Научная статья на тему 'О сочинениях абу Али Ибн Сины'

О сочинениях абу Али Ибн Сины Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
4359
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / АЛХИМИЯ / МЕДИЦИНА / "КАНОН" / ТЕРЬЯК / "CANON" / CHEMISTRY / ALCHEMY / MEDICINE

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б.

Приводятся сведения по классификации наук Авиценны, а также описание в «Ал-Каноне» сложных лекарственных веществ. Изложены естественнонаучные взгляды Ибн Сины в «Каноне врачебной науки» и «Книге исцеления».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT COMPOSITIONS OF

Avicenna's classification of sciences and also the description of complex medicinal substances in "Al-Canon" are resulted. Natural-science outlooks of Ibn Sino in "Canon of Medical Science" and "Book of Healing" are stated.

Текст научной работы на тему «О сочинениях абу Али Ибн Сины»

УДК 54(091)

Д. Л. Рахманкулов, Ф. Б. Кимсанова

О сочинениях Абу Али Ибн Сины

Научно-исследовательский институт малотоннажных химических продуктов и реактивов 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 75; тел.: (347) 243-17-12 Научно-исследовательский институт истории науки и техники 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 74; тел. (347) 279-84-42

Приводятся сведения по классификации наук Авиценны, а также описание в «Ал-Каноне» сложных лекарственных веществ. Изложены естественнонаучные взгляды Ибн Сины в «Каноне врачебной науки» и «Книге исцеления».

Ключевые слова: химия, алхимия, медицина, «Канон», терьяк.

Абу Али Хусайн ибн Абдаллах ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна, является выдающимся энциклопедистом своего времени. Его перу принадлежат более ста произведений, посвященных различным отраслям знания. Ибн Сина в ряде фундаментальных вопросов философии шел за Фараби, был близок к Беруни. Всесторонне знакомый с античной философией, он находился под сильным влиянием Аристотеля 1 2.

Ибн Сина объединил почти все известные до него как в Греции, так и на Востоке науки и стремился в каждой из них сказать свое слово, дать нечто новое. Безо всякого преувеличения можно утверждать, что Ибн Сина в астрономии и химии, музыке и литературе, физике и ботанике, математике и зоологии, геологии и т. д. стоял на высоте требований того времени. Он пытался связать медицину с практическим экспериментальным методом, строить ее на базе, прежде всего, опыта и наблюдений. Он вскрывает, насколько это было возможно в условиях той эпохи, естественные закономерности сложнейшего человеческого организма. Изменения и аномалии в этом организме он считает явлениями естественными, вызываемыми биологическими, химическими, климатическими и другими изменениями. Состояние организма, его процессы он связывает также и с условиями социальной жизни человека. Для него жилье, одежда, питье, чистота, телесные упражнения и т. д. — важнейшие условия сохранения здоровья человека 3.

У Ибн Сины имеется перечисление наук 4, существовавших в его время. В этой подробной классификации, где отмечены и такие

сугубо «прикладные» науки, как «наука о талисманах», он не высказывает своего отношения к ним. Он просто классифицирует науки следующим образом.

1. Медицина, цель которой — изучение человеческого тела в здоровом и болезненном состоянии, способствующее устранению болезни, восстановлению здоровья и его сохранению.

2. Алхимия, цель которой — отнять у различных веществ присущие им качества и придать им качества других веществ для того, чтобы добиться получения золота и серебра из дешевых металлов.

3. Наука о движении звезд, основывающаяся, как говорит Ибн Сина, на «предположениях». Цель ее — определять по звездам судьбы царств, стран и людей и соотносить положение звезд с земными делами.

4. Физиогномика, цель которой — узнать характер человека по его телосложению, выражению и чертам лица, а также определить, для какого дела он пригоден.

5. Наука о талисманах, заключающаяся в умении поставить из различных растений и минералов вещества, способные повлиять на ход событий в мире.

6. Наука объяснения (толкования) снов. Цель ее — постигнуть мудрые советы, почерпнутые из того, что увидела душа, «скитаясь в мире неведомого» (т. е. во время сна, когда, как считалось, душа покидает тело на время), и руководствоваться этими указаниями в своей жизни.

7. Наука о волшебстве, сущность которой — пробуждать в элементах земного мира «силы, оказывающие чудесное воздействие на природу».

Богатое собрание восточных рукописей, хранящихся в Институте востоковедения Академии наук Узбекской ССР, с 1952 г. стало систематически описываться в сборниках «Собрания восточных рукописей». В первом томе «Собрания», изданном под редакцией академика А. А. Семенова 5, имеется описание

Дата поступления 30.03.07

рукописи «Канона», содержащей его третью, четвертую и пятую книги. Рукопись превосходно оформлена, каждая часть имеет художественно выполненный «урван», украшенный золотом и красками «с цветным орнаментом на темно-синем и золотом фоне». Текст обрамлен рамкой из золотых и цветных полос и линий. Рукопись написана четким «насхом» (разновидностью письма, сменившего куфический стиль XII в.) на лощеной желтоватой бумаге. Ее создание относится к 1601 г.

Основной труд Ибн Сины посвящен медицине. Над «Каноном врачебной науки» ученый работал многие годы. Это были годы упорного труда, неутомимых наблюдений и кропотливого изучения работ предшественников и современников. «Канон», т. е. установление, уложение, явился фундаментальной энциклопедией медицинских знаний средневекового Востока 6 (рис. 1) Его смело можно назвать гениальным творением человеческой мысли, величайшим по своему значению и содержанию памятником человеческой культуры.

Первая книга посвящена теории медицины 7. Она разбита на четыре раздела: введение, анатомия и физиология; учение о причинах

Рис. 1. Титульный лист издания «Канона» на арабском языке. Рим, 1593 г.

болезней и самих болезнях (общая этиология); учение о проявлениях болезней (симптоматология); учение о питании и образе жизни (общая диететика); предохранение здоровья от заболеваний (профилактика) и лечение болезней (общая терапия).

Вторая книга состоит из двух разделов: учение о простых лекарственных веществах и способах их действия.

Третья книга содержит вопросы, посвященные изучению отдельных болезней и их лечению (частная патология и терапия).

Четвертая книга посвящена хирургии (лечению вывихов и переломов), общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В книге освещаются основные вопросы учения о ядах, (токсикология), разбираются кожные заболевания и вопросы сохранения красоты тела (косметика) 8. Ибн Сина предлагает лекарства для укрепления волос, указывает, как окрашивать их, предлагает средства против загара и раздражения кожи. Он рекомендует средства от излишней полноты и худобы 9.

В пятой книге описываются сложные лекарственные вещества, яды и противоядия.

Точная дата завершения работы над «Каноном» не известна. Ибн Сина окончил эту энциклопедию в 20-х гг. XI в. Первый рукописный перевод на латинский язык относится к XII в. Его сделал Герард из Кремоны (1114—1187) 10 — известный переводчик арабских сочинений. Это он впервые перевел на латинский язык «Альмагест» Птолемея.

В 1279 г. в Риме Натан-та-Меати (Гамма-ти) сделал полный перевод «Канона» на еврейский язык. В дальнейшем к переводу этого труда Ибн Сины обращались многие соотечественники Гаммати, например, Зерахия бен Иссак из Барселоны и др. С рукописями этих переводов можно ознакомиться в книгохранилищах некоторых стран.

Во 2-й и 5-й книгах «Канона» Ибн Сина подробно рассказывает о многих лекарственных средствах, объясняя их действие на человеческий организм и на животных. Можно смело сказать, что в «Каноне» собраны сведения почти обо всех известных в то время лекарствах. При этом Ибн Сина описывает не только средства народной медицины, но и лекарства, полученные химическим путем, многие из которых он сам ввел в лечебную практику.

В своей фармакопее Ибн Сина пытается объединить в определенную систему собранные им материалы и связать их со своими разносторонними клиническими наблюдениями.

Например, описывая во 2-й книге «Канона» «простые целебные средства», ученый внимательно изучает их действие на организм и дает «правила внешнего применения их». В 5-й книге он, характеризуя «сложные лекарства», практически обосновывает необходимость их применения. Здесь же он останавливается на действии различных противоядий. Составляя рецепты и изготовляя микстуры, сиропы и экстракты, мази, пластыри, примочки, пилюли, таблетки и облатки, кашки, Ибн Сина тщательно систематизирует полученные медикаменты. Как правило, описывая то или иное лекарство, Ибн Сина не пытается засекретить свои знания. Он подробно раскрывает способ его изготовления и употребления. Ибн Сина ставит перед собой задачу получения медикаментов, которые, по его мнению, заслуживают внимания.

Ибн Сина один из первых ввел в медицинскую практику такие широко распространенные теперь медикаменты, как александрийский лист, ревень, камфора. Многие открытые им лечебные средства считались незаменимыми на протяжении нескольких веков, а некоторые из них употребляются и в настоящее время.

Опираясь на результаты химических исследований арабских ученых, Ибн Сина первый стал применять многие химические лекарственные вещества. Например, он пользуется для лечебных целей сахаром в разных смесях. С помощью сахара Ибн Сина успешно консервирует лимоны, цветы розы и фиалки и прописывает эти лечебные сиропы при различных заболеваниях 11 12.

Ибн Сина хорошо знаком с арсеналом медикаментов того времени. По его словам, он занимается «познанием натур» простых лекарств путем испытания и сравнения, а также изучает «познание сил» простых лекарств: их общее действие на организм — согревание, охлаждение и т. д. и действия частные — «полезность лекарства при раке, полезность при почечуе — геморрое, желтухе» и т. д.; ученый пытается выявить наибольшую эффективность того или иного лекарства. Он испытывает их в различных условиях — после «варки, сжигания огнем, промывания; остуживания» и т. д. При этом он заключает, что «есть лекарства, которые изменяют свои свойства, смешиваясь с другими лекарствами», другие же совершенно теряют свое действие от растирания. По мнению Ибн Сины, благодаря соседству «лекарства приобретают посторонние качества и их действия даже изменяются...». Врач должен «знать об этом свойстве лекарств

и избегать соседства различных родов их между собой. Относительно действия смешения можно сказать, что вследствие смешения силы лекарств иногда увеличиваются, а иногда эти силы смешения пропадают. Иногда же свойства лекарства от смешения улучшаются,

13, 14

и вредность их исчезает» .

Большое внимание Ибн Сина уделяет определению точного времени хранения лекарства. Он справедливо считает, что длительность хранения снижает эффективность лечебного средства. В качестве примера он указывает на сроки хранения терьяка. «У терьяка есть младенчество, отрочество, юность, старость и смерть. Он становится ребенком по прошествии шести месяцев или одного года. Затем он начинает расти и увеличиваться, пока не остановится, что происходит через десять лет в жарких странах и через двадцать лет в холодных странах. Затем он стоит на месте десять или двадцать лет, потом после двадцати или сорока лет сила его начинает слабеть, и, наконец, через тридцать или шестьдесят лет свойства исчезают, и он становится лекарственной кашкой, лишенной действия терьяка» 15. В состав терьяка входило до 50 лекарственных веществ, основным из которых был опий. Терьяк часто применялся в качестве противоядия при лечении змеиных укусов (при этом в его состав добавлялось мясо гадюки, тем самым появлялась возможность иммунизации организма пострадавшего). Терьяк употреблялся и при расстройствах желудочно-кишечного пищеварения 16' 17.

Ученый подчеркивает важность применения различных средств, разжижающих соки организма, а в первую очередь — настоя иссопа, тимьяна и др. При этом он дает чисто практические советы: как, когда принимать слабительное, в каких случаях следует, чтобы больного стошнило и т. д. Среди многих слабительных средств, описанных Ибн Синой, необходимо отметить так называемые нежные слабительные, впервые введенные им а медицинскую практику. Большое значение придает ученый лечению минеральными водами, содержащими соли золота и серебра и других

18 19

металлов ,0' 19.

Ибн Сина рекомендует использовать слабительные средства в виде отваров, механических смесей и пилюль. Для их приготовления он пользуется морским луком, китайским ревенем, колоквинтом, агариком, сабуром и др. Лекарства, предназначенные для детей, ученый изготавливал в жидком виде, чтобы в случае необходимости прямо влить в рот ребенку.

Некоторые лекарства такого рода, приготовленные Ибн Синой, дети могли просто лизать 20.

Как уже отмечалось, Ибн Сина выступает за применение лекарственных сиропов, а также различных плодовых соков, особенно из айвы и мака с добавлением сока полыни. Наряду с рецептами изготовления лекарственных отваров из трав в «Каноне» говорится о лекарственных маслах, которые можно получить методом перегонки из соков растений. Ибн Сина пишет, что из некоторых растений, например полыни, масло можно получить путем нагревания на солнце. Испытывая и получая новые лекарства, Ибн Сина широко пользуется некоторыми лекарственными средствами, рекомендуемыми Гиппократом 21.

Ученые располагают весьма ограниченным количеством автографов Ибн Сины. В основном богатое рукописное наследство Ибн Сины дошло до нас в виде сделанных переписчиками многочисленных копий.

Поэтому наиболее ценны для нас те рукописи, которые ближе всего по времени стоят к подлинникам, пока не найденным, но, может быть, имеющимся где-нибудь в богатейших хранилищах рукописей разных стран. Примером может служить рукопись XII в., хранящаяся в Институте востоковедения Академии наук СССР (Ленинград) «Канона врачебной науки». Как известно, Ибн Сина создал «Канон» в XI в., и, вероятно, «ленинградский вариант» — одна из первых копий подлинника,

содержащая наименьшее количество ошибок

22

и искажений текста 22.

Интересно описание «Трактата об уксус-но-медовом сиропе», помещенное в пятом томе «Собрания». Этот довольно редко встречающийся труд Ибн Сины переписан четким «на-сталиком» в XVIII в. 23.

К 1664 г. относится и библиографический список сочинений Ибн Сины. Он написан «на-сталиком». Имя составителя неизвестно. Рукопись опубликована в пятом томе «Собрания» 24.

В периодической печати встречаются сообщения о том, что время от времени обнаруживаются новые ценные сочинения Ибн Сины. Рукописи эти различной давности. В 1956 г. рукописный фонд Академии наук Азербайджанской ССР обогатился ценной рукописью 1142 г. — второй книгой «Канона врачебной науки» 25. Она была переписана спустя 110 лет после смерти ученого старым «на-схом». В конце книги даются некоторые названия лекарств, взятые из греческого и других языков, а также указаны меры веса, употреблявшиеся в XII в. В рукописном фонде Академии

имеются и первая книга «Канона», переписанная в конце XIII в., комментарий к «Канону» ширазского медика Гутбеддина и рукопись «Книги исцеления». В Республиканском музее истории материальной культуры и искусства УзССР (Самарканд) с 1960 г. хранится первая книга «Канона», рукопись которой датирована 1670 г.

В своих многочисленных трудах ученый не только обобщил накопленные до него знания. Он во многом развил их, обогатив результатами кропотливых наблюдений и изысканий, привел их в стройную единую систему. Огромная трудоспособность, умение наблюдать, необычайная память и великолепная эрудиция помогли Ибн Сине стать подлинным ученым-энциклопедистом. Об этом свидетельствуют его многочисленные научные труды, например, знаменитая «Книга исцеления» 26-28, в которой излагаются взгляды ученого по вопросам происхождения мира, астрономии, математики, химии, физики, метеорологии, ботаники и зоологии.

Литература

1. Захидов В. Ю. Огни истории.— Ташкент, 1974.- С. 63.

2. Абу Наср аль-Фараби. Араъ ахл аль-мадина аль фазила.- Каир, 1906.- 350 с.

3. Захидов В. Ю. Три титана.- Ташкент: Изд-во «Фан», 1973.- 85 с.

4. «Канон врачебной науки» Ибн Сины. / Мат. I Всесоюзн. научн. конф. востоковедов.- Ташкент, 4-11. VII 1957.- С. 15.

5. «Собрания восточных рукописей АН УзССР». Т. I.- Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1952.300 с.

6. Терновский В. Н. Ибн Сина (Авиценна) 9801037.- М.: Наука, 1969.- 189 с.

7. Afnan S. Avicenna. His Life and Works.- L., 1958.- 240 с.

8. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахманкулов Д. Л. Взгляды Авиценны на некоторые проблемы косметики. Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела: Мат. III Междунар. научн. конф. «История науки и техники-2002». Т. 2.- Уфа: Изд-во «Реактив», 2003.- С. 144.

9. Джумаев В. К. Хирургия абу Али Ибн Сины и ее исторические истоки. Изд-во 2-е.- Ташкент, 1979.- 220 с.

10. Терновский В. Н. Ибн Сина.- М.: Наука, 1969.- 189 с.

11. Ибн-Сина. Канон врачебной науки. Кн. 2.-Ташкент: Изд-во АН УзССР. 1956.- 350 с.

12. Хусейнов К., Кимсанов Б. Х., Рахманку-лов Д. Л. // Баш. хим. ж.- 2002.- Т. 9, № 4.-С. 49.

13. Ибн Сина. Канон врачебной науки.- Блан.-1877.- 345 с.

14. Хусейнов К., Рахманкулов Д. Л., Кимса-нов Б. Х. Воззрение Авиценны на приготовление фармацевтических средств. Проблемы строительного комплекса России: Мат. VII Между-нар. научн.-техн. конф.— Уфа: Изд-во УГНТУ, 2003.- С. 324.

15. Ромодин В. Великий ученый Средней Азии Ибн Сина (Авиценна).- М.: Знание, 1952.- 265 с.

16. Ибн Сина. «Канон врачебной науки», кн. 2.-Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1956.- 350 с.

17. Аляви Л. А. // Клиническая медицина.-1952.- №9.- С. 12.

18. Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина.- Душанбе: Ирфон, 1980.- 302 с.

19. Петров Б. Д. Фармация Ибн Сины (Авиценны). № 5. АД. 1952.- С. 50.

20. Карасик В. М. «Канон врачебной науки» и системы лекарственной терапии в старой медицине.- Ташкент: Медицина, 1956.- 250 с.

21. Решетников С. А. // Аптечное дело.- 1963.-№2.- С. 14.

22. Садыков А. С. К вопросу о возникновению химии в Средней Азии (в 1Х-Х вв.): Материалы по истории отечественной химии.- М.-Л., 1950.- 240 с.

23. Шидфар Б. Я. Ибн Сина.- М.: Наука, 1981.183 с.

24. Петров Б. Д. // Педиатрия.- Ташкент.-1952.- №5.- С. 63.

25. Арендс А. К. Восточные предшественники Ибн-Сины и значение их трудов для изучения «Канона врачебной науки». / Тез. докл. и сообщений I Всесоюз. конф. востоковед.- Ташкент, 1957.- С. 5.

26. Булгаков П. Г. Сокращение «Канона» Авиценны в собрании арабских рукописей Гос. Публ. биб-ки им. Салтыкова-Щедрина. Т. 2.- Л., 1957.- 320 с.

27. Терновский В. Н. Ибн Сина. Канон врачебной науки» Ибн Сины: Мат. I Всесоюз. науч. конф. востоковед.- Ташкент.- 1957.- VII.- С. 4.

28. Собрания восточных рукописей АН УзССР. Т. 1-5. / Под ред. А. А. Семенова. - Ташкент: Изд-во АНУзССР, 1952.- 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.