УДК 50(091)
КОМИЛИ АБДУЛХАЙ ШАРИФЗОДА
ВОПРОСЫ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И МАТЕРИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АБУ БАКРА АР-РАЗИ
Кратко раскрываются некоторые физические учения известного средневекового персидско-таджикского учёного-энциклопедиста Абу Бакра Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази (865-925). На основе изучения естественнонаучных и физических трудов учёного и трактатов других средневековых персидско-таджикских мыслителей как Беруни, Носир Хусрав, Фахруддин ар-Рази анализируются его физические представления о времени, пространстве и материи.
В вопросе о строении вещества ар-Рази, возражая Аристотелю, придерживался атомистической концепции Демокрита, хотя с Демокритом соглашается не во всём. В статье анализируются физические взгляды ар-Рази о том, что он обсуждает проблемы вечности и бесконечности пространства, времени и материи в тесной связи друг с другом. Более того, он постоянно подчёркивает, что эти категории существуют в движении.
Статья имеет междисциплинарный характер, написана на стыке физики, философии и истории с учётом историко-научного анализа.
Ключевые слова: физика, натурфилософия, история, средневековье, персидско-таджикские учёные, время, пространство, материя.
Средневековый персидско-таджикский учёный-энциклопедист Абу Бакр Мухаммад ибн Закариййа ибн Яхйа ар-Рази (865—925) оставил после себя огромное научное наследие. Он известен в мире главным образом как медик и философ. Его считают также одним из основателей химической науки, однако ар-Рази как физика и естествоиспытателя знает лишь узкий круг учёных.
Суть физического учения Абу Бакра ар-Рази составляет его представление о строении материи, пространства, времени, движении и его источнике, его исследования в области геометрической оптики и т. п. [2].
Заметим, что физические и натурфилософские взгляды Абу Бакра ар-Рази обсуждали Абу Али Ибн Сина (980-1037) и Абурайхан Беруни (973-1048). Это отражено в их научной переписке относительно трактата Аристотеля «О небе» [1, с. 363-388].
В этой переписке затронут целый ряд основных проблем натурфилософии рассматриваемого периода. Это и философские проблемы основ математики и астрономии, и фундаментальные вопросы физики: о сущности и источнике движения (в том числе и возможности существования пустоты), о законах распространения тепла и тепловом расширении тел, об отражении и преломлении света и т. д. Ибн Сина выступает в ней в роли сторонника и интерпретатора Аристотеля. Возражения же Беруни направлены против его умозрительных заключений. Оба они, и в особенности Беруни, обращаются в переписке к его трудам.
В вопросе о строении вещества ар-Рази, возражая Аристотелю, придерживался атомистической концепции Демокрита, хотя в некоторых вопросах придерживается учениям Аристотеля. Однако с Демокритом Абу Бакр ар-Рази соглашается не во всём. В частности, это касается проблемы существования пустоты. В чём же сущность концепции ар-Рази и в чём отличие его учения от теории Демокрита? Согласно Демокриту, пустота - это место, в котором пребывают и смешиваются атомы, для ар-Рази пустота (хала' - это абсолютное пространство (макан-и мутлак - о^О^), и оно само по себе является субстанцией.
Пространство. Что же понимает он под пространством? Ар-Рази рассматривает два вида пространства: абсолютное (макан-и мутлак) и частичное, или неполное (макан-и джуз'и). Это представление он связывает с вечностью и неуничтожаемостью материи и времени. Так как материя (хайула) вечна, и для неё нет другой возможности существования в пространстве, следовательно, и
© Комили Абдулхай Шарифзода, 2019
пространство вечно [3, с. 102-103, с. 208-209]. Таким образом, по ар-Разн, пространство - это «место», занимаемое материей. В этом ар-Рази несомненно исходит из учения Аристотеля. Согласно Аристотелю, пространство - это физическая реальность, непрерывная по протяжённости, сущность свойства которого связаны с существованием материи, и в свою очередь, — категория, отличная от неотделимых от тела материи и формы.
Беруни следующим образом поясняет высказывание ар-Рази: «Поскольку материя существует и вечна, ей негде существовать, кроме как в пространстве» [3, с. 42—43].
Это же утверждает и Носир Хусрав в «Зад ал-мусафирин» [4]. Комментируя ар-Рази, Носир Хус-рав объясняет его понятие материи таким образом: ар-Рази считает, что материя (хайула) это нечто, занимающее место, поэтому ей нет выхода из пространства. Говоря об ограниченном пространстве, ар-Рази пишет, что отношение пространства и материи такое же, как отношение кувшина и его содержимого, например, масла, воды и т. п. [4, с.255].
Что такое абсолютное пространство по ар-Рази? Абсолютное пространство, по его мнению, - это пустота, не ограниченная по площади, в которой сталкиваются «вещи», т. е. материя, которая осуществляется в виде различных субстанций. При столкновении этих субстанций возникают различные вещи.
А ограниченное пространство - это совокупность частиц атомов воздуха внутри некоторого большого, но ограниченного объёма, в котором «можно хранить другие предметы». В качестве примера ар-Рази приводит кувшин и масло [4, с.255].
Абу Бакр ар-Рази неоднократно утверждал, что хайула (материя) вечна, она была, есть и всегда будет. Вот что пишет он об этом: «Хайула (материя) вечна и всегда существовала, и возникновение чего-то из ничего не возможно...» [4, с. 73]. Далее он пишет: «Вещи возникают из чего-то, и оно извечно. Оно есть материя. Следовательно, материя вечна, и она всегда была» [4, с. 73—74].
В натурфилософии Абу Бакр ар-Рази признаёт существование пяти вечных начал: Создатель, универсальная душа, первичная материя, абсолютное пространство и абсолютное время.
Согласно Носир Хусраву, о бесконечности и неограниченности пространства Абу Бакр ар-Рази говорит: «То, у чего нет предела, является бесконечным. Следовательно, пространство — вечно» [4, с. 97].
Пространство Абу Бакр ар-Рази - это не просто «место», в котором пребывает материя в виде комбинации «частиц» (атомов).
Обратимся теперь к тексту самого ар-Рази, точнее, к его высказываниям, приведённым в его сочинениях и дошедшим до нас главным образом в передаче его учеников и современников.
«Если кто-то говорит, — пишет он, — что абсолютное пространство имеет предел, то он подразумевает предел предмета» [3, с. 46]. Таким образом, ар-Рази считает, что материя может существовать только в пространстве. Более подробно он формулирует это в дискуссии со своим земляком и современником Абу Хатамом ар-Рази. Абу Хатам ар-Рази в своей книге «Пророческие учения» (А'лам ал-набуват» - сообщает о своей дискуссии с Абу Бакром ар-Рази следующим образом:
«Я (Абу Хатам ар-Рази) спросил (Абу Бакра ар-Рази): Объясни мне, чтобы я понял: является ли край периферией пространства или пространство есть периферия края.
Он (Абу Бакр ар-Рази) ответил: В действительности пространство есть периферия края.
Я сказал: Почему тогда край не перечисляется в твоих пяти началах1, которые вечные? Если пространство вечно, то, следовательно, край должен бы быть вечен вместе с ним.
Он сказал: Край - это есть пространство, а пространство - это есть край. Эти понятия - одно и то же, и между ними нет разницы.
Я сказал ему: Ответь мне, разве мы находимся в пространстве?
Он ответил: Конечно.
Я сказал: Тогда укажи мне то пространство, в котором мы находимся, и никто (этого) не опровергает.
Я сказал: Если твоё высказывание есть указание на Землю, тогда мы говорим, что пространство есть Земля и, следовательно, имеет край. Если твоё высказывание есть указание на атмосферу, то скажем, что пространство есть воздух и также имеет край. Если твоё высказывание есть указание на Небо, скажем, что пространство есть Небо, и, значит, имеет край.
Он сказал: Все они существуют в пространстве. Пространство не имеет субстанции, чтобы на него можно было указать.» [3, с.46-48].
1 Эти начала (основы) - время, пространство, материя, Бог и душа
В этой дискуссии между двумя Рази, Абу Бакр ар-Рази считает оба вида пространства неотделимыми от материи. Как абсолютное, так и ограниченное пространство он представлял заполненным материей, т. е. атомами и различными соединениями атомов.
Время. Время принадлежит к числу тех философских категорий, мировоззренческое значение которого издавна ещё с глубокой древности занимает умы учёных.
Начальное представление о времени возникло в древнегреческой мифологии и связано с именем Хроноса - бога времени, урожая и смены времени года. Позже, начиная с Фалеса - основоположника милетской школы, древнегреческие учёные дали различные трактовки понятия времени.
Обратимся теперь к тому, как его понимал Абу Бакр ар-Рази в эпоху мусульманского Ренессанса. Как и в случае пространства, он различает два вида времени. Время может быть ограниченным («за-ман-иджуз'и» или «гах», буквально «частное время») и абсолютным («замани мутлак» или «дахр»).
Абсолютное время в его физической и философской концепции - это одно из пяти вечных начал, которое всегда было и всегда будет. А ограниченное время, по сути дела, — это есть время в аристотелевском смысле, т. е. интервал между началом и концом движения.
Кроме высказываний о проблемах времени и пространстве в философских произведениях, ар-Рази написал специальный трактат под названием «Фи-з-заманва фи-л-макан» - j _ «О вре-
мени и пространстве»). Некоторое представление об этом мы можем получить из упомянутого выше сочинения Абу Хатама ар-Рази.
Абу Хатам ар-Рази пишет следующее:
«Я сказал: Мы ощущаем время из-за движения небесных светил, прохождения дня и ночи, количества лет и месяцев в течении жизни. Вечны ли все эти явления во времени?
Он (Абу Бакр ар-Рази) сказал: Не обязательно, чтобы они были вечны, потому что всё это изменяется движением небесных светил, восходом и заходом Солнца. Вселенная и то, что существует в ней, вечны. Это слово Аристотеля о времени. Но некоторые (философы) по этому поводу имели с ним разногласия и рассуждали по-другому. Я говорю, что время бывает или абсолютное, или ограниченное.
Абсолютное время - это то, что появляется из-за движения небесных светил. Солнца и звёзд. Когда убеждаешься в различии этих двух понятий и представляешь движение Вселенной, то представляешь абсолютное время, которое извечно. Но когда рассуждаешь о движении небесных светил, то имеешь представление об ограниченном времени...» [3, с. 50—53].
Таким образом, и абсолютное и ограниченное время ар-Рази рассматривает в тесной связи с материей. Следует отметить и ещё один важный момент. При обсуждении проблемы вечности и бесконечности пространства, времени и материи ар-Рази рассматривает эти категории в тесной связи друг с другом. Более того, он постоянно подчеркивает, что они существуют в движении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ибн Сино. Переписка Беруни и Ибн Сино. - Абу Али ибн Сино. Избранные произведения. Т. 1. - Душанбе: Ирфон, 1980.
2. Комили Абдулхай. Физика ар-Рази. - М. МБА, 2014. - 104 с.
3. Muso Dinorshoev. Az ta'rikhi falsafai tojik. - Dushanbe: Irfon, 1988. (на таджикском
ЯЗЫКе). ^^j^^Al^jUj^jlgjjüA^nifo ^AA
4. Nosir-e Khusrav. Jome'-ul-hikmatain. - Tehran, 1332 (1953) на персидском языке.
Комили Абдулхай Шарифзода, доктор физико-математических наук, кандидат исторических наук, проректор по международным связям, профессор Бохтарского государственного университета имени Носира Хусрава (Таджикистан), академик Академии педагогических и социальных наук (АПСН) РФ, член-корреспондент Инженерной академии (ИА) РТ. .