Научная статья на тему 'Философские взгляды Абу Али ибн Сино на образование'

Философские взгляды Абу Али ибн Сино на образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5221
402
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / СМЫСЛ ЗНАНИЙ / АВИЦЕННА / АБУ АЛИ ИБН СИНО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдукаримова Гулчехра Баратовна

В настоящей статье анализируются философские взгляды на образование великого ученого, мыслителя Абу Али ибн Сино, известного также как Авиценна. Основной акцент в его учениях ставится на духовном, нравственном и интеллектуальном воспитании. В статье рассматривается природа и сущность человека, его душа в системе взглядов ибн Сино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдукаримова Гулчехра Баратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философские взгляды Абу Али ибн Сино на образование»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ АЛИ ИБН СИНО НА ОБРАЗОВАНИЕ Абдукаримова Г.Б.

Абдукаримова Гулчехра Баратовна - старший преподаватель, кафедра социальных дисциплин, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье анализируются философские взгляды на образование великого ученого, мыслителя Абу Али ибн Сино, известного также как Авиценна. Основной акцент в его учениях ставится на духовном, нравственном и интеллектуальном воспитании. В статье рассматривается природа и сущность человека, его душа в системе взглядов ибн Сино.

Ключевые слова: философия образования, философские взгляды, смысл знаний, Авиценна, Абу Али ибн Сино.

Основой успешной деятельности любого индивида и общества в целом является личностное развитие. Без знаний прошлого нет будущего, ведь именно обращаясь к прошлому, мы ищем ответы на вопросы, пополняя свой запас знаний и решая проблемы настоящего.

Большинство людей знают известного ученого Востока Абу Али ибн Сино как выдающегося врача, но он также был глубоким философом, лингвистом, педагогом и блестящим теоретиком музыки. В трудах Ибн Сино говорится об обществе, этике и знаниях. Его взгляды на педагогику, сформированные трудами предшественников и современников (Аристотель, Фароби, Беруни) и в наше время не теряют актуальность. В своем трактате «Политика» Авиценна рассмотрел актуальные проблемы образования, а в работе «Канон медицины» неоднократно упоминал о правильном физическом и духовном воспитании детей. Другими работами ученого, посвященными педагогическим проблемам того времени стали «Книга справедливости», «Канон о долге», «Управление телом и мыслью», «Каноны нравственности» [1]. В них анализ Абу Али ибн Сино коснулся фундаментальных для образования всех времен проблем добра, правды, смысла знаний, природы мира и природы человека и т.д. Практический опыт обучения и то, что его медицинские труды до сих пор используются подготовке современными врачами, дает все основания предполагать, что следствием такой блестящей педагогической работы стала система его философских взглядов.

Философ располагал собственными взглядами на образование, которые помогали ему обучать молодых врачей того времени. Интересна его полемика с Абу Райханом Беруни - оба считали развитие, приобретение новых знаний, познание окружающей действительности важнейшей задачей человека. Однако конечной целью Али ибн Сино видел в развитии духовного начала, а Беруни в познании материального мира [2].

По мнению мыслителя, основа природы человека состоит из скрытых и открытых элементов. То, что скрыто от людских глаз - это сила разума. Именно возможности разума помогают побудить человека к действиям и поступкам. Ученый подчеркивает, что тело человека материально по своей природе, состоит из органов и клеток, знание анатомии помогает познать возможности тела и его внутреннее строение, а знание физиологии позволяет судить о восприятии внешнего физического мира. Тем не менее, необходимо помнить о разуме и духовных качествах, так как именно они подталкивают тело к действиям. Необходима постоянная работа над душой,

нравственностью, получением знаний. Духовное развитие ученый ставил выше материальных потребностей.

Согласно Авиценне умственные способности человека можно разделить на три группы. Первая группа отвечает за вегетативные способности, свойственные и людям, и растениям. Эти способности в ответе за выживание индивида, его питание и воспроизводство. Ко второй группе относятся способности, отличающие животных от растений, а людей от животных. Сродни животному миру у людей реакции на внешнее воздействие. Эти реакции в ответе за притягивание или отталкивание явления, вызывающего гнев, страх. В их число ученый внес мотивацию, которая заключается в инстинктивной реакции и рациональном движении, разрешающем живому существу приступить к деятельности, либо воздержаться от действий. Восприятие, которое состоит из способности видеть, слышать, различать запахи, вкусовых, осязательных способностей. Ученый выделил также внутренние способности: память человека, воображение и рефлексы. Отдельно ученым рассмотрены способности, благодаря которым люди отличаются от животных. Авиценна считает, что они направляют человека к практическому виду поведения (практический интеллект) и познанию окружающей действительности (созерцательный интеллект). Согласно учению Абу Али ибн Сино, все способности относятся к функциям души человека, которая не является материальной и отличается от субстанции тела. Перечисленные способности являются лишь различными функциями человеческой души. Душа бессмертна, не погибает после смерти человека. Если при жизни человек имел стремления к знаниям, совершал добрые поступки, то его душа обращается к свету ангелов, постигает спокойствие и умиротворение.

По своей природе человек не может быть ни злым, ни добрым. Проявление плохих или хороших сторон зависит от окружения, образования, а закрепление происходит в привычках. Поэтому, как только рождается ребенок приступать к его воспитанию нужно с самого младенчества, чтобы на него не повлияло безнравственное окружение и не закрепилось в негативных привычках [3]. Педагог в обращении с учащимися должен сдерживать себя. В его обязанности входит контроль над реализацией полученных знаний у учащихся. В методике преподавания следует применять индивидуальные методы работы, важно уметь заинтересовать обучаемых. Для этого необходимо объяснять предметы доступным языком, сопровождая свою речь жестами и мимикой, чтобы вызвать эмоциональное воздействие на учащихся. Говорить с учащимися об их недостатках нужно ненавязчиво, чтобы ни в коем случае не задевать самолюбия.

Таким образом, философские взгляды Абу Али ибн Сино в области образования актуальны и сегодня. Они нашли отражение в неклассической рациональной философии образования [4], предлагающей индивидуальный подход к обучаемому, развитие его творческого начала, индивидуальных способностей с целью непрерывного личностного роста.

Список литературы

1. Камалова Ш.У., Мунарова Р.У., Ахмедова Н.А., Алимкулов С О., Эшонкулов Б.М. Педагогические взгляды Абу Али ибн Сины (Авиценны) // Молодой ученый, 2015. № 9. С. 1068-1070.

2. Умарова Р.Ш. Бытие и философские взгляды Абу Райхана Беруни // Достижения науки и образования, 2019. № 3 (44). С. 32-33.

3. Мунарова Р.У., Камолова Ш.У., Шакарбоева Ш.А., Каршибоева Д.Б., Алимкулов С.О.У. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения // Проблемы педагогики, 2016. № 2 (13). С. 17-19.

4. Худайберганов Р.Х., Абдураззакова Д.А. Классическая и неклассическая рациональности философии в парадигме системы образования // Проблемы науки, 2019. № 1 (37). С. 61-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.