своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискает любовь, привлекает присущей ей красотой, точно так же обстоит дело с правдой» [3]. Мыслитель называет такое «моральное качество» истинным мужеством, которое стоит выше, чем даже «готовность броситься навстречу гибели».
К числу высших духовных достоинств Абу Райхан Беруни относит стремление к познанию, которое составляют сущность человека, основу и вершину его духовно-нравственного совершенствования.
Вывод состоит в том, что дидактические взгляды великого учёного Абу Райхана Беруни по вопросам духовно-нравственного воспитания, в том числе молодежи, путей и средств его достижения могут быть успешно использованы в процессе формирования гармонично развитой личности.
Литература
1. Астахова А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: 2010. C. 86.
2. Крачковский И. Ю. Абу Райхан Беруни - учёный, энциклопедист средневековья. М.: 1971. - С. 67.
3. Абу Райхан Беруни. Индия. // Избранные произведения. - Тошкент: Фан, 1963. С. 58.
4. Абу Райхан Беруни. Минерология. М.: 1963. С. 21.
5. Мунарова Р. У., Алимкулов С. О. и др. Research organization pedagogically-aesthetic factors for the development of creative thinking of primary school pupils. // International scientific review. 2016. № 2 (12). P. 234-237.
6. Мунарова Р. У., Алимкулов С. О. и др. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения. // Проблемы педагогики. 2016. № 2 (13). С. 17-19.
7. Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Психологические аспекты урока. // Проблемы современной науки и образования». 2016. № 3 (45). С. 193-195.
8. Умаров Ш. И., Алимкулов С. О. The use of phosphate fertilizers: tomasshlak, fosfatshlak and fluorine-free phosphates. // European research. 2016. №2 (13). P. 15-17.
Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе
Гребнева Н. А.
Гребнева Надежда Александровна / ОгвЬпвуа Nadezhda Aleksandrovna - учитель
начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
г. Старый Оскол
Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические особенности младших школьников в процессе развития познавательного интереса с использованием дидактических игр. Методы и классификация игр. Ключевые слова: дидактическая ирга, познавательный интерес.
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.
Одной из таких технологий является проблемно-диалогическое обучение. И дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.
Игра имеет особо важное значение в жизни детей младшего школьного возраста. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.
У философов своя точка зрения на игру, они утверждают: для младшего школьного возраста учение - новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к премудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Игровой дидактический материал на современном уроке является одним из доступных средств начального образования.
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шацкий Л. А., высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства» [4, с. 24].
У философов своя точка зрения на игру, так Щедровицкий Г. П. утверждает: «Игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей, в этом смысле она есть особое педагогическое творение» [5, с. 54]. Щедровицкий Г. П. отмечает, что игра есть:
1) особое отношение ребёнка к окружающему миру;
2) особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;
3) социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;
4) деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;
5) социально-педагогическая форма организации всей детской жизни.
Эльконин Д. Б. даёт такое определение игры: «Человеческая игра - это такая
деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности». Также игра - является одним из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания [6, с. 9].
Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы [1, с. 14].
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики. В своей работе я широко использую дидактические игры.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования в современной школе
учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени начального общего образования, самоценности ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся [2, с. 21]. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает любой учебный материал сделать увлекательным, вызывает у учеников удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
1) обучающие, треннинговые, контролирующие, обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4) коммуникативные, диагностические, психологические и др.
Кроме представленной классификации, существуют и другие основания для нее, например:
По характеру игровой методики игры бывают:
1. Предметные.
2. Сюжетные.
3. Ролевые.
4. Деловые.
5. Имитационные.
6. Игры - драматизации.
Чтобы эффективно воспитывать младших школьников, недостаточно знать набор игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором и движущей силой развития способностей, только при соблюдении ряда условий. Главное из них - это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Его можно назвать игровой позицией педагога. Это особый стиль отношений между педагогом и детьми. Организация детского самоуправления только тогда становится эффективной, когда педагог следует скрытой или явной логике игровых взаимоотношений. Игровая позиция педагога потому превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации взаимоотношений «учитель -ученик». В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась классификация дидактических игр по уровню деятельности учащихся.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот - буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля».
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.
К ним можно отнести: игры «Я учитель», «Контролёр» в которых ученики выполняют проверку чьей-то работы. Детям раздаются карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой А и слова «малина», «калина», «пальто», «платок».
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности. В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры», «Математический паровозик».
Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход в обучении детей с разным уровнем развития различных типов.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности. Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
Игра занимает одно из основных и важнейших мест в системе работы педагога. Она направлена на сплочение коллектива, развитие коммуникативных и организаторских способностей, создание благоприятного эмоционального и психологического фона.
В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.
Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Характер деятельности учащихся зависит от места игры на уроке, в системе уроков. Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должна быть продумана практическая деятельность детей с группами предметов или рисунков. При закреплении материала нужно использовать игры, где применяются правила, алгоритмы. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения.
Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны» [3, с. 17].
Пришла к выводу, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному
материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, качества образования.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Таким образом, психолого-педагогические особенности младших школьников демонстрируют нам, что познавательный интерес лучше всего развивается и формируется в процессе игры.
Литература
1. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. Ноябрьск: 2005.- С.12-24.
2. Карпова Е. В. Дидактические игры. Ярославль: Академия развития, 2006.145 с.
3. Ушинский К. Д. Истрия педагогики. М.: Просвещение, 1982.98 с.
4. Шацкий Л. А. Играя, учимся математике. М.: Просвещение, 1993. 245с.
5. Щедровицкий Г. П. Методические замечания к педагогическим исследованиям игры. М.: Просвещение, 1996.123 с.
6. ЭльконинД. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2003. 23 с.
Социокультурная адаптация кадет в рамках образовательного
учреждения Дубовая Л. И.
Дубовая Людмила Ивановна /Dubovaja Ljudmila Ivanovna - педагог дополнительного
образования,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа искусства, культуры и спорта № 7 «Эдельвейс», магистрант,
Дальневосточный федеральный университет, г. Находка
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы социокультурной адаптации кадет в пространстве общеобразовательной школы. Определены основные традиции и их влияние на духовно-нравственное развитие и становление кадет.
Ключевые слова: социокультурная адаптация, социокультурная среда, кадетский класс, кадетские традиции и ритуалы.
Образование в XXI веке призвано формировать целостную и ответственную личность на основании таких системообразующих принципов, как фундаментализация, открытость, опережающий характер и вариативность - это требования 21 века. Для реализации этих требований в условиях кадетских классов основная роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей учащихся и их социокультурное самоопределение.
Кадетские классы образовательного учреждения, представляя собой форму военизированного, стремятся создать уникальную модель учреждения, разрабатывают новое содержание образования, восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, осуществляют профилизацию общего образования в старшей школе [4].