общеобразовательной школе учебных предметов учителю необходимо в процессе выполнения заданий связывать их с жизнью, особо обращать внимание на формирование функциональной грамотности у каждого школьника.
Для формирования функциональной грамотности у учащихся общеобразовательных школ необходимы:
1) организация обучения на основе сотрудничества в рамках установления субъект - субъектных отношений учителя и учащихся;
2) применение деятельностных, личностно-ориентированных и развивающих технологий, участие в диалоге, дискуссиях;
3) организации самостоятельной работы, инициирующей самостоятельность в определении цели, планировании и осознании своих действий;
4) организация проектной и исследовательской деятельности;
5) применение компетентностно-ориентированных заданий, ситуационных и практических задач, других заданий, связанных с конкретной жизненной ситуацией;
6) новые формы оценивания учебных достижений [2,с. 35].
Такая методика организация заданий со слушателями институтов повышения квалификации и переподготовки работников народного образования предлагает работу по изучению особенностей той или иной технологии на материале ее приемов, а также интерактивный режим, взаимодействие в больших и малых группах, практико-ориентированность содержания и оценивание учителей на основе разработанных критериев.
Литература
1. Указ Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации, руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» от 12 июня 2015 года // Учитель Узбекистана. - Т., 2015. -№ 25 (2368). - 19 июня. С. 1-2.
2. Инновации в образовании: поиски и решения: Материалы 11-ой международной научно-практической конференции. 20 ноября 2015 года - 1-11 тома. - Астана, 2015. С. 35.
Абу Райхан Беруни о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
1 2 3
Камолова Ш. У. , Келдиёрова Г. Н. , Ахмедова Ш. М. , Уралова Ю. Б.4, Бегалиева М. И.5, Алимкулов С. О.6
1Камолова Ширин Усаровна /Катода БЫпп изагоша - преподаватель; 2Келдиёрова Гулчехра Норбоевна / КеЫ(уогоуа Ои1еНекНга ^отЬоуеупа - преподаватель; 3Ахмедова Шохида Мухторовна /Akhmedova Shokhida Ыикк1агоша - преподаватель;
4Уралова Юлдуз Бахром кызи / ига1о\а УиЫш БаШгот kizi - преподаватель; 5Бегалиева Матлюба Исмоил кызи /Begaliyeva ЫайуиЬа ЬтоИ kizi - преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования; 6Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /АНтШоу Sirojiddin ОЫт]оп ugli - студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье речь идет о духовно-нравственном воспитании молодого поколения. Приведены высказывания Абу Райхана Беруни о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: духовность, нравственное воспитание, духовно-нравственные качества человека, благородство, доблесть, духовное достоинство.
Сегодня во всем мире актуальной становится проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовное воспитание людей и особенно молодого поколения, должно стать первостепенной задачей всех государств, невзирая на их политические, религиозные и другие убеждения.
Духовно-нравственное совершенство достижимо лишь в обществе свободных людей, исповедующих возвышенные жизненные идеалы. Поэтому в нашей стране огромное внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, формированию духовности и нравственности граждан.
Нравственное воспитание - составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т. п.; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека с тем, чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, то есть предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки [1].
Духовность - это понятие, обозначающее наиболее ценные нравственные качества человека - честность, сила воли, готовность преодолеть любые трудности во имя высокой цели и долга, способность сопереживать и сострадать.
Идея воспитания совершенной личности имеет давнюю традицию. Она нашла свое отражение в произведениях таких великих мыслителей, как А. Беруни., Аль Фараби., Ибн Сина, А. Навои, З. М. Бобур.
Абу Райхан Беруни был великим учёным, мыслителем Востока. Учёные Европы и Азии Ж. Рено, Э. Захау, Г. Зутер, Дж. Сартон, учёные Востока: С. Х. Наср, М. Козим, М. Низамутдин высоко оценили творчество великого ученого.
Подчеркивая значимость бесценного научного наследия Беруни, российский учёный И. Ю. Крачковский писал: «Легче перечислить научные сферы, не интересовавшие великого энциклопедиста Беруни, нежели перечислять его интересовавшие...» [2].
Беруни выявляет те пороки, негативные духовно-нравственные качества человека, которые следует преодолеть. Он кратко намечает совокупность наиболее опасных, которые представляют угрозу всему человечеству, а именно: «насилие, лжесвидетельство, нарушение верности, захват чужого имущества обманом, воровством и прочие пороки, от которых происходит порча мира и рода человеческого» [3].
Абу Райхан Беруни считает, что человек обретает такие негативные качества и пороки под влиянием каких-либо внешних обстоятельств, ибо по своей природе он стремится «к снисканию возможно больших похвал и одобрения, ведь сердца созданы, чтобы любить это и противоположное» [3].
Как пишет Беруни: «Люди в своей мирской жизни попеременно бывают в разных положениях. За одни из них восхваляются, за другие порицаются» [4]. Из этого высказывания видно, что духовно-нравственное совершенствование человека состоит, прежде всего, в том, чтобы обрести положительные качества, добродетели, которые одобряются обществом и полезны для самого человека.
Великий ученый излагает свое видение положительных качеств, добродетелей человека, которые достойны одобрения окружающих и всего общества. Одно из основных положительных качеств, которое вызывает особое одобрение Беруни, является стремление к справедливости и правде, ибо без них невозможно формирование других добродетелей. По словам Беруни: «Как справедливость по
своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискает любовь, привлекает присущей ей красотой, точно так же обстоит дело с правдой» [3]. Мыслитель называет такое «моральное качество» истинным мужеством, которое стоит выше, чем даже «готовность броситься навстречу гибели».
К числу высших духовных достоинств Абу Райхан Беруни относит стремление к познанию, которое составляют сущность человека, основу и вершину его духовно-нравственного совершенствования.
Вывод состоит в том, что дидактические взгляды великого учёного Абу Райхана Беруни по вопросам духовно-нравственного воспитания, в том числе молодежи, путей и средств его достижения могут быть успешно использованы в процессе формирования гармонично развитой личности.
Литература
1. Астахова А. П. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: 2010. C. 86.
2. Крачковский И. Ю. Абу Райхан Беруни - учёный, энциклопедист средневековья. М.: 1971. - С. 67.
3. Абу Райхан Беруни. Индия. // Избранные произведения. - Тошкент: Фан, 1963. С. 58.
4. Абу Райхан Беруни. Минерология. М.: 1963. С. 21.
5. Мунарова Р. У., Алимкулов С. О. и др. Research organization pedagogically-aesthetic factors for the development of creative thinking of primary school pupils. // International scientific review. 2016. № 2 (12). P. 234-237.
6. Мунарова Р. У., Алимкулов С. О. и др. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения. // Проблемы педагогики. 2016. № 2 (13). С. 17-19.
7. Шеранова М. Б., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. Психологические аспекты урока. // Проблемы современной науки и образования». 2016. № 3 (45). С. 193-195.
8. Умаров Ш. И., Алимкулов С. О. The use of phosphate fertilizers: tomasshlak, fosfatshlak and fluorine-free phosphates. // European research. 2016. №2 (13). P. 15-17.
Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе
Гребнева Н. А.
Гребнева Надежда Александровна / ОгеЬпеуа Nadezhda Aleksandrovna - учитель
начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
г. Старый Оскол
Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические особенности младших школьников в процессе развития познавательного интереса с использованием дидактических игр. Методы и классификация игр. Ключевые слова: дидактическая ирга, познавательный интерес.
В связи с переходом на новые ФГОС внимание учителей активизируют на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя.