УДК371.018 З.А.ХАКИМОВА
ББК 74.200,56
РОЛЬ СЕМЬИ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Современный этап развития социума, где многие представители гуманитарных наук его называют в культурологическом аспекте постмодернистским и технотронным, ставит перед человечеством проблему выбора сценария дальнейшего развития. Разумеется, в этих условиях феномен семьи переживает серьезный кризис. Его суть и назначение нуждаются в глубоком осмыслении, выявлении базовых семейных ценностей, особенностей современных семейно-брачных отношений, обеспечивающих существование семьи как формы самоопределения и самоутверждения человека в его духовном и материальном бытии (11).
Вне всякого сомнения, семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия национального общества и личности. Поскольку духовность внутреннего мира человека выражает его родовую сущность, определяет содержание и свойства жизненного пространства личности, поэтому она выступает конструктивным моментом ее социального поведения и способом самореализации (9).
Как показывает история развития человечества, до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи, как исполнителя некоторых своих специфических социальных заказов, так как семья - это уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной, этнической информации; ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека. В этой связи совершенно справедливо, что основой формирования общечеловеческих ценностей является возрождение этнокультурных ценностей (гуманность, патриотизм, миролюбие, толерантность, тяга к науке, трудолюбие, красота, доброта, любовь к поэзии, музыкальный фольклор), которые вносят вклад в цивилизационный процесс (10).
Неоспорим тот факт, что семья формируется на основе одной из величайших ценностей человека, которая называется любовь. Именно в ней открывается бесконечная ценность человеческой личности, радость умаления себя ради того, кого любишь, радость продолжения себя. Все это выразилось в социальном институте, называемом семьей.
Безусловно, в разные времена существовали различные взгляды на семью, на её ценностные основы, роль, значение и место в обществе. В этих воззрениях неизменным оставалось то, что значение семьи в жизни каждого человека и в жизни общества невозможно переоценить (2). При этом важно учесть, что семья развивается и изменяется вместе с обществом, и она является наиболее устойчивым и консервативным его элементом.
Как известно, в настоящее время процесс изменения социокультурных условий резко усугубляет противоречия между семейными и внесемейными отношениями. Они определяются специалистами как «ценностный кризис семьи». Совершенно естественно, что общество и государство всегда заинтересованы в наличии духовно прочной семьи, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения, прежде всего, - это здоровье нации в целом. Более того, именно в семье формируются основные личностные качества гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых должно отвечать потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества (13).
Характерно, что процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность - всё это далеко не полный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в современном таджикском обществе, происхождение которых, не в последнюю очередь, обусловлено и состоянием института семьи. Устранение этих явлений возможно только с укреплением семьи как полноценного социального института (13).
Необходимо серьезно исследовать семью с научно - философской точки зрения, как в трудах персидско-таджикских мыслителей средневековья, так и современности (1).Проблема семьи и семейных отношений мыслителями прошлого рассматривается в разных её аспектах. Прежде всего, они попытались проанализировать исторический путь развития форм брачно-семейных отношений подобно структуре, воспроизводящей человека как биологическую особь, и рассматривали развитие семьи как часть эволюционного процесса мировой истории.
Что касается персидско-таджикских мыслителей средневековья, то в их трудах семья характеризуется как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но и как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи ими признается как одна из важнейших и востребованных обществом (3).
Примечательно, что, основываясь на идеях Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, восточные перипатетики рассматривали его как институт, способный выполнять функции социализации и самоидентификации личности (1).По их мнению, государство — это форма общежития граждан, но не единственная, и другой такой формой они считали семью, которая предшествует государству, выступающему по отношению к ней как цель граждан, энтелехии семьи и человека (9). Как и Аристотель, для них человек -политическое, по своей природе, существо. Говоря о семье, предшествующей образованию государства, перипатетики пишут лишь о семье феодального общества, о которой они мыслили не исторически, считая, что эта сложившаяся при феодализме естественная форма общежития не подлежит никаким изменениям во все времена человеческого существования (1).
Философы-перипатетики, считая домоводство наукой, указывают, что данная наука занимается анализом проблем культуры семьи и помогает управлять семьей, налаживать отношения между ее членами, воспитывать детей, правильно, целесообразно вести хозяйственные дела. Эти мыслители также рассматривали причины возникновения семьи, определяя ее функцию продолжения рода, воспитания и обучения детей, анализировали нравственные отношения в семье, роль мужа, жены и других членов семьи, описывали способы ведения семейного хозяйства, проблемы семейного дохода и расхода и т.д. В совокупности они исследовали проблемы возникновения и развития семьи, семейно-брачных отношений, роль семьи в жизни общества и каждого индивида(4).
В связи с этим, заслуживает констатации утверждение современного таджикского исследователя М.Диноршоева, что «отдельный человек, по Ибн Сине, выживает и достигает счастья, лишь объединившись в сообщество себе подобных. Первичную и простейшую форму такого объединения он называет домом (семьей). Совокупность проблем, связанных с формированием и управлением домом (семьей), им анализируется во второй части практической философии, именуемой домоводством. Анализ соответствующих трудов мыслителя показывает, что возникновение и становление семьи он связывает с необходимостью добывания средств существования, а также сохранения и продолжения рода человеческого. Это означает, что мыслитель в семье видит, во-первых, хозяйственную ячейку по производству и добыванию средств жизни, во - вторых, способ производства непосредственной жизни (деторождения), обеспечивающий сохранение и продолжение бытия рода человеческого»(4).
Таким образом, определяя основные социальные аспекты семьи, персидско-таджикские философы средневековья в духе своих предшественников писали, что семья представляет собой сложное социальное образование: с одной стороны, она, как социальный институт, тесно взаимосвязана с другими социальными институтами государства и с социальными изменениями, происходящими в этом государстве. С другой стороны, семья, как малая социальная группа, имея свои закономерности функционирования, может и распасться. При изучении семьи, как социально-психологической группы, они большое значение придавали межличностным отношениям, взаимодействиям членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, организации семейной жизни и факторам устойчивости семьи как группы (муж, жена, дети, слуга и прожиточный минимум).
Например, в своем «Трактате о политике», в части «домоводства» Ибн Сино, анализируя проблемы человека в обществе, пишет, что «все - от царя до подданных, нуждаются в пище, являющейся основой жизни, и накоплении ее излишков для трудных дней... Человек нуждается в месте, где бы он мог сохранить для трудных своих дней то, что приобрел. Стало быть, человек вынужден строить себе дом и жилища. Когда человек построил дом и накопил там на свой «черный день» определенное имущество, у него возникла нужда в компаньоне, который мог бы охранять накопленное от разграбления. Стало быть, человек для сохранения накопленного имущества вынужден избрать себе заместителя. Однако
никто не может быть ему достойным заместителем, кроме женщины»(4).Вслед за анализом моральных и других качеств супругов, как основных составляющих семьи, средневековые восточные мыслители в своих трудах рассматривали основные функции семьи в обществе.
Как известно, у каждого из институтов есть свои, только ему присущие функции, определяющие его профиль, и функции, которые сопровождают действие основных. Функции же семьи нельзя разделить на главные и второстепенные; все семейные функции - главные, однако, необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семье пришлось приспосабливаться, к которым она была «принуждена» в определенных исторических условиях. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем в такой своеобразной форме, когда реализация этих общественно значимых функций происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни - без всякого внешнего принуждения и давления. Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, наши мыслители выделяют в первую очередь именно семью. Они отмечают, что традиционно семья -главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена и тем, что именно в семье человек проживает большую часть своей жизни. Они также уделяли огромное внимание обучению ребенка ремеслу, его культуре речи, правилам поведения за столом, соблюдению личной гигиены и др.(8).
Общеизвестно, что семья - очень важное, ответственное дело человека. Она приносит полноту жизни и счастья, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Цель любого цивилизованного общества - счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение. Следовательно, государство должно еще больше внимания уделять заботе о семье: повышение реальных доходов, социальных пособий и льгот, жилищная обеспеченность и т.д. В Конституции Республики Таджикистан записано: «Семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства» (7,63).
Поскольку каждая семья -это саморазвивающаяся система, то ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, общая культура. Функции, структура семьи, ролевое поведение членов семьи составляют сущность этой организации.
В настоящее время, когда не только в нашей стране, но и в мире в целом стал предельно ощутимым «дефицит нравственности», проблема нравственного воспитания приобретает более масштабный характер. Отрицательное влияние различного рода антиценностей на сознание, главным образом молодежи, через «массовую культуру», средства массовой информации и другие источники привело к проявлению бездуховности, потере многих нравственных ориентиров и ценностей. Сегодня как никогда необходимо обратить внимание людей на то, что высшей ценностью является сам человек, его культура, самосознание.
Бесспорно, важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Именно здесь закладываются основы личности ребенка, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как вести себя в различных ситуациях. В этой связи следует подчеркнуть главные аспекты проблемы семьи, к которым можно отнести следующие: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический. Они лежат в основе и определяют многофункциональность семьи, как важного социального института. Система взаимодействия семьи и общества, с одной стороны, и семьи и личности - с другой, формируют социальные функции семьи, важнейшими из которых на всем пути развития были прокреативная, хозяйственно-бытовая и воспитательная.
Уместно напомнить, что семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества и государства. Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни содержит вышеназванные аспекты, и эффективность нравственного воспитания детей во многом зависит от правильного определения внутрисемейных социально-псхологических факторов (так называемый воспитательный потенциал семьи). Воспитательный потенциал семьи складывается из следующих
компонентов: материальная и жилищно-бытовая обеспеченность семьи; культурно-образовательный уровень родителей; морально-психологический климат, сохранение обычаев, традиций, семейных духовных ценностей. Соответственно, причинами, затрудняющими процесс формирования ребенка, могут быть: неполная семья; конфликтная атмосфера в семье; отсутствие педагогических умений и навыков; чрезмерная родительская любовь; авторитарные методы воспитания и т.д. Главным условием максимально положительного влияния семьи на воспитание ребенка является, прежде всего, уровень морально-нравственной, педагогической и психологической культуры самих родителей, а также всех членов данной социальной организации.
Решение проблем семьи стало особенно актуальным для Таджикистана в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. В этих условиях рассмотрение семьи только в качестве социального института, в некоторой степени, сужает ее значимость до одностороннего качества нормативной единицы социума.
Более того, в связи с происходящими социокультурными изменениями, усугубляются противоречия между семейными и несемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи». Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной, вырастить биологически и нравственно здорового ребенка.
Неслучайно проблема воспитания в семье поднята на уровень национальной государственной политики Республики Таджикистан. За последние несколько лет разработана национальная концепция воспитания, основанная на достижениях современной таджикской педагогики и с учетом педагогических воззрений наших предков, был принят основополагающий документ в этой области закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей в воспитании и учёбе детей»». С приобретением государственной независимости Республикой Таджикистан и принятием Закона РТ «Об ответственности родителей в воспитании и учёбе детей» (от 2.08.11, №762) весьма обострились и проблемы формирования в подрастающем поколении моральных качеств. И здесь, наряду с разработкой конкретных программ нравственного воспитания и соответствующих методик для учебных заведений страны всех уровней, во главу угла должна быть поставлена философия воспитания. При этом особое значение должно быть придано такому мощному инструменту, как формирование педагогической культуры семьи, обоснование этого процесса с научно-философских позиций.
Естественно, школьное образование ребенка нельзя рассматривать в отрыве от семьи, вне культурной традиции, как и жизнь его в семье нельзя анализировать вне соотнесенности со школой. Философия антропологии в данном случае четко констатирует, что общая культура школы и общая культура семьи - это не какая-то придуманная абстракция, а вполне определенная реальность. Для того чтобы оценить эту реальность в Таджикистане, нужна своя система координат, которая складывалась в течение долгой истории таджикского народа.
Примечательно,что такая система координат нашла своё отражение в Конституции Республики Таджикистан, в Законе Республики Таджикистан «Об образовании», в Концепции национальной школы Республики Таджикистан и в других директивных документах Правительства Республики Таджикистан. Например, в Законе «Об образовании» отмечено: «Обязанностями родителей в семье является забота о физическом, духовном здоровье детей, создании необходимых условий для подготовки их к школе и развития у них способностей; воспитание у детей нравственных качеств: гуманизма, трудолюбия, щедрости, милосердия, уважения к культурным, национальным ценностям».
Разумеется,задачи нравственного воспитания, его содержание тесно связаны с проблемами общественного строя.Общечеловеческая мораль возникла, прежде всего, в семье, в условиях семейной жизни, в труде, в повседневной жизни. В настоящее время нравственные понятия и представления являются для всех понятными, сознательно усвоенными. Согласно этому, прочное усвоение основных общечеловеческих нравственных понятий и формирование на их основе убеждений и традиций считаются важной частью процесса духовного воспитания. Известно, что духовность является одним из важных основ общества. Любая деятельность основывается на нравственной позиции, так как нравственная норма в человеческом обществе занимает своё особое место и играет свою особую роль. Большинство же нравственных законов живут в сознании членов общества в форме традиций и обычаев.
Необходимо иметь в виду, что воспитание нравственных качеств с помощью народных традиций, обычаев - очень сложный и длительный процесс. Использование в воспитании детей лучших народных традиций и обычаев в соответствии с задачами и условиями современного общества весьма положительно влияет на нравственное развитие личности(5).
Заслуживает внимания то, что в большинстве передовых семей республики в последние годы вопросу нравственного воспитания детей в семье придаётся большое значение. Хотя в этой области сделано немало, однако, остаётся ещё ряд проблем, требующих достаточно полного освещения. Характерно, что воспитание нравственных качеств у детей в семье будет эффективным, если: а) воспитание детей в семье опирается на традиции народа; б) в этом процессе используется личный пример родителей по соблюдению семейных традиций; в) деятельность детей по формированию нравственных качеств осуществляется систематически и планомерно; г) обеспечивается взаимосвязь воспитания и самовоспитания нравственных качеств детей в семье; д) соблюдается преемственность и взаимодействие семейного, школьного и общественного воспитания; е) разработанные содержание, методы и приемы воспитания способствуют духовному обогащению личности(12).
Таким образом, анализируя роль семьи в обществе, можно утверждать, что она и результат и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации, а также важнейший источник социального и экономического развития общества.Семья производит главное общественное богатство -человека. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились и не обходится без семьи. В этом плане государство координирует нравственный и культурный потенциал семьи, общества и школы по целенаправленной социализации подрастающего поколения и активного его участия в семейной и общественной жизни; приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры путем приобщения его к национальной культуре.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абуали,ибни Сино.Тадбири манзил(Домоводство)/А.И.Сина.-Душанбе:Ирфон,1983.-С.13-28.-2т.
2. Авесто. Представление и исследование Джалила Дустхоха. Составитель таджикского текста Муаззами Диловар. Душанбе, 2001. -792 с.
3. Аристотель.Политика.Соч.Т.4. -С.375-644.
4. Диноршоев,М.Философия НасириддинаТуси/М.Диноршоев.- Душанбе.: Дониш. - 1968. - 156 с.
5. Исаев,С.И.Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье/С.И.Исаев. -Автореферат канд. дисс. Душанбе. 1974. -24с.
6. Ибн,Сина.Трактат о политике.Т.4.217 с.
7. Конституция (Основной закон) Республики Таджикистан.
8. Мирбобоев,М.К.Этика Джалолиддина Давони/М.К.Мирбобоев.-Душанбе:Дониш,1992.-140с.
9. Платон.Государство. Соч. в 4-х т.т. Т. 3., 4.1. - М.: Мысль, 1972. - С.88-454.
10.Рахимов, М. Философия человека Абу Али ибн Сина (Авиценна)/М.Рахимов.-Душанбе: Эджод,2005.-332с.
11.Проблемы этики в философских учениях стран Востока. М.: Наука, 1966. - 270с.
12.Хакимова, З.А. Культурно-антропологические концепции семьи в практической философии восточных перипатетиков/З.А.Х,акимова.-Душанбе: Дониш,2013.-143 с.
13.Послание Президента РТ Э.Рахмон в Маджлиси Оли и Маджлиси намояндагон, январь,2015 г.
REFERENCES:
1. Abuali,ibni Sino.Tadbiri Manzil(Housekeeping). Selected Works/A.i.Sino.-Dushanbe: Cognition, 1983.-Р. 13-28.-2 v.
2. Avesto.Presentation and Exploration by Jalil Dustkhoh. Compiler of the Tajik text: Muazzami Dilovar.-Dushanbe, 2001.-792 p.
3. Aristotel.Politics. Composition.-V.4.-Р.375-644.
4. Dinorshoyev,M.Philosophy of Nasriddin Tusi/M.Dinorshoyev.-Dushanbe:Knowledge,1968.-156 p.
5. Isayev,S.I.National Traditions and Experience on the Labour Upbringing of Kids in the Family. Synopsis of candidate dissertation/S.I.Isayev.- Dushanbe, 1974. - 24 p.
6. Ibn, Sino. Treatise Concerned with Policy. - V.4. - 217 p.
7. Constitution (Special law) of Tajikistan Republic.
8. Mirboboyev,M.K.Ethics of Jaloliddin Davoni/M.K.Mirboboyev.-Dushanbe:Knowledge,1992.-140 p.
9. Platon.State.Compositions. In four volumes.-V.3.,4.1.-M.:Thought,1972.-454 p.
10.Rahimov,M.Philosophy of the Human-Being Abu Ali ibn Sino by Name/M.Rahimov.-Dushanbe:Invention,2005.-332 p.
11.The Problems of Ethics in Philosophical Tenets of East Countries.- M.: Knowledge,1996.-270 p.
12.Hakimova,Z.A.Cultural-Anthropological Conception of Family in Pectical Philosophy of Eastern Peripataetics/Z.A.Hakimova.-Dushanbe:Knowledge,2013.-143 p.
13.The Message of the President of the Republic of Tajikistan Emomali Rakhmon to Majlisi Oli, Namoyandagon of Tajikistan Republic.January,2015.
Роль семьи в обществе и её социально-философская интерпретация
Ключевые слова: семейные ценности, духовное и материальное бытие, асоциальные явления, социализирующая функция семьи, практическая философия, специфические функции семьи, институт воспитания, нравственное развитие личности
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социально- философской интерпретации семьи в обществе. Подчеркивается, что семья является носителем отечественной традиции духовности, проявляющейся во всем спектре бытия национального общества и личности. Определяется основные социальные аспекты семьи в средневековой персидско-таджикской философии и сегодняшнего цивилизованного общества.
Обобщается, что решение проблем семьи стало особенно актуальным для Таджикистана в связи с глобальной переоценкой социальных ценностей, так или иначе обусловленных новыми культурно-историческими реалиями. Значительное внимание уделяется решения проблемы воспитания в семье на уровне национальной государственной политики Республики Таджикистан.Подытоживается, что государство координирует нравственный и культурный потенциал семьи, общества и школы по целенаправленной социализации подрастающего поколения и активного его участия в семейной и общественной жизни; приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры путем приобщения его к национальной культуре.
The Role of Family in Society and its Social-Philosophical Interpretation
Keywords: family values, spiritual and material everyday life, asocial phenomena, socializing function of family, practical philosophy, specific function of family, institute beset with upbringing, moral development of personality
The article dwells on the current problems associated with social-philosophical interpretation of family in the society for today. It is emphasized that family is a bearer of domestic traditions of spirituality evinced in all specters in regard to everyday life of both national community and individuality. The author defines the principal social aspects of family in the mediaeval Persian-Tajik philosophy and today's civilizational society as well.
It is suggested that the solution of family problems have mainly become an actual one in Tajikistan, in connection with global overvalued social values thus or otherwise preconditioned by the new cultural-historical reality. Significant attention is paid to the solution of the problems in question at the level of national statalpolicy of Tajikistan Republic.
In a nutshell, the author comes to the conclusion that state coordinates both moral and cultural potential of family, society and schools in targeted socialization of the growing generation and its active participation in family and social life; introduction of the young generation into common human values and ideal culture by means of imbuing it to the national culture being taken into consideration as well. Сведения об авторе:
Хакимова Зумрад Абдухафизовна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail: zumrad@mail. tj Information about the author:
Hakimova Zumrad Abduhafizovna. Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the department of philosophy under Khujand State University named after acad.B. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: zumrad@mail.tj