Научная статья на тему 'Краткие исторические данные по греческо-персидской медицине'

Краткие исторические данные по греческо-персидской медицине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1839
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНА / АВИЦЕННА / БИРУНИ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / TRADITIONAL MEDICINE / AVICENNA / BIRUNI / MEDICINE HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кароматов И. Дж

Вкратце историю медицинских знаний можно представить в виде схемы Бытовая медицина Народная медицина Традиционная медицина Научная медицина. Гоеческо-персидская медицина берет свои истоки из древней медицины Египта, Мессопотамии, Индии. Писменными источниками по истории медицины могут служить священные книги зороастризма «Авеста», Библия, Коран и другие. Традиции древней медицины были продолжены в древней греческой медицине Гиппократом, Галеном, Диоскоридом. После эта традиция продолжена в персидской традиционной медицине Рази, Табари, Авиценна, Бируни и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краткие исторические данные по греческо-персидской медицине»

УДК: 930.85

КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ГРЕЧЕСКО-ПЕРСИДСКОЙ МЕДИЦИНЕ

КАРОМАТОВ ИНОМДЖОН ДЖУРАЕВИЧ - директор медицинского центра «Магия здоровья» г. Бухара

АННОТАЦИЯ

Вкратце историю медицинских знаний можно представить в виде схемы - Бытовая медицина - Народная медицина - Традиционная медицина - Научная медицина. Гоеческо-персидская медицина берет свои истоки из древней медицины Египта, Мессопотамии, Индии. Писменными источниками по истории медицины могут служить священные книги зороастризма «Авеста», Библия, Коран и другие. Традиции древней медицины были продолжены в древней греческой медицине Гиппократом, Галеном, Диоскоридом. После эта традиция продолжена в персидской традиционной медицине - Рази, Табари, Авиценна, Бируни и другие.

Ключевые слова: народная медицина, традиционная медицина, Авиценна, Бируни, история медицины

SHORT HISTORICAL DATA ON HISTORY OF THE GREEK-

PERSIAN MEDICINE

KAROMATOV INOMDZHON DZHURAEVICH - a director of the medical centre "Magic of health" Bukhara

ABSTRACT

In brief history of medical knowledge, it is possible to present in the form schemes - Household medicine - Traditional medicine - Traditional medicine - Scientific medicine. The Greek-Persian medicine takes the sources from ancient medicine of Egypt, Mesopotamia, India. Sacred books of Zoroastrianism of Avest, the Bible, the Koran and others can be sources on history of medicine. Traditions of ancient medicine were carried on in ancient Greek medicine by Hippocrates, Galen, Dioskorid. After this tradition it is carried on in the Persian traditional medicine - Razi, Tabari, Avicenna, Biruni and others.

Keywords: traditional medicine, traditional medicine, Avicenna, Biruni, medicine history

С появления на Земле человека разумного, с «изгнания из рая» человек начал страдать от различных болезней. Очевидно с того же момента он стал искать пути избавления от болезней в растениях, животных, насекомых, минеральных продуктах. С того времени, как возник человек, он стал болеть. Естественно, что он подвергался воздействию внешней среды. Он простужался, подвергался тысячам стрессов, получал травмы в борьбе за выживание с животными, с другими людьми, старел и умирал. Очевидно, что, питаясь различными продуктами он отравлялся, улучшал или ухудшал свое состояние.

В процессе жизни человека, он обогащался опытом, в том числе и медицинского характера. Так зарождалась так называемая бытовая медицина. Первобытный охотник узнал, что травмы, раны заживают, если к ним приложить траву с широкими листьями, которая в последующем была названа подорожником. Он также узнал, что травмы без повреждения кожи - переломы, ушибы меньше болят, если это место завернуть шкурой, только что убитого зверя. Такие знания копились от поколения к поколению, передавались от отцов - детям -так зародилась народная медицина.

Народная медицина - это знания, накопленные сообществом людей о сохранении и возвращении здоровья.

Человечество развивалось, и копился большой опыт по лечебным свойствам трав, животных, минералов. Некоторые из людей специализировались в лечебном поприще, так появились первые врачи, лекари.

Исследую накопленный опыт, особо одаренные лекари пытались объяснить, исследовать здоровье и болезнь, лечебные средства. С появление письменности были написаны первые медицинские произведения. С момента попытки «научного» осмысления и последующего внедрения этого знания в обществе начинается

традиционная медицина.

После медицину стали изучать научными методами, так зародилась научная медицина, которая официально признана в современном обществе.

Вкратце историю медицинских знаний можно представить в виде схемы - Бытовая медицина - Народная медицина - Традиционная медицина - Научная медицина.

Развитие медицины на этом не останавливается. В настоящее время наблюдается интегрирование всех способов врачевания с научной, с образованием интегральной медицины.

По свидетельству древних рукописей, траволечение было основным способом лечения еще 3-5 тысяч лет назад. С появлением письменности лечебные свойства живых и не живых объектов стали фиксировать. В крупнейших библиотеках мира, в рукописных фондах многих городов хранятся древнейшие рукописи по медицине.

Один из древних источников по медицине считается папирус Эберса или гностиков. «Папирус Эберса» - относящемся примерно к 1570 г до н. э., - энциклопедия древнеегипетской медицины - Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи, в состав которых входили в основном растения.

Основателем египетской медицины считали легендарную личность Имхотепа. «Пришедший в мире» в греческой форме Имутес -выдающийся древнеегипетский зодчий, летописец, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера (2630-2611 до н. э.) и верховный жрец Ра в Гелиополе, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания. Имхотеп является первым архитектором и учёным, известным в мировой истории.

Имхотепу приписывается также основание египетской медицины. В частности, он считался автором «папируса Эдвина Смита» -фундаментального медицинского исследования, которое, хоть и относится к 1700-1550 до н. э., но основано на материалах, известных

с Древнего или даже Раннего царства. В этом папирусе впервые определяются реальные причины многих болезней. Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа с Асклепием.

В некоторых исследованиях Имхотепа считают прообразом библейского Иосифа.

Медицина была развита и в другом центре цивилизации древнего мира - Месопотамии. Посредством глиняных табличек, знания о сотнях лекарственных растениях, минералах и животных были переданы потомкам. Эти знания оказали большое влияние на развитие медицины в древней Греции - Martins E, Silva J. (2009-2010).

Другой из не менее древних источников медицины - «Авеста» (VII-VI вв. до н. э) - священная книга зороастризма. В «Авесте» медицина определяется как искусство сохранить тело в здоровом состоянии.

Зороастрийцы разделяли растительный мир на две группы: полезные растения, которые сотворил бог добра - Ахура - Мазда, и вредные, которые создал бог зла Анхра-Манью. Ахура-Мазда, ниспослал человеку с неба 10.000 лекарственных растений, которые росли вокруг дерева «вечной жизни». Создателем медицины и первым врачом считался жрец Три-та, лечивший разные болезни и изгонявший смерть из тела человека. В книгах «Ясне» и «Вендидад» - «Авесты» Трит представлен врачом, который впервые широко использовал «хаому» (эфедра) при лечении болезней. В «Авесте» приводятся названия более 100 видов лекарственных растений: могильник, мак снотворный, можжевельник, эфедра, цикорий, чеснок, лук, зира, кунжут, алоэ и др.

Медицинские вопросы освещены и в «Библии». Кроме предписаний гигиенического характера «Библия» также освещает используемые в древности лечебные средства:

Быт:14-25: «Благодаря употреблению мандрагоры, Лия, бывшая до того бесплодной, родила Иосифа».

Книга Товита 6:

4. «Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю.

5. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их.

6. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; и пошли дальше и дошли до Екбатан.

7. И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы?

8. Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться;

9. а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится».

Четвертая книга Царств 20:

7. И сказал Исаия: возьмите пласт смокв. И взяли, и приложили к нарыву; и он выздоровел.»

К сожалению, о медицинских познаниях древних мы можем судить только отчасти. Характерной особенностью знаний древних является их эзотеричность. Знания в древности передавались лишь после длительной проверки, испытаний и под страхом смерти не распространять их - (Кароматов И.Д. 1998, 2009). Благодаря грекам бывшие «только для посвященных» знания стали достоянием

общественности. Не было бы греческой цивилизации, множество открытий древних остались неизвестными нам. Это касается философии, меди-цины и всех других отраслей наук, которые в то время существовали. Все великие ученые Греции - Пифагор, Птолемей, Гиппократ и другие получили свои знания, были посвященными в закрытых школах Египта, Малой Азии. Греки нарушили главное правило этих школ, их эзотеричность. Только благодаря греческой цивилизации знания стали достоянием общества, а не кучки жрецов, членов секты. Греция дала миру великих врачевателей Гиппократа, Галена, Диоскорида и др.

Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

По велению Птолемеев со всего света свозились в Александрию рукописи ученых, которые систематизировались в каталоги, изучались, переводились и переписывались. Со временем число рукописей превысило 700 тысяч свитков. Были среди них и 72 медицинских сочинения, написанные по-гречески, на ионийском диалекте. Все они были безымянными: история не сохранила ни одного подлинника, в котором было бы указано авторство Гиппократа или других врачей

древней Греции классического периода. Около 300 г. до н. э. все медицинские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник» -«Corpus Hippocraticum». Таким образом, александрийские ученые сохранили для потомков сочинения Гиппократа и других греческих врачей, живших в V-III вв. до н. э. Большинство исследователей, считает, что Гиппократу принадлежат самые выдающиеся работы сборника: «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах, местностях», «О переломах», «О ранах головы», «О древней медицине», а возможно, и некоторые другие.

Гален - Гален из Пергама (129 - 199), грек по происхождению, родился в г. Пергаме. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела», «Об анатомии...», «Терапевтические методы», «О больных частях тела», «О составе лекарств...» и др. Несколько работ Галена посвящено комментариям к трудам «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени. Естественнонаучные позиции Галена проявились в его обширной врачебной практике и исследованиях - в области анатомии и физиологии. Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновые препараты» (термин, введенный Парацельсом).

Диоскорид - греческий врач; родился в I в. путешествовал во многих странах, следуя за римским войском в качестве врача, и собрал большой запас наблюдений и опытов относительно лечебных трав. В произведении «De materia medica» («Лекарственные вещества») он обобщил все, что было известно в его время о лекарственных средствах растительного, животного и минерального происхождения. Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам, и в этом сочинении описал свыше 600 видов лекарственных растений. Диоскорид использовал опыт египетской, ассирийской, вавилонской и шумерий-ской медицины. В VII и VIII вв. к этому произведению прибавлены выбранные из больших сочинений две статьи «Alexipharmaca», о ядах и противоядиях, и «Theriaka» - об укусах ядовитых животных и их лечении. Книга была переведена на латинский язык и являлась авторитетным руководством в Европе до XVI века. С XVII в. Диоскорид имел неоспоримый авторитет в ботанике и фармации, и до сих пор его авторитет держится на Востоке.

Город Гундишопур основан сасанидским царем Шапуром I. После того как он разгромил и взял в плен императора Валериана и разграбил знаменитый город Антиохию, он построил в месте, на сирийском называемом Бет Лапат, город, который назвал Бех-аз-Андев -и-Шапур, т.е. «(Город) Шапура, лучше, чем Антиохия», название которого постепенно превратилось в Гунде Шапур, или арабский Джунди Сабур.

В этом городе в V-VII веках была организована первая медицинская академия. В этой академии были объединены все достижения медицинской науки - индийской, персидской, греческой, египетской. Эта академия дала миру многих знаменитых врачей древности. На примере этой академии была организован «Дом

мудрости» в Багдаде, где была переведена на арабский язык вся литература Гундишопурской академии.

Гундишопур был завоеван (VII в.) и разграблен арабами. Во многих городах Средней Азии - Ходженте, Бухаре, Хорезме, Пенджикенте в Иране сочинения древней домусульманской цивилизации по литературе, медицине, астрономии, географии, математике и другим отраслям были уничтожены. Но в Гундишопуре завоеватели не были столь беспощадными. Они хорошо знали о «Доме мудрости» и его сокровищах. Все научное наследие, накопленное более чем за 300-летний период на базе этой легендарной академии, было отправлено в Багдад. Впоследствии в центре Аббасидского халифата - Багдаде была организована по примеру Гундишопура медицинская школа.

Высоко оценивая значение научных достижений Гундишопурской школы, В.Н. Терновский (1969) пишет: «В VI в. Гундишопурская школа переживала «золотую пору» своего существования. Гундишопурские ученые явились авторами интереснейших трудов по медицине. В 869 г. глава Гундишопурской школы Сабур ибн Сабер написал первую из известной фармакопеи. Ученые этой школы выпустили 22 тома обширной токсикологии с описанием свойств ядов, диагноза и терапии отравлений. Благодаря деятельности врачей Гундишопур-ской школы, восточная медицина из знахарства развивалась в крупнейшую область науки. В дальнейшем ее традиции и представления во многом способствовали зарождению и развитию медицинских школ Запада, в частности, знаменитой школы Солерно».

Гундишопурские врачи: Барзуя (назван главой персидских врачей), Джурджис ибн Джибрил нбн Бухтий-ешу, Джибрил ибн Бухтниешу ибн Джурджис, Мосавайх, Шопур ибн Сахл, Хунайн,

Сахорбухт, Мухаммад ал-Харис ибн Калада, Ганга ал-Хинди и др.-внесли огромный вклад в развитие вопросов, связанных с лекарствоведением - фармакологией, фармакогнозией, фармацией и токсикологией.

Врачи гундишопурской школы (^П вв. н. э.) начали искать причины болезней в организме самого человека и в окружающей его среде. Одним из основных методов лечения при Сасанидах было использование лекарственных растений.

В 765 г. н.э., когда второй аббасидский халиф ал - Мансур, страдавший от болезни, которую тщетно пытались вылечить придворные медики, призвал к себе для лечения армянина Джурджйса, сына Бухт-Иишу (наполовину персидское, наполовину сирийское имя, переводимое как «Георгий, сын Иисуса, освобожденного»), главного врача больницы Джун-ди-Шапура.

На протяжении шести поколений и более 250 лет семья Бухт-Иишу сохраняла свои лидирующие позиции в медицине, последний ее представитель (Джибраил, сын Убайд Аллаха, сына Бухт-Иишу, сына Джибраила, сына Бухт-Иишу, сына Джурджиса, сына Джиб-раила) умер 10 апреля 1006 г.

Арабы не только захватывали новые территории, присоединяя их к своему халифату, но они распространяли знания, в том числе медицинские, которые они приобрели у захвативших народов. В этой среде возникли многие ученые внесших большой вклад в медицину. Рассмотрим некоторых из них.

Разис - Мухаммад Закария Рози (865-925). Абубакр Мухаммад ибн Закария ибн Яхья ар-Рози наряду с Абуали Сино и Абурайханом Беруни - один из самых ярких ученых, оставивший после себя богатейшее наследие по медицине, химии, биологии, философии и

ряду других отраслей науки. Он был величайшим врачом и химиком, автором 272 книг, что не мешало ему постоянно заниматься лечением больных. Над сочинением «Китоб-ал-Хови фит-тиб» («Вместилище медицины»), состоящей из 30 томов, ученый работал более 15 лет. Знакомство с лекарственными растениями и другими лекарственными формами, приведенными в «ал-Хови», свидетельствует о том, что, Рази очень хорошо знал труды Диоскорида, Гиппократа, Галена и других древнегреческих, римских, индийских, арабских и местных ученых и медиков. Рази - первый ученый-медик, тесно связавший теорию с практикой. Трактаты «Об изготовлении лекарств», «О лекарствах», «Об искусственных лекарствах», «О слабительных средствах» и др. посвящены вопросам лекарствоведения. Самая большая его книга после «ал-Хови» - «Китоб-ат-тиб ал-Мансури» («Медицинская книга, посвященная Мансуру»), состоит из 10 книг, каждая из которых содержит сведения по отдельным отраслям теоретической или практической медицины; третья книга - о диете и лекарственных средствах растительного, минерального и животного происхождения.

Табари - Ат-Табари - Али ибн Раббон ат-Табари (808-855). Абулхасан Али ибн Сахл Раббон ат-Табари родился в Мерве и в десятилетнем возрасте вместе с отцом переехал в Табаристан. Впоследствии жил в Багдаде. Автор трактатов «О классификации лекарств», «Об употреблении пищи, напитков и лекарств» и др. В 850 г. он написал свое главное медицинское сочинение «Фирдавс-ул-хикмат» - «Райский сад мудрости (исцеления)». В нем приводятся сведения о свойствах плодов, овощей, простых и сложных лекарствах, их получении, лучших и худших видах, происхождении, использовании, названии (в том числа название растений) и др.

Ал-Бухорий - Абу Бакр Рабеъ ибни Ахмад Ахавайни Бухорий (ум. 983 г.) один из учеников Ар-Рази, прославился как «Врач сумасшедших» - «Пезешк-и девонагон», автор капитального труда по медицине - «Хидоят-ул-мута-аллимин-фи-т-тиб» («Учебник для изучающих медицину»), который дошел до нас в целости и сохранности. Этот труд в X веке, считался своеобразным «Каноном», по которому изучали медицину, в том числе Абуали Сино и Абурайхан Беруни. В этой книге, наряду с различными вопросами медицины, описываются лекарственные средства, способы их получения, виды, качества, происхождение, использование, их действие и эффективность и др.

Муваффак - Абумансур Муваффак (вторая половина X в.). Абу-Мансур Муваффак ибн Али ал-Хирави, уроженец г. Герата, один из ярких представителей восточной медицины. Его «Китоб-ал-абния ан-хакоик-ал-адвия» («Книга основ об истинных свойствах лекарств») или «Фармакопея Абумансура», написанная между 967- 976 гг. на персидском языке, считается второй книгой такого характера (после «Фармакопеи» Шапура ибн Сахла). В ней приводится подробное описание лекарств, применяемых в 1Х-Х веках в Мавераннахре и Хорасане. Книга выпущена в издательстве «Ирфон» Душанбе в 1992 году.

Авиценна - Абуали Сино (980-1037). Абу Али Хусайн ибн Абдуллох ибн Хасан ибн Али (Авиценна) родился и вырос в Бухаре. Величайший представитель восточной медицины, ученый энциклопедист - Шайх Ур Раис - Глава мудрецов, старейшин, великий мыслитель. Перу Абу Али ибн Сино принадлежат около 450 произведений. Из них до нас сохранились 242. 80 его произведений посвящены философии, религии, толкованиям, 43 медицине, 19 логике,

26 психологии, 23 физике, 7 астрономии, 1 математике, 1 музыке, 2 химии, 4 литературе, 8 переписки с другими учеными.

Основные медицинские произведения Абу Али ибн Сино.

• «Ал-^онун фит-тиб» - «Канон врачебной науки»

• «Ал-Адвият ал ^албия»- «Сердечные лекарства»

• «Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир» - «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок». Произведение посвящено хорезмскому визирю Абул-Хасан ас Сахли, который знаменит тем, что оказывал содействие ученым.

• «Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих» - «Управление телом польза и вред вина» - среди медицинских произведений самое маленькое по объему - всего одна страница. В нем кратко освещены вопросы вреда и пользы употребления вина.

• «Урджуза - фит - тиб» - «Поэма о медицине»

• «Рисолайи набзийа»- «Трактат о пульсе».

• «Фи тадбир ал-мусофирин» - «Мероприятия для путешественников»

• «Рисола фил-л-бох,» - «Трактат о сексуальной силе» -описаны диагностика, профилактика и лечение сексуальных нарушений.

• «Рисола-йи жудия» произведение, посвященное султану Махмуду. В нем описываются лечение заболеваний уха, желудка, зубов. Кроме этого в нем описаны проблемы гигиены.

• «Рисола фи-с-сиканджубин» - «Трактат о уксусомёде» в нем описано приготовление и лечебное применение различных по составу уксусомедов.

• «Рисола фил-х,индабо» - «Трактат о цикории» -описание лечебных свойств цикория - популярного средства древнего Востока.

• «Алвохия» или «Файзия» - «Сборник рецептов»

• «Рисола фил-уру^ ал-мафсуда» - «Кровеносные сосуды для кровопускания» и другие.

«Ал - Конун фит-тиб» - ^ ¿цДЭД - «Канон врачебной науки» - это обширный труд, состоящий из 5 книг. Точное время написания «Канона» неизвестно. Предположительно первая книга была начата в 1012 году и весь «Канон» закончен в 1024 году.

В 1-ой книге излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях, в третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.

В 2-ой книге описаны «простые» лекарства, излагается учение Ибн-Сины о лекарствах, их природе, их испытании, в алфавитном порядке расположены 811 средств растительного, животного и минерального происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения.

3-я книга, самая обширная, посвящена патологии и терапии -описанию отдельных болезней и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.

4-я книга посвящена хирургии, лечению вывихов и переломов, общему учению о лихорадке (кризисах при болезнях). В ней говорится

об опухолях, гнойных воспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещены основные вопросы учения о ядах.

5-я книга содержит описание «сложных» лекарств, а также ядов и противоядий. Фармация и фармакология «Канона» представляют собой попытку объединить собранные многочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями.

Когда был изобретен печатный станок, «Канон» был среди первых печатных книг, и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст «Канона врачебной науки» был издан впервые в 1473 году, а арабский - в 1543 году. В течение трех веков «Канон» служил основным учебником в медицинских факультетах университетов Европы.

Бируни - Абу Райхон Беруний (973-1048) великий ученый энциклопедист, современник Авиценны, оставил после себя более 150 произведений, посвященные всем отраслям науки. Автор руководства по фармакогнозии «Китоб ас-сайдана фит тиб».

«Тибби Юсуфи» - «Джомеъ-ул фавоид» - сЬ - книга написана Юсуфом ибни Мухаммад ибни Юсуфи Табиб - личным врачом Бабура в 1500 году и посвящена Захиридину Бабуру. Вся книга написана в стихотворной форме. В настоящее время имеются переводы фрагментов этой книги на русском и узбекском языках.

«Захираи Хоразмшохи» - ^al^uOjUásjjáÍ - («Хоразмшахова сокровищница»). Автор Абу Иброхим Исмоил ибни Хасан Ал Хусайни Ал Джурджони. Книга написана примерно в 1111 году и посвящена правившему тогда султану Кутбиддину Абул-фатху Арслон-Тегину Мухаммад Хоразмшоху. Книга написана на персидском языке и состоит из 9 глав:

• Общие вопросы медицины

• Диагностика заболеваний по пульсу, признакам

• Профилактика заболеваний, вопросы гигиены питания, жилья,

отдыха, режима отдыха и труда и др.

• Диагностика стадий заболеваний

• Разновидности лихорадок, диагностика и лечение.

• Лечение заболеваний - от головы до ног.

• Лечение опухолей, язв, переломов, ран, ушибов.

• Косметика

• Противоядия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Ма^зан-ул Адвия - ^л^Ол - «Сокровищница лекарств» -автор Мухаммад Хусейн ибни Мухаммад ал Окили. Написан в 1777 г. Является классическим трудом по восточной медицине. Он написан в виде словаря, в котором в алфавитном порядке представлены более 2000 лекарственных средств.

Список использованной литературы

1. Алекперли Ф. Тысяча и один секрет Востока Баку, Издательско-полиграфический центр «Т», 2001, 494 с.

2. Капранов В., Хашим Р. Мудрость веков - Душанбе 1984, 3 изд.

3. Каримов У.И. Среднеазиатские врачи эпохи Ибн Сины - Абу Али ибн Сина и естественные науки - Материалы юбилейной научной сессии, посвященной 1000-летию со дня рождения Абу Али ибн Сины (Авиценны) Бухара, 24-26 сентября 1980 г. -Ташкент, Фан 1981, 170-178.

4. Кароматов И.Д. Глоссарий справочник по восточной медицине и альтернативным методам диагностики и лечения для врачей общей практики - Ташкент, Фан, 2010.

5. Кароматов И.Д. Древневосточная медицина Бухара 2001.

106

6. Кароматов И.Дж. Простые лекарственные средства Бухара 2012

7. Кароматов И.Д. Философские и теоретические основы древневосточной медицины - Ташкент, Фан 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.