Научная статья на тему 'Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза'

Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
643
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ВРЕМЕННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЗОРГАНИЗАТОРЫ ВРЕМЕНИ / PROCRASTINATION / ACADEMIC PROCRASTINATION / TIME COMPETENCE / PERSONAL TIME DISORGANIZERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Е. В.

В статье рассматривается феномен академической прокрастинации во взаимосвязи с особенностями организации времени у студентов первого и четвертого курсов. Выявлена связь студенческой прокрастинации с показателем персональной временной компетентности и личностными дезорганизаторами времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза»

Лебедева Е.В. ©

Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития, Российский государственный профессиональнопедагогический университет

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОКРАСТИНАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА*

Аннотация

В статье рассматривается феномен академической прокрастинации во взаимосвязи с особенностями организации времени у студентов первого и четвертого курсов. Выявлена связь студенческой прокрастинации с показателем персональной временной компетентности и личностными дезорганизаторами времени.

Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, временная

компетентность, личностные дезорганизаторы времени

Keywords: procrastination, academic procrastination, time competence, personal time

disorganizers

В современных условиях проблема эффективного использования времени приобретает особую значимость, о чем свидетельствует возрастание интереса к технологиям тайм-менеджмента и увеличение количества публикаций, посвященных проблемам самоорганизации деятельности. Сознательная регуляция деятельности, описанная в работах И.М. Сеченова, С.Л.Рубинштейна, К.А. Абульхановой, проявляет себя в способности соотносить внешние временные требования с собственными временными возможностями и ограничениями. Эта способность лежит в основе краткосрочного и долгосрочного планирования, необходимого для выстраивания целостного, специфического и

динамического процесса, обозначаемого как жизненный и профессиональный путь личности [1].

Рациональное распределение человеком времени своей жизни представляет собой проявление «своевременности» как важнейшего из качеств личности, приобретаемого и развиваемого в процессе жизнедеятельности. Своевременность овладения профессией, как и своевременность самоосуществления в рамках определенных жизненных этапов, обусловлена необходимостью приноравливаться к ходу общественных и природнобиологических процессов под влиянием существующей социальной нормативности и личностной потребности в объективации [1, 74]. На каждой стадии личностного и профессионального становления происходит определение целей и сроков их достижения, выстраивание индивидуальной временной перспективы и корректировка трансспективы, развернутой в общественном времени и соотнесенной с социальным настоящим. Временные способности, умения и навыки, обеспечивающие ориентировку в ситуациях многозадачности и неопределенности, выступают условием личностной и профессиональной самореализации. Не случайно некоторыми авторами временная компетентность рассматривается как необходимая составляющая профессиональной компетентности будущих специалистов [4; 10].

Своевременность, проявленная в деятельности, получила название временной компетентности. А.К. Болотова трактует временную компетентность как адекватность временных восприятий, сформированность навыков планирования времени, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, соблюдать принципы и правила тайм-менеджмента [2]. О.В. Кузьмина видит проявление

© Лебедева Е.В., 2016 г.

временной компетентности в способности личности управлять собой во временном континууме. Управление временем предполагает правильную оценку сложившейся ситуации, принятие решения с оценкой временных затрат на его реализацию, конструирование во временном пространстве программы достижения цели и контроль за соблюдением временного графика работы. Общая же структура временной компетентности, по мнению автора, может быть представлена пятью компонентами: ценностно-смысловым, мотивационным, познавательным, операционально-технологическим и рефлексивным [9].

Систематическое несоблюдение человеком установленных им же самим сроков приводит к рассогласованию личностного и общественного времени, что влечет за собой снижение продуктивности жизни. Данный феномен нашел отражение в понятии «прокрастинация» и получил широкое освещение в современной литературе.

Термин «прокрастинация» образован от латинского «procrastinatus» (pro - «вперед, дальше», crastinus - «завтра»). Как правило, под прокрастинацией понимается склонность человека систематически откладывать «на потом» принятие решений и выполнение различных дел, зачастую важных и ограниченных во времени. В качестве еще одного основополагающего элемента феномена прокрастинации некоторые авторы выделяют субъективное ощущение внутреннего дискомфорта, которое возникает у человека при откладывании важных дел [6].

В обзорной статье О.А. Шамшиковой и И.Н. Кормачевой приводятся различные определения прокрастинации, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов [11]. Прокрастинация рассматривается как внешнее проявление или даже синоним лености; психологическое состояние, когда человек отодвигает важное дело «на потом» по необъяснимым причинам, а при приближении окончания сроков отказывается от запланированного либо пытается сделать все отложенное одним рывком (К. Иваненко); стремление к «острым» ощущениям, которые появляются при выполнении задачи в предельно короткие сроки (J.R. Ferrari, 1992), поведенческий паттерн (С.В. Ковылин, 2013); борьба с тревогой и «неизбежный спутник» перфекционизма (В.А. Ясная, С.Н. Ениколопов, 2013). Многообразие определений и методологических позиций, объясняющих феномен прокрастинации, обусловлено сложностью и разноуровневостью проявлений данного феномена в различных видах деятельности, наличием множественных взаимосвязей с индивидуально-психологическими и демографическим характеристиками, признанием роли ситуационных факторов.

Согласно классификации, предложенной Н.Милграмом с соавт. (N.A. Milgram, G. Batory, D. Mowrer, 1993), выделяют пять основных видов прокрастинации:

1) ежедневная (бытовая), выражающаяся в откладывании выполнения дел, которые должны осуществляться регулярно (работы по дому, закупки продуктов и т. д.);

2) прокрастинация в принятии решений;

3) невротическая прокрастинация, заключающаяся в откладывание принятия жизненно важных решений (создание семьи, выбор профессии и др.);

4) компульсивная прокрастинация, при которой в одном субъекте сочетаются поведенческая прокрастинация и прокрастинация в принятии решений;

5) академическая прокрастинация, т.е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т. п.

Академическая прокрастинация представляет особый интерес в контексте подготовки будущих специалистов, поскольку проявления данного феномена отрицательно коррелируют с показателями успеваемости и отрицательно влияют на психологическое благополучие студентов. Согласно имеющимся данным, от 46% до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами и нуждаются в профессиональной психологической помощи [8]. В связи с этим, представляется немаловажным исследование возможных причин и психологических коррелятов академической прокрастинации с целью оптимизации образовательного процесса, выявления «группы риска» и организации учебновоспитательной и психологической работы со студентами, имеющими трудности в обучении.

Целью данного исследования стало изучение академической прокрастинации и особенностей организации времени у студентов. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что существует взаимосвязь между выраженностью академической прокрастинации и показателями временной компетентности учащихся.

Для сбора эмпирического материала были использованы следующие методики: «Шкала студенческой прокрастинации» C. Lay (в адапт. Т.Ю. Юдеевой, Н.Г. Гаранян, Д.Н. Жуковой), опросник «Персональная компетентность во времени» (С.И. Калинин), методика «Личностные дезорганизаторы времени» (О.В. Кузьмина).

Эмпирической базой исследования выступил ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет». В исследовании приняли участие 80 студентов института психолого-педагогического образования очной формы обучения, из них - 44 студента, обучающихся на первом курсе, 40 студентов, обучающихся на третьем и четвертом курсе (возраст от 18 до 25 лет).

Анализ полученных данных показал, что средний показатель прокрастинации для всей выборки составил 59 баллов, что соответствует средней степени выраженности академической прокрастинации у студентов. 71% (60 чел.) продемонстрировали средний уровень выраженности студенческой прокрастинации, 12% (10 чел.) - низкий и 17% (14 чел.) - высокий уровень прокрастинации. В целом, результаты согласуются с полученными другими авторами данными о проявлении феномена академической прокрастинации у учащихся в системе высшего профессионального образования [5]. Однако, как показывает опыт адаптации и применения «Шкалы общей прокрастинации C.H.Lay» (GPS) О.С. Виндекер и М.В. Останиной, полученные результаты нуждаются в поправке на социальную желательность, поскольку прокрастинация является социально осуждаемым свойством, и молодые люди склонны преуменьшать ее проявления в повседневной жизнедеятельности [3].

В результате сравнения подгрупп студентов с различным уровнем прокрастинации с использованием непараметрического критерия Краскелла-Уоллеса были обнаружены достоверные различия в выраженности интегрального показателя персональной временной компетентности по методике С.И. Калинина (х2=18,04; p<0,01). Среднее значение временной компетентности у студентов с низким уровнем студенческой прокрастинации составило 37 баллов, что соответствует средней (нормальной) временной компетентности, проявляющей себя в возможности управлять своим временем, правильно расставляя приоритеты, учитывая как внешне заданные временные рамки, так и внутренние факторы (актуальное состояние, биоритмы). Среднее значение персональной временной компетентности у студентов со средним уровнем прокрастинации составило 27 баллов, что соответствует низкому уровню выраженности способности к временной самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности. Низкий уровень компетентности в управлении временем наблюдается и у студентов с высокой выраженностью академической прокрастинации (24 балла). Низкая временная компетентность свидетельствует о неумении справляться с внутренними и внешними помехами, вызывающими непродуктивные потери времени в различных ситуациях [7, 71].

Корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена между показателями студенческой прокрастинациии временной компетентности учащихся показал следующее:

- наблюдается отрицательная корреляционная взаимосвязь между показателем прокрастинации по шкале С. Lay и показателем персональной временной компетентности (r=-0,533; p<0,01).

- выявлена достоверная связь между показателем студенческой прокрастинации и результатами по щкале «Организационных дезорганизаторов» (r=0,332; p<0,01) .

Таким образом, можно выдвинуть предположение о том, что основным проявлением студенческой прокрастинации является нарушение технической стороны деятельности. Справедливо и обратное: прокрастинация у учащихся профессиональной школы может быть вызвана несформированностью умения устанавливать очередность учебных действий и

вытекающей отсюда непоследовательностью, бессистемностью действий, неспособностью сосредоточения на проблеме.

Полученные данные подтверждают необходимость дальнейшего рассмотрения феномена академической прокрастинации во взаимосвязи с индивидуальными особенностями организации времени. Показана важность планомерной работы по развитию временной компетентности у учащихся профессиональной школы, включение в образовательный процесс ознакомительных семинаров и тренингов, нацеленных на формирование рациональных способов временной регуляции действий, освоение правил и способов организации времени. Оптимизация технической стороны деятельности предполагает развитие у студентов способности к целеполаганию, умения устанавливать временные приоритеты, оценивать временные затраты и соотносить их с полученными результатами, ознакомление со стратегиями планирования и резервирования времени. Поскольку овладение способами и правилами тайм-менеджмента невозможно без соответствующей мотивации (а полученные эмпирические данные косвенно указывают на слабый интерес к существующим системам управления времени у студентов-прокрастинаторов), необходима предварительная работа по актуализации познавательных интересов в области конкретных психологических знаний. Такая работа может осуществляться в рамках читаемой на первом курсе дисциплины «Введение в профессию (специальность)». Осознание личностной составляющей в системе требований, предъявляемых к современному специалисту, будет способствовать развитию готовности к самоорганизации и уменьшению выраженности прокрастинации в учебной и учебнопрофессиональной деятельности учащихся в системе высшего профессионального образования.

*

Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки России №1134 Научно-прикладные основы формирования индивидуальных траекторий развития личности

в системе непрерывного образования.

Литература

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

2. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. 254 с.

3. Виндекер О.С, Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации C. H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. — 2014. - № 1. - С. 116-126

4. Енькова Л.П. Временная компетентность у студентов педагогических специальностей и проблема ее диагностики // Вектор науки ТГУ.- 2011. - 3(6). - С. 123-126.

5. Зарипова Т.В., Данилова Н.А. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента // Омский научный вестник. - 2015. - №4(141). - С. 122-126.

6. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т.20. - № 1. - C. 79-84.

7. Калинин С.И. Тайм-менеджмент: Практикум по управлению временем. - СПб.: Речь, 2006. - 371 с.

8. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.humjoumal.ru.

9. Кузьмина О.В. Проявление компетентности во времени у педагогов в ситуациях информационных перегрузок в условиях освоения виртуальных технологий обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. - С. 98-102.

10. Токарева О.О. Временная компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего бакалавра гуманитарных специальностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 1. - С. 121-136.

11. Шамшикова О.А., Кормачева И.Н. К вопросу о психологическом феномене «прокрастинация» // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие человека В современном мире», г. Новосибирск, 15-17 апреля 2014 г. - С. 253-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.