Таблица 5
Title Present : +10 points Absent: - 10 point
Volume Matches 190-200 words: +10 points Less: - 10 points for each 40 words.
Introduction +10 points The text is not split according to the recommended plan: - 10 points.
Arguments +10 points
Conclusion +10 points
New vocabulary is used + 10 points (examples should be placed here) Not used: - 10 points.
The text is original. +10 points The essay is copied: inform your teacher about it.
The text matches the topic +10 points Also inform your teacher in this case.
Spelling mistakes Absent : +10 points Examples/ Points - 2 points for each one.
Grammar mistakes Absent: +10 points -4 points for each one Examples should be marked in the text( yellow recommended).
Total: 100% result Individual.
«Работа в рамках данного элемента требует как от преподавателя, так и от обучаемых глубокого анализа загруженного материала и высокого уровня дисциплины, поскольку большинство действий успешны только при выполнении в срок» [5]. Так, в ходе внедрения «семинара» при первой загрузке уложились в срок 64% обучаемых, что объясняется тенденцией выполнять задание в последний момент, отсутствием навыка работы с данными требованиями и вероятностью сбоев сети по техническим причинам. Вторая и третья попытки показали себя более эффективными, где справились с загрузкой и проверкой 79% и 93% обучаемых соответственно.
В фазе оценивания необходимо знание контингента для получения максимально эффективных результатов. При потоковом не редки случаи неаргументированно заниженных или завышенных результатов, однако если назначение рецензентов производится преподавателем в пределах группы вручную, качество оценивания приближено к истинному. Неэффективным так же показало себя назначение большого количества рецензентов (пять), оптимальным явилось два.
Выводы. Применение элементов взаимного оценивания в сфере иноязычного образования повышает эффективность процесса и отвечает приоритетным требованиям современных образовательных стандартов, однако внедрение некоторых требует детального анализа, грамотного подхода и иногда больших временных затрат для достижения поставленных задач.
Литература:
1. Бадулина Е.В. Предмет, задачи и структура педагогической психологии // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде. Ставрополь: Изд-во СКФУ. 2017. С. 238-240
2. Зиновьев Д.В. Применение иммерсионного метода обучения языку при реализации образовательных стандартов в вузе. // 115 лет железнодорожному образованию в Забайкалье: Образование-наука-производство. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Чита, 2017. С. 252-256.
3. Нигматуллина Г.В., Карманова Е.В. Особенности реализации принципа интерактивности в электронном обучении средствами учебных семинаров LMS MOODLE // Современная педагогика. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6542 (дата обращения: 09.06.2019).
4. Романовская А.А., Ямских Т.Н. К вопросу об индивидуальных особенностях контингента студентов: стереотипы и реальность // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 349-352.
5. Романовская А.А. Методы взаимного оценивания при смешанном обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Информатизация образования и методика электронного обучения. Материалы III Международной научной конференции. Сибирский федеральный университет, Институт космических и информационных технологий. 2019. С. 286-290.
6. Carol A. Chapelle, Erik Voss 20 Years of technology and language assessment // Language learning and technology. 2016. Vol. 20, issue 2. P.116-128.
7. Learning and teaching Development service of Newcastle University. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ncl.ac.uk/ltds/resources/assessment/peer/ (дата обращения 04.08.2019)
Педагогика
УДК: 373.1
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель географии Рузанова Юлия Владимировна
МБОУ «Лицей №40» (г. Нижний Новгород);
кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна
Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); кандидат географических наук, доцент Пухова Анна Геннадьевна
Приволжский филиал Российский государственный университет правосудия (г. Нижний Новгород)
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье анализируется воспитательный потенциал внеурочной деятельности по географии для формирования экологической культуры. Рассматриваются подходы различных авторов к определению понятия «Экологическая культура». Авторами предлагаются различные варианты организации внеурочной деятельности экологического содержания. Даны методические рекомендации по организации и проведению внеклассных мероприятий по географии со школьниками.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, география, экологическая культура, системно-деятельностный подход.
Annotation. The article analyzes the educational potential of extracurricular activities in geography for the formation of ecological culture. The approaches of various authors to the definition of "Ecological culture" are considered. The authors propose various options for organizing extracurricular activities of ecological content. Methodical recommendations on the organization and conduct of extracurricular activities in geography with students are given.
Keywords: extracurricular activities, geography, ecological culture, system-activity approach.
Введение. Социальный заказ общества ориентирован на экологически культурную личность, формирование экологического сознания человека-ведущей компоненты перехода России на модель устойчивого развития. В задачи современной школы входит формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения по отношению к окружающей среде, к природе и человеческому обществу.
Актуальность и значимость данной педагогической проблемы отражена в следующих нормативных документах:
1. В Конституции РФ, ст. № 58 «..Каждый гражданин обязан сохранять природу, бережно относится к природным богатствам» [1];
2. Во ФГОС ООО: Портрет выпускника школы: «Любит свой край и свое Отечество, осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды. Личностными результатами освоения основной общеобразовательной программы является формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях» [9].
О формировании экологической культуры на основе экологического образования и воспитания говорится в документе «Основы государственной политики в сфере экологического развития до 2030 г. Главная роль в формировании экологической культуры личности принадлежит внеурочной деятельности школьников. Согласно ФГОС ООО, внеурочная деятельность осуществляется по пяти направлениям, а одно из них социальное, цель которого - создать условия для воспитания ценностного отношения к природе, к окружающей среде.
Формирование экологической культуры - один из важнейших аспектов воспитания гражданина России [3]. Изучение геоэкологических проблем с использованием современных педагогических технологий открывает самые широкие возможности для формирования экологически ответственной личности, развития экологической культуры подрастающего поколения.
Проблеме формирования экологической культуры посвящены исследования многих исследователей (Е.В. Никаноровой, Э.В. Гирусова, И.Д. Зверева, И.Н. Пономарёвой, Л.П. Печко, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, В.А. Игнатовой, С.Н. Глазачева, В.А. Ясвина, О.М. Дорошко и др.). Так, например, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин подразумевают под этим термином «способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности» [5]. Это сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Трактовка его сущности как цели экологического образования, представлена И. Д. Зверевым. Он считает, что «человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее разрушения и загрязнения» [6].
Изложение основного материала статьи Е.В. Никонорова, Ю.П. Ожегов в своем исследовании выделили следующие составляющие: экологическая образованность, сознательное отношение к природе, практическое участие в улучшении природопользования [8]. В современных условиях от школы требуется не только научить теоретическим основам рационального поведения человека в окружающей его природе, но и закрепить эти основы на практике.
Б.Т. Лихачев выделил структурные компоненты, «определяющие экологическую культуру личности: когнитивный (экологические знания, представления, умения, навыки - экологическая образованность), эмоциональный (экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природе, любовь к природе - экологическая сознательность) и деятельностный (экологические поступки, поведение, участие в экологических мероприятиях - экологическая деятельность)» [7].
В различных исследования выделены «этапы формирования экологической культуры: 1.мотивационный - создание мотивации к приобретению экологических знаний, умений, экологической и природоохранной деятельности, потребности в необходимости формировать отношение к себе, своему здоровью, окружающему миру, объектам и явлениям природы; 2. познавательный - формирование познавательной активности учащихся за счёт развития самостоятельности, активизация работоспособности учащихся для обогащения научных сведений из области географии, экологических знаний, понятий по охране природы и деятельностный - овладение знаниями, умениями, навыками природоохранного поведения в окружающей среде, приобретение опыта по уходу и охране природных объектов, изучение и рациональному использованию местных экосистем, пропаганда экологических идей» [8].
Экологическая составляющая процесса обучения в школе на сегодняшний день важная и актуальна проблема. Она является неотъемлемой частью содержания всех школьных предметов, но особая роль в формировании экологической культуры школьников принадлежит школьной географии.
Следует отметить, что в содержании школьного курса географии значительное внимание уделяется вопросам формирования ответственного отношения к окружающей среде. В основу содержания программы по географии заложены идеи рационального природопользования и охраны природы. Таким образом, содержание школьной географии носит несомненно экологический характер, поскольку центральным звеном всех курсов являются эколого-географические понятия. Однако необходимо констатировать, что времени, отведенного школьной программой для формирования экологической культуры личности явно недостаточно. В связи с этим внеурочной деятельности по географии принадлежит особая роль в этом вопросе.
Для достижения поставленной цели наиболее эффективным условием является применение в образовательной деятельности следующих педагогических технологий способствующих экологическому образованию: коммуникативно - диалоговая (беседы, диспуты, проблемно-ценностные дискуссии, дебаты, круглые столы, конференции), игровые (ролевые и деловые игры, квест), социально - деятельностные (коллективно-творческие дела, проекты) и т.д.
Например, в 6 классе в рамках внеурочной деятельности учащихся можно организовать групповую работу школьников. Класс можно разделить на 5 групп: 1. Группа «Вода - источник жизни на Земле!» выясняет значение воды для природы, человечества, для себя лично. Учащиеся высказывают предположения, что произойдет, если вода исчезнет. 2. Группа «Вода и здоровье человека» выясняет значение воды для здоровья человека, рассчитывают норму потребления воды в сутки для себя лично, разрабатывают и записывают советы, как правильно использовать водопроводную воду, чтобы она приносила не вред, а пользу. 3. Группа «Вода в повседневной жизни человека» выясняет в каких странах мира люди потребляют больше всего воды, а в каких регионах воды остро не хватает, причины данной проблемы, разрабатывают советы, как экономить воду в быту. 4. Группа «Вода и её охрана» выявляют источники загрязнения воды, рассчитывают сколько воды необходимо для изготовления учебников и тетрадей для всех учеников класса, приводят доказательства, что нефтяное загрязнение опасно для живых организмов. 5. Группа «Опасности гидросферы» выясняют какие опасности таит в себе океан, разрабатывают правила поведения на различных объектах гидросферы. Представители каждой группы выступают перед классом, другие группы обучающихся слушают, заполняют рубрику в тетради «Полезные советы».
Во внеурочной деятельности целесообразно использовать такие формы работы - экологические акции и субботники, олимпиады по экологии и географии, экологические конкурсы, турниры, социально - значимые экологические проекты, исследовательские работы в рамках НОУ. Большое значение имеет помощь социальных партнеров во взаимодействии со школой (региональное отделение «Русское географическое общество», региональное отделение Всероссийского общества охраны природы» и т.д.), активное участие родителей обучающихся в реализации процесса воспитания экологической культуры.
Например, на протяжении нескольких лет в лицее № 40 г. Нижнего Новгорода в рамках школьной недели географии проводится эколого-географический квест «Сохраним природу Нижегородской области!». Задачи квеста: создать условия для развития познавательной активности детей, любознательности, творческих способностей, способствовать формированию ценностного отношения к природе. В рамках проведения мероприятия каждой команде выдается маршрутный лист, по которому ей предстоит пройти несколько интеллектуальных испытаний. Каждая станция имеет свое название, например, «гидрологическая», «зоологическая», «ботаническая», «интеллектуальная», «экологическая или проектная». В рамках проведения квеста каждая команда создает собственный проект «Создание особо охраняемой природной территории в Нижегородской области».
В течение нескольких лет в лицее № 40г. Нижнего Новгорода реализуются социально- значимые экологические проекты: «Малым рекам - наша защита» (социальный проект по очистке и сохранению малой реки Старка в Нижегородском и Советском районах г. Нижнего Новгорода), «Лицейский сквер» (экологический проект по озеленению пришкольной территории), «Сдай макулатуру - спаси деревья!» (социальный проект по сбору макулатуры), «Спасем реку Рахма!» (социальный проект по очистке реки Рахма в Советском районе г.Нижнего Новгорода), «Сохраним парки города Нижнего Новгорода!» ( социальный проект по сохранению парковых зеленых насаждений в городе), «Чистая планета» или «Без мусора» (социальный проект, направленный на повторное использование отходов, популяризации идеи раздельного сбора мусора, экономии ресурсов). По результатам своей практической деятельности учащиеся составляют отчет, который содержит следующие пункты: цели и задачи проекта, характеристика экологической ситуации, описание мероприятий, которые выполнили школьники для оздоровления экологической обстановки, выводы в которых учащиеся могут предложить конкретные мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации на определенной территории. Практическая деятельность школьников в процессе проектной деятельности позволяет школьникам осознать значение персональной ответственности за природу. Сформировать любовь к своей малой Родине, гражданскую идентичность личности школьника [4]. Это в свою очередь ведет к формированию и развитию экологической культуры каждого школьника, систематически принимающего участие в проектной деятельности экологической направленности. Проектная деятельность объединяет в себе различные формы и виды организации деятельности учащихся (деловые и ролевые игры, природоохранная созидательная деятельность на местности и т.д.). Ведущая роль в ее реализации принадлежит не столько учителю, сколько всему ученическому коллективу. Социально значимая проектная деятельность оказывает большое влияние на нравственное воспитание школьников (особенно групповые проекты). Во время работы над ними учащиеся приобретают коммуникативные навыки, необходимые школьникам для формирования активной жизненной позиции [2].
Во внеурочной деятельности ведется большая работа по написанию ученических исследований в рамках научного общества учащихся «Эврика». Например, были проведены такие школьные исследования, как «Экологическое состояние рек нагорной части Нижнего Новгорода», «Сохранение парков Нижнего Новгорода - основа устойчивого экологического развития города», «Снег как индикатор загрязнения окружающей среды в Нижнем Новгороде», «Карстовые процессы в Нижегородской области» и другие проекты-исследования.
Многолетняя практика позволила установить, что умелое, творческое, целенаправленное применения системно-деятельностного подхода на уроках географии и во внеурочной деятельности дает существенные результаты для формирования экологической культуры личности школьников. Как показывает опыт, школьники любят решать задачи творческого характера с использованием экологического содержания. Эффективность опыта продуманной и систематической учебно-познавательной деятельности на уроках географии и во внеурочное время, доказывает положительную динамику формирования экологической культуры.
Из года в год мы видим динамику повышения устойчиво позитивного сознания учащихся к природе. Об этом свидетельствует мониторинг участия школьников в различных природохранных мероприятиях и социальных проектах экологической направленности. На протяжении 6 лет команды лицеистов принимают активное участие в эколого- географическом марафоне в рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки», 5 раз команда лицея № 40 г. Нижнего Новгорода становилась победителем данного интеллектуального состязания. Каждый год менялась тематика, но неизменным оставалось одно - побудить школьников к осознанию и активному участию школьников в решении экологических проблем нашего региона.
Выводы. Таким образом, воспитание у учащихся экологической культуры является важнейшей частью общегражданского долга. Оно формирует мировоззрение и социально-этическую культуру личности, ибо
определяется пониманием ценности природы и эмоциональным восприятием негативных поступков по отношению к ней. Это достижимо не только средствами школьных курсов географии, биологии, физики, химии, а в большей степени грамотно организованной внеурочной деятельности школьников.
Надеемся, что данный педагогический опыт формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности по географии будет интересен как молодым, так и опытным педагогам.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
2. Беляева Т.К., Солодова Н.Б., Гальянова Е.О., Каманин К.А. Организация проектной деятельности школьников по теме: «Городская среда и здоровье» // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 24-31.
3. Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. Курс «География России» как основа формирования гражданской идентичности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. -URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20093
4. Гальченко А.С. Особенности мотивационной структуры гражданской активности подростков с разным статусом гражданской идентичности // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 8.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, 480 с.
6. Зверев И.Д. Формирование ответственного отношения к природе. // Советская педагогика. 1983. №12. С. 12-19.
7. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Прометей, 1995. - 282 с.
8. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 271 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2013.
Педагогика
УДК 37.026.8
кандидат биологических наук; доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Рыбакова Галина Раисовна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);
доктор педагогических наук; профессор кафедры товароведения
и экспертизы товаров Кротова Ирина Владимировна
Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
НЕОСОЗНАВАЕМОЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. При современной тенденции к снижению читательской компетенции в условиях роста объемов информации, при наличии трудностей в усвоении, сохранении в памяти информации актуальным является применение методов, нивелирующих эти трудности и интенсифицирующих процесс обучения при работе с учебными текстами. Анализ различных научных исследований указывает на необходимость привлечения для этих целей методик, влияющих на неосознаваемую сферу. Обзор несет предваряющее значение для дальнейшего обоснования научного подхода к моделированию учебной информации.
Ключевые слова: восприятие, усвоение учебной информации, учебная информация, неосознаваемый компонент психики.
Annotation. With the current tendency to reduce the reader's competence in the conditions of increasing volumes of information, in the presence of difficulties in assimilation, preservation of information in memory, the use of methods that level these difficulties and intensify the learning process when working with educational texts is relevant. Analysis of various scientific studies indicates the need to attract for these purposes techniques that affect the unconscious sphere. The review is of preliminary importance for further substantiation of the scientific approach to the modeling of educational information.
Keywords: perception, assimilation of educational information, educational information, unconscious component of the psyche.
Введение. Среда, которую Л.С. Выготский [4, с. 20] называл источником развития личности, изменилась, изменив мышление, психологию, самоидентификацию, цели и потребности человека. Восприятие, внимание, память, сознание, мышление всей популяции детей претерпели глубинные изменения. Важной особенностью, которую называет Д.И. Фельдштейн, стали проблемы с умением читать и понимать текст при отсутствии желания учиться. Укоренившаяся привычка постоянного внимания к экранам технических средств обусловлена сформировавшимся стремлением к постоянной стимуляции внимания извне, из-за которой им становится "трудно воспринимать слышимую информацию и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом" [26, с. 8]. Разрозненная разнонаправленная информация в итоге воспринимается фрагментарно, чем подавляет мыслительный процесс.
Несмотря на изменения в знаниевом пространстве, система знаний должна обеспечиваться формированием логически строгого понятийного мышления, критического восприятия информации, построением выверенных умозаключений. В таких условиях научные коллективы ищут новые способы изменения образовательных взаимодействий, выделяя иные формы обучения, меняя структурно-содержательный аспект образования, разрабатывая способы работы с информацией в учебном процессе,