22. OECD, Education at a Glance 2016: OECD Indicators, 2016, OECD Publishing, Paris. // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/eag-2016-
en.pdf?expires=1574235546&id=id&accname=guest&checksum=E35E2FB3D0D6C043634530A8331698BC (Дата обращения: 20.11.2019)
23. The impact of the University of Birmingham (A report for the University of Birmingham), 2013, Oxford Economics [Электронный ресурс] // URL: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/university/ economic-impact-of-universityof-birmingham-full-report.pdf (Дата обращения: 20.11.2019)
24. Valero A., van Reenen J. The Economic Impact of Universities: Evidence from Across the Globe, National bureau of economic research, Cambridge, 2016. https://www.nber.org/papers/w22501.pdf (Дата обращения: 20.11.2019)
Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Лавинообразный рост объема информации требует постоянного и непрерывного повышения квалификации современного учителя, что возможно при осуществлении, в частности, исследовательской деятельности. Успешный опыт организации исследовательской деятельности будущих учителей французского языка позволяет автору сформулировать ряд рекомендаций по эффективному руководству научно-исследовательской деятельностью обучающихся: предварительная подготовка обучающихся к внеучебной научной деятельности, организация студенческого научного коллектива для выполнения совместных проектов, участие в научных мероприятиях различного уровня.
Ключевые слова: педагогическое образование, учитель иностранного языка, исследовательская деятельность, мотивация, научное руководство, научный проект, научная конференция.
Annotation. The avalanche-like growth in the amount of information requires constant and continuous professional development of a modern teacher, which is possible with the implementation, in particular, of research activities. Successful experience in organizing research activities of future French teachers allows the author to formulate a number of recommendations for the effective management of students' research activities: preliminary preparation of students for extracurricular scientific activities, organization of a student research team for joint projects, participation in scientific events at various levels.
Keywords: teacher education, foreign language teacher, research activity, academic advising, motivation, research project, academic conference.
Введение. Высокий темп развития науки и техники, характерный для современного общества, обусловливает качественно иные требования к деятельности специалиста в любой отрасли, в том числе педагога. Современный учитель уже не может ограничиться выполнением чисто практической задачи формирования умений и навыков обучающихся в той или иной предметной области, и это стало понятно уже в конце ХХ века, когда педагогические институты в России и за рубежом [13, с. 398] стали стремиться к статусу университета, подразумевающему активное ведение научно-исследовательской деятельности. Подготовка выпускной квалификационной работы (диплома) стало обязательным элементом итоговой аттестации выпускников педагогического университета. С недавних пор появилось требование активно вести научно-исследовательскую работу не только к профессорско-преподавательскому составу, но и к студентам, о чем пишет С.И. Колодезникова: «сегодня одним из ключевых факторов результативности научно-исследовательской деятельности стало участие студентов в исследовательских грантах, позволяющих получить финансирование на проведение актуальных научных разработок...» [4, с. 231].
Политика государства направлена на воспитание и поддержку молодых ученых до 39 лет, что отражается, в частности, в содержании основных профессиональных образовательных программ высшего образования [11]. Так, если раньше написание курсовой работы, а также и диплома часто не обеспечивалось соответствующим методическим сопровождением (кроме, может быть, методических указаний), не говоря уже об аудиторных занятиях или спецкурсах, то теперь в программе подготовки учителей-бакалавров есть специальные дисциплины (Основы исследовательской деятельности) и учебные практики (Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), где можно планомерно и последовательно формировать у обучающихся профессиональные компетенции, связанные с использованием систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач, в частности, в области образования [3], [12].
Следовательно, можно констатировать наличие условий для развития у обучающихся умений научно-исследовательской деятельности, что подтверждается и появлением учебно-методических пособий в помощь как обучающимся, так и преподавателям, занимающимся руководством исследовательской работы студентов [2]. Однако, в силу ряда причин, главным образом, из-за низкой мотивации обучающихся к поисковой работе [7], преподаватели сталкиваются с трудностями, связанными с руководством курсовыми и выпускными квалификационными работами, являющимися обязательной формой учебной работы, и задача организации научно-исследовательской деятельности, подразумевающей внеучебную активность обучающихся, представляется трудно выполнимой.
Формулировка цели статьи и задач. В этом контексте актуален поиск отвечающих современным вызовам форм и методов приобщения начинающих исследователей к научной деятельности. В данной статье пойдет речь о нашем опыте руководства в 2012-2014 гг. научно-исследовательской деятельностью обучающихся по направлению «Педагогическое образование», когда в учебном плане еще отсутствовали вышеназванные специальные дисциплины, направленные на формирование умений научно-исследовательской деятельности студентов. Тем не менее, некоторые положительные результаты, полученные нами в тот период и позже, уже в ходе самостоятельной профессиональной деятельности обучающихся, позволяют нам сформулировать ряд
рекомендаций по эффективному взаимодействию с будущими учителями иностранного языка в контексте исследовательской работы.
Изложение основного материала статьи. Как правило, плодотворное научное сотрудничество со студентами невозможно запланировать заранее, так как этот процесс обычно зависит не только от учебного плана или нагрузки преподавателя. Так, руководство курсовой работой совсем не гарантирует продолжение над начатым исследованием, потому что для этого надо, как минимум, желание студентов и достаточно перспективная тематика, что, впрочем, намного проще решить, чем добиться необходимой мотивации обучающихся.
В нашем примере в рамках написания будущими учителями курсовой работы по дисциплине «Методика обучения иностранному языку» разрабатывался ряд тем по проблемам обучения школьников французскому языку, в том числе пути организации урока французского языка в компьютерном классе и способы реализации принципа индивидуализации при обучении старшеклассников французскому языку. В процессе написания и защиты курсовых работ обе студентки проявили не только достаточный уровень осмысления теоретической стороны вопроса, но и высокую степень интереса к исследуемым проблемам, что позволило нам надеяться на возможность продолжения начатой работы. И следующим этапом исследования стала подготовка научных статей [6] и [10] для участия в международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Коммуникативные аспекты языка и культуры», ежегодно организуемой в одном из крупнейших вузов страны - Национальном исследовательском Томском политехническом университете.
Одновременно с подготовкой материалов для участия в конференции, в Оренбургском государственном педагогическом университете был объявлен внутренний конкурс грантов для студентов и молодых ученых университета, где в случае победы можно было получить вознаграждение в размере двадцати тысяч рублей, что в 2013 году было для студентов весьма существенным. Желание обучающихся принять участие в этом конкурсе и попытаться «заработать деньги своим умом», в частности, для обеспечения своего очного участия на конференции в г. Томск, куда уже были получены приглашения обеими студентками, обусловило необходимость поиска и постановки более сложных задач исследования, соответствующих уровню объявленного конкурса.
Важно отметить, что расширение задач исследования требует значительно большего времени на их выполнение, что также необходимо принимать в расчет научному руководителю в ходе планирования программы исследования для студентов, так как написание и подготовка к публикации статей, не говоря уже о конкурсной работе, относится уже к внеучебной деятельности студента. В этой связи научному руководителю важно тщательно продумать не только стратегию самого исследования, но и провести подготовительные мероприятия с обучающимися, не имеющими опыта научного исследования, выходящего за рамки учебного процесса: откровенная беседа об объеме предстоящей работы, сроках выполнения поставленных задач, возможных и неизбежных трудностях, связанных с высокой академической загруженностью на старших курсах, которая не подлежит сокращению в связи с ведением обучающимися исследования и т.д. Цель подобного инструктажа - не запугать студентов, стремящихся к занятиям «наукой», а сообщить объективные сведения о работе и жизни ученого, так как часто в сознании обучающихся научно-исследовательская деятельность романтизирована и связана с ожиданиями, совсем не соответствующими реальной действительности.
Темы курсовых работ, которые были разработаны студентками по проблемам обучения школьников французскому (организация урока французского языка в компьютерном классе и способы реализации принципа индивидуализации при обучении старшеклассников французскому языку), были не достаточно перспективными, на наш взгляд, для участия в конкурсном отборе на грант, поэтому появилась идея их комбинирования. К тому же мы руководствовались тем фактом, что в последнее десятилетие финансовую поддержку государства заслуживают, главным образом, комплексные междисциплинарные проекты, направленные на решение приоритетных направлений науки, технологий и техники в Российской Федерации, выполнение которых уже не под силу одному ученому, и это обусловливает организацию целых научных коллективов, объединяющих специалистов из разных областей научного знания. В этом контексте умение работать в команде становится одним из важнейших требований к современному ученому, что актуализирует необходимость его развития и у студентов [1]. Однако на данный момент в рамках учебного процесса это осуществить не представляется возможным, так как в большинстве вузов студенты должны выполнять работу самостоятельно [8, с. 5]. Хотя совместная деятельность обучающихся по исследованию одной проблемы не запрещена, научные руководители часто сознательно избегают подобной ситуации, так как она сопряжена с рядом проблем: психологическая неготовность обучающихся к сотрудничеству, риск конфликта между соавторами в процессе выполнения работы, отсутствие четкого регламента по управлению групповой деятельностью обучающихся и оценке работы каждого из них и т.д. В то же время необходимо отметить, что ситуация начинает меняться, так как, например, в «Положении о курсовой работе» Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова закреплена возможность «выполнения групповой курсовой работы (проекта) в составе от 2 до 5 обучающихся в группе на третьем и последующих курсах» [9, с. 4], но пока это только один пример из более десятка проанализированных.
Таким образом, предложенная нами идея по подготовке совместного проекта «Интернет-форум на уроке французского языка: реализация принципа индивидуализации», отвечает современным тенденциям развития научного сообщества, что и было подтверждено на практике в виде денежной премии. Полученные средства позволили обучающимся принять очное участие на международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых в Национальном исследовательском Томском политехническом университете, где один из докладов был отмечен дипломом II степени.
Значительные результаты проделанной работы, конечно же, воодушевили обучающихся к продолжению начатого исследования, и следующим его этапом стало участие во Всероссийском конкурсе «Моя страна -моя Россия», в котором молодые россияне могут предложить и реализовать свои идеи по решению социально-экономических проблем нашей страны [5]. На региональном этапе Конкурса (в Оренбургской области) совместный проект «Интернет-форум на уроке французского языка: реализация принципа индивидуализации» был удостоен Диплома ill степени в номинации «Моя профессия», что позволило участникам и научному руководителю принять очное участие на основном этапе Конкурса в г. Москва. Отрицательный результат представленного проекта показал его слабые стороны, с точки зрения его
практической реализации в качестве бизнес-проекта. Однако полученный опыт оказался весьма ценным, так как организованные в рамках Конкурса тренинги для участников и Форум проектных траекторий для научных руководителей проектов-победителей регионального этапа позволили иначе взглянуть на планирование научного исследования, в частности, прогнозирования его конкретной практической значимости, что становится особенно актуальным в условиях высокой конкуренции на мировом рынке.
Защита выпускных квалификационных работ по смежным темам стали очередным этапом исследовательской деятельности студенток, которая продолжилась затем и на профессиональном поприще. Будучи практикующими учителями французского языка в элитных учебных заведениях (в частности, Президентское кадетское училище), выпускницы принимали активное участие в научных конференциях и профессиональных конкурсах на подтверждение своего педагогического мастерства. Последовавшая успешная учеба в магистратуре Сорбонны (г. Париж, Франция) стала неопровержимым доказательством эффективности избранной нами (тогда - интуитивно) стратегии руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся, позволившая им стать конкурентоспособными специалистами на рынке труда.
Выводы. Успешный опыт организации исследовательской деятельности будущих учителей французского языка позволяет нам сформулировать некоторые рекомендации по эффективному руководству научно-исследовательской деятельностью обучающихся. Это, во-первых, предварительная подготовка обучающихся к внеучебной научной деятельности, которая позволяет, на наш взгляд, обучающимся осознать серьезность проблемы на начальном этапе исследования и реально оценить свои силы, что способствует созданию доверительных отношений между научным руководителем и студентом, предотвращению возможных конфликтов, ведущих к срыву всего проекта. Важно наличие контакта между преподавателем и студентом, обусловливающего готовность длительно взаимодействовать друг с другом вне учебного расписания и часто в свободное личное время, которая появляется как результат высокой заинтересованности, в первую очередь, студента в изучаемой проблеме и добровольном желании заниматься ею. Еще одно необходимое условие эффективного руководства исследовательской деятельностью обучающихся - это моделирование ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям работы современного ученого и мотивирующих к занятию «наукой» начинающих исследователей: организация студенческого научного коллектива для выполнения совместных проектов, обеспечивающих опыт работы в команде и умение взаимодействовать с представителями различных областей научного знания, что, в конечном счете, позволяет принимать участие в научных мероприятиях всероссийского и международного уровня.
Литература:
1. Белоусов К.И. Научный коллектив и его предметные области (к вопросу о методах эффективного планирования научной деятельности) / К.И. Белоусов, Д.А. Баранов, Н. Л. Зелянская // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. - 2014. - № 4. - С. 13-26.
2. Галинская Т.Н. Организация и проведение научно-исследовательской практики [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Т.Н. Галинская, Н.Г. Костина. - Оренбург, 2018. - 76 с. - Режим доступа: http://lib.rucont.ru/efd/657794
3. Галинская Т.Н. Роль дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в формировании медиаграмотности будущих учителей / Т.Н. Галинская // Медийно-информационная грамотность современного педагога: материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Оренбург, 30-31 окт 2018 г. / Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2018. - Ч. 1. - С. 214-218.
4. Колодезникова С.И. Из опыта организации сопровождения студенческого научного проекта // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-6. - С. 231-239.
5. Моя страна - моя Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moyastrana.ru/
6. Мухамедьярова, И.Х. Принцип индивидуализации в обучении чтению на уроках французского языка / И.Х. Мухамедьярова; науч. рук. Т. Н. Галинская // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. материалов XIII междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. - Томск: изд-во ТПУ, 2013. -С. 68-70. - Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext7c/2013/C77/V1/C77_V1.pdf
7. Пичугина, Г.А. Личностно-профессиональное развитие студента в формировании педагогического опыта / Г.А. Пичугина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 260-263.
8. Положение о курсовой работе / сост. Н.А. Сизинцева. - Оренбург: ОГПУ, 2018. - 14 с. - Режим доступа: https://ospu.ru/resources/articles/sveden/inaja-informacija7_p_7.2.1_02_o_kursovoy_rabote.PDF
9. Положение о курсовых работах (проектах) в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». - М., 2018. - 22 с. - Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/markkaf/PublishingImages/Pages/forstudents.pdf
10. Харитонова, Ю.С. Интернет-форум как форма работы на уроке французского языка / Ю.С. Харитонова; науч. рук. Т.Н. Галинская // Коммуникативные аспекты языка и культуры: сб. материалов XIII междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых. - Томск: изд-во ТПУ, 2013. - С. 73-75. -Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2013/C77/V1/C77 V1.pdf
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) уровень бакалавриата [утв. Приказом № 91 от 09.02.2016 г.] [Электронный ресурс] / Минобрнауки РФ. - М., 2016. - 19 с. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 23.02.2020).
12. Шмульская Л.С. Учебная практика как инструмент формирования исследовательских умений бакалавра педагогического образования / Л.С. Шмульская, С.В. Мамаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 386-389.
13. Shamai S. Research Activity and Research Culture in Academic Teachers' Colleges in Israel / Shmuel Shamai, Drora Kfir // Teaching in Higher Education. - 2002. - Vol. 7:4. - P. 397-410. DOI: 10.1080/135625102760553900