№ 1 (60), 2016
и общество"
2. Makhlina S.T. Semiotika kul'tury povsednevnosti: monogr. [Semiotics of culture of everyday life: Monograph]. St. Petersburg, 2009. 232 p.
3. Jubilej. [Anniversary] https://ru.wikipedia.org/wiki, free
4. BakhtinM. Rable v istorii realizma [Rabelais in the history of realism]. URL: https://az.lib.ru/ b/bahtin_m_m/text_ 1946_stenogramma.shtml
5. Propp V. Russian agrarian holidays [Russian agricultural festivals]. St.-Petersburg, 1995.
6. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoj kul'tury [Categories of medieval culture]. Moskow, 1972.
7. Lyashok A. Karnaval kak forma prazdnichnoj kul'tury: filosofsko-kul'turologicheskij analiz [Carnival as a form of festive culture: philosophical and cultural analysis]. URL: https:// newdissertation.com/page/order.
УДК 008:37:053.2 Е.И. СПИЦЫНА
ДЕТСКОЕ ФОЛЬКЛОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ -ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
Спицына Елена Ивановна, аспирант Волгоградского государственного медицинского университета (Волгоград, пл. Павших Борцов, 1), преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, Spitsyna.flena@yndex. ги
Аннотация. В статье обоснована необходимость внедрения этнокультурных материалов в образовательный и воспитательный процессы. Детское фольклорное воспитание рассмотрено как целенаправленная деятельность по осмыслению идеалов, ценностей и текстов национальной культуры. Освоение традиций народной культуры и фольклора детьми предстает основой гармоничного развития личности, важнейшим фактором обеспечения преемственности культуры.
Ключевые слова: традиционная народная культура, преемственность культурных традиций, фольклорное воспитание, фольклорные коллективы, фольклорная деятельность, творческая активность, гармоничное развитие детей.
UDK 008:37:053.2
E.I. SPITSYNA
CHILDREN FOLKLORE EDUCATION - FACTOR IN THE PRESERVATION AND CONTINUITY OF NATIONAL CULTURAL TRADITIONS
Spitsyna Elena Ivanovna, postgraduate student, Volgograd state medical University (Volgograd, the square of the Fallen Fighters, 1), the teacher of the Saratov regional College of arts, [email protected]
Abstpact. The article substantiates the need for the introduction of ethnic and cultural materials in educational and training processes. Children's folk education is considered as a purposeful activity for the comprehension of ideals, values and texts of the national culture. The development of the traditions folk culture and folklore of children is the basis of the harmonious development of the individual, the most important factor in ensuring the continuity of culture.
Keywords: traditional folk culture, the continuity of cultural traditions, folk education, folk groups, folklore activity, creative activity, harmonious development of children.
Изменения, произошедшие в России ХХ века под влиянием индустриализации и урбанизации, нанесли удар традиционному наследию. Народная культура во многом утратила границы, которыми ее маркировали традиционная одежда, предметы быта, фольклор. Ряд фольклорных форм вышел из активного бытования. Системность народной культуры сменилась фрагментарностью. Как никогда ранее, остро стоит вопрос сохранения национального культурного своеобразия, этнической идентичности; воспитание гражданина, знающего и уважающего историю и культурное наследие своей Родины. Актуальной задачей, решаемой
"Культурная жизнь Юга России" 32 ;
№ 1 (60), 2016
в проведенном исследовании, является определение способов приобщения детей к традиционной народной культуре - базису современной культуры, обеспечивающему воспроизводство ее этнически характерных свойств и черт.
Ребенок, входящий в мир культуры, осваивает родной язык, бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, образов, смыслов, поведенческих стереотипов; наследуя национальные традиции, он становится частью своего народа. «Причастность <...> к национальным ценностям, истории, исторической памяти измеряется не биологической наследственностью, а степенью активного усвоения тех культурных ценностей и святынь, которые составляют содержание этой истории» [1, с. 66].
Духовно-нравственный ценностный потенциал народной культуры, необходимость использования народных традиций и фольклора в становлении молодого поколения, гармоничного развитии ребенка обоснованы в трудах А.М. Виноградовой, М.Т. Картавцевой, Т.С. Комаровой, Л.Л. Куприяновой, Г.М. Науменко, М.Ю. Новицкой, В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой. К.Д. Ушинского и многих других авторов. Значительный вклад в осмысление специфики вхождения ребенка в мир культуры, присвоения ценностного содержания культурных текстов, влияния воспитательных традиций общества на структуру личности взрослого человека и культуру в целом внесли В.В. Абраменкова, А.А. Белик, В.В. Долгов, М.С. Каган, И.С. Кон, Е.Ю. Копейкина, Э.А. Куруленко, Д.И. Мамычева, М.В. Минситова, Е.О. Чубрик и др. В границах культурологической парадигмы воспитание предстает процессом межпоколенной передачи значимого социокультурного опыта, обеспечивающим формирование представителя национальной культуры, сохранение культурных традиций и исторической памяти этноса. По выражению И.С. Кона, «воспитательные обычаи общества являются не просто одной из его культурных черт, а главным условием трансмиссии и развития всех прочих элементов культуры» [2, с. 30].
Основной фонд традиционной культуры на протяжении веков удерживался в сельской глубинке. Фольклор пронизывал все сферы жизни, служил естественным фоном взросления. Под воспитанием понималась подготовка к самостоятельной взрослой жизни, освоение практических навыков, физическое, умственное развитие. В недрах народной педагогики оттачивались многообразные техники воспитательного воздействия на детей, ставившие своей целью формирование - в соответствии с идеалами конкретного этноса - совершенного, гармонично развитого человека, обладающего красотой, сноровкой, смекалкой, высокими нравственными качествами: честью, уважением к людям, милосердием, любовью к родной земле. Эти идеалы воплощены в многочисленных фольклорных образах, пословицах, сказках, колыбельных, обрядовых, эпических песнях. Фольклорные тексты способствовали становлению личности и погружению в культуру родного народа. Воспитательное воздействие на детей оказывали близкие взрослые, старшие дети, общественное мнение, природа, хозяйственная деятельность, обычаи, обряды, традиции, искусство, религия. Основным воспитательным институтом являлась большая многопоколенная семья, транслирующая комплекс знаний, умений, навыков, мировоззренческих установок и поведенческих моделей.
Революция 1917 года стала толчком к ломке патриархального быта. Массовый отток молодежи в города, тенденция создания нуклеарных двухпоколенных семей, исключивших из своего состава старшее поколение как носителей традиции, большая занятость родителей в производственной деятельности, а детей - в образовательной стали причиной ослабевания межпоколенных связей, трансформации процессов преемственности культурных традиций и текстов. Современная семья лишь отчасти выполняет функцию межпоколенной передачи культурных ценностей. Важнейшими каналами информации о народной культуре выступают средства массовой информации и образовательные учреждения.
Залогом сохранения и трансляции традиций народной культуры и фольклора в современных условиях может стать всеобщее детское фольклорное воспитание - осознанная, целенаправленная деятельность по осмыслению идеалов, ценностей и культурных текстов родного народа, формированию гражданской позиции, чувства патриотизма. Внедрение
№ 1 (60), 2016
"Культура и общество" ^* 3 3
этнокультурных материалов в воспитательный и учебный процесс должно начинаться с самого раннего (дошкольного и младшего школьного) возраста.
Наиболее полную информацию о традиционной народной культуре дети могут получать при условии введения в учебный план общеобразовательных учреждений профильной дисциплины («Народоведение», «Народное творчество»). Однако приобщение к народной культуре не может ограничиваться теоретическими знаниями. Сохранение народных традиций, освоение образного строя, семантики и прагматики фольклора возможно лишь в результате общения, активного воспроизводства фольклорных текстов и форм, погружения в стихию народных игр, обрядов, знакомства с жанрами народного музыкально-поэтического творчества, особенностями их бытования и культурно-историческим значением в жизни людей.
Идеалы, воплощенные в фольклорных произведениях, лишь тогда становятся достоянием ребенка, когда они затронули его чувство, вызвали эмоциональный отклик. А что может сравниться с радостью творческого самовыражения? Непосредственное участие в творческом процессе развивает эстетический вкус и подлинный интерес к народной культуре, открывает путь к освоению опыта других поколений, исторических эпох, самовыражению, проявлению личностных качеств детей.
Механизм традиционной передачи культурного текста предполагает исполнение, восприятие, запоминание, повторение, воспроизведение, контакт между субъектом и объектом коммуникации и информации [3]. Перечисленные условия могут быть смоделированы в творческих объединениях - кружках, студиях декоративно-прикладного творчества, школах традиционной культуры, фольклорных ансамблях. Искусственно созданная «фольклорная среда» подобных коллективов пронизана духом уважения к народным традициям, историческому и культурному опыту народа. Развитие детей осуществляется в процессе творческой активности, игровых и празднично-обрядовых практик, восприятия и «проживания» художественных образов, воссоздания элементов народной культуры. Увлеченность фольклорной деятельностью позволяет без принуждения и достаточно полно осваивать знания и практические навыки.
В процессе творческой активности осваиваются фольклорная образность, исполнительские каноны, народные обычаи и традиции; развиваются восприятие, мышление, речь, память (музыкально-поэтические тексты); ловкость, внимание, движенческая координация, выносливость (игровой фольклор), художественно-исполнительские способности (декоративно-прикладное творчество, пение, танец, игра на музыкальных инструментах, постановки обрядовых сцен); формируются моральные качества (обрядовый фольклор, пословицы и поговорки, духовные стихи); воспитывается патриотизм (эпические произведения). Фольклорные тексты в символической форме доносят до сознания детей особенности национального характера, мировоззрения, идеал совершенного человека, программируют на трудолюбие, бережное отношение к природе, милосердие к страждущим, уважение к старшим. Кроме того, расширяется кругозор, формируется эстетический вкус и нравственные идеалы, активизируется творческий потенциал детей. Совместная деятельность учит соблюдению установленных правил, чуткому отношению к мнению и интересам окружающих, ответственности за общее дело. Полученные знания и навыки коммуникации становятся основой гармоничного развития личности, ее органичного вхождения в социум и мир культуры.
Наиболее действенным механизмом адаптации фольклорного материала к современным реалиям и интересам детей является игра - как самостоятельный вид активности, как метод подачи информации и как драматургическое действо (постановка игровых и обрядовых сцен). Работа строится с учетом возраста, интересов и наклонностей ребенка. Основными приемами в освоении навыков являются наблюдение и копирование - «делай, как я», «делай со мной». Дети развиваются в атмосфере добра, понимания, взаимоподдержки. В силу этого детские фольклорные коллективы естественно претворяют в жизнь главные принципы народной воспитательной традиции: коллективность, природосообразность, народность, гуманизм.
Синкретичные фольклорные формы отвечают принципу интегративности воспитания. Их игровое начало и художественная образность доступны возможностям и соответствуют потребностям ребенка. Занятия предполагают музыкальное, двигательно-пластическое, художественное развитие детей, психологическую реабилитацию [4].
^ "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (60), 2016
Воспитательный цикл выстраивается соразмерно чередованию будней и праздников народного календаря. Дети с удовольствием мастерят народные игрушки, участвуют в реставрации обрядов, подготовке реквизита, поют, танцуют, играют в народные игры, составляют генеалогическое древо своей семьи. Компонентами фольклорного воспитания могут выступать беседы, лектории, посещения этнографических выставок и музеев народного творчества, просмотр и прослушивание тематических материалов, освоение поэтического, песенного, инструментального, хореографического фольклора, постановки обрядовых действ, фольклорный театр, различные виды декоративно-прикладного творчества, русские боевые искусства, традиции народной медицины, народной кухни и др. Значительным воспитательным потенциалом обладают фольклорные праздники, вечерки, посиделки, опыт погружения в естественные условия бытования фольклорных произведений. В период летнего отдыха детей могут организовываться экспедиции в сельскую глубинку, фольклорные школы на базе детских оздоровительных лагерей. Участие в деятельности, направленной на освоение этнокультурных традиций, становится основой внутренней позиции человека в отношении культурного наследия, роли своего народа в мировой истории, способом постижения особенностей национального менталитета.
В каждом коллективе складываются собственные традиции: способы общения, организации внеаудиторной деятельности (вечерки с участием родителей, излюбленный репертуар и т.п.). Их преемственность является непременным условием стабильности в работе, качества творческого продукта и важнейшим воспитательным фактором. Любопытно, что старшие дети для малышей выступают носителями и хранителями заведенного порядка. Так на микроуровне воспроизводится модель наследования значимого опыта. Изучая элементы народной культуры, сопоставляя и творчески интерпретируя их, перенимая опыт старших товарищей, дети воссоздают традицию, дают ей новую жизнь.
В практике фольклорного воспитания можно наметить общие подходы:
- возможность участия в творческом процессе каждого ребенка независимо от степени художественной одаренности;
- создание условий для раскрытия и реализации личностного потенциала детей;
- опора на игровые формы и синтез искусств в творческой деятельности;
- приоритет устной природы освоения фольклорного материала;
- формирование ценностного отношения к народной культуре;
- освоение основных средств художественной выразительности в фольклоре;
- развитие памяти, навыков исполнения, варьирования, творческой интерпретации материала;
- тесная связь с семьей, повседневной жизнью детей и др.
В результате фольклорного воспитания ребенок должен обладать знаниями:
- значимых вех русской истории,
- обрядов календарного и семейного циклов,
- фольклорных жанров,
- особенностей традиционного инструментария, мелодики и поэтики русского фольклора,
- региональных исполнительских традиций,
- направлений декоративно-прикладного творчества,
- основ танцевальной культуры и фольклорного театра,
- специфики народного костюма различных областей России,
- образцов фольклора различной жанрово-стилистической принадлежности и др.
Критериями оценки качества фольклорного воспитания выступают увлеченность
различными видами фольклорной деятельности, наличие разносторонних знаний в области народной культуры.
На пути от увлеченности творческой деятельностью на основе фольклора к осмыслению фольклорной образности и ценностному отношению к этнокультурному наследию ребенок нуждается в сопровождении. Это актуализирует необходимость качественной подготовки профессиональных кадров, способных донести знания юным поколениям. Необходимыми мерами в современных условиях являются углубление этнокультурного компонента в содержании образования; разработка и активное внедрение специализированных программ
№ 1 (60), 2016
и общество"
учебной и внеклассной работы; создание фондов этнографических материалов и обеспечение свободного доступа к ним; открытие этнографических рубрик и программ в средствах массовой информации и др.
Таким образом, освоение многовекового опыта традиционной культуры является отправной точкой для создания новаций, отвечающих культурному своеобразию этноса. В современных условиях, когда преемственность культурных традиций в лоне семьи трансформирована и отчасти нивелирована, необходимо широкомасштабное внедрение этнокультурной составляющей в образовательный и воспитательный процессы, всеобщее фольклорное воспитание детей с самого раннего возраста. Детское фольклорное воспитание направлено на гармоничное развитие подрастающего поколения, освоение традиций и текстов народной культуры, этническую и культурную идентификацию ребенка. Детское фольклорное воспитание рассмотрено как механизм формирования представителя национальной культуры, фактор сохранения национального культурного своеобразия, призванный обеспечить преемственность культурных традиций, духовно-нравственное благополучие современного общества.
Литература
1. Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. 165 с.
2. Кон И.С. Бить или не бить? М.: Время, 2012. 448 с.
3. Чистов К.В. Фольклор. Текст. Традиция: сб. ст. М.: ОГИ, 2005. 272 с.
4. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия. СПб.: Речь, 2002. 239 с.
References
1. Boronoyev A.O., Pavlenko V.N. Etnicheskaya psihologiya [Ethnic psychology]. St. Petersburg: Izd-vo S.-Peterburgskogo un-ta, 1994. 165 p.
2. Kon I.S. Bit' ili ne bit'? [To beat or not to beat?]. Moscow: Vremya, 2012. 448 p.
3. Chistov K.V. Fol'klor. Tekst. Tradiciya: sb. st. [Folklore. Text. Tradition: FR. V.]. Moscow: OGI, 2005. 272 p.
4. Nazarova L.D. Fol'klornaya art-terapiya [Folklore art-therapy]. St. Petersburg: Rech', 2002. 239 p.
УДК 141 А.А. БУЯНОВА
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СЕМЬИ В ФИЛОСОФИИ ИБН СИНЫ
Буянова А.А., аспирант кафедры философии Кубанского государственного университета (350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149), [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются ключевые позиции социальной концепции великого мыслителя мусульманского Средневековья Ибн Сины, его мысли об обществе, государстве и семье. Ключевые слова: семья, воспитание, Ибн Сина, философия, мужчина, женщина.
УДК 141
A.A. BUYANOVA
CULTURAL-ANTHROPOLOGICAL PARADIGM OF THE FAMILY IN THE
PHILOSOPHY OF IBN SINA
Buyanova A.A., graduate student of Department of philosophy of Kuban state University (350040, Krasnodar, Stavropolskaya Str., 149), [email protected]
Abstract. The article reveals the key positions of the social concept of the great Muslim thinker of the middle ages, Ibn Sina, their system of thought about society, state and family. Keywords: family, parenting, Ibn Sina, philosophy, man, woman.