Научная статья на тему 'ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА'

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ГЕОЭКОЛОГИЯ / КОЭВОЛЮЦИОННЫЙ СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна

В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты развития геоэкологического образования для устойчивого развития. Раскрыта актуальность темы, научно-геоэкологические и педагогические исследования, раскрывающие генезис и сущность, методологические основания и целеполагание геоэкологического образования для устойчивого развития. Впервые сформулирована сущность и особенности коэволюционного субъектно-деятельностного подхода как ключевого методологического основания становления и развития геоэкологического образования для устойчивого развития. Определена цель геоэкологического образования, которая ориентирована на формирование культуры природопользования, а также этапы её формирования. Представлена авторская программа курса внеурочной деятельности «Геоэкология наука будущего», целью которой является включение обучающихся в познавательную, социально-значимую и природоохранную деятельность, что обеспечивает становления культуры природопользования. Программа внеурочной деятельности может быть использована в школьной образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOECOLOGICAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: THEORY AND EDUCATIONAL PRACTICE

The article considers the theoretical and educational aspects of the development of geoecological education for sustainable development. The relevance of the topic, scientific and geoecological and pedagogical research, revealing the genesis and essence, methodological foundations and goal-setting of geoecological education for sustainable development are revealed. The essence and features of the coevolutionary subject-activity approach as a key methodological basis for the formation and development of geoecological education for sustainable development are formulated for the first time. The purpose of geoecological education, which is focused on the formation of a culture of nature management, as well as the stages of its formation, is determined. The author's program of the extracurricular activity course "Geoecology is the science of the future" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, socially significant and environmental activities, which ensures the formation of a culture of nature management. The program of extracurricular activities can be used in school educational practice.

Текст научной работы на тему «ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

психического здоровья - эмоционального благополучия. Тогда ребенок будет находиться в состоянии комфорта, удовлетворенности собой и межличностными взаимодействиями, общением с окружающим миром.

Литература:

1. Белинова Н.В., Вершинина А.Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-4. - С. 31-35.

2. Будагова Д.М., Вершинина А.Ю. Сотрудничество детского сада с семьей в процессе развития навыков самостоятельности у детей раннего возраста // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. Мининский университет. - 2020. -С. 91-95.

3. Гамова С.Н., Фаустова И.В. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. -С. 7-14.

4. Дробная А.С. Эмоциональное благополучие, как компонент психологического здоровья дошкольников в ДОО // Психологические науки. - 2016. - С. 135-136.

5. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -288 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Мастера психологии- СПб.: Изд. «Питер», 2001. - 752 с.

7. Костина В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. -2006. - С. 34-37.

8. Красильникова Л.В., Олисова Э.Р Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста в дошкольных образовательных организациях // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 29. URL: https://mir-nauki.eom/PDF/15PDMN318.pdf

9. Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О., Гализузова Л.Н. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Синтез, 2014. - 189 с.

10. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/856.

11. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2010. - 176 с.

12. Роньжина, А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2015. - 72 с.

13. Семенова, Л.Э., Серебрякова Т.А., Гарахина Ю.Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. - 2018, Том 6, № 2 (2018). URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-15.

14. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2016. - 336 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).

Педагогика

УДК 372.891

доктор педагогических наук, профессор Винокурова Наталья Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и образовательные аспекты развития геоэкологического образования для устойчивого развития. Раскрыта актуальность темы, научно-геоэкологические и педагогические исследования, раскрывающие генезис и сущность, методологические основания и целеполагание геоэкологического образования для устойчивого развития. Впервые сформулирована сущность и особенности коэволюционного субъектно-деятельностного подхода как ключевого методологического основания становления и развития геоэкологического образования для устойчивого развития. Определена цель геоэкологического образования, которая ориентирована на формирование культуры природопользования, а также этапы её формирования. Представлена авторская программа курса внеурочной деятельности «Геоэкология наука будущего», целью которой является включение обучающихся в познавательную, социально-значимую и природоохранную деятельность, что обеспечивает становления культуры природопользования. Программа внеурочной деятельности может быть использована в школьной образовательной практике.

Ключевые слова: геоэкологическое образование для устойчивого развития, геоэкология, коэволюционный субъектно-деятельностный подход, культура природопользования, программа геоэкологического кружка.

Annotation. The article considers the theoretical and educational aspects of the development of geoecological education for sustainable development. The relevance of the topic, scientific and geoecological and pedagogical research, revealing the genesis and essence, methodological foundations and goal-setting of geoecological education for sustainable development are revealed. The essence and features of the coevolutionary subject-activity approach as a key methodological basis for the formation and development of geoecological education for sustainable development are formulated for the first time. The purpose of geoecological education, which is focused on the formation of a culture of nature management, as well as the stages of its formation, is determined. The author's program of the extracurricular activity course "Geoecology is the science of the future" is presented, the purpose of which is to include students in cognitive, socially significant and environmental activities, which ensures the

formation of a culture of nature management. The program of extracurricular activities can be used in school educational practice.

Keywords: geoecological education for sustainable development, geoecology, coevolutionary subject-activity approach, culture of nature management, program of the geoecological circle.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте» (проект 19- 01300749 Код конкурса А

Введение. Российское образование на протяжении длительного времени развивалось в русле информационно-адаптивной, предметноцентрической модели.[8] Результаты подобной ориентации образования существенно сказались на развитии всех сфер сознания личности учащегося: когнитивной, аффективной, волевой. Предметноцентрическая ориентация образования «членила» целостность бытия школьника, формировала дисциплинарное, узкоспециализированное мышление, «разрывала» естественнонаучные и гуманитарные аспекты содержания. Это создавало барьеры для осознания учащимися значения и личностного смысла изучаемого материала и, следовательно, «порождало» социальную апатию и нежелание проявлять субъектную активность [4].

Существенное влияние на смену модели образования оказывает принятие концепции устойчивого самоподдерживающего развития и формирование соответствующей образовательной инновационной глобальной модели [6]. Процесс построения и реализации модели образования, ориентированной на устойчивое будущее является многофакторным и этапным. Исключительно приоритетную роль в реализации образовательной модели, ориентированной на устойчивое развитие имеет геоэкологическое образование.

Становление геоэкологического образования связано с бурным развитием геоэкологии как научной области междисциплинарного знания. Геоэкология отражает идею экологизации географической науки в контексте коэволюционной стратегии взаимодействия человека и природы, обеспечивающее устойчивое развитие. Вместе с тем, образовательно-воспитательный потенциал геоэкологического образования в контексте идеологии устойчивого развития используется недостаточно.

В этой связи возникает необходимость теоретического изучения проблемы становления геоэкологическое образование для устойчивого развития и его реализация в практику современного образования.

Цель исследования: раскрыть теоретические и методические особенности становления геоэкологическое образование для устойчивого развития.

Для достижения данной цели были поставлены задачи:

- рассмотреть теоретические основания понятия «геоэкологическое образование для устойчивого развития»;

- создать методическую разработку программы курса, реализующего геоэкологическое образование для устойчивого развития.

Изложение основного материала статьи. Научными основами геоэкологического образования являются работы ведущих географов страны: Д.Л. Арманда, В.С. Преображенского, Б.И. Кочурова, Н.С. Касимова, Л.Л. Розонова, Н.Н. Родзевича [5]. В исследованиях В.С. Преображенского и Б.И. Кочурова, Л.Л. Розонова отмечается, что геоэкология является наукой об окружающей среде, проблемах природопользования и его гармонизации в направлении устойчивого развития для нынешних и будущих поколений. Ученые считают, что геоэкология является наукой будущего [5, 7, 9].

Совершенно очевидна сущностная связь геоэкологии и концепции устойчивого развития. Как известно, концепция устойчивого развития базируется на нравственной идее, связанной « заботой о будущих поколениях» [6]. В структуру геоэкологии входят:

- экологическое ландшафтоведение, изучает современные антропогенные ландшафты как среду жизни человека;

- прикладная геоэкология, ориентирована на природопользовательскую деятельность человека с позиции ее рациональности и нерациональности;

- глобальная и региональная геоэкология, акцентирует внимание на экологические взаимодействия в пространственно-дифференцированной окружающей среде.

Мощный мировоззренческий потенциал геоэкологии коэволюционного характера важно использовать в школьном образовании, что до сих пор, к сожалению, делается непоследовательно.

Возникла настоятельная необходимость в теоретическом обосновании и практической реализации школьного геоэкологического образования. Теоретико-методологический базис геоэкологического образования составляют методологические подходы. Нами выявлены и разработаны ключевые подходы как теоретико-методологический базис геоэкологического образования [1, 3]. К этим подходам отнесены: коэволюционный субъектно-деятельностный подход, культурно-экологический, ландшафтно-средовый, экогуманистический, пространственно-временной, интегрально-ситуативный. Содержательная интерпретация ряда названных подходов представлена в наших исследованиях [1, 3, 11, 12]. Раскроем особенность коэволюционного субъектно-деятельностного подхода как ключевого методологического основания становления и развития геоэкологического образования для устойчивого развития.

Коэволюционный субъектно-деятельностный подход (Н.Ф. Винокурова^ реализует в геоэкологическом образовании глобальные тенденции современного цивилизационного этапа, его мировоззренческие идеи экоразвития, связанные с коэволюцией и ноосферой, обеспечивающие переход к устойчивому развитию. Эти идеи имеют приоритетное значение в формировании современной научной картине мира. Соответственно они актуальны и для развития геоэкологического образования для устойчивого развития. В рамках этого подхода реализуются важнейшие педагогические идеи, связанные с субъектностью, аксиологичностью, жизнетворчеством, с самодеятельностью как основополагающих в новой парадигме образования для устойчивого развития [4, 6, 11, 12].

При экологизации географического образования коэволюционный субъектно-деятельностный подход реализует коэволюционные ценности как базовые, посредством которых личность организует свою жизнедеятельность в окружающей среде различной масштабности во «благо гармонизации взаимоотношений человека и природы» (Н.Н. Моисеев). В контексте данного подхода в содержание геоэкологического

образования для устойчивого развития включаются такие понятия как: универсальная ценность природы, природопользование, рациональное природопользование, современный и культурный ландшафт, экологическая проблема и экологическая ситуация, устойчивое развитие территорий.

Целью геоэкологического образования является формирование культуры природопользования, которая реализует идею устойчивого развития. Согласно нашим исследованиям, процесс формирования культуры природопользования включает три этапа: культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий [6].

Уникальный потенциал геоэкологического образования для устойчивого развития важно реализовать в школе. Нами разработана программа курса «Геоэкология наука будущего», целью которого является формирование культуры природопользования. Структура содержания кружка отвечает последовательности её формирования.

Содержание программы.

Введение.

Что изучает геоэкология. Геоэкология как наука об окружающей среде, проблемах природопользования и его гармонизации в направлении устойчивого развития для нынешних и будущих поколений. Этапы диффузии экологических идей в географию. Методологические основы современной геоэкологии. Ученые-геоэкологи: геоэкология в лицах. Геоэкология в нашей жизни.

Практикум природопользователя. Подготовка эссе: «Для чего необходимо изучать геоэкологию».

РАЗДЕЛ 1. Научные и ценностные основы геоэкологии.

Тема 1. Геоэкологические знания, способы познания и ценности.

Теоретические и аксиологические основы геоэкологии. Идеи экоразвития, их особенности и значение. Методы геоэкологических исследований. Использование моделей в геоэкологии. Геоэкологический мониторинг. Искусство как способ познания окружающей среды. Экологическая этика и экологическая эстетика. Школьная геоэкологическая лаборатория.

Экологическое ландшафтоведение. Современные антропогенные ландшафты как среда жизни человека. Современные ландшафты и их разнообразие: городской ландшафт, ландшафт сельской местности, рекреационный ландшафт, уникальные ландшафты как природное наследие. Устойчивость современных ландшафтов.

Практикум природопользователя. «Школьная геоэкологическая лаборатория». Изучение и использования различных способов изучения окружающей среды.

Тема 2. Природопользование.

Тема 3. Виды природопользования в прошлом и настоящем.

Понятие «природопользование». Природопользование: от природопокорения к устойчивому развитию. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические проблемы, кризисы и катастрофы как проявления нерационального природопользования на различных этапах взаимоотношения человека и природы. Рациональное природопользование и идеи устойчивого развития.

Идея коэволюции человечества и природы. Понятие устойчивого (самоподдерживающего) развития. Принципы и направления устойчивого развития.

Практикум природопользователя. «Природопользование: познание своего региона». Изучение видов природопользовательской деятельности, экологических проблем и путей оптимизации природопользования.

Тема 3. Экологические ситуации: как её изучать и оценивать?

Экологическая ситуация как состояние системы жизнеобеспечения человека (населения) на определенной территории. Принципы классификации экологических проблем и ситуаций: системный, генетический, антропоэкологический, конструктивный. Основные группы экологических проблем и ситуаций.Прогнозирование экологических ситуаций. Экологические ситуации в России и в мире. Карта очень острых экологических ситуаций России (по Б.И. Кочерову).

Практикум природопользователя. Экодиагностика окружающей среды по основному изменяюшемуся компоненту природы.

РАЗДЕЛ 4. Устойчивое развитие: наука и образование.

Цели устойчивого развития. Характеристика ЦУР. Международный опыт развития науки и образования в контексте идей устойчивого развития. образование для устойчивого развития и Дорожная карта его продвижения в мире. Опыт России в становлении образования для устойчивого развития. Лучшие российские практики. Культура природопользования - ключевое условие перехода на путь устойчивого развития. Экологические акции и социально-экологические проекты.

Практикум природопользователя. Разработка социально-экологического проекта «Духовно-экологическое, экономическое и социальное развитие своего края».

Выводы. В ходе изучения понятия «геоэкологическое образование для устойчивого развития» были раскрыты его теоретические основания, включающие ряд аспектов: научно-генетический (происхождение и научно-геоэкологические основы, структура геоэкологии, основные понятия), методологический (коэволюционный субъектно-деятельностный подход). Определена цель геоэкологического образования -формирование культуры природопользования, а также последовательные этапы её становления.

Была создана авторская программа кружка « Геоэкология наука будущего». Структура содержания программы выстроена в логике последовательного формирования у обучающихся культуры природопользования. Это предает системный, целостный характер разработанной программе.

Программа может быть использована педагогами при разработке программ курсов внеурочной деятельности по геоэкологическому образованию для устойчивого развития.

Литература:

1. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование в географии. / В сборнике: Устойчивое развитие и экологизация школьного образования. - Москва, 2003. - С. 198-212.

2. Винокурова Н.Ф., Кочуров Б.И., Копосова Н.Н., Смирнова В.М. Геоэкология окружающей среды: 10-11 классы. учебное пособие. - Москва, 2010.

3. Винокурова, Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. - 2012. - №5. - С. 21-26.

4. Ворохобов А.В. Персоналистическая концепция субъективности в философском наследии И.А. Ильина // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 9.

5. Кочуров Б.И. Лобковский В.А., Смирнов А.Я. Эффективность и культура природопользования. Институт географии Российской академии наук. - Москва, 2018.

6. Кочуров Б.И., Винокурова Н.Ф., Смирнова В.М., Глебова О.В., Лобковский В.А. Культура природопользования: научный и образовательный аспект // Проблемы региональной экологии. - 2014. - № 4. - С. 159-168.

7. Розанов Л.Л. Современное геоэкологоведение / Л.Л. Розанов // Научный диалог. - 2015. - № 2 (38). -С. 21-40.

8. Слепенкова Е.А., Аксенов С.И. Становление и развитие педагогического образования в России:ХУШ-ХХ вв. // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №1. - С. 7.

9. Преображенский В.С. Поиск в географии: / В.С. Преображенский. - М.: Просвещение, 1986.

10. Урсул А.Д. Модель опережающего образования // Глобальный кризис западной цивилизации в России. - М., 2009

11. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2017. - Т. 7. - № 9. - С. 409.

12. Vinokurova N., Loshchilova A., Demidova N., Zulkharnaeva A. Formation of schoolchildren eco-oriented life when studying a cultural landscape. / В сборнике: European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. - Krasnoyarsk, 2020. - С. 967-981

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ГУМАНИТАРНОМ

ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию системы медиаобразования в контексте интенсивного развития цифровых технологий и внедрения практик медиаобразования в гуманитарных ВУЗах. Рассматриваются основные тенденции современного развития и перспективы развития российской медиапедагогики. В статье предпринята попытка систематизировать результаты медиаобразовательной деятельности с учетом таких категорий, как медиаобразование, медиатехнологии, медиаспособности, медиакультура. Автор раскрывает содержание основных компонентов цифрового образования.

Ключевые слова: медиаобразование, технология медиаобразования, информационно-коммуникационные технологии, студенты,высшие учебные заведения.

Annotation. The article is devoted to the study of the media education system in the context of the intensive development of digital technologies, and the introduction of media education practices in humanitarian universities. The main trends of modern development and prospects for the development of Russian media pedagogy are considered. The article attempts to systematize the results of media education activities, taking into account such categories as media education, media technologies, media abilities, and media culture. The author reveals the content of the main components of digital education.

Keywords: media education, media education technology, information and communication technologies, students, higher educational institutions.

Введение. В теории государственного образования Российской Федерации до 2025 года особое внимание уделяется внедрению в образовательную систему средств электронного образования современных информационно-телекоммуникационных технологий, что способствует созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое общество, а также повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования [15].

Когда идет процесс трансформации образования, медиасистем, прежде всего необходимо рассмотреть основные характеристики этого явления. Оксфордская энциклопедия, опубликованная в 2001 году, определяет медиаобразование как "изучение средств массовой информации, которое отличается от обучения через средства массовой информации" [15]. Медиаобразование связано как со знанием того, как создавать и распространять медиатексты, так и с развитием аналитических навыков интерпретации и оценки их содержания.

С конца прошлого века понятие педагогической технологии стало в последнее время предметом интереса научно-педагогических сообществ. В переводе с греческого языка "технология" - это совокупность методов обработки материалов, изготовления изделий и процессов, сопровождающих эти виды работ [11].

В последнее время понятие "педагогическая технология" все шире распространяется в науке и образовании. В начале 1960-х годов термин "педагогическая технология" появился в названиях многих педагогических журналов развитых капиталистических стран. В США это журнал "Педагогические технологии" (1961), в Великобритании - "Педагогические технологии и компьютерное обучение" (1964), в Японии (1965) и Италии (1971) - одноименное периодическое издание. В 1967 году в Соединенном Королевстве был создан национальный комитет по педагогическим технологиям, а в Соединенных Штатах -Институт педагогических технологий [6].

О. Пехота [14] указывает, что этот период (70-е годы) характеризуется тремя характеристиками. Прежде всего, расширение технической базы преподавания. Помимо аудиовизуального и программного обучения, информатика, теория телекоммуникаций, качество преподавания, системный анализ и педагогическая наука (психология обучения, теория управления познавательной деятельностью, организация учебного процесса, научная организация педагогической работы и др.). Во-вторых, меняется методологическая основа методики обучения и происходит переход от устного к аудиовизуальному обучению. В-третьих, стали активно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.