Научная статья на тему 'Краткая характеристика педагогической мысли средневековых персидско- таджикских ученых-естествоиспытателей'

Краткая характеристика педагогической мысли средневековых персидско- таджикских ученых-естествоиспытателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ / PERSIAN-TADJIK THINKERS / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ТРАКТАТЫ / TREATISES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / PEDAGOGICAL THOUGHT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комили А. Ш., Гулов Х. М., Рахмонов Х., Сатторов А. Э.

В статье рассматриваются некоторые педагогические взгляды средневековых персидско-таджикских ученых-естествоиспытателей, а также их влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SHORT CHARACTERISTIC OF PEDAGOGICAL THOUGHT OF MEDIEVAL PERSIAN-TADJIK SCIENTISTS-NATURALISTS

Some pedagogical sights of medieval Persian-Tadjik scientists-naturalists, and also their influence on the further development of a pedagogical science are considered in article.

Текст научной работы на тему «Краткая характеристика педагогической мысли средневековых персидско- таджикских ученых-естествоиспытателей»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ -

А.Э. Сатторов, кандидат физико-математических наук, доцент, зав. кафедрой алгебры и геометрии КТГУ им. Носира Хусрава, (992322) 224520

В статье рассматриваются некоторые педагогические взгляды средневековых персидско-таджикских ученых-естествоиспытателей, а также их влияние на дальнейшее развитие педагогической науки.

Ключевые слова: персидско-таджикские мыслители, воспитание, трактаты, педагогическая мысль.

THE SHORT CHARACTERISTIC OF PEDAGOGICAL THOUGHT OF MEDIEVAL PERSIAN-TADJIK SCIENTISTS-NATURALISTS

Komili A.Sh., Gulov Kh.M., Rakhmonov H., Sattorov A.E.

Some pedagogical sights of medieval Persian-Tadjik scientists-naturalists, and also their influence on the further development of a pedagogical science are considered in article.

Key words: Persian-Tadjik thinkers, education, treatises, pedagogical thought.

Обязательными компонентами программы ускорения социально-экономического развития общества являются инициатива и творчество каждого человека, его профессиональное мастерство. Воспитание этих качеств во многом зависит от работы общеобразовательной, профессиональной и высшей школы. Школа призвана выявлять неиспользованные резервы роста, находить пути повышения качества обучения и воспитания, активизации учебного труда школьников и студентов. Выявление особенностей и прогрессивных тенденций педагогической мысли требует как осмысления исторического прошлого, так и использования современных достижений педагогики, психологии, методики, а главное — выявления условий эффективного применения педагогических знаний.

Изучение педагогического опыта предшествующей эпохи, во-первых, позволяет раскрыть истоки и особенности развития педагогических знаний, на основе которых возможно выявление ошибок прошлого и их учет в современной педагогике. Во-вторых, эти ошибки могут быть рецидивами старых и ложных идей и теорий, распространенных в предшествующие периоды развития педагогической науки, если такие были. Но главное заключается в том, что знание истории развития педагогической мысли позволяет выявить наиболее прогрессивные педагогические идеи прошлого, которые полезно использовать и в наше время.

Если литературное и философское наследие средневековых персидско-таджикских ученых в значительной степени изучено [1], то этого нельзя сказать о естественнонаучном наследии и педагогической мысли названных ученых. Оно изучено пока недостаточно. Это касается в первую очередь физико-математических дисциплин, особенно физики и математики, и методики их изучения.

Следует отметить, что такие средневековые персидско-таджикские ученые-энциклопедисты, как Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса ал-Хорезми (780—850 гг.), Абу Махмуд ал-Худжанди (X в.), Абу-л-Аббас Ахмад ал-

Фергани (IX в.), Абу Наср Мухаммад ал-Фараби (870— 950 гг.), Абу Райхан Беруни (973—1048 гг.), Абу Али ибн Сина (980—1037 гг.), Омар Хайям (1048—1131 гг.) и др., наряду с вопросами естествознания, существенное внимание уделяли педагогическим проблемам. Притом что педагогическая наука в период средневековья еще не выделялась в качестве отдельного учения, а была тесно связана с естественными, философскими, экономическими науками, нам представляется вполне корректным выделение педагогического аспекта.

Следует отметить, что педагогические воззрения вышеназванных ученых были направлены не только на воспитание подрастающего поколения, что вполне естественно, но и на достижение более высокого уровня культуры путем всеобщего педагогического просвещения. При этом необходимо указать, что педагогические идеи ученых-естествоиспытателей средневековья высказывались, во-первых, в форме стихов, в устной форме (назм), во-вторых, в форме высказываний, каким-то образом нашедших отражение в исторических источниках, а также в виде наставлений и т.д.

Воспитание детей на средневековом Востоке осуществляли люди преклонного возраста, считавшиеся в народе мудрецами, в своих рассказах, беседах и других формах общения с детьми раскрывали значение труда, показывали пути приобретения умений и навыков труда, объясняли сущность различных обрядов, ритуалов, говорили об этических и религиозных нормах поведения.

Например, в таджикском фольклоре сохранилось бесчисленное множество пословиц, поговорок, изречений и т.д., в которых ярко и образно выражено отношение народа к образованию и воспитанию. Эти изречения не утратили своего значения и в наши дни, их надо знать, о них говорить, их заучивать, так как в них мудрость народа. Приведем пример изречения: «Зинати шахс илму хунар аст. Илму хунар хусни дигар аст», что в переводе на русский язык означает: «Человека украшают его знания и

ВОПРОСЫ истории

талант; человек, обладающий знаниями и талантом, имеет особую красоту». Или: «Хунар бех аз мероси падар», его перевод: «Лучше иметь ремесло, нежели отцовское наследство».

Нельзя не указать, что начиная с IX века ряд ученых-естествоиспытателей и поэтов, учитывая потребности общества того времени, писали трактаты по педагогике. В качестве примера можно назвать трактаты «Тадбири манзил» («Благоразумие место») Абуали ибн Сины и «Кабус намэ» («Письмо Кабусе») Кей Кавуса. В них раскрываются проблемы воспитания и обучения разных слоев населения. Для обучения своих детей аристократы предпочитали приглашать учителей на дом, чаще всего — ученых-схоластов, известных литераторов-«муаддибов».

Наряду с индивидуальным обучением, в IX—X веках в Хорасане и Мавераннахре существовали и другие виды учебных заведений, которые получили название «Дар ал-илм» — «Дом науки». В этих учреждениях, называемых также «Байт ал-хикма» («Дом мудрости»), обладающих богатейшими библиотеками, можно было изучать любую отрасль науки. Туда съезжались ученые из разных стран. Например, в эпоху Ибн Сина в Хорезме существовала академия под названием «Академия Ма'муна», основанная в честь правителя Хорезма — Ибн Мансура. «Академией» управлял Абу Рейхан Бируни, в ней работали крупные ученые того времени из различных стран. В этих заведениях велась научная-исследовательская и педагогическая работа такими учеными, как Абу-л-Хайр ал-Хаммар, Абу Сахл Масихи, Абу Али Ибн Сина и другими. Именно учебные заведения подобного типа являлись средоточием прогресса науки.

Бируни отмечал, что «изучение предмета надо начинать с простых элементов». Отметим, что этот принцип и на современном этапе реализуется при составлении учебников и учебных программ общеобразовательных школ, а также в процессе изучения предмета физики. Он адекватен принципу «от простого — к сложному». В частности, до изучения предмета физики учащиеся уже в шестом классе в курсе природоведения знакомятся с простейшими явлениями природы. На первой ступени обучения учащиеся знакомятся с физическими явлениями, рассматривая их в основном на качественном уровне, а на второй ступени обучения структурные элементы системы научных знаний изучаются на более высоком теоретическом уровне.

Ибн Сина придавал большое значение обучению и воспитанию детей в школе. Этому вопросу он посвятил специальный раздел в своем трактате «Тадбири манзил» [2]. В разделе «Омузиш ва парвариши фарзанд дар мактаб» («Обучение и воспитание ребенка в школе») автор останавливается на вопросе охвата детей школой. По его мнению, все дети должны учиться и воспитываться вместе, потому что коллективное обучение детей в школе имеет ряд преимуществ перед индивидуальным: во-первых, если ученики будут учиться

вместе, то они избегут скуки, у них возникнет желание соревноваться между собой, которое способствует лучшему учению; во-вторых, в беседах между собой ученики обмениваются знаниями, рассказывают друг другу интересные факты, которые они узнали из книг или услышали от старших, и таким образом помогают друг другу учиться; в-третьих, в детском коллективе обязательно возникают дружба, хорошие отношения, уважение друг к другу.

На наш взгляд, эти принципы, предложенные Ибн Си-ной, являются актуальными и сейчас. Они, так же как и принципы Бируни, нашли определенное отражение в современной дидактике, а следовательно, должны учитываться при создании учебников и учебных пособий, особенно для национальных школ.

Из вышеизложенного очевидно, что, во-первых, в трудах ученых-мыслителей средневекового Востока высказывалось много прогрессивных идей о воспитании и обучении, которые нашли отражение в педагогике в XVIII в. и получили дальнейшее развитие в трудах педагогов-мыслителей Западной Европы в последующие столетия, в частности, в «Великой дидактике» Яна Амоса Коменского, в трудах Дени Дидро, Жан-Жака Руссо и других французских просветителей, а затем и в работах К.Д. Ушинского и других отечественных педагогов.

Таким образом, можно утверждать, что основные требования, предъявляемые к нравственным качествам учителя, справедливы и в наши дни. Доброта, внимательность, сочетание их с высокими требованиями к себе, к детям, высокие нравственные качества учителя, его порядочность, хорошее знание своего предмета — это то, что высоко ценится в учителе в наши дни и ценилось народами во все времена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болтаев М.Н. Философские взгляды Абу Али ибн Сина. — Душанбе: Ирфон, 1969; Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. — М.: Наука, 1972; Григорьян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. — М.: Наука, 1966; Мец А. Мусульманский ренессанс. — М.: ВиМ, 1996; Stefan Weinfeld. Avicenna. — Warszawa, 1985.

2. Ибн Сина. Избранные произведения (на тадж. яз.). Т. 2. — Душанбе, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.