Научная статья на тему 'Представление о теплоте, электричестве и магнетизме в трудах средневековых персидско-таджикских ученых'

Представление о теплоте, электричестве и магнетизме в трудах средневековых персидско-таджикских ученых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ НАУКИ / РАЗВИТИЕ ФИЗИКИ В СРЕДНИЕ ВЕКА В ХОРАСАНЕ И МАЕЕРАННАХРЕ / ИБН СИНА / БЕРУНИ / HISTORY OF SCIENCE / DEVELOPMENT OF PHYSICS IN KHOROSAN AND MAVERANNAKHR IN MIDDLE AGES / IBN SINA / BERUNI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Усмонов Гафурджон Хасанович, Шамсидинов Мумин Иномджонович

Статья посвящена анализу представлений средневековых персидско-таджикских ученых о природе теплоты, электричества и магнетизма. Автор предпринимает попытку на основе трудов Ибн Сины «Курозаи табииёт» и «Рассуждения о причинах грома», и особенно ппоявления искры, то есть статического электричества, грома и молнии. Утверждается, что достижения средневековых персидско-таджикских ученых можно рассматривать как один из существенных этапов предистории классической физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Imaginations about Warmth, Electricity and Magnetism in the Works of Mediaeval Persian-Tajik Scholars

The article dwells on the analysis of imaginations of mediaeval Persian-Tajik scholars in reference to the nature of warmth, electricity and magnetism. Proceeding from the Ibn Sina ’s works “Kurozai Tabiiyot” and “Judgments about the Nature of Thunderstorm ” the authors make an endeavour to analyze Ibn Sina ’s tenet about the reasons accounting for upspringing of spark, i. e. static electricity, thunder and lightning; the scientific correspondence between Ibn Sina and Beruni being taken into consideration too. It is asserted that the achievements of a mediaeval Persian-Tajiks scholars can be looked upon as one of the essential stages of classical physics pre-history.

Текст научной работы на тему «Представление о теплоте, электричестве и магнетизме в трудах средневековых персидско-таджикских ученых»

Г.Х. Усмонов, М.И. Шамсидинов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТЕПЛОТЕ, ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ И МАГНЕТИЗМЕ В ТРУДАХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКИХ УЧЕНЫХ

Ключевые слова: история науки, развитие физики е средине века е Хорасане н Мавераннахре, Ибн Снна, Беруин

Свойства притягивания магнита было известно еще в древности. Этим вопросам, а также причине появления искры или нагревания в результате трения, либо по другой причине, посвятили немало трактатов и средневековые персидско-тацжикские ученые. Например, из списка сочинений Абу Бакра ар-Рази (865-925) известен нам в том числе и следующий трактат: «О причине притягивания магнитного камня» («Фи иллати джазб ал-магнатис ал-хадида»). Этот трактат, как и многие другие его сочинения, не сохранился до нашего времени, он только упоминается в библиографическом труде Абурайхана Беруни (1). Это единственный трактат, посвященный причине притягивания магнита, известный нам с конца IX - начала X веков на всем средневековом мусульманском Востоке в целом. Хотя и другим «физикам» мусульманского Востока, прежде всего, Ибн Сине (980-1037) и Беруни (973-1048), были известны свойства и причины притягивания магнита, но подобного трактата мы не встретим в списке их сочинений.

Представления Беруни и Ибн Сины о природе теплоты и электричества отражены, в основном, в их научной переписке (2). Ибн Сина сам рассматривает эти вопросы в трактате «Курозаи табииёт» (3; 4) и «Рассуждения о причинах грома» (5).

Научная переписка как форма научной дискуссии в истории науки всегда играла важную роль, продолжаясь фактически в течение всей

170 Г N

— НОМАИ донишгох )

истории культуры и науки с древности до наших дней - от переписки Архимеда до переписки Бора и Резерфорда и других известных ученых современности. В истории науки средневековья научная переписка играла очень важную роль, фактически заменяя непосредственные контакты между учеными.

В истории физико-математических наук в средние века известны несколько научных дискуссий. Одна из них, которая сыграла важную роль в развитии теории движения, геометрической оптики, вопросы теплоты, электричества и других вопросах физики того времени проходила между Абу Али ибн Синой и Абурайханом Беруни по поводу сочинений Аристотеля в форме вопросов и ответов. Нам известны восемнадцать вопросов Беруни относительно «Физики» и «Книги о небе» Аристотеля и ответ Ибн Сины на них (2, 363 388).

Рассмотрим один из этих вопросов, касающийся представления о теплоте, хотя речь в этой переписке идет и о других проблемах: сущности движения, геометрической оптике, механике, математике и др.

В своем седьмом вопросе относительно «Физики» Аристотеля, ал-Беруни спрашивает: «Если тела расширяются от жары и сжимаются от холода и, вследствие первой причины, лопаются флаконы от духов и прочего, то почему лопаются и разбиваются сосуды, вода в которых замерзла?».

Ответ Ибн Сины: «В сути твоего вопроса заключается и ответ на него. Если тело расширяется под влиянием нагрева и требует больше места, отчего лопается флакон, то также и тело, которое сожмется под действием холода, займет меньше места, почти осуществляя пустоту в сосуде. Это изменение вызывает разрыв сосуца и заставляет его лопаться. В природе имеются еще и другие причины этого явления, но приведенный мною факт встречается чаще всего. Таким образом, в наших словах содержится достаточный ответ» (2, 387).

Мы видим, что оба они по сути дела правильно понимали проблему теплового расширения тел. Проблема теплоты и ее природы рассматривается также в философской части их переписки (2,365-381).

Именно этот вопрос - раскалывание кувшина зимой, когда вода в нем замерзает, рассмотрен также в четвертой части трактата «Курозаи табииёт». Но в «Курозаи табииёт» Ибн Сина на этот вопрос отвечает подробнее и немного иначе. Рассмотрим этот вопрос из чет-

вертой главы четвертого раздела «Курозаи табииёт». Потому что холод является причиной разьединения частей вещи, которая состоит из единой субстанции, и соединения частей вещи, которая состоит из разных субстанций. Следовательно, холод разъединяет части воды, когда она замерзает. По этой причине тело воды становится пористым, и ее объем увеличивается. Она (уже) не поместится в кувшине, и по этой причине расколет его. Доказательством того, что холод разъединяет части воды, является то, что когда вода замерзает, она становится легче, чем в исходном состоянии. Доказательством того, что (вода) становится пористой, является то, что когда лед опускаешь в воду, (он) плавает в воде, так как (вода при замерзании) становится легче. Следовательно, причина раскалывания кувшина, когда в нем замерзает вода, ясна.

Следует отметить, что речь здесь идет, по-видимому, о глиняном кувшине, так как именно глиняная посуца лопается из-за указанного эффекта. Хотя в средние века существовали и металлические кувшины, но глина тогда была основным материалом для изготовления посуцы. Ибн Сина соглашается с объяснением расширения предмета при нагревании и его сжатии при охлаждении. Об этом свидетельствует его научная переписка с Абурайханом Беруни относительно «Физики» Аристотеля.

А сущность данного вопроса он объясняет таким образом, что из-за холода частицы воды, поскольку они становятся однородными, удаляются друг от друга, и ее объем становится больше. Это и является причиной растрескивания кувшина.

Сегодня нам известно, что при замерзании плотность воды становится меньше, а значит расстояние между молекулами возрастает, и вода стремится занять больший объем, что и является причиной растрескивания кувшина.

Трактат «Курозаи табииёт» (2), наряду с другими проблемами физики, также содержит интересные вопросы, касающиеся теории теплоты и электричества. Например, в первой главе четвертого раздела Ибн Сина рассматривает причину выскакивания искры при трении о чистый выстиранный халат. Говоря о чистом, выстиранном халате, следует, конечно, иметь в виду шелковый халат, так как именно трение о шелк приводит к появлению искр. Следует заметить, что в средние

172 f Ч

— ~ НОМАИ ДОНИI ыгох )

века в эпох\ Ибн Сины не была известна сущность электричества. Поэтому он не мог дать современного объяснения рассматриваемому явлению. Но, тем не менее, он правильно видел причину появления искр в процессе трения.

Известно, что искра появляется в результате соприкосновения и последующего трения разнородных тел. Одно соприкосновение еще не приводит к появлению искр. При трении (многократном соприкосновении) о чистый шелковый халат его материя электризуется

- происходит процесс накопления статического электрического заряда, в результате чего и появляются «небольшие разряды» - искры.

Таким образом, Ибн Сина до какой-то степени правильно объяснил причину появления искр, т.е. «статического электричества».

В четырнадцатой главе этого раздела Ибн Сина попытался разъяснить причину грома и молнии, дождя и града, разницу между весенними и зимними облаками. Этим проблемам, т.е. о причинах грома, он посвятил специальный трактат под названием «Рассуждения о причинах грома» (6).

Из трактата «Рассуждения о причинах грома», а также «Курозаи табииёт» видно, насколько правильно Ибн Сина понял и объяснил проблемы и вопросы электризации разнородных тел и представления о теплоте. Конечно, некоторые моменты его объяснений несут на себе печать того, что они были высказаны за тысячу лет до нашего времени. И все же некоторые его объяснения природных явлений не потеряли своего ценного значения до сих пор.

Таким образом, можно сказать, что творчество средневековых персидско-таджикских ученых оставило заметный след не только в истории физики, но и в истории науки и культуры в целом. В их произведениях, написанных преимущественно на арабском языке - языке науки на средневековом мусульманском Востоке - выразительно представлена картина общественно-политической и научной жизни эпохи мусульманского Ренессанса.

Начиная с эпохи средневековья, научные труды Абу Бакра ар-Рази, Абурайхана Беруни, Абу Али ибн Сины, Омара Хайяма, Абд ар-Рахмана ал-Хазини, Насирадцина ат-Туси, Кутбиддина Ширази много раз переводились и издавались на многих языках мира.

Это сыграло заметную роль в становлении таких известных европейских ученых как Аверроэс, Альберт Великий, Жан Буридан, Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), Вителло, Рене Декарт (1596-1650 гг.) и ДР-

Таким образом, творчество ученых Средней Азии и Хорасана оказало самое плодотворное влияние на формирование и развитие средневековой физики («науки о природе»), науки и культуры вообще. В особенности это относится к периоду европейского Возрождения, но это влияние сказывалось вплоть до эпохи революции в естествознании XVII в.

Таким образом, творчество средневековых ученых Средней Азии и Хорасана оказало самое плодотворное влияние на формирование и развитие средневековой «науки о природе» и науки и культуры в целом.

Можно утверждать, что достижения таких ученых средневековья как Абу Бакр ар-Рази, Абу Али ибн Сина, Абу Али ибн ал-Хайсам, Абурайхан Беруни, Омар Хайям, Фахриддин Рази, Насираддин Туси и Абдурахман ал-Хазини можно рассматривать как один из существенных этапов предистории классической физики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Epitre de Beruni contenant le repertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakariya ar-Razi, publice per Paul Kraus. - Paris, 1936

2. Ибн Сина. Переписка Беруни и Ибн Сины. // Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. - Душанбе: Ирфон, 1980. - Т. 1.

3. Ибни Сино. Курозаи табииёт. - Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб.

4. 2. - Душанбе: Ирфон, 1983 (на тадж. яз.)

4. Комилов А.Ш. Физическая часть трактата Ибн Сины «Курозаи табииёт». - Душанбе: Дониш, 1990

5. Ибни Сино. Дар зикри сабабхои раъд. - Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб. Ч. 2. - Душанбе: Ирфон, 1983 (на тадж. яз.).

6. Комили Абдулхай. Ибн Сина и его трактат «Рассуждения о причинах грома». - Душанбе: Нодир, 2005

Представление о теплоте, электричестве и магнетизме в трудах средневековых персидско-таджикских ученых Г.Х. Усмонов, М.И. Шамсидинов

- 1 НОМАИдонишгох

Ключевые слова: история науки, развитие физики в среднИв века в Хорасане и Мавераннахре, Ибн Снна, Берунн

Статья посвящена анализу представлений средневековых персидско-таджикских ученых о природе теплоты, электричества и магнетизма. Автор предпринимает попытку на основе трудов Ибн Сины «Курозаи табииёт» и «Рассуждения о причинах грома», и особенно ппоявления искры, то есть статического электричества, грома и молнии. Утверждается, что достижения средневековых персидско-таджикских ученых можно рассматривать как один из существенных этапов предистории классической физики.

Imaginations about Warmth, Electricity and Magnetism in the Works of Mediaeval Persian-Tajik Scholars G. Usmonov, M. Shamsiddinov

Key words: history of science, development of physics in Khorosan andMax'erannakhr in Middle Ages, Ibn Sina, Beruni

The article dwells on the analysis of imaginations of mediaeval Persian-Tajik scholars in re ference to the nature of warmth, electricity and magnetism. Proceeding from the Ibn Sina's works "Kurozai Tabiiyot" and "Judgments about the Nature of Thunderstorm " the authors make an endeavour to analyze Ibn Sina s tenet about the reasons accounting for upspringing of spark, i. e. static electricity, thunder and lightning: the scientific correspondence between Ibn Sina and Beruni being taken into consideration too. It is asserted that the achievements of a mediaeval Persian-Tajiks scholars can be looked upon as one of the essential stages of classical physics pre-history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.