5. Малинская Л.Л. Педагогические условия подготовки будущих учителей изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельности школьников / Л.Л. Малинская. - Уфа, 2010. - 198 с.
6. Шабанова М.Н. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в условиях регионально ориентированного образования / М.Н. Шабанова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2009. - № 1 (9).
Педагогика
УДК 378.1
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Чайченко Мария Владимировна
Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна)
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Московская область является уникальным регионом в плане организации высшего образования. Шесть университетов Московской области имеют региональное, а не федеральное подчинение. Уникальность региона также состоит в механизмах миграции абитуриентов и выпускников вузов, а также механизмах и местах их трудоустройства, а также оплате труда. Особым фактором в системе также является наличие в тесном соседстве полюса притяжения по трудоустройству - Москвы. Проведен анализ оттока выпускников в столицу.
Ключевые слова: набор, абитуриенты, миграция, трудоустройство, отрасли, заработная плата, кадры.
Annotation. The Moscow region is a unique region in terms of higher education. Six universities in the Moscow region have regional, rather than Federal, subordination. The uniqueness of the region also lies in the mechanisms of migration of University entrants and graduates, as well as the mechanisms and places of their employment, as well as remuneration. A special factor in the system is also the presence in close proximity of the pole of attraction for employment - Moscow. The analysis of the outflow of graduates to the capital is carried out.
Keywords: recruitment, applicants, migration, employment, industries, wages, personnel.
Введение. Стратегическое значение системы образования в развитии экономики страны является неоспоримым элементом [19]. За последние годы как развитые, так и развивающиеся страны [18] стабильно увеличивают расходы на высшее образование [3]. Растут также и частные вложения в высшее образование, для современной экономики необходимость индивидуальных инвестиций в человеческий капитал становится особо острой [23]. За последние два десятка лет общий объем расходов на высшее образование, в процентах от ВВП, в странах ОЭСР вырос более чем на 23% [24]. В России данный показатель более впечатляющий - с 2005 по 2010 год расходы на высшее образование, в процентах от ВВП, удвоились [7], однако этот показатель, значение которого в 2013 году составляло 1,2% [4], все еще сильно отстает от таких стран-лидеров как Южная Корея (2%), Великобритания (1,8%), Нидерланды (1,7%) и т.д. [22].
ОЭСР в 2007 году была разработана новая методика оценки комплексного влияния системы высшего образования на региональную экономику [21]. Этот метод был также апробирован и в практике Российской Федерации [8].
Методика включает использование комплексной оценки, на основании трех блоков.
1. Вклад высшего образования в развитие инноваций в регионе:
- создание устойчивой инновационной системы в регионе: мультинациональные компании и университеты; университеты и небольшие компании, занимающиеся созданием высоких технологий,
- усиление роли вузов в создании инноваций в регионе,
- усиление кооперации в регионе.
2. Вклад высшего образования в развитие человеческого капитала в регионе:
- расширение доступа к высшему образованию,
- формирование системы непрерывного высшего образования,
- идентификация и привлечение талантливых студентов,
- улучшение баланса между спросом и предложением рабочей силы в регионе,
- усиление взаимодействия с работодателями,
- поддержка предпринимательской деятельности в регионе,
- увеличение числа трудоустроенных в регионе.
3. Вклад высшего образования в социокультурное развитие, а также в развитие окружающей среды:
- улучшение экологической ситуации в регионе,
- вклад в развитие культурной среды,
- улучшение демографической и этнической ситуации в регионе [21].
Высшей школой экономики было проведено исследование [5] влияния высшего образования на экономическое развитие региона, явными лидерами выступают Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Томская область, Новосибирская область и Свердловская область. В данных субъектах относительно велики показатели доходов университетов, что обуславливается наличием здесь крупных ведущих университетов (национальных исследовательских университетов, вузов - участников программы повышения международной конкурентоспособности российских университетов) [20]. Эти регионы являются аттракторами абитуриентов из остальных субъектов РФ [2], что в свою очередь увеличивает вливания в экономику данных регионов.
По второму фактору - оценке вклада систем высшего образования субъектов в развитие человеческого капитала показывает совершенно иную картину: Республика Тыва, Сахалинская область, Республика Саха. Интересными являются причины такого положения, которые обосновываются особенностями систем образования данных субъектов. Первой причиной является масштаб региональной системы высшего образования, который очень невелик, часто это один вуз и несколько его филиалов, либо филиалов крупных университетов. Второй причиной является широкая сеть организаций среднего профессионального образования, характеристики которых превышают средние значения по субъектам России. Соответственно,
достаточно низкая возможность получить высшее образование значительно повышает его ценность для населения [7].
При анализе вклада университетов в инновационное развитие региона лидерами выступают Москва и Московская область, Иркутская область, Томская область и Ставропольский край. В данных регионах находятся крупные национальные исследовательские университеты, которые формируют большую часть региональной инновационной инфраструктуры, что и обуславливает высокие позиции данных субъектов в этом блоке.
На базе данных исследований ученые выделили 4 типа систем ВО:
1. Региональные системы высшего образования — «драйверы регионального развития». Все индексы имеют высокие или значения выше среднего.
2. Региональные системы высшего образования с высоким уровнем влияния. Минимум два индекса показывают значения выше среднего.
3. Региональные системы высшего образования с умеренным уровнем влияния. В этом случае два индекса показывают результат ниже среднего.
4. Региональные системы высшего образования с низким уровнем влияния. Характеризуется низкими индексами по всем пунктам.
Исследования показали, что в первую группу входят как основные образовательные центры - Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Красноярский край, так и субъекты незначительного размера, а также небольшим потенциалом данного сектора - Республика Калмыкия, Чеченская Республика, Республика Саха.
Примечательно, что вторая группа включает 18 регионов, при этом в 11 регионах отмечается уровень выше среднего индексам «экономическое развитие» и «развитие человеческого капитала».
Наибольшей стала третья группа, в которую попали 36 регионов, что составляет практически половину всех исследуемых систем.
Четвертая группа, самая мало влиятельная на экономику региона представлена 15 системами высшего образования [7].
Материалы и методы. Цель исследования: провести анализ особенностей высшего образования Московской области.
Исследовательский вопрос: насколько эффективно функционирует система высшего образования Московской области?
Задачи исследования:
1. Провести анализ социально-экономического развития Московской области.
2. Проанализировать структуру приема в вузы Московской области.
3. Провести анализ трудоустройства выпускников вузов Московской области.
4. Сформировать рекомендации по управлению высшим образованием Московской области.
В ходе анализа социально-экономического развития Московской области были выделены следующие аспекты: приоритеты развития, структура валового регионального продукта, среднемесячная заработная плата работников по «чистым» видам экономической деятельности, полюсы роста, сравнение среднемесячных заработных плат с соседними регионами, структура занятости населения, наличие вакансий.
При проведении структуры приема в вузы Московской области были рассмотрены следующие вопросы: показатели мониторинга эффективности вузов Московской области, качество приема в вузы, структура приема в вузы, прием иностранных граждан, структура подготовки в вузах по отраслям наук, регионы из которых приезжают абитуриенты.
При анализе трудоустройства выпускников вузов Московской области основной акцент был сделан на следующие вопросы: миграция выпускников, распределение по направлениям подготовки, связь миграции и направления подготовки, связь миграции и среднемесячной заработной платы, соотношение зарплат выпускников и регионов миграции, соотношение уехавших и оставшихся выпускников в зависимости от региона и заработной платы.
После проведения анализа по основным блокам были сформированы рекомендации по управлению высшим образованием в Московской области.
При проведении исследования использовались мониторинговые данные, открытые данные из интернет-источников, закрытые данные, данные приемных комиссий вузов Московской области. Исследование проводилось на базе анализа документации, контент-анализа и интервьюирования.
Результаты исследования. В Московской области наблюдается значительный рост валового регионального продукта, регион является одним из лидеров по данному показателю в Российской Федерации. На 2017 год данный показатель составил 65,21 миллиард долларов или 103,8%, что значительно превышает бюджет некоторых европейских стран. Основными приоритетами в социально-экономическом развитии региона являются: сохранение темпов экономического роста (2-3% в год), привлечение инвестиций, устойчивый рост регионального валового продукта, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие наукоградов, поддержка импортозамещения, организация коворкинг-центров.
Региональный валовый продукт в 2013 году составлял 2357,1 миллиард рублей, а в 2016 - 3563,3 миллиарда рублей. В структуре валового регионального продукта 26% составляет оптовая и розничная торговля, 24% промышленность, 18% операции с недвижимым имуществом, 8% транспорт и связь, 7% здравоохранение и образование, 6% строительство. Промышленное производство также имеет тенденцию стабильного роста - в процентном соотношении с аналогичным периодом прошлого года в 2017 году рост составил 112,1%, подобные показатели сохраняются уже в течении последних 5 лет. Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий вырос с 80,2 миллиардов рублей в 2012 году до 101,5 миллиардов в 2017 году. Среднемесячная заработная плата за 5 лет с 2012 по 2017 год выросла практически на 30% и составляет почти 47000 рублей [12].
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области в сентябре 2018 года зафиксирована средняя заработная плата на уровне 56000,40 руб. Наибольшие зарплаты имеют работники профессиональной и научной области в размере 74669,60 рублей, финансовой и страховой сферы - 72935,20 рублей, транспортировки и хранения - 70769,50 рублей. Наименее оплачиваемы - водоснабжение - 34305,90 рублей, административная деятельность - 40399,60 рублей, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство - 41474 рубля. Согласно сведениям Росстата (данные за сентябрь 2018 г.),
наибольший уровень зарплат в ЦФО, кроме Московской области, зафиксирован в г. Москва [14], Калужской [13], Тульской [16], Ярославской областях [17]. Далее проведем сравнительный анализ уровней заработных плат в этих субъектах, ранжированных по полюсам роста заработной платы Московской области [15].
Очевидно, что по предприятиям всех видов деятельности Московская область не может конкурировать с г. Москва. Исключение составляют лишь направления, связанные с предоставлением прочих услуг, с добычей полезных ископаемых (нефть, газ). Сопоставимы уровни заработных плат в отраслях транспорта, торговли и автосервиса, деятельности по операциям с недвижимым имуществом, торговле, административной деятельности. Превосходит в сельском хозяйстве, строительстве и в деятельности гостиниц и общественного питания.
При этом среди областей Центрального федерального округа именно Московская область является лидером по уровню заработной платы, конкурентов нет ни в одной отрасли [15]. Отметим, что только работа в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений приносит одинаковый доход в Московской, Тульской [16] и Ярославской области [17].
По структуре занятости населения лидерами выступают обрабатывающие предприятия - 20%, торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств - 13%, образование - 12%, деятельность в сфере здравоохранения и социальных услуг - 10%, транспортировка и хранение - 9%, государственное управление и обеспечение военной безопасности - 8%, деятельность профессиональная, научная и техническая - 7%.
Наибольшее количество вакансий наблюдается в здравоохранении, и социальных услуг - 17%, государственном управлении и обеспечении военной безопасности - 16%, торговле - 13%, обрабатывающем производстве - 11%, транспортировка и хранение - 9%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - 6%.
Анализируя показатели мониторинга эффективности вузов можем отметить, что по всем показателям государственные вузы выигрывают у частных в несколько раз и являются эффективными по всем критериям [1].
Таблица 1
Показатели мониторинга эффективности вузов
Группа ВУЗов Образовательная деятельность Научная деятельность Международная деятельность Финансово-экономическая деятельность Заработная плата Трудоустройство Контингент Процент вклада выпускников Остепененные ППС
Гос. 59,8 247,9 5,3 3123,7 172,1 67,1 4371 69,6 72,2
Частные 47,5 76,9 4,5 1803,4 124,3 50 852 20,5 61,5
Филиалы 40,4 120,2 0 2902,4 134,3 21 198 9,9 55,1
Показатель качества приема, в целом, не является сильной стороной подмосковных вузов. Он не дотягивает до критериального значения, хотя и имеет тенденцию к незначительному росту в последние два года. Ощутимый рост среднего балла ЕГЭ по сравнению с приемом 2015 года обусловлен закрытием ряда неэффективных филиалов и мелких негосударственных ВУЗов. Если в 2015 году средний балл ЕГЭ составлял 58,04, то в 2017 году - 59,42.
Общее количество приема снизилось, это касается особенно платной формы обучения, если в 2015 году количество платников составляло 80%, то в 2017 году - 62%. Увеличивается количество студентов, обучающихся в государственных вузах, в 2015 году эта цифра составляла 77%, в 2017 году - 82%. Информация по образовательной миграции из регионов РФ была получена только по педагогическим вузам. Преимущественно студентами этих вузов являются жители Московской области, доля абитуриентов из соседних областей составляет не более 12 %. Интересный кейс с набором абитуриентов в 2018 году из г. Москва - он увеличился на 6%, причем на такой же объем уменьшился прием из области. Это обусловлено повышением проходного балла ЕГЭ в вузах г. Москва. Поскольку в области (наиболее близких ВУЗах) требования остались на прежнем уровне, а потребность в получении высшего образования никуда не делась, то произошло вытеснение областных абитуриентов московскими. В частности, этот факт указывает на то, что баллы этих абитуриентов оказались выше, чем у сверстников из Московской области.
Немного выросло процентное соотношение иностранных обучающихся - с 4% в 2015 году [9] до 7% в 2017 году [10], которые ранее преобладающе учились заочно, а теперь - на очной форме обучения. Наибольшее количество иностранных обучающихся из Украины - 20%, Узбекистана - 18%, Туркменистан -15%, дальнее зарубежье представлено очень скудно - наибольшее количество студентов из Китая - 3% [11].
Среди направлений, выбираемых иностранными гражданами, наибольший интерес вызывают прикладная математика и информатика, прикладная математика и физика, причем наблюдается
существенный рост количества обучающихся на этих программах. Иные направления не показывают значительной положительной динамики, а то и демонстрируют снижение.
Наибольшее количество студентов на 2017 год обучаются на науках об обществе - 41%, образовании и педагогических науках - 20%, инженерном деле и технических науках - 15%, гуманитарных науках - 8%, искусстве и культуре - 7%, сельском хозяйстве - 5%, математических и естественных науках - 3%, здравоохранении и медицинских науках - 1%.
Анализ структуры подготовки обучающихся по типам вузов показал интересную картину: преобладающее количество студентов по инженерным (66,46%) и сельскохозяйственным наукам (83,47%) обучаются в филиалах вузов (связано с присоединением Московского государственного университета леса к МГТУ им. Баумана, как филиала), в то же время основная доля частных вузов приходится на обучающихся по следующим отраслям наук: науки об обществе (13,98%) и гуманитарные науки (5,8%) [11].
Сопоставим данные о структуре подготовки со структурой занятости населения и наличия вакансий на рынке труда. Наблюдается разрыв между количеством подготовленных медицинских работников в ВУЗах и потребностями региона. Очевидно, что в результате дефицита, Московская область вынуждена привлекать специалистов из других регионов.
Объем подготовки специалистов в области сельского хозяйства соответствует потребностям региона. Наличие вакансий в этой области незначительно.
Наибольший объем обучающихся приходится на группу Науки об обществе (41%). К специалистам этого направления можно отнести работников сфер: деятельность финансовая и страховая, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, деятельность профессиональная, научная и техническая, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение, что в совокупности составляет 28% в структуре занятости региона. Здесь можно говорить о наличии безработных либо о трудоустройстве не по специальности. По указанным направлениям подготовки наблюдается наибольший отток специалистов в г. Москва, что в совокупности отмеченных причин приводит к дефициту высоко квалифицированных кадров. И эту нишу начинают заполнять приехавшие в область специалисты из других регионов.
Увеличение объемов подготовки педагогов обусловлено тем, что регион начинает испытывать потребность в кадрах в связи с ростом населения за счет молодых семей. Выпускникам гуманитарных направлений, культуры и искусства сложно найти себя в соответствующей сфере.
Для выпускников математических, естественнонаучных направлений нет четких траекторий трудоустройства, поэтому вероятно им можно выбирать смежные направления в трудоустройстве, например: деятельность в области информации и связи, деятельность профессиональная, научная и техническая и др., где наблюдается нехватка специалистов.
Специалисты инженерных и технических направлений относительно комфортно могут найти возможности трудоустройства.
Рассмотрим соотношение между тремя категориями выпускников 2015 г. с точки зрения миграции: оставшиеся (базовая для сравнения категория), уехавшие, приехавшие. Анализ показывает, что среди оставшихся в регионе преобладают выпускники направлений подготовки: Физика и астрономия, Электроника, радиотехника и системы связи, Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии, Электро- и теплоэнергетика, 16 Физико-технические науки и технологии, Технологии материалов, Авиационная и ракетно- космическая техника, Образование и педагогические науки [6].
Это обусловлено тем, что в Московской области сконцентрированы крупнейшие предприятия, потребляющие выпускников перечисленных направлений. А по выпускникам педагогических ВУЗов есть жёсткая позиция руководства области: выпускникам бюджетной формы обучения оставаться работать в регионе.
Отсутствием подготовки в вузах региона и наличием вакансий обусловлено привлечение значительного количества выпускников из других регионов по направлениям: Фундаментальная медицина, Клиническая медицина, Науки о здоровье и профилактическая медицина, Фармация, Сестринское дело.
Обратим внимание, что в регион приезжают выпускники практически всех направлений подготовки. Среди них можно выделить специалистов по Электроника, радиотехника и системы связи, Электро- и теплоэнергетика, Технологии материалов, Авиационная и ракетно-космическая техника. Их приезжает значительно больше, чем местных выпускников по этим направлениям, оставшихся в регионе. Они находят себе работу и, согласно следующему слайду, имеют зарплату выше, чем местные выпускники.
Отметим факт, что по направлениям: Компьютерные и информационные науки, Науки о земле, Электро-и теплоэнергетика, Промышленная экология и биотехнологии, Технологии материалов, Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники, Технологии легкой промышленности уровень зарплаты для выпускников других регионов выше, чем у выпускников вузов Московской области. Это объясняется нехваткой (несоответствием качества) собственных выпускников. Тезис подтверждается динамикой за 3 года.
Среди регионов, выделим те, в которые переезжает хотя бы заметная часть выпускников Московской области: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Нижегородская область, Тверская область, Владимирская область, Тульская область, Смоленская область, Брянская область, Калужская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Камчатский край, Самарская область, Красноярский край, Ярославская область, Рязанская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Ростовская область [6].
Динамика по годам выпуска не дает никакой информации: нет тенденций ни к увеличению, ни к уменьшению количества переезжающих выпускников.
Является ли уровень заработной платы в этих регионах мотивом для перемещения выпускника? Уровень заработной платы в большинстве этих регионов существенно ниже, чем в Московской области. Регионы, предлагающие более высокий уровень зарплаты не поддерживают эту тенденцию по годам.
Можно сделать вывод, что мотивом переезда является не уровень заработной платы, а скорее всего возвращение на родину выпускника.
Выделим среди остальных регионов г. Москва. Порядка 30% выпускников находит работу в столице, если проследить эту тенденцию в течении 5 лет, то цифра возрастает до 57%. Миграция выпускников в данном случае условна. Столица является центром притяжения выпускников Московской области уровнем заработной платы, который выше на 30%.
Обсуждение результатов. Не смотря на большой отток кадров в Москву большая часть необходимых региону кадров проходит подготовку в высших учебных заведениях Московской области, частично дополняясь мигрантами из других субъектов РФ. Наиболее дефицитной сферой деятельности по недостатку кадров в Московской области является медицина.
Проанализировав динамику развития системы высшего образования Московской области можно утверждать, что она имеет существенное влияние на социально-экономическое развитие, а также имеет большие перспективы для дальнейшего развития и оптимизации развития региона.
Выводы. Для дальнейшего развития системы высшего образования Московской области необходимо решить две основных группы задач, которые можно разделить по уровням, на которых принимается решение: задачи для руководства Московской области и задачи для руководства образовательных организаций.
Задачи для высшего руководства Московской области: в целях удержания выпускников по направлениям приоритетным для экономики области отыскать возможности предоставления служебного жилья молодым специалистам; предоставление «подъемных» выпускникам - высококвалифицированным специалистам из других регионов; проведение анализа образовательной миграции каждого ВУЗа области, качества приема, обучения и трудоустройства.
Задачи для руководства образовательных организаций: совершенствование политики приема: использование PR-технологий вне Московской области, цифрового контента, увеличение доли целевого приема, усиление международного рекрутинга, реализация образовательных программ по направлениям соответствующим глобальным трендам развития экономики.
Оптимизация портфеля образовательных программ: повышение экономической эффективности деятельности, расширение спектра образовательных программ по направлениям медицинской подготовки, цифровизация системы образования.
Литература:
1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (Дата обращения: 20.11.2019)
2. Кашницкий И.С., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Межрегиональная миграция молодежи в России: комплексный анализ демографической статистики // Вопросы образования. 2016. Т. 13. № 3. С. 169-203.
3. Лапаев С.П. Типологизация регионов России: инновационный подход [Электронный ресурс] // URL: http://vestnik.osu.ru/2014_8/19.pdf (Дата обращения: 20.11.2019)
4. Лешуков О.В., Борисова Л.В. Высшие учебные заведения в социально-экономическом пространстве // Высшее образование сегодня. 2014. - № 12. - С. 34-40.
5. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. - 2015. - № 6. - С. 29-40.
6. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. URL: http://vo.graduate.edu.ru (Дата обращения: 20.11.2019)
7. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России / О.В. Лешуков, Д.Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д.П. Платонова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 30 с.
8. Ощепков А.Ю. Отдача от высшего образования в российских регионах // Экономический журнал Высшей школы экономики, 2010. - Т. 14. - № 4. - С. 468-491.
9. Сводные отчеты по форме ФСН № ВПО-1 на начало 2015/16 учебного года [Электронный ресурс]. URL: https://минобрануки.рф/министерство/статистика/информация-2015/во-2015/ (Дата обращения: 20.11.2019)
10. Сводные отчеты по форме ФСН № ВПО-1 на начало 2016/17 учебного года [Электронный ресурс]. URL: https://минобрануки.рф/министерство/статистика/информация-2016/во-2016/ (Дата обращения: 20.11.2019)
11. Сводные отчеты по форме ФСН № ВПО-1 на начало 2017/18 учебного года [Электронный ресурс]. URL: https://минобрануки.рф/министерство/статистика/информация-2017/во-2017/ (Дата обращения: 20.11.2019)
12. Социально-экономическое развитие Московской области 2012 - 2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://mosreg.ru/download/document/820891 (Дата обращения: 20.11.2019)
13. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации в 2013-2018 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zarplata/t2.xls (Дата обращения: 20.11.2019)
14. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве [Электронный ресурс]. URL: http://moscow.gks.ru/ (Дата обращения: 20.11.2019)
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Московской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.msko.gks.ru (Дата обращения: 20.11.2019)
16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области [Электронный ресурс]. URL: http://tulastat.gks.ru (Дата обращения: 20.11.2019)
17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области [Электронный ресурс]. URL: http://yar.gks.ru (Дата обращения: 20.11.2019)
18. Basillote L., Gradus Y., Lamb J., Sharoni T., Thng M. Singapore's Higher Education Cluster, Harvard business school, 2016 [Электронный ресурс] // URL: https://www.isc.hbs.edu/resources/courses/moc-course-at-harvard/ documents/pdf/student-projects/singapore%20higher%20education%202016.pdf (Дата обращения: 20.11.2019)
19. Belenzon S., Schankerman M. Spreading the word: geography, policy and knowledge spillovers. Review of Economics and Statistics. 2013, 95 (3). Pp. 884-903.
20. Froumin I., Leshukov O. Federal-regional relationships in higher education in the Russian Federation in Federalism and higher education: a comparative study, forthcoming, 2016. - P. 354-407.
21. OECD: Higher Education and Regions. GLOBALLY COMPETITIVE, LOCALLY ENGAGED, 2007 [Электронный ресурс] // URL: https://www.oecd.org/edu/imhe/highereducationandregionsglobally competitivelocallyengaged.htm (Дата обращения: 20.11.2019)
22. OECD, Education at a Glance 2016: OECD Indicators, 2016, OECD Publishing, Paris. // URL: https://www.oecd-ilibrary.org/docserver/eag-2016-
en.pdf?expires=1574235546&id=id&accname=guest&checksum=E35E2FB3D0D6C043634530A8331698BC (Дата обращения: 20.11.2019)
23. The impact of the University of Birmingham (A report for the University of Birmingham), 2013, Oxford Economics [Электронный ресурс] // URL: http://www.birmingham.ac.uk/Documents/university/ economic-impact-of-universityof-birmingham-full-report.pdf (Дата обращения: 20.11.2019)
24. Valero A., van Reenen J. The Economic Impact of Universities: Evidence from Across the Globe, National bureau of economic research, Cambridge, 2016. https://www.nber.org/papers/w22501.pdf (Дата обращения: 20.11.2019)
Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат педагогических наук, доцент Галинская Татьяна Николаевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация. Лавинообразный рост объема информации требует постоянного и непрерывного повышения квалификации современного учителя, что возможно при осуществлении, в частности, исследовательской деятельности. Успешный опыт организации исследовательской деятельности будущих учителей французского языка позволяет автору сформулировать ряд рекомендаций по эффективному руководству научно-исследовательской деятельностью обучающихся: предварительная подготовка обучающихся к внеучебной научной деятельности, организация студенческого научного коллектива для выполнения совместных проектов, участие в научных мероприятиях различного уровня.
Ключевые слова: педагогическое образование, учитель иностранного языка, исследовательская деятельность, мотивация, научное руководство, научный проект, научная конференция.
Annotation. The avalanche-like growth in the amount of information requires constant and continuous professional development of a modern teacher, which is possible with the implementation, in particular, of research activities. Successful experience in organizing research activities of future French teachers allows the author to formulate a number of recommendations for the effective management of students' research activities: preliminary preparation of students for extracurricular scientific activities, organization of a student research team for joint projects, participation in scientific events at various levels.
Keywords: teacher education, foreign language teacher, research activity, academic advising, motivation, research project, academic conference.
Введение. Высокий темп развития науки и техники, характерный для современного общества, обусловливает качественно иные требования к деятельности специалиста в любой отрасли, в том числе педагога. Современный учитель уже не может ограничиться выполнением чисто практической задачи формирования умений и навыков обучающихся в той или иной предметной области, и это стало понятно уже в конце ХХ века, когда педагогические институты в России и за рубежом [13, с. 398] стали стремиться к статусу университета, подразумевающему активное ведение научно-исследовательской деятельности. Подготовка выпускной квалификационной работы (диплома) стало обязательным элементом итоговой аттестации выпускников педагогического университета. С недавних пор появилось требование активно вести научно-исследовательскую работу не только к профессорско-преподавательскому составу, но и к студентам, о чем пишет С.И. Колодезникова: «сегодня одним из ключевых факторов результативности научно-исследовательской деятельности стало участие студентов в исследовательских грантах, позволяющих получить финансирование на проведение актуальных научных разработок...» [4, с. 231].
Политика государства направлена на воспитание и поддержку молодых ученых до 39 лет, что отражается, в частности, в содержании основных профессиональных образовательных программ высшего образования [11]. Так, если раньше написание курсовой работы, а также и диплома часто не обеспечивалось соответствующим методическим сопровождением (кроме, может быть, методических указаний), не говоря уже об аудиторных занятиях или спецкурсах, то теперь в программе подготовки учителей-бакалавров есть специальные дисциплины (Основы исследовательской деятельности) и учебные практики (Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности), где можно планомерно и последовательно формировать у обучающихся профессиональные компетенции, связанные с использованием систематизированных теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач, в частности, в области образования [3], [12].
Следовательно, можно констатировать наличие условий для развития у обучающихся умений научно-исследовательской деятельности, что подтверждается и появлением учебно-методических пособий в помощь как обучающимся, так и преподавателям, занимающимся руководством исследовательской работы студентов [2]. Однако, в силу ряда причин, главным образом, из-за низкой мотивации обучающихся к поисковой работе [7], преподаватели сталкиваются с трудностями, связанными с руководством курсовыми и выпускными квалификационными работами, являющимися обязательной формой учебной работы, и задача организации научно-исследовательской деятельности, подразумевающей внеучебную активность обучающихся, представляется трудно выполнимой.
Формулировка цели статьи и задач. В этом контексте актуален поиск отвечающих современным вызовам форм и методов приобщения начинающих исследователей к научной деятельности. В данной статье пойдет речь о нашем опыте руководства в 2012-2014 гг. научно-исследовательской деятельностью обучающихся по направлению «Педагогическое образование», когда в учебном плане еще отсутствовали вышеназванные специальные дисциплины, направленные на формирование умений научно-исследовательской деятельности студентов. Тем не менее, некоторые положительные результаты, полученные нами в тот период и позже, уже в ходе самостоятельной профессиональной деятельности обучающихся, позволяют нам сформулировать ряд