09 00 00 ИЛМҲОИ ФАЛСАФА 09 00 00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09 00 00 PHILOSOPHICAL SCIENCES
09 00 13 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ 09 00 13 PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY, PHILOSOPHY OF CULTURE
УДК 1МИ7 ББК 60.542.2
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТАТУСЕ И РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В КОНТЕКСТЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАДЖИКСКОЙ ФИЛОСОФИИ
REPRESENTATIONS ABOUT STATUS AND ROLE OF WOMAN IN THE CONTEXT OF MEDIAEVAL TAJIK PHILOSOPHY
Усманова Зулайхо Миразизовна,
кандидат философских наук, доцент, завотделом онтологии и гносеологии Института философии, политологии и права им.А.Баховаддинова Академии наук РТ (Таджикистан, Душанбе)
Usmanova Zulaykho Mirazizovna,
Candidate of philosophical sciences, Associate Professor, chief of the department of anthology and gnoseology of the Institute of Philosophy, Politology and Law named after A. Bahovaddinov under RT Academy of Sciences (Tajikistan, Dushanbe)
E-MAIL: zusmonova@gmaill.ru
Ключевые слова: средневековая таджикская философия, гендерные представления, средневековое общество, представления о месте и роли женщины, женская сексуальность
В статье предпринимается попытка анализа некоторых произведений классиков таджикской философской мысли - Авиценны (Ибн Сины), Ибн Араби, Аверроэса (Ибн Рушда), Мухаммада ал-Газали, в которых эти мыслители касались вопросов статуса и роли женщины, науки домоводства и «домостроительства». Основное внимание было уделено аспектам, связанным с проблемами мужественности и женственности и проблемой статусов и отношений мужчины и женщины. Показано, что средневековая мусульманская философия создала собственную теорию воспроизводства, в которой женщине отводилась менее важная роль, в то время как основная функция принадлежала мужчине. Выявлено, что парадигма представлений о мужском и женском в
- 46 -
Usmanova Z. M. Representations about Status and Role of Woman in the Context of Mediaeval Tajik Philosophy
средневековой мусульманской философии была основана на осмыслении женщины как второстепенного существа и «материи», материала для «формы» - мужского начала, призванного одухотворить низшую материю. Учения средневековых мыслителей продолжают оказывать огромное влияние на развитие как философской, так и правовой, социальной и религиозной мысли, а также на общественное сознание людей на территории всей Центральной Азии. Именно поэтому идеи, которые были сформулированы данными мыслителями, чрезвычайно важны для понимания специфики современных гендерных представлений и осмысления гендерного измерения таджикской культуры.
Key words: mediaeval Tajik philosophy, gender representations, mediaeval society,
representations about place and role of woman, woman's sexuality
The article is an endeavour of analysis concerned with some works of the classics of Tajik philosophical ideas - Avitsenna (Ibn Sino), Ibn Arabi, Averoes (Ibn Rushd), Mukhammad upon the issues related to status and role of woman, housekeeping, “home building”. Basic attention is paid to the aspects associated with the problems of masculinity and femininity, statuses of men and women, relations between them. The author of the article shows that the mediaeval Moslemic philosophy created its own theory of human beings reproduction where woman wasn't entitled to the major functions, the latters being unreservedly given to man, though it should be vice versa, as in other societies. It is elicited that the paradigm of representations about the masculine and the feminine in the mediaeval Moslemic philosophy was grounded on the viewpoint that woman was a secondary creature, it's a “matter”, material for a “form”-masculine initiation assigned for spirutualizing lower matter. The tenets of mediaeval thinkers proceed exerting great influence upon the development of philosophical, juridical, social and religions ideas and also upon social consciousness of people all over Central Asia. Just due to that the ideas formulated by these thinkers are extraordinarily important for understanding modern gender representations and comprehension of gender measurements in reference to the Tajik culture.
Таджикская культура и традиция немыслимы вне контекста персидско-таджикской философии, насчитывающей более двух тысячелетий богатейшей истории (3, с. 11). Специфика национальной традиции таджикского народа заключается в том, что она оказывает большое влияние на формирование современных гендерных представлений, т.е. представлений о месте и роли мужчины и женщины в обществе, о мужественности и женственности и т.д. Мы полагаем, что культурная традиция особенно отчетливо прослеживается в таджикской философии при обращении к её основным направлениям и школам, целью которых было создание учения, обосновывающего смысл бытия и жизни человека, этику человеческих взаимоотношений, отношений человека со Всевышним и др. Мы предприняли попытку анализа некоторых произведений классиков таджикской философской мысли - Авиценны (Ибн Сины), Ибн Араби, Аверроэса (Ибн Рушда), Мухаммада ал-Газали и др., в которых эти мыслители касались вопросов статуса и роли женщины, науки домоводства и «домостроительства».
Следует отметить, что в пределах одной статьи сложно охватить все труды, посвященные данной теме, поэтому наше внимание было направлено на аспекты,
- 47 -
Усманова З.М. Представления о статусе и роли женщины в контексте средневековой таджикской философии
связанные с проблемами мужественности и женственности, создания мужчины и женщины и проблему статусов и отношений мужчины и женщины.
Несмотря на достаточно большой период, разделяющий современность и эпоху, в которую жили и творили эти мыслители, их учения продолжают оказывать огромное влияние на развитие как философской, так и правовой, социальной и религиозной мысли на территории всей Центральной Азии. Именно поэтому идеи, которые были сформулированы данными мыслителями, чрезвычайно важны для понимания специфики современных гендерных представлений и осмысления гендерного измерения таджикской культуры.
Средневековая философская традиция Востока утверждает дуалистическое понимание бытия и человека (хотя бы в таких категориях, как дух/материя, тело/душа, причина/следствие и мн.др.), где мужчина ассоциируется с причиной, духом и душой, а женщина - со следствием, материей, телом. В соответствии с таким философским аргументом средневековые мыслители и разрабатывали иерархическую гендерную систему. Следует отметить, что мусульманские средневековые философы часто опирались на идеи греческой философии, решая вопрос о статусе женщины, ее роли в воспроизводстве человека (зачатие и рождение детей) и её достоинствах. Думается, что анализ исторических и современных условий, так или иначе связанных с женщинами, следует начать с изучения философии в её историческом и современном ракурсах. При этом внимание исследователя должно быть сфокусировано на выявлении тех источников, которые способствовали притеснению женщин и обосновывали его. Целью такого анализа должно стать ограничение влияния таких источников на социальную жизнь общества.
Так как гендерные различия определяются в самом начале жизненного пути человека, то факт рождения человека является своеобразной точкой отсчета его гендерной истории. Но рождению предшествует зачатие ребенка, в котором участвуют мужчина и женщина. Некоторые философы мусульманского феминистского направления утверждают, что ни Коран, ни Сунна не провозглашают превосходства мужчины над женщиной в вопросе о зачатии ребенка. В Коране роли родителей в процессе зачатия - абсолютно равные. Несмотря на это, при интерпретации Корана, и изложении его «философии», исследователи вдруг провозглашают принцип превосходства мужчины над женщиной в процессе зачатия. При этом они останавливаются в основном на трех основных предположениях, которые закрепляют неравенство женщины и мужчины в зачатии:
1. превосходство мужчины в человеческом воспроизводстве;
2. единственная роль женщины - это роль воспроизводительницы;
3. «жена - нива своего мужа» (7, с. 72).
Эти три предположения навязываются женщине наряду с другими социальными, культурными, религиозными ограничениями, и в результате женщина оценивается исключительно как воспроизводитель.
По поводу первого предположения: в Коране (ан-Наджм, 53:45-46) сказано, что все существа сделаны из капли спермы. Это утверждение некоторые философы, например ал-Барр (современный саудитский ученый) берут за основу для следующих выводов: а) именно мужское семя определяет пол ребенка, так как мужчины и женщины происходят от мужского семени; б) только малая доля женской жидкости нужна для зачатия. В
- 48 -
Usmanova Z. M. Representations about Status and Role of Woman in the Context of Mediaeval Tajik Philosophy
принципе, оба утверждения подтверждены наукой, и в результате мужская сперма (мани ал-ричал) рассматривается как центральный элемент всего процесса зачатия, женское же участие в данном процессе - очень невелико (10, с. 58). Мужская сперма, таким образом, считается жизнеобеспечивающим элементом в процессе оформления и зарождения новой индивидуальности, в то время как женская яйцеклетка - всего лишь материал, над которым сперма «работает». Эффект от интерпретации того, что мужское семя является доминантой в формировании новой жизни, трансформируется в общественном восприятии в следующую формулу: мужская роль в зачатии гораздо важнее женской роли. Следуя иерархической манере концептуализации роли женщины, эта роль рассматривается как подчиненная в процессе воспроизводства человечества. Такая точка зрения распространена не только в религиозных кругах, но и находит поддержку в современных философских дискуссиях. Чаще всего роль женщины ограничивается только её возможностью воспроизводства (т.е. вынашиванием ребенка) и тем, что она - «нива своего мужа». Таким образом, женщина должна служить мужчине, умножая его род, оберегая его отдых и ни в чем ему не прекословя.
В суре «ал-Бакара» (2:223) говорится о «жене как ниве», принадлежащей мужу, о чем мы уже упоминали. Эти строки часто интерпретируются так: мужья могут требовать сексуального удовлетворения от своих жен в любое время. Их не должно заботить то, как женщина себя чувствует, что её волнует, какие желания живут в ней, а каких вообще нет. Приведенные выше строки из суры дают мужчинам право рассматривать женщину как объект сексуального удовольствия, у нее нет права голоса в исполнении или неисполнении своих репродуктивных функций. В то же время исламские феминисты утверждают, что данная практика не отражает этику Корана, который постулирует духовные отношения между мужчиной и женщиной как основу их сексуальных отношений.
О роли женщины в зачатии писали и греческие мыслители, и исламские философы, часто базирующиеся на идеях древних греков. В Коране утверждается, что Бог является источником всех человеческих существ: в суре «ал-Ан’ам» сказано: «Он - тот, кто создал тебя из глины и дал тебе срок, известный лишь ему». Конечно, Бог - Творец создания, но ответственность за дальнейшее лежит на мужчинах и женщинах.
Средневековая мусульманская философия создала собственную теорию воспроизводства, используя в основном греческую науку и философию, которая была доступна в переводах. Речь идет прежде всего об Ибн Сине, который, как и Гален и Гиппократ, считал, что женское семя, как и мужское, важно для зачатия, но они считали этим семенем менструальную кровь. Несмотря на то, что Ибн Сина считает наличие женского семени важным в процессе зачатия, он, следуя Аристотелю, всё же говорит (в «Каноне врачебной науки») о превосходстве мужского семени, состоящего в том, что мужская сперма -фактор, двигатель, а «женская сперма» - материя, над которой «работает» мужская сперма (2, с. 82). Авиценна, как и Аристотель, считал, что индивидуальная субстанция состоит из формы и материи. При этом форма - природа вещей и действует как принцип изменения в вещах, в то время как материя - это то, что принимает эти изменения. Аристотель утверждает, что истинным родителем всегда является мужчина, при этом в процессе оплодотворения пассивной материи именно он (мужчина) определяет активную форму (душу) ребенка, а женщина - это то, что обеспечивает материал. Женщина, считал
- 49 -
Усманова З.М. Представления о статусе и роли женщины в контексте средневековой таджикской философии
Аристотель, - это низшее существо, «как бы бесплодный мужчина» (2, с. 86).
Аристотель делит общество на две сферы - политику (polis, politika) и домашнее хозяйство (oikonomika, oikos - дом). Сфера домашнего хозяйства обязана служить удовлетворению телесных потребностей мужчины, чтобы он мог посвящать себя политической жизни. Ибн Сина, широко используя идеи Аристотеля, создает собственную теорию холодного и горячего естества и применяет ее к процессу зарождения жизни. Естественно, что легкое и горячее идентифицируются у него с мужчиной, а тяжелое и холодное - с женщиной. Отсюда он делает вывод, что женщина - это недостаточный мужчина, в каком-то смысле даже отрицание мужчины (основа - в пифагорейской философии). Однако главным фактором у Авиценны опять же является Бог, который дает телу душу.
Ибн Рушд в своей «Метафизике» поддерживает теорию Аристотеля и Авиценны и говорит: «Например, мы можем сказать, что менструальная кровь - это материя для мужчины, и мужчина создает мужчину; мы также можем сказать, что Зайд создал Али, своего сына, и что менструальная кровь этой женщины - материя этого человека» (7, с. 15). Но при этом Ибн Рушд утверждает равенство обоих в процессе зачатия: беременность есть результат полового акта, даже если последний происходит без удовольствия и оргазма.
Мухаммад Газали, в отличие от Авиценны и Рушда, основывавшихся на аристотелевской теории, также говорит, что вклад обоих родителей равен. Оба семени смешиваются в матке женщины, и происходит зарождение жизни, уже имеющей определенную форму. Женская роль особенно важна, так как женщина вынашивает зародыш в матке (7, с. 7). Как видим, средневековая мусульманская философия придерживалась срединной позиции в вопросе о зачатии ребенка. Представление о вторичной роли женщины в процессе зачатия ребенка было порождено в первую очередь традицией богословских интерпретаций Корана, анализ которых должен стать объектом отдельного исследования. Необходимо отметить, что интерпретаторами и знатоками Корана являлись мужчины, поэтому многие положения ислама, касающиеся женщины и её роли, интерпретировались в интересах мужчин.
В то время, как участие женщины в зачатии и воспитании ребенка, согласно Корану, является конгруэнтной участию мужчины, в других вопросах ислам строго регламентирует все вопросы, связанные с биологическим и «культурным телом» (7, с. 5) женщины. Интересно, что женщина не является собственницей своего тела. Ее тело (должно быть) подвержено контролю со стороны мужчины: муж имеет огромную власть над женой, выраженную в религиозно утвержденном праве пользоваться ее телом всякий раз, когда он захочет. В современных мусульманских странах государство устанавливает свою власть над женским телом через введение строжайших ограничений, тяжесть которых ложится на плечи женщины .
Анализ роли женщин в исламе выявляет огромную разницу между теорией и практикой. Ф.Мернисси, марокканская исследовательница ислама, утверждает, что ислам
Прежде всего это относится к вопросам хиджаба (мусульманской женской одежды) как предмета сокрытия женского тела.
- 50 -
Usmanova Z. M. Representations about Status and Role of Woman in the Context of Mediaeval Tajik Philosophy
вовсе не учит тому, что женщины второстепенны. В действительности эта религия «утверждает потенциальное равенство между полами» (9). Мернисси считает, что ключевым словом, подчеркивающим указанную разницу между теорией и практикой ислама, является слово «потенциал» (9). Женщины потенциально равны с мужчинами, но это равенство не достигнуто.
Включение в круг научно-исследовательских проблем социальной философии и культурных исследований Центральной Азии таких важных культурных символов и норм, как представления о сексуальности, имеет большое значение во многих аспектах. В советское время в науке существовало своего рода табу на освещение и обсуждение вопросов, связанных с сексуальностью. «Одним из основных механизмов поддержания гендерной асимметрии был социальный и культурный контроль над женской сексуальностью...» (8, с. 37). Замалчивание же этой проблемы (а оно продолжается до сих пор) ведёт к снижению качества и объективности исследования гендерной стратификации общества (6, с. 4). По нашему мнению, анализ гендерных вопросов через изучение истории сексуальных отношений у таджиков и других народов Центральной Азии может открыть широкие исследовательские перспективы для новой интерпретации многих социальных и культурных явлений, имеющих место в жизни таджиков, будет более гармоничным.
Попытаемся проанализировать, как определяется и оценивается сексуальность представителями средневековой мусульманской философии.
В христианстве и европейском обществе в целом (вплоть до середины ХХ-го в.), женщины рассматривались как второстепенные существа, ниже мужчин. Христианская теология пыталась четко обосновать положение о том, что женщины являются биологически неполноценными. Ислам же, напротив, признает тот факт, что женщины являются мощными и сексуальными существами. Сексуальность должна контролироваться, и легче всего это сделать через контроль женской сексуальности, потому что она представляет собой угрозу порядку и стабильности уммы, или общины верующих.
О сексуальности женщин в работах некоторых авторов говорится, что «женщина -фитна (смута в пер. с арабского): она является воплощением неуправляемости, живым представителем опасности сексуальности и ее безудержной подрывной мощи.» (9, с. 44).
Защитники и приверженцы ислама, включая поклонников исламской философии, и сегодня активно участвуют в дискуссии по поводу места и роли женщины в исламе: они утверждают, что именно в рамках этой религии наиболее гармонично соблюдается баланс гендерных ролей, что женщина-мусульманка, в отличие от женщин в современных странах Запада, социально и экономически защищена, не может быть объектом сексуальной эксплуатации, пользуется уважением и почетом. Однако реалии сегодняшнего положения женщин во многих странах мусульманского мира в достаточной степени опровергают такую радужную картинку. Женщина по-прежнему обитает в основном в домашней сфере, уровень её представленности в общественной жизни остается низким, и не только в мусульманских странах . «... даже самый поверхностный
Женщины в национальных парламентах. Электронный адрес ресурса: http://www. ipu. org/wmn-e/classif.htm
- 51 -
Усманова З.М. Представления о статусе и роли женщины в контексте средневековой таджикской философии
анализ этой идеологической дискуссии позволяет понять, что, при наличии высокой степени солидарности мусульман между собой, их представления о роли и месте женщин в обществе, в семье, в религиозных организациях и т. п. могут значительно различаться. Присутствует и крайне консервативная трактовка прав женщин-мусульманок, привязывающая их исключительно к домашней сфере, и, напротив, мнение о том, что ислам дает женщине широкие возможности для самореализации и обеспечивает, по крайней мере потенциально, правовую и культурную базу для подлинного гендерного равенства... (5).
Особенно демонстративно о месте и роли женщины в доме и семье говорится в трактатах по домоводству и домостроительству Авиценны, Н.Туси и Дж.Давони. Определяя, какой должна быть хорошая жена, лучшая женщина, Ибн Сина подчеркивает: «Поистине благочестивая жена является сотоварищем мужчины в его владениях, хозяйкой его имущества и наместницей в периоды его отсутствия. И лучшая женщина - это разумная, богобоязненная, стыдливая, понятливая, любезная, плодовитая, с коротким языком, то есть, немногословная, смиренная, но не расточительная, верная в отсутствие (мужа), степенная в собрании, горделивая обликом, величавая станом, грациозная в ходьбе, расторопная в делах и покладистая в услужении мужу, хорошо ведущая хозяйство, приумножающая его и превращающая малое в большое своим умением, устраняющая его заботы своим любезным нравом и изгоняющая его печали нежными ласками.» (1, с. 32). Перечисляя качества, коими должна обладать «лучшая» женщина, Ибн Сина приводит следующий список:
«1. Должна быть мудрой.
2. (должна быть) религиозной.
3. (должна быть) стыдливой.
4. (должна быть) умной и проницательной.
5. Любящей и приветливой.
6. Многодетной.
7. Не должна иметь длинный язык.
8. (Должна быть) покорной.
9. (Должна обладать) чистой душой и не быть капризной.
10. В отсутствие мужа должна хранить его имущество.
11. (Должна быть) выдержанной и спокойной.
12. Степенной.
13. Величавой.
14. Во время служения мужу не должна заносчиво вести себя, но (пусть будет) покорной.
15. (Должна быть) рассудительной и умной в делах.
16. Должна приумножать (малое) имущество своего мужа.
17. Должна успокоить мужа, когда он расстроен.» (1, с. 34).
Ибн Сина приводит также три основополагающих принципа, руководствуясь которыми муж сможет управлять своей женой:
1. Непререкаемая строгость, т.е., жена должна очень сильно бояться невыполнения указаний мужа.
2. Полное уважение достоинства и чести жены.
- 52 -
Usmanova Z. M. Representations about Status and Role of Woman in the Context of Mediaeval Tajik Philosophy
3. Умы членов семейства должны быть заняты значимой работой (1, с. 34).
Далее, разъясняя суть каждого из приведенных положений, Ибн Сина предупреждает: «Если жена не боится своего мужа, то она начнет пренебрегать им, а когда она станет пренебрегать им, то она не будет слушать его указания и обращать внимание на его порицания. Не удовлетворяясь этим, она подчинит его своей воле, превратившись во властительницу, а он превратится в подвластного, она будет повелевать, а он исполнять, она обратится в хозяина, а он в подручного... О, горе тогда такому мужу! Чего только не могут навлечь на него ее непокорность и самоволие, и что он только не пожнёт из-за ее легкомыслия и самоуправства! На него устремятся ее прихоти, когда она воссядет на коня своих страстей, порождающих бесстыдство, бесчестье, погибель и разрушения.» (1, с. 34). Ибн Сина также подчеркивает: «Таким образом, страх жены перед волей мужа является основой и фундаментом политики мужа в отношении жены.». Раскрывая свою мысль о страхе жены перед мужем, мыслитель пишет: «1. Муж должен сохранять самоуважение. 2. (Муж) должен сохранять свою религию и благородство. 3. Должен выполнять свои обещания и угрозы.» (1, с. 34).
Что касается отношения мужа к жене, то его уважение к жене зиждется на следующих принципах: 1) содержать её в хорошем состоянии; 2) не транжирить и не присваивать её имущество; 3) занять её разум значимой работой: «.если жена останется без дела и не очень усердно будет заниматься своей работой, то она будет чрезмерно веселой, займется убранством самой себя и выставлением себя напоказ. Из-за этого она посчитает, что уважение и почитание мужа ниже её.» (1, с. 36).
Таким образом, Ибн Сина проводил в своих трудах идею об абсолютно зависимом положении женщины в семье, о необходимости в ней страха перед мужем и подчинения как главных принципах взаимоотношений мужа и жены. Главная же обязанность мужа заключается в том, чтобы занять ум своей жены работой, в противном случае она может «испортиться», начать думать о себе и может забыть о своей «главной функции» -почитании мужа. С её стороны же возможен только один вид активности в отношении мужа: всяческими уловками стараться продлить доброе, уважительное отношение мужа, если таковое проявится.
Таким образом, средневековая традиция мусульманской философии утверждает дуалистическое понимание бытия и человека в таких категориях, как дух/материя, тело/душа, причина/следствие и других, где мужчина ассоциируется с причиной, духом и душой, а женщина - со следствием, с материей, природой, телом. Три основных предположения (превосходство мужчины в человеческом воспроизводстве; единственная роль женщины как воспроизводителя; - «жена - нива своего мужа») подвергнутые нами анализу, были закреплены в Священном писании.
В средневековой мусульманской философии, как и во многих философских системах того времени, разум, рациональность и способность познать Всевышнего считались качествами, присущими исключительно мужчинам, что «привело к латентному утверждению андроцентризма и маскулинизма как системообразующих принципов метафизических философских концепций» (4). Традиция средневековой таджикской философии не вышла за пределы дуализма женского - эмоционального и мужского-рационального начал. Не преодолев этого дуализма, средневековая таджикская философия оказала серьезнейшее влияние на становление последующих культурных и теоретических
- 53 -
Усманова З.М. Представления о статусе и роли женщины в контексте средневековой таджикской философии
парадигм, касающихся отношений мужчины и женщины. Согласно гендерной иерархии, природные различия между мужчинами и женщинами напрямую определяют и все другие: онтологические, моральные, духовные, финансовые, социальные, культурные, политические. Таджикистан является светским государством, и его политическая система вполне этому соответствует. Тем не менее, его общество руководствуется во многом мусульманскими установлениями. Объясняется это тем, что в средневековый период Коран и Сунна были базовыми источниками философской рефлексии, что не могло не повлиять на гендерные представления таджикской культуры.
Средневековая мусульманская философия создала собственную теорию воспроизводства, в которой женщине отводилась менее важная роль. Основная же формообразующая, системообразующая функция принадлежала мужчине. Теоретическая парадигма представлений о мужском и женском в средневековой мусульманской философии была основана на таких базовых моментах, как древнегре-ческая/аристотелевская традиция осмысления женщины как второстепенного существа и «материи», материала для «формы» - мужского начала, призванного одухотворить низшую материю; а также на идее о несовершенстве женщины, так как она «была создана из сломанного (курсив наш - З.У.) ребра Адама» (Коран, «Юсуф», 12:28). Идея о необходимости тотального контроля мужчины над женским телом так как ей свойственно быть лукавой и хитрой и т.п., обоснованная средневековыми исламскими философами, нашла практическое отражение и применение в культурах мусульманских обществ во всем мире.
Список использованной литературы
1. Абу Али Ибн Сино. Сочинения. Трактат о политике. -Душанбе: Дониш, 2012. - Том. 4. -1002 с.
2. Аристотель. О возникновении животных. / Пер. В. П. Карпова. (Серия «Классики естествознания»). -М.-Л.: Издательство АН СССР, 1940. -252 с.
3. Богоутдинов А.М. Очерки по истории таджикской философии. -Душанбе: Дониш, 2011. -334 с.
4. Воронина О.А. Оппозиция духа и материи//Вопросы философии. -2007. -№2. -С.56-65.
5. Тартаковская И. Права женщин в дискурсе исламского феминизма. 04 апреля 2011 / [электронный ресурс]: Журнальный клуб Интелрос. Гендерные исследования.2008.№18. http://www.intelros.ru/tags/ (дата обращения: 30.04.2014).
6. Текуева М.А. Гендер как социокультурный конструкт адыгского общества: автореферат дис. доктора исторических наук 07.00.07. / Текуева Мадина Анатольевна. - Махачкала , 2006 - 42 с.
7. Etin Anwar. Gender and Self in Islam. NY: ”Routledge ”, 2006. 194 pp.
8. Harris, Collette. Collete Harris. Control and Subversion // Gender, Islam and Socialism in Tajikistan. -Amsterdam: “Pluto Press”, 2000. -216pp.
9. Mernissi F., Beyond the Veil: Male-female Dynamics in Modern Muslim Society. - Bloomington : Indiana University Press, 1987. -200pp.
10. Mohammed Ali Albar. Human Development as Revealed in the Holy Qur’an and Hadith//(The Creation of Man between the Medicine and the Qur ’an, Jeddah: Saudi Publishing and Distributing House, 1989. 149 pp.
- 54 -
Usmanova Z. M. Representations about Status and Role of Woman in the Context of Mediaeval Tajik Philosophy
Reference literature:
1. Abu Ali Ibn Sino. Compositions. Treatise on Politics. - Dushanbe, 2012. -V.4.- 1002pp.
2. Aristotel. On Appearance ofAnimals./ Translation by V.P. Karpova.(Series “Classics of natural
sciences”) -M.-L.: 1940. - 252pp.
3. Bagoutdinov A.M. Essays on the History of Tajik Philosophy. -Dushanbe, 2011.- 334pp.
4. Voronina O.A. Opposition between Spirit and Matter //Issues of Philosophy. 2007, #2.-PP. 56-65.
5. Tartakovskaya I. Women's Rights in the Discourse of Islamic Feminism. April 4, 2011 / [Electronic resource]: Rubrique: Intelros Journal Club. Gender Explorations. 2008, #18. / http://www.intelros.ru/tags/ (date of addressing: 30.04.2014)
6. Tekuyeva M.A. Gender as Sociocultural Costruct of Adyg Society. Synopsis of Dr.'s dissertation on
history: 07 00 07. /Tekuyeva Madina Anatolevna. - Makhachkala, 2006. - 42 pp.
7. Etin Anwar. Gender and Self in Islam. NY: ’’Routledge ”, 2006. -194 pp.
8. Harris, Collette. Collete Harris. Control and Subversion // Gender, Islam and Socialism in
Tajikistan. -Amsterdam: Pluto Press, 2000.- 216pp.
9. Mernissi F., Beyond the Veil: Male-Female Dynamics in Modern Muslim Society. - Bloomington :
Indiana University Press, 1987. -200pp.
10. Mohammed Ali Albar. Human Development as Revealed in the Holy Qur’an and Hadith//(The Creation of Man between the Medicine and the Qur’an, Jeddah: Saudi Publishing and Distributing House, 1989. -149 pp.
- 55 -