Научная статья на тему 'Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Беруни'

Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Беруни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / ТРУДЫ УЧЁНЫХ ФАРАБИ / БЕРУНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мадаминов Абдувахабжан Ахмаджанович

В статье говорится об актуальности изучения научного наследия великих ученых как Фараби, Абу Райхана Беруни, которое показывает, что проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи были актуальными всегда. Они волновали умы просветителей прошлого, не потеряли своей значимости и на современном этапе развития общества. Именно это обстоятельство является показателем актуальности проблемы нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Морально-нравственное формирование человека в трактатах учёных Фараби и Беруни»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТРАКТАТАХ УЧЁНЫХ ФАРАБИ И БЕРУНИ Мадаминов А.А.

Мадаминов Абдувахабжан Ахмаджанович - старший преподаватель, кафедра общественных наук, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об актуальности изучения научного наследия великих ученых как Фараби, Абу Райхана Беруни, которое показывает, что проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи были актуальными всегда. Они волновали умы просветителей прошлого, не потеряли своей значимости и на современном этапе развития общества. Именно это обстоятельство является показателем актуальности проблемы нравственно -эстетического воспитания учащейся молодежи.

Ключевые слова: морально-нравственное воспитание, нормы и требования, подрастающее поколение, труды учёных Фараби, Беруни.

Говоря о проблеме воспитания следующего поколения, важно помнить, о мастерстве учителей и мыслителей Востока. Ибо, колыбель древних цивилизаций — Восток, был деликатен по вопросам образовании. Есть ряд произведений, которые говорят о правилах поведений обучаемого и изучаемого [1]. История развития педагогической мысли свидетельствует о том, что с уровнем нравственно-эстетической воспитанности граждан исследователи связывают прочность осуществляемых реформ, прогрессивный характер развития государства. Само понятие «воспитание» определяется как управляемый педагогами - профессионалами процесс последовательного и неуклонного восхождения ребенка к достижениям культуры в целях максимального развития всех потенциальных способностей личности ребенка и во имя счастья жизни подрастающего человека. В частности, Фараби считал, что проблема воспитания выступает как одна из самых важных и сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, — подвести человека к счастью через овладение им добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности. В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы, к ним возможно применение «жестких методов», т. е. принуждения. Вместе с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитательная деятельность, таким образом, требует обширных знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых [1]. Наследие выдающегося ученого Беруни представляется огромной сокровищницей, в которой находятся ценные идеи о науке, содержании образования и воспитания. Мысли Беруни об обучении, его путях и значении встречаются во многих произведениях, они как бы разбросаны по страницам его книг. Беруни призывает людей воспитывать в себе высоко-нравственные черты, полагая, что освободить народ от невежества и нищеты можно с помощью науки, распространения знаний

в обществе и упорного труда. Само приобретение знаний он считает большим и упорным трудом, требующим сил, времени и терпения. И далее продолжает о том, что даром запоминания люди обладают по -разному, «одни люди им наделены, а другие лишены, поэтому последние едва ли могут достигнуть в этом пределы, возможно, разве только путем усердия и напряженных занятий. Знания, по мнению Беруни, облагораживают человека, делают его добрым и разумным. Для Беруни, «кроме чистоты знания», ничего нет. Великий мыслитель учил, что достичь совершенства можно в процессе повсеместного внедрения высоких интеллектуальных и нравственных норм, воспитываемых при помощи науки: Беруни был глубоко убежден, что знания направляют людей на правильный путь. Интересна и важна, с современной точки зрения, мысль Беруни о том, что мало просто быть образованным человеком, знать правила «благородного» поведения, главное - уметь применять эти знания на практике. Изучение творчества Беруни показывает, какое важное значение он придавал таким вопросам нравственности, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть. Видя вокруг себя невежество обман, вражду, несправедливость, отрицательно сказывающиеся на воспитании молодежи, великий просветитель выступал за нравственное воспитание народа. Беруни учил молодежь быть доброй, чуткой и внимательной к людям, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Много прекрасных строк посвятил ученый раскрытию смысла слов «добро», «справедливость», «правда»: «Как справедливость по своей природе вызывает одобрение, своей сущностью снискивает любовь, привлекает присущей красотой, точно так же обстоит и с правдой», - пишет Беруни [2]. Раскрывая характерные черты дружбы, мыслитель требует воспитывать учеников в духе товарищества и взаимовыручки. Для достижения наибольших успехов в воспитании Беруни рекомендует также методы убеждения, поощрения, наказания, различные беседы на этические и эстетические темы. Все это утратило своего значения и в настоящее время. Изучение научного наследия великих ученых как Фараби, Абу Райхана Беруни показало, что всесторонний анализ их идей возможен лишь при условии освещения той эпохи, в которой он жил и творил, своеобразие и противоречия которой отразились на мировоззрении ученых, их научной деятельности. В основе педагогического воззрения Беруни и Фараби о совершенствовании человека лежат такие понятия, как мудрость, активность, благодарность, терпение и пр., которые составляют сумму определённых нравственно - моральных норм и требований. В рамках этих категорий мыслители совершенствование человека связывают с процессом воспитания, при котором его учат воспринимать всё положительное, что способствует воспитанию его положительных нравственных качеств. Моральный долг мыслители видели в объяснении людям их обязанности служить общему делу, интересам народа, в защите, разработке и распространении культуры общения и толерантности, которые должны основываться на благосклонном и дружественном взаимоотношении. В основе педагогического такта Беруни и Фараби лежит следующая деятельность воспитателя: интерес и любовь к воспитанникам, увлечённость педагогической профессией, овладение психолого-педагогической зоркостью и наблюдательностью, педагогическим тактом, воображением и иметь организаторские способности; быть справедливым, общительным; требовательным, настойчивым; иметь выдержку и откровенность, духовные и познавательные потребности и интересы, интеллектуальную активность и т.п.

Список литературы

1. Матякубов И.Б. Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве // Молодой ученый, 2017. № 12. С. 525-528. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/146/41021/ (дата обращения: 03.10.2018).

2. Джураев Р.Х., Мардонов Ш.К. Педагогические идеи великих мыслителей Востока - основа подготовки пед. кадров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://superinf.ru/view_article.php?id=403/ (дата обращения: 03.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.