва. - Комсомольск-на-Амуре, 2012. - 23 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) уровень бакалавриата [утв. Приказом № 91 от 09.02.2016 г.] [Электронный ресурс] / Минобрнауки РФ. - М., 2016. - 19 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf
10. Яшкова Е.В. Исследование «поглотителей времени» в процессе изучения унивесальными бакалаврами дисциплины «Основы менеджмента» / Е.В. Яшкова, А.А. Абрамова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - 56-10. - С. 280-288.
11. Van Eerde W. Procrastination at Work and Time Management Training / Wendelien Van Eerde // The Journal of Psychology, 2003. - Vol. 137:5. - P. 421-434. DOI: 10.1080/00223980309600625
12. Hafner A. Avoiding procrastination through time management: an experimental intervention study / A. Hafner, V. Oberst, A. Stock // Educational Studies. - 2014. - Vol. 40(3). - P. 352-360. DOI: 10.1080/03055698.2014.899487
13. Oyarzun B. Time management matters: online faculty perceptions of helpfulness of time management strategies / Beth Oyarzun, Florence Martin, Robert L. Moore // Distance Education. - 2020. - Vol. 41:1. -P. 106-127. DOI: 10.1080/01587919.2020.1724773
Педагогика
УДК 379.17
аспирант, магистр Ганиев Ришат Ризванович
Институт психологии и образования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ И ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Аннотация. В условиях инновационного подхода в обучении требуется активное применение новых форм и методов в обучении. Инновационные технологии являются одним из важнейших направлений в вузовском обучении и в подготовке широкого спектра специалистов в вузе и в повышении эффективности и улучшении вузовского обучения. В настоящее время интерактивное обучение рассматривается, как самое эффективное обучение и получает самое широкое применение в процессе обучения. Инновационные технологии, применяемые в процессе обучения, способствуют формированию и развитию компетенций, развитию умственных способностей обучающихся, целостного понимания ими явлений и процессов, умению логически мыслить и способствуют включению их в процесс активной коммуникации.
Ключевые слова: процесс обучения, инновации в обучении, инновационные методы, интерактивные технологии, компетентностный подход, управленческие компетенции, формирование компетенций.
Annotation. In terms of innovative approach to training requires the active use of new forms and methods in training. Innovative technologies are one of the most important directions in higher education and in the preparation of a wide range of specialists at the University and in improving the efficiency and improvement of higher education. Currently, interactive learning is considered as the most effective training and is widely used in the learning process. Innovative technologies used in the learning process contribute to the formation and development of competencies, the development of mental abilities of students, their holistic understanding of phenomena and processes, the ability to think logically and contribute to their inclusion in the process of active communication.
Keywords: the learning process, innovations in learning, innovative methods, interactive technologies, competence approach, management competencies, the formation of competencies.
Введение. Рост требований к профессиональному мастерству специалистов обусловлен повышением требований к качеству подготовки кадровых специалистов, что является одним из основных показателей конкурентоспособности и востребованности наших специалистов на рынке труда страны и зарубежом в целом.
Требования к повышению качества профессиональной подготовки специалистов в вузах является государственной политикой страны в области образования, в вопросах эффективности развития различных отраслей науки на современном этапе при глобальной перестройки всей системы отечественного образования.
По этой причине особую актуальность приобретает проблема совершенствования процесса обучения в вузах, повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов различных направлений подготовки, приведения её содержания, форм и методов в соответствие с новыми требованиями по профессиональной подготовке специалистов.
Противоречие: между объективной необходимостью использования интерактивных технологий в обучении и трудностями, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе реализации управленческой функции интерактивных технологий.
Проблема: каковы дидактические условия применения интерактивных технологий в обучении как эффективного средства развития у студентов управленческих компетенций.
Цель исследования: выявить дидактические условия, способствующие эффективному формированию управленческих компетенций студентов в процессе интерактивного обучения.
Гипотеза исследования: интерактивные технологии обучения могут выступать как дидактическое средство формирования управленческих компетенций обучающихся в обучении, если:
- выявить содержание и структуру управленческой компетенции как цели процесса обучения;
- применение интерактивных технологий осуществляется с учетом: уровней сформированности управленческой компетенции обучающихся;
- осуществляется усиление их управленческой функции с помощью комплекса дидактических средств и условий.
Изложение основного материала статьи. Главная задача при формировании и развитии управленческих компетенций у студентов состоит в том, что они должны быть прочными, разнообразными, охватывать важнейшие вопросы, типичные для конкретной специальности (специализации) [1, с. 245].
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ и синтез при изучении научной литературы по философии, социологии, педагогике, психологии, методике преподавания; анализ диссертационных работ по проблеме исследования, анализ интерактивных методов обучения и определение приоритетных технологий решающих задачи по формированию управленческих компетенций); 2) эмпирические (тестирование, научно-педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования, диагностика управленческих компетенций (Тест-опросник Кларка Вилсона «Цикл управленческих умений»,