Научная статья на тему 'Культурно-антропологическая парадигма семьи в философии Ибн Сины'

Культурно-антропологическая парадигма семьи в философии Ибн Сины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ИБН СИНА / ФИЛОСОФИЯ / МУЖЧИНА / ЖЕНЩИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянова Анастасия Александровна

В статье раскрываются ключевые позиции социальной концепции великого мыслителя мусульманского средневековья Ибн Сины, его системе мысли об обществе, государстве и семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-антропологическая парадигма семьи в философии Ибн Сины»

№ 1 (60), 2016

и общество"

учебной и внеклассной работы; создание фондов этнографических материалов и обеспечение свободного доступа к ним; открытие этнографических рубрик и программ в средствах массовой информации и др.

Таким образом, освоение многовекового опыта традиционной культуры является отправной точкой для создания новаций, отвечающих культурному своеобразию этноса. В современных условиях, когда преемственность культурных традиций в лоне семьи трансформирована и отчасти нивелирована, необходимо широкомасштабное внедрение этнокультурной составляющей в образовательный и воспитательный процессы, всеобщее фольклорное воспитание детей с самого раннего возраста. Детское фольклорное воспитание направлено на гармоничное развитие подрастающего поколения, освоение традиций и текстов народной культуры, этническую и культурную идентификацию ребенка. Детское фольклорное воспитание рассмотрено как механизм формирования представителя национальной культуры, фактор сохранения национального культурного своеобразия, призванный обеспечить преемственность культурных традиций, духовно-нравственное благополучие современного общества.

Литература

1. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. 165 с.

2. Кон И.С. Бить или не бить? М.: Время, 2012. 448 с.

3. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция: сб. ст. М.: ОГИ, 2005. 272 с.

4. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. СПб.: Речь, 2002. 239 с.

References

1. Boronoyev A.O., Pavlenko V.N. Etnicheskaya psihologiya [Ethnic psychology]. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 1994. 165 p.

2. Kon I.S. Bit' ili ne bit'? [To beat or not to beat?]. Moscow: Vremya, 2012. 448 p.

3. Chistov K.V. Fol'klor. Tekst. Tradiciya: sb. st. [Folklore. Text. Tradition: FR. V.]. Moscow: OGI, 2005. 272 p.

4. Nazarova L.D. Fol'klornaya art-terapiya [Folklore art-therapy]. St. Petersburg: Rech', 2002. 239 p.

УДК 141 А.А. БУЯНОВА

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СЕМЬИ В ФИЛОСОФИИ ИБН СИНЫ

Буянова А.А., аспирант кафедры философии Кубанского государственного университета (350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149), sheftali@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются ключевые позиции социальной концепции великого мыслителя мусульманского Средневековья Ибн Сины, его мысли об обществе, государстве и семье. Ключевые слова: семья, воспитание, Ибн Сина, философия, мужчина, женщина.

УДК 141

A.A. BUYANOVA

CULTURAL-ANTHROPOLOGICAL PARADIGM OF THE FAMILY IN THE

PHILOSOPHY OF IBN SINA

Buyanova A.A., graduate student of Department of philosophy of Kuban state University (350040, Krasnodar, Stavropolskaya Str., 149), sheftali@mail.ru

Abstract. The article reveals the key positions of the social concept of the great Muslim thinker of the middle ages, Ibn Sina, their system of thought about society, state and family. Keywords: family, parenting, Ibn Sina, philosophy, man, woman.

"Культурная жизнь Юга России" 3 6 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

№ 1 (60), 2016

Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али Ибн Сина - средневековый персидский ученый, философ и врач, представитель восточного перипатетизма, внесший значительный вклад в историю мировой философии. Ибн Сина - самый известный ученый-философ средневекового исламского мира.

Под понятием «парадигма» нами понимается модель или образец научной системы, принимаемой и разделяемой научным сообществом в истории науки в конкретный отрезок времени.

Как показывает анализ «Трактата о политике» Ибн Сины, он, вслед за Платоном и Аристотелем, пытался разработать теорию о государственном устройстве. Ибн Сина, как и Аристотель, утверждает, что государство - это почти всегда определенная общность людей. И вне ее государство просто не может существовать.

Отдельный человек, согласно Ибн Сине, выживает и достигает счастья, лишь объединившись в сообщество себе подобных. Первичная форма такого объединения - дом (семья). Комплекс проблем, связанных с формированием и управлением семьей, анализируется философом во второй части практической философии, именуемой «домоводством». Анализ трудов мыслителя показывает, что возникновение и становление семьи Ибн Сина связывает с необходимостью добывания средств для существования, а также сохранения и продолжения рода.

В своем известном «Трактате о политике» философ, анализируя проблемы человека и общества, отмечает, что человек (мужчина) вынужден выстроить себе дом. Когда мужчина построил дом и накопил имущество, у него возникает нужда в компаньоне, который мог бы в том числе охранять накопленное. Таким образом, человек для сохранения имущества должен найти себе заместителя. Но никто, кроме женщины, не может стать ему достойным заместителем.

Ибн Сина отмечает, что «общая суть твердого управления мужем членами своего семейства кроется в трех вещах, которые он не должен упускать из виду, а они заключаются в следующем: непререкаемая строгость, полное уважение их достоинства и чести, занятие умов членов семейства значимой работой» [1, с. 49]. Таким образом, Ибн Сина для эффективного управления членами семьи на первое место ставит «непререкаемую строгость». Он убежден, что если жена не боится своего мужа, то станет пренебрегать им. А когда она будет пренебрегать им, то перестанет слушать его указания. А затем она подчинит мужчину своей воле, превратится во властительницу, а он - в подвластного, она будет повелевать, а он исполнять, она станет хозяином, а он - слугой.

Исходя из этого, Ибн Сина считает главой всех принципов управления семейством строгость. Именно она является опорой и столпом любого управления.

Чтобы в семье не было конфликта и все ее члены жили в гармонии, по мнению Ибн Сины, очень многое зависит от женщины и ее авторитета.

Второй основой «твердого управления семьей» для Ибн Сины является «полное уважение достоинства членов семьи» [1, с. 55]. И в первую очередь речь идет об уважении мужчиной своей жены.

Чем выше положение женщины и чем большим уважением в обществе она пользуется, тем нагляднее это говорит о достоинстве, величии, благородстве и высоком авторитете мужа. Уважение мужа к жене основано на трех вещах - справедливой оценке ее действий, сохранении безупречной репутации и отсутствии приступов ревности.

Третья основа управления семьей - «занятие умов членов семейства значимой работой» [1, с. 60]. В первую очередь Ибн Сина предлагает занять важными делами ум женщины -уход за детьми, распоряжение слугами, присмотр за всем, что входит в обязанности жены на женской половине.

Таким образом, целью воспитания у Ибн Сины всегда является подготовка членов семьи к выполнению ими определенных функций. В своем «Трактате о политике» философ пытается охватить воспитанием не только женщину или детей, но практически всех членов семьи. Другими словами, цель воспитания, по Ибн Сине, в том, чтобы подготовить добродетельных граждан, способных к исполнению любого задания.

№ 1 (60), 2016

и общество"

Не меньшее внимание Ибн Сина уделял также проблеме роли семьи в воспитании детей, и, как следствие, взаимоотношения детей и родителей. Он отмечает, что сразу после того, как ребенка отнимают от груди, необходимо начинать его воспитание и выработку характера. «К ребенку будут спешно устремляться наихудшие свойства и стекаться отвратительнейшие черты. И если те из них, которым удастся проникнуть в него, возобладают над ним, то он не сможет избавиться от их власти над собою без усилий и борьбы» [1, с. 82].

Сам автор пишет о необходимости «двойного» воспитания: гимнастическое - для тела, а чтение и декларирование - для души. Ибн Сина отмечает, что если прекрасные нравственные свойства ребенка будут сочетаться с его внешностью, то это будет лучшее зрелище для всех.

Ибн Сина вслед за многими мыслителями считал, что на душу ребенка оказывает сильное влияние правильный выбор наставника. Поэтому этот, столь важный в воспитании вопрос, он обойти стороной не мог. Ибн Сина предлагает избегать имеющих плохой характер наставников, так как они будут плохо воздействовать на ребенка. По мнению философа, основные нравственные качества, такие, как «мужество» и «рассудительность», как нельзя лучше могут воспитать дружелюбные наставники. В этом случае Ибн Сина говорит о необходимости формировать нравственные качества ребенка с помощью методов совершенствования его характера.

Вместе с тем Ибн Сина предлагает и другой метод воспитания нравственных качеств - метод примера. Мыслитель считает, что, помимо упражнений и общения, для ребенка очень важен пример сверстников, которые своими поступками, а также образом жизни должны стать лучшей школой нравственности для него самого.

Еще одно средство воспитания у Ибн Сины - это трудовая деятельность, которой мыслитель придает серьезное значение. Философ утверждает, что ребенок сперва должен изучить Коран, и только после этого ему надо подобрать профессию. Мыслитель отмечает, что ребенок, с детства научившийся подчиняться правилам, обязательно вырастет законопослушным. Поэтому ему необходима хорошая, подходящая профессия.

Ибн Сина выделяет основные обязанности главы семьи (отца) по отношению к ребенку:

- дать ему достойное имя;

- выбрать для его воспитания здоровую, благовоспитанную няню;

- формировать у него высокие моральные качества;

- обучить его ремеслам и наукам для того, чтобы подготовить к дальнейшей самостоятельной жизни.

Важнейшей составляющей средневековой семьи было наличие слуг. Поэтому Ибн Сина уделяет достаточно много внимания и этому вопросу. Хозяин семьи, по мнению философа, наряду с обязанностями по отношению к жене и детям также имеет непосредственные обязанности по отношению к слугам. Он должен беречь и заботиться о них, не обходиться с ними жестоко, присматривать за ними, но не относиться к ним с пренебрежением, жалеть, а не мучить их. Ведь они - люди, которым также свойственны слабость и усталость, отчаяние и скорбь, а также другие присущие всему роду человеческому состояния.

Итак, согласно Ибн Сине, наука о домохозяйстве предполагает три вида власти:

1) власть господина над рабами;

2) власть отца над детьми;

3) власть мужа над женой.

Домохозяин должен властвовать над женой и детьми, но власть эта должна осуществляться разными способами. Власть мужа над женой сравнивается с властью политического деятеля; власть отца над детьми - с властью царя. Ведь мужчина по своей природе более призван руководить, чем женщина, а человек старший и зрелый зачастую руководит лучше, чем молодой и незрелый.

Мыслитель считает, что в домохозяйстве следует более заботиться о людях, а не о приобретении собственности, более задумываться о добродетели людей, нежели об изобилии вещей. Как любая семья является частью государства, а все люди - частями семьи, так

"Культурная жизнь Юга России"

№ 1 (60), 2016

и добродетели отдельных частей должны соответствовать добродетелям целого. А значит, в воспитании женщин и детей нужно добиваться соответствующего отношения к государственному устройству, ведь достойному государству необходимо иметь достойных детей и достойных женщин, так как женщины составляют половину всего населения, а из детей вырастают будущие участники политической жизни.

Эти ключевые позиции великого мыслителя средневековья Ибн Сины легли в основу концепций семьи многих последующих философов, особенно в исламском мире. И по сей день многие из мыслей философа не утратили своей актуальности.

Литературa

1. Абу Али Ибн Сина. Сочинения. Трактат о политике. Душанбе, 2012. Т.4.

2. Хакимова З.А. Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков: автореф. дис. ... канд. философ. наук. Душанбе, 2012.

References

1. Abu Ali Ibn Sina. Works. Sochineniya. Traktat o politike [A treatise on politics]. Dushanbe, 2012. T.4.

2. Khakimova Z.A. Cultural-anthropological concept of the family in practical philosophy of the Eastern peripatetics: author. dis. ... PhD (philosoph.). Dushanbe, 2012.

УДК 008

М.А. ФИЛИМОНОВА В.И. ЛЯХ

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В МИФОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

Филимонова Марина Александровна, аспирантка 3 курса кафедры теории и истории культуры, Краснодарского гсударственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), marinaaa707@mail.ru Лях Валентина Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры, КГИК, Краснодар, 40 лет Победы, 33, ValentinaLaich@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются Олимпийские игры как явление мировой культуры, генезис которых, по мнению ученых, находится у колыбели человеческой культуры. Ключевые слова Олимпийские игры, мифология, история, культура.

UDC 008

M.A. FILIMONOVA V.I. LJAH

CULTURE OLYMPIC GAMES IN THE MYTHOLOGICAL DISCOURSE HISTORICAL AND CULTURAL PROCESS

Philimonova Marina Aleksandrovna, 3 post-graduate course, Department of Theory and History of Culture, Krasnodar state institute of culture, Krasnodar state institute of culture (40 years of Victory street, 33, marinaaa707@mail. ru

Valentina Ivanovna Ljah, Doctor of Philosophy, Professor, Department of Theory and History of Culture, Krasnodar state institute of culture (40 years of Victory str., 33), ValentinaLaich@mail.ru

Abstract. The article investigates the Olympic games as a phenomenon of world culture, the genesis of which, according to scientists, it is the cradle of human culture. Keywords: Olympic Games, in mythology, history, culture.

Олимпийские игры - явление мировой культуры. Спортсмены многих стран хотят выступить там и завоевать золотую Олимпийскую медаль. Миллионы людей болеют за свои команды. Но немногие знают историю происхождения Олимпийских игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.