ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Панкова О.В.
Панкова Ольга Витальевна - студент,
педагогическое отделение, кафедра математики и информатики, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Аннотация: одной из наиболее главных задач любого педагога является поиск наиболее эффективных методов и средств обучения, которые помогут научить всех учащихся самостоятельно учиться, а также сформируют у них потребность заинтересованно относиться к учебному процессу. Одним из возможных средств решения этой задачи является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии.
Ключевые слова: познавательная деятельность; младший школьник; активизация; дидактическая игра; урок.
Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения является одним из основных вопросов в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этого вопроса в наибольшей степени зависит эффективность учебного процесса, повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Решение проблемы активизации познавательной деятельности - потребность общества, жизни, практики обучения и воспитания подрастающих поколений.
Одним из возможных средств активизации познавательной деятельности у учащихся начальных классов является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии. Игры активизируют мышление учащихся, помогают сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Игра создает чувство радости и бодрости, вдохновляет учащихся, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает у школьников атмосферу дружелюбия. На уроках игры не должны быть однообразными и скучными. Игра способствует постоянному дополнению знаний. Также она должна быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать радостные эмоции, наполнять жизнь младшего школьника интересным содержанием [1].
Во время игры дети не замечают, что выполняют различные упражнения, где они сами сравнивают, выполняют учебные действия, тренируются в устном счете, решают задачи. Игра создает для ребенка условия поиска, вызывает интерес к победе, учащиеся хотят быть намного быстрее, находчивее. У них появляется желание четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
В любой исторический период игра интересовала ученых. С ее помощью можно воспитать и обучать ребенка в радости. Такие деятели как Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци делали попытки развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.
В ходе игры дети приобретают новые знания, умения, навыки. Игры, которые способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие младшего школьника в целом. Включение игры и игровых моментов в урок делает процесс обучения познавательным и увлекательным, создает у учащихся оптимистический настрой, повышает работоспособность на уроке и смягчает преодоление трудностей в ходе усвоения учебного материала [2].
В течение длительного времени в теории и практике дидактическая игра рассматривалась как прием обучения и на уроках выступала в качестве игровой деятельности, которая никак не относилась к обучению. В настоящее время учителя могут применять дидактическую игру как форму обучения.
Опираясь на педагогический опыт, одним из средств активизации мыслительной деятельности и развития интеллектуального потенциала младших школьников является дидактическая игра.
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [4].
Дидактическая игра, как и любая игра, является самостоятельным видом деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра представляет собой ценное средство воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Во время игры дети преодолевают большие трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. С помощью игры можно сделать любой учебный материал более увлекательным, который создаст у учащихся хорошее настроение, повысит работоспособность и облегчит процесс усвоения учебного материала. В ходе дидактической игры дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, классифицируют предметы по тем или иным признакам, производят анализ и синтез, делают обобщения.
Дидактические игры выполняют большую роль для развития мышления и речи. Содержание и правила игры дают возможность упражнять учащихся в точном и правильном названии и описании предметов, в овладении грамматическим строем речи.
В ходе проведения дидактической игры нужно применять наглядные методы, так как младший школьник мыслит наглядно-образно. Нельзя насильно обязывать ребенка играть. Это не приведет к желаемому результату. Процесс игры должен быть увлекательным и радостным.
Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.). Педагогу нужно уделять внимание умственной активности учащихся, также следить за активностью детей и чтобы не снижался интерес к поставленной задаче. Это немаловажно для коллективных игр. Поскольку нельзя позволить, чтобы в ходе командной игры участвовал только один человек, а другие ничего не делали. Ведь, если увлечен только один человек, то остальным становится скучно. С другой стороны, если все участники заинтересованы, то игра становится веселее, и учащиеся усвоят больше информации [3].
Именно в ходе игры раскрывается характер и степень развитости ребенка, поэтому для ребенка нужен индивидуальный подход в игре. Педагог должен тщательно продумывать задания, учитывая индивидуальные особенности школьника. Нужно включать различные задания, так как уровень развития у детей разный: кому-то нужно дать легкое задание, а кому-то сложнее. Также можно включать задания с выбором ответа и задания с полным пояснением решения. Больше внимания учитель должен уделить стеснительным детям, так как часто бывает, что учащийся может правильно ответить, но из-за своего стеснения не отвечает. Ребенку нужно помочь перебороть это стеснение. Для этого педагогу нужно больше хвалить таких детей за каждый верный ответ, чаще вызывать к доске и давать возможность выступить перед одноклассниками.
При создании игры нужно тщательно продумывать задачи, содержание и правила игры, также требуется усложнять их. Для каждого школьника дидактическая игра имеет большое значение, также как для взрослого большую роль играет работа. Именно во время игры формируются те физические и психологические навыки,
которые в дальнейшем будут нужны для работы: инициативность, творчество, способность справляться с любыми проблемами.
Из этого следует, что игра оказывает влияние на формирование личности ребёнка и является такой деятельностью, с помощью которой в психике ребёнка происходят существенные изменения, формируются главнейшие психические качества. Ни в какой другой деятельности ребёнок самостоятельно не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре.
На уроках информатики можно использовать игру «Испорченный телефон». Класс делится на две команды, учащиеся выстраиваются цепочкой и первому игроку учитель дает слово. И каждый по цепочке говорит это слово от второго до последнего. Можно взять слова на одну тему: «Алгоритм» или «Строение компьютера», где можно загадывать слова: ввод, вывод, начало, конец, монитор, принтер и другие. Также учащиеся могут передавать слова с помощью жестов или мимики [5].
На уроках литературного чтения можно использовать игру «Дорисуй». Класс делится на две команды, учащиеся выстраиваются цепочкой. Учитель каждой команде загадывает слово. Можно загадать персонажей из произведений. Первому учащемуся завязываются глаза и он должен нарисовать на доске один элемент слова, И каждый по цепочке с завязанными глазами рисует по элементу. В конце должен получиться рисунок.
Список литературы
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 2013. с. 139.
2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. М.: Просвещение, 2015. 96 с.
3. Загрекова Л.В. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Л.В. Загрекова, В.В. Николина. М.: Высш. шк., 2007. 383 с.
4. Кругликов В.Н., Кривов В.Р. Учебный игровой комплекс - М.: Просвещение, 2015. 512 с.
5. Тарабурина Т.Ю. Система дидактических игр на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]. 2009. Режим доступа: http://alma-mater-spb.ru/wp-content/uploads/2012/10/games.pdf/ (дата обращения: 08.05.2018).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ У ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Поскребышева Е.Д.
Поскребышева Евгения Дмитриевна - студент, кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, факультет педагогики и психологии, Вятский государственный университет, г. Киров
Аннотация: сенсорное воспитание в раннем дошкольном возрасте, самое важное для ребенка. Он познает мир через ощущения, восприятие. Чтобы дети в раннем дошкольном возрасте лучше запоминали основные сенсорные эталоны, хорошо использовать дидактические игры. Детям будем интересно и не скучно. Чтобы это проверить, мы провели эксперимент с разработкой собственных дидактических игр. Результаты эксперимента представлены в нашей статье.
Ключевые слова: сенсорные эталоны, дидактическая игра, сенсорное воспитание, дидактическая задача, шаблон.