ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В ТРУДАХ АБУ РАЙХАНА БЕРУНИ Умарова Р.Ш.
Умарова Рузигул Шералиевна - кандидат философских наук, доцент, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается мнение мыслителя Востока Абу Райхана аль-Беруни о духовно-нравственном воспитании молодежи. Приводятся суждения выдающегося ученого-мыслителя о грамотном духовном и нравственном воспитании молодого поколения, основы которого актуальны и для современного процесса образования, для успешного формирования духовного и нравственного воспитания молодого поколения Узбекистана.
Ключевые слова: молодое поколение, общество, духовно-нравственное воспитание, справедливость, Абу Райхан аль-Беруни.
В эпоху глобализации в мире все большее значение придается духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Несмотря на различные убеждения, как политические, так и религиозные, главной задачей любого государства должно стать духовное воспитание молодежи. Стремиться к достижению аутентичного решения этой задачи возможно лишь в социуме свободно мыслящих людей, которые придерживаются возвышенных жизненных идеалов. По этим причинам в Республике Узбекистан уделяется повышенное внимание развитию подрастающего поколения в духе высокой нравственности, морали и справедливости.
Нравственное воспитание играет главную роль для общественного развития. Чтобы общество могло полноправно предъявлять требования к людям, регулировать общественное поведение, рационально и справедливо оценивать поступки, оно должно соответствовать определенным требованиям. Среди них: наличие нравственного воспитания, умение отличать добро от зла, иметь свои убеждения, нормы, принципы, идеалы. Понятие «духовность» означает высокие нравственные черты человека, а именно: сострадание, честность, умение преодолевать трудности для решения поставленных целей и долга, сила воли, способность сопереживать другим людям.
Идея воспитания совершенной личности имеет очень глубокие корни. Издавна выдающиеся мыслители и ученые упоминали в своих произведениях идеи о воспитании высокой нравственности, морали, духовности. Справедливо отметить творчество великого мыслителя Востока Абу Райхона Беруни, труды которого были высоко оценены учеными Азии и Европы [1]. Абу Райхон Беруни был настолько разносторонне развит во многих областях науки, что практически не оказалось ни одной научной сферы, которая не была охвачена вниманием и заинтересованностью выдающегося ученого-энциклопедиста [2]. В их числе педагогика, философия, социология.
Мыслитель выявлял отрицательные черты личности, а также был способен помочь подавить их. Он точно подметил самые серьезные из отрицательных черт, которые могут развиться у человека и представляющие опасность не только государству, но и всему человечеству. Среди негативных качеств он упомянул насилие, клятвопреступление, предательство, воровство, захват чужого имущества посредством обмана. По мнению Беруни, каждый человек по своей природе
тщеславен, любит поощрения и похвалу, однако пороки и отрицательные черты приобретает только под воздействием внешних факторов, изменение их способствует и изменению человека. Учёный отметил, что человек в своей жизни может оказаться в разных положениях, к примеру, за хорошие поступки его восхваляют, а за неприемлемое обществом действие порицают. Согласно Беруни, целью духовно -нравственного воспитания человека должно являться обретение положительных качеств, одобренных и полезных как для самого человека, так и общества. Одним из главных положительных достоинств человека, по мнению ученого, считается стремление к справедливости и поиску правды. Без этого невозможно формирование других добродетельных поступков. Беруни также отмечает стремление к познанию [3], которое должно составлять сущность человека, лежать в основе его духовно -нравственного совершенствования.
Таким образом, взгляды великого мыслителя Востока имеют рациональные основы, созвучны современным ценностям, достойны изучения и использования в процессе воспитания молодого поколения с целью развития гармоничной высоконравственной личности.
Список литературы
1. Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» // Научный журнал, 2015. № 1 (1). С. 41-44.
2. Умарова Р. Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования 2019. № 3 (44). С. 32-33.
3. Асрарова М.У. Вклад Абу Райхана Беруни в развитие науки // Проблемы педагогики, 2018. № 2 (34). С. 33-35.
4. Мадаминов А.А. Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Беруни // Достижения науки и образования, 2018. № 13 (35). С. 48-50.