DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-5 УДК 129
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФИИ ИБН СИНЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗУМА И ВЕРЫ
Саида Захро Такихони
В статье рассматривается теоретические и идейные источники философии Ибн Сины по проблеме человека. Автор подчеркивает, что учения Ибн Сина опирался на философские традиции античности, на их учение о человеке, как существе разумном и общественном. Исходя из разумной деятельности человека, как его естественного природного свойства, он на основе современной ему передовой естественной науки и общественной мысли значительно расширил границы знаний о природе человека, о смысле его жизни, о его месте во Вселенной, о роли его в обществе.
Ключевые слова: античность; теория; идея; философия; проблема; разум; вера; наука.
THEORETICAL AND IDEOLOGICAL SOURCES OF IBN SINA PHILOSOPHY ON THE ISSUE OF REASON AND FAITH
Saida Zakhro Takikhoni
The article examines the theoretical and ideological sources of Ibn Sina philosophy on the issue of human. The author emphasizes that the studies of Ibn Sina were based on the philosophical tradition of antiquity, on their doctrine of man as a rational and social person. Due to the rational activity of man as his natural qualities, the philosopher based on the modern advanced science and social thought which has significantly expanded the frontiers of knowledge on the issues of human nature, the meaning of his life, his place in the Universe, and role in society.
Keywords: antiquity; theory; idea;philosophy; problem; reason; faith; science.
Введение
Шейхурраис Абу Али ибн Абулло известный на Востоке как Ибн Сино, а на Западе как Авиценна, является величайшим иранским философом, мудрецом, который постоянной сияет как лучезарное солнце в мировом небосводе знания имудрости. Он является не только венценосцем Востока и предметом гордости всего Ирана, а еще тысячелетиями будет ярким примером человеческого гения и неугасающей звездой небосвода науки.
Многие труды Абу Али ибн Сино имеют энциклопедический характер и выходят далеко за рамки одного предмета [6, 43-53].Свою философию этот великий мудрец Востока излагал в такие свои книги, как «Китоб-уш-шифо» (Книга исцеления) в 18 томах, «Китоб-ун-начот» (Книга спасения) в 3-х томах, «Ал-ишорот вал-танбехот» (Указания и наставления), «Ал-хикмат-ул-машрикийа» (Восточная философия), «Китоб-ул-маод» (Книга возврата), «Ал-мабдавамаод» (Исход и возврат) и т.д.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды и концептуальные идеи классиков философской мысли, известных отечественных и зарубежных философов, религиоведов В процессе исследования были использованы методы исторического, системного и сравнительного анализа,а также методы структурно-функционального, диалектического, герменевтического анализа. Сравнительно-сопоставительный метод позволил выявить точки соприкосновения и разграничительных линий философского и религиозного, научного и теологического, светского и богословского.
Обсуждение
Ибн Сино как самостоятельный ученый с уже сформировавшимся мировоззрением очень рано начал полемизировать с другими учеными своего времени и предшественниками касательно научно-философской проблематики. Но, поскольку ничего не формируется на пустом месте, то, следовательно, мировоззрение Ибн Сины также формировался на основании целого ряда первоисточников. Идейные источники формирования научно-философского мировоззрения Абу Али ибн Сины, особенно в части проблем разума и веры следует искать первым делом в тексте Священного Корана и хадисов Пророка (с), поскольку, как отметили выше, этот ученый энциклопедист был непревзойденным знатоком религиозных текстов. Учитывая общественно-политическую и культурно-духовную конъюнктуру эпохи Ибн Сины иначе и быть не могло.
В целом, как отмечаеттаджикский исследователь Н. Саидов, «Абу Али Ибн Сино в своем философском учении, руководствуясь учением западных перипатетиков, особенно Аристо-
теля, о душе как первооснове органического мира, обобщая достижения современного ему человекознания, приспособил его к потребностям средневековой восточной мусульманской общественно-политической и духовной атмосфере. В эпоху Абу Али Ибн Сино ислам был единственной господствующей идеологией и все сферы общественной жизни подчинялись ей. Ни одна из философских проблем, тем более проблемы души невозможно было решать без неё» [10, 76].
Также другой таджикский исследователь Н. Арабзода, писал, что «в духовной атмосфере той эпохи религия представляла собой канон, с позиций которой решались все антропологические и гуманитарные вопросы средневекового мировоззрения» [2, 105].
С другой стороны, вторую и не менее важную составляющую научно-философского мировоззрения Ибн Сины следует искать в философии Аристотеля, признанного самим ученым как «Первого учителя». В этом контексте уместно приводить слова видного таджикского исследователя наследии Ибн Сины - М. Рахимова о том, что «На формирование научно-философского мировоззрения Ибн Сины огромное влияние оказало энциклопедическое учение Аристотеля, которое, благодаря своей многогранности и масштабности, была образцом подражания для последующей плеяды ученых и философов. Это идейное течение сторонников учения Аристотеля уже при его жизни вылилось вмощную философскую школу - под названием школы «перипатетизма». Её влияние, значение и слава было таким, каким в своё время пользовалась «Академия» Платона. Это влияние и авторитет аристотелевскогоучения вышло за пределы античного мира и нашло своих приверженцев в интеллектуальной среде средневековой исламской цивилизации. Оно явилось возрождением идей античного мыслителя на иной социо-культурнойпочве, под названием - «восточного перипатетизма» [7, 36].
При этом Абу Али ибн Сино не являлся простым приверженцем перипатетизма и эпигоном Аристотеля, а быль самым ярким последователем Аристотеля, критически осмыслившим учения своих предшественников.По словам М. Рахимова «Ему удалось не только освоить, возродить и распространить учение «первого Учителя», но и критически осмыслить и развить это учение и по своей значимости и влиянию встать вровень со своим великим предшественником» [8, 37].
Помимо Аристотеля, оказавшего своим учением огромное влияние на формирование научно-философского мировоззрения Ибн Сины, в качестве идейного вдохновителя ученого можно перечислить и других греческих философов, представителей разных школ и наук античного мира. Но, среди исламских мудрецов, несомненно, Ибн Сино признавал научный авторитет другого своего предшественника, иранского философа Абу НасраФороби, которого он воз-
величивал эпитетом «Второго учителя». По собственным признанием самого Ибн Сины, он в юном возрасте прочитав рукопись труда Птолемея под названием «Альмагест» на арабском сорок раз, ничего не понял, пока за бесценок на книжный рынок Бухары не приобрел комментарии Ал-Фараби к этому трактату.
В предисловие «Ал-хикмат-ул-машрикийа» (Восточная философия) Ибн Сино намекает на то, что кроме греческих античных философов он черпал знания и из других источников: «Мы в начале своих занятий легко поняли то, что говорили предшественники, многие науки дошли до нас и помимо греков» [1, 21].
Согласно утверждениям Н. Саидова, «когда Абу Али Ибн Сино говорит о «науке... помимо греков», имеет в виду древнеиндийскую, древнекитайскую философию и философию Вавилонии и Ирана. Этим Абу Али Ибн Сино, разумеется, имеет в виду то, что философию он изучал не только из греческих, но и из других источников, в частности, из древнеиндийских, древнекитайских, вавилонских и иранских» [10, 35].
Таким образом, теоретические и идейные источники философии Ибн Сины по проблеме человека нашли питательную почву в духовном наследии и в соответствующих школах и направлениях доисламской культуры и цивилизации. Как до эпохи Ибн Сины, так и в период его жизнедеятельности, в пределах таджикско-персидской культуры и духовной жизни формировались и развивались такие философские школы и направления, как зороастризм, монизм, маздакизм, дахризм, перипатетизм, философия калама, мистицизм, исмаилизм и т.д. Всестороннее исследование философского учения Абу Али Ибн Сино и его последователей о человеке не могло быть свободным от влияния вышеупомянутых философских учений и течений. «На формирование философских взглядов Ибн Сины оказали большое влияние не только многонациональная «арабская культура», но и культурные традиции, учения его предшественников - соотечественников, истоки которых восходят к далекой древности - временам «Авесты». Более того, Ибн Сина как сын своего времени не мог находиться вне общественных отношений своей исторической эпохи. Формирование и развитие его учения и мировоззрения были отражением общественно-исторических, научных и культурных условий Х-Х1 вв. Среднего и Ближнего Востока. Однако, о том, что существуют какие-либо связи между философским учением Ибн Сины и учениями зороастризма, зурванизма, манихейства маздакизма взгляды философов неоднозначны и противоречивы. Одни исследователи, в частности историки философии, доказывают, что учение Ибн Сины не имело никакого отношения к зороастризму, поскольку в философском наследии Ибн Сины нет никаких упоминаний и указаний на зороастризм, которые могли показать связь его учения с последним. Другая группа ученых
считает, что, действительно, прослеживается генетическая связь между учением восточных перипатетиков, особенно между философским учением Ибн Сина и доисламской таджикско-персидской философией.
Для познания теологии и суфийских воззрений Ибн Сины важным источником служит учение ислама. Для обоснования своих философских и теологически идей и воззрений Ибн Сина часто обращался к священному Корану, его сурам и аятам. Английский исламовед Франц Роу-зентал назвал свой фундаментальный труд, посвященный анализу концепции знания в средневековом исламе «Торжество знания», очень высоко оценивая тем самым место его в духовной жизни общества. «Невежеству», «незнанию» язычества Мухаммед противопоставил религию «знания». Новую веру он внедрял не только с помощью военной силы и экономического принуждения, но и через обращение к разумению людей, стремясь убедить их в превосходстве ислама над другими учениями. Исследователи подсчитали, что в Коране около 750 раз встречаются слова с корнем «илм» - знание, наука. Разум - это божественный дар, который человек обязан употребить на познание пути благочестия. Он позволяет человеку знать, что должно делать в земной жизни, чтобы получить справедливое воздаяние после смерти. Один из хади-сов, рассказов о жизни и изречениях Мухаммеда, гласит: «Разумен тот, кто уверовал в Аллаха, поверил Его посланникам и поступал в покорности Ему». Помимо этого верующий обязан знать обрядовую сторону религии и выполнять ее предписания. Поскольку знанию, хотя и понимаемому здесь в качестве компонента веры, придавалось большое значение, все теологические труды начинались, как правило, с раздела о знании; нередки были специальные труды, так и называвшиеся - «Книга знания».
Религиозные философы, особенно большое внимания уделяли концепции знания, ибо они пытались всю божественную науку подвергнуть суду разума, построив здание веры на его фундаменте. Именно они широко ввели в обиход логические труды античных философов и утверждали логику, рациональное доказательство в качестве основного и даже единственного пути постижения истины.
Учение логики обычно предваряло остальные разделы в сочинениях философов. Например, «Книга знания» Ибн Сины начинается с подробного описания целей логики, представления о понятии, субстанции и акциденции, родах и видах, о суждениях, силлогизмах и т.д. И только после того, как читатель или слушатель настроится на строгое следование логике, философ переходит к разъяснению учения метафизики и лишь потом к физике. Так же строится и другое крупное сочинение Ибн Сины - «Указания и наставления». В трактате «Слово о классификации наук» аль-Фараби раздел о логике, правда, назван им вторым, - логике здесь
предшествует наука о языке. Но у аль-Фараби, так же как и у Ибн Сины, имеется большое число специальных сочинений по разным вопросам логики.
Таким образом, теоретические и идейные источники философии Ибн Сины по проблеме человека нашли питательную почву в духовном наследии и в соответствующих школах и направлениях доисламской культуры и цивилизации. Как до эпохи Ибн Сины, так и в период его жизнедеятельности, в пределах таджикско-персидской культуры и духовной жизни формировались и развивались такие философские школы и направления, как зороастризм, монизм, маздакизм, дахризм, перипатетизм, философия калама, мистицизм, исмаилизм и т.д.
Список литературы
1. Абу Али ибн Сино. Избранные произведения (на тадж. яз.). - Душанбе: «Ирфон», 1992. Т. 4. С. 21.
2. Арабзода Нозир. Чахони андешаи Носири Хусрав. - Душанбе: Нодир, 2003. С. 105.
3. Забехулло Сафо. История иранской литературы (на фарси). Т. 1. С. 303.
4. Ибн-Сина. Канон врачебной науки. Т. 1-5. Пер. М.А. Салье и др. - Ташкент, 1954-1961.
5. Ибн Сина. Канон врачебной науки. 2-е изд. - Ташкент, 1980-1983, кн. 1-5.
6. Мухаммад Али Фуруги. Зиндаги ва кор ва андеша ва рузгори Пури Сино (Жизнь, творчество, философия и эпоха Ибн Сины - на фарси). - Тегеран: 1343.С. 43-53.
7. Рахимов М.Х. Антропология Ибн Сины. Диссер. на соискание уч. ст. д.ф.н. - Душанбе, 2004. С. 36.
8. Рахимов М.Х. Указ. раб. С. 37.
9. Саид Нафиси. Жизнь, учение и эпоха Ибн Сины (на фарси). - Тегеран: 1331. С. 9.
10. Саидов Н. Человек, его сущность и сущностные силы в философии Аристотеля и Ибн Сины. - Душанбе: Ирфон, 2008. С. 35.
References
1. Abu Ali ibn Sino. Izbrannye proizvedeniya (na tadzh. yaz.). - Dushanbe: «Irfon», 1992. Vol. 4. Р. 21.
2. Arabzoda Nozir.Chakhoni andeshai Nosiri Khusrav. - Dushanbe: Nodir, 2003. Р. 105.
3. Zabekhullo Safo. Istoriya iranskoy literatury (na farsi). Vol. 1. Р. 303.
4. Ibn-Sina. Kanon vrachebnoy nauki. Vol. 1-5. Per. M.A. Sal'e i dr. - Tashkent, 1954-1961.
5. Ibn Sina. Kanon vrachebnoy nauki. 2-e izd. - Tashkent, 1980-1983, kn. 1-5.
6. Mukhammad Ali Furugi. Zindagi va kor va andesha va ruzgori Puri Sino (Zhizn', tvorchestvo, filosofiya i epokha Ibn Siny - na farsi). - Tegeran: 1343. Рр. 43-53.
7. Rakhimov M.Kh. Antropologiya Ibn Siny. Disser. na soiskanie uch. st. d.f.n. - Dushanbe, 2004. Р. 36.
8. Rakhimov M.Kh. Ukaz. rab. Р. 37.
9. Said Nafisi. Zhizn', uchenie i epokha Ibn Siny (na farsi). - Tegeran: 1331. Р. 9.
10. Saidov N. Chelovek, ego sushchnost' i sushchnostnye sily v filosofii Aristotelya i Ibn Siny. - Dushanbe: Irfon, 2008. Р. 35.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Саида Захро Такихони, аспирант
Институт философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Saida Zakhro Takikhoni, post-graduate student
Institute of Philosophy, Political Science and Law, Republic of Tajikistan e-mail: [email protected]
Рецензент:
Магсумов Т.А., доцент кафедры истории и методики ее преподавания, кандидат исторических наук, доцент, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов