Научная статья на тему 'Воспитание в учениях мыслителей Востока'

Воспитание в учениях мыслителей Востока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2002
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кароматова Зарина Фатуллаевна

В данной работе поднимается вопрос педагогических воззрений великих мыслителей, которые возрождаются как образовательно-воспитательные ценности и обогащают не только отечественную, но и зарубежную педагогику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание в учениях мыслителей Востока»

means of an Academy, efforts were made to produce grammars, spelling guides, pronunciation manuals and dictionaries, from which it was expected that standards of correctness would emerge.

References

1. Crystal D. (1995) the Cambridge Encyclopedia of the English Language, Cambridge University Press.

ВОСПИТАНИЕ В УЧЕНИЯХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ВОСТОКА Кароматова З.Ф.

Кароматова Зарина Фатуллаевна - преподаватель английского языка, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной работе поднимается вопрос педагогических воззрений великих мыслителей, которые возрождаются как образовательно-воспитательные ценности и обогащают не только отечественную, но и зарубежную педагогику.

Ключевые слова: воспитание, молодое поколение, развитие личности, национальное наследие, культурное наследие.

Суверенное узбекское общество после приобретения независимости идёт по пути строительства демократического, правового государства. В этих условиях стремительно растет национальное самосознание и тяга к своим идейным истокам. Как отметил первый Президент Республики Узбекистана Ислам Каримов, «Мы должны, брать из прошлого только то, что сегодня возвеличивает народ, поднимает нас в своих глазах. Это гуманистическое начало, которое позволяет нашей нации, нашему народу чувствовать себе уверенно в сообществе. Вместе с тем второе, что должно быть связано с этим, - это постоянное стремление осваивать высоты мировой науки и мысли» [1, с. 253].

В этом плане раскрываются «белые пятна» в истории общественно-культурной жизни узбекского народа. В связи, с чем возникла возможность взглянуть по-новому на национальное, духовное наследие и культуру, образование и воспитание. История - память народа, черпая из неё мудрость, она получает новую силу для социального развития и продвижения в будущее. В этом отношении особый интерес вызывает наследие представителей восточных мыслителей как Абу Наср Фараби, Бируни, ибн Сина, Хусайна Воиза Кошифи, Алишер Наваи и др.

Разработанные мыслителями основные принципы воспитания и обучения являются мощным стимулом в формировании национальной культуры, совершенствовании образования и воспитания. Очевиден тот факт, что формирование сознания подрастающего поколения без учета национального и культурного наследия народа может оказать обратное влияние на этот процесс. Изучение политических и педагогических наследий Абу Наср Фараби, Бируни, Ибн Сина, Хусайна Воиза Кошифи, Алишер Наваи проливает свет на многие стороны воспитания и обучения средневекового восточного общества. Ученые Востока в своих произведениях раскрывают внутренний мир человека и дают важные рекомендации по образованию и воспитанию. Характерной чертой системы педагогических взглядов этих мыслителей было особое внимание к гармоническому развитию личности. Изучению широкого спектра вопросов, связанных с гармонией души и тела в процессе развития личности, посвятили свои работы мыслители, обладавшие подлинно энциклопедическими знаниями. К ним относятся Кинди, Фараби, Бируни, Авиценна, Аверроэс, Туси, Ибн-Халдун и др., которые рассматривали педагогические проблемы не как абстрактную теорию, а как часть живого процесса развития человечества. Такой подход во многом объясняет и значительное влияние мыслителей Востока на европейских просветителей последующих эпох [2, с. 185].

Вторым учителем после Аристотеля современники называли блистательного ученого и философа Абу Насра ибн Мухаммеда аль-Фараби (870-950). Ему принадлежали блестящие комментарии к трудам Аристотеля, им детально разрабатывались проблемы умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания молодежи, проблемы педагогического труда, которые тесными нитями переплетались с его философскими воззрениями. В частности, Фараби был наиболее последовательным противником

фанатичности идеологии ислама. Комментируя «Этику» Аристотеля, он утверждал, что высшее благо находится в существующем мире и только безумные полагают, что оно находится вне его. Проблема воспитания выступала у Фараби как одна из самых важных и сложных частей его философской системы. Главная цель воспитания, согласно его концепции, — подвести человека к счастью через овладение им добродетелью, состоящей в совершении добрых дел. Но для совершения истинно добрых поступков необходимы знания, помогающие становлению нравственности [4, с. 158].

В трактатах Фараби предлагаются конкретные методы воспитания добродетели средствами познания. Он подразделял их на «мягкие» и «жесткие». Если воспитуемые сами проявляют желание овладевать науками, стремление к труду и добрым поступкам, то в этом случае уместны мягкие методы воспитания, помогающие усилению этих стремлений. Если же подопечные злобны, своевольны, ленивы, к ним возможно применение «жестких методов», т. е. принуждения. Вместе с тем использование таких методов должно определяться уровнем нравственности самого воспитателя. Воспитательная деятельность, таким образом, требует обширных знаний и высоких моральных качеств воспитателя в сочетании с наблюдением и опытом самих воспитуемых [4, с. 162].

Наследие выдающегося ученого Беруни представляется огромной сокровищницей, в которой находятся ценные идеи о науке, содержании образования и воспитания. Мысли Беруни об обучении, его путях и значении встречаются во многих произведениях, они как бы разбросаны по страницам его книг. По нашему мнению Беруни об обучении, следует рассматривать следующую классификацию: сознательность обучения; наглядностью; системность и последовательность; обоснованность; связь Теории с практикой; требования к учебнику [3, с. 88].

Объективность и беспристрастность ученого, наблюдения, опыты, изучение устных и письменных памятников, критический подход к полученным сведениям, сравнение их с целью установления истины, логическое обобщение фактов в умозаключения, а умозаключений в теорию - вот характерные черты и основы научного метода Беруни. Для его эпохи этот метод был огромным достижением и представлял большую научную ценность. Сам Беруни, руководствуясь этим методом, добился огромных успехов в научной деятельности о сознательности обучения [3, с. 92].

Педагогические идеи великих мыслителей Востока - это значительный вклад в мировую педагогику. Это те педагогические воззрения, которые представляют собой демократическое направление в педагогической мысли Средневековья, они оказывали и по настоящее время оказывают огромное влияние на формирование и совершенствование теории воспитания и обучения подрастающего поколения, которые и по сей день являются питательной средой для формирования представлений не только о человеке и его воспитании, но и о гуманизме, о формировании всесторонне развитой личности, о требованиях к учителю.

Список литературы

1. Каримов И.А. Выступление в Московском государственном университете // За процветание

Родины каждый из нас в ответе. Ташкент, 2001. Том 9. С. 253.

2. Давлетшин М.Г. Психологические основы нравственного воспитания. Ташкент, 1975.

С. 185-193.

3. Насыров А. Список трудов Бируни - великий ученый средневековья. Ташкент, 1950.

Нурутдинова З.Г. Педагогические идеи Абу Райхана Беруни. Ташкент. Изд. «Фан», 1989.

С. 88-92.

4. Фараби — крупнейший мыслитель средневековья. Ташкент, 1973. С. 3.

5. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII - XII вв. М., 1960.

С. 158-162.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.