Научная статья на тему 'Рационалистический стиль мышления в творчестве мыслителей мусульманского Востока в эпоху Ренессанса'

Рационалистический стиль мышления в творчестве мыслителей мусульманского Востока в эпоху Ренессанса Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
389
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКШБАНДИЯ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК / УЧЕНЫЕ / РЕНЕССАНС / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / МЕТОД / НАУКА / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГУМАНИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Султанова Гулноза Сабировна

В этой статье рассматривается вклад ученых мусульманского Востока, таких как Мухаммад Муса Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Баср Фараби, Ибн Сина и Мирза Улугбек, в развитие науки. Кроме того, мусульманские мыслители Востока эпохи Ренессанса полагаются на философские рефлексии и идейную преемственность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рационалистический стиль мышления в творчестве мыслителей мусульманского Востока в эпоху Ренессанса»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МЫСЛИТЕЛЕЙ МУСУЛЬМАНСКОГО ВОСТОКА В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА Султанова Г.С.

Султанова Гулноза Сабировна - (PhD) доктор философии, старший преподаватель, кафедра философии, факультет психологии и социальных наук, Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается вклад ученых мусульманского Востока, таких как Мухаммад Муса Хорезми, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Абу Баср Фараби, Ибн Сина и Мирза Улугбек, в развитие науки. Кроме того, мусульманские мыслители Востока эпохи Ренессанса полагаются на философские рефлексии и идейную преемственность.

Ключевые слова: Накшбандия, мусульманский Восток, ученые, Ренессанс, научный стиль мышления, рациональность, метод, наука, логическое мышление, гуманизм.

В настоящее время превращение мировой цивилизации в сообщество постиндустриальных стран, процессы информатизации, компьютеризации и глобализации межкультурного диалога привели к серьезным изменениям в сфере жизнедеятельности, науки и образе мышления человека. А процессы дифференциации и интеграции, происходящие в философской и научной сфере, становятся причиной возникновения, во-первых, парадигмальных инноваций, во-вторых, нового типа стиля философского и научного мышления.

Научно-технологические и когнитивные преобразования, начатые в последней четверти XX века, привели к интенсивному развитию идейной преемственности и инновационных процессов, а также стали причиной возникновения нового научного феномена, инновационное мышление. Такие направления современных наук, как универсальный эволюционизм, виртуалистика, синергетика, фрактальная теория, призваны изучать сложнейшие объекты; они показали, что эпистемологические возможности образов мышления, основанных на правила и принципы классических и неклассических наук, являются ограниченными. Современный образ инновационного научного мышления открывает возможности для более глубокого анализа и прогноза перспектив новых идей, концептуальных и технологических проектов, созданных в философии, науке и технических. В то же время данный тип мышления ставит перед философией онтологические, эпистемологические, методологические и научно-теоретические проблемы нового содержания. Сегодня особую актуальность обрели такие вопросы, как анализ сущности постнеклассического стиля научного мышления, его творческих возможностей; отношение к научным традициям, изучение теоретических и концептуальных инновационных идей, осуществляемых в ведущих науках и технологиях; осознание их эпистемологической и методологической значимости.

В целях модернизации и либерализации процессов стабильного развития Узбекистана, воспитание молодежи, обладающей инновационным мышлением и способной создавать современные научные направления и технологии, возведено в ранг государственной политики. Осуществление широкомасштабных реформ требует формирования и повышения стиля инновационного, нетрадиционного мышления. В современных условиях Республика Узбекистан продолжает последовательное движение к строительству демократического правового государства и формированию сильного гражданского общества. Реформирование коснулось всех сфер общественной жизни - политической, экономической, социальной и духовной.

В целях модернизации и либерализации процессов стабильного развития Узбекистана, воспитание молодежи, обладающей инновационным мышлением и способной создавать современные научные направления и технологии, возведено в ранг государственной политики. Осуществление широкомасштабных реформ требует формирования и повышения стиля инновационного, нетрадиционного мышления.

В период осуществления в обществе динамических преобразований, в том числе, в социальных и культурных сферах, особую остроту приобретает формирование инновационных мышлений, в частности, инновационного стиля мышления у ученых и специалистов в системах образования и науки. В этой связи призыв Президента Ш. Мирзиёева «не народ государственным органам, а государственные органы должны служить народу» [1, 38] цитирует необходимость нового мышления,

опору на подлинно демократические принципы. Но все реформы и инновации нельзя осуществлять без исторической памяти и идейной преемственности.

Поэтому после приобретения независимости были восстановлены имена наших великих предков, таких как Имам Бухари, Имам Термизи, Имам Матуриди, Бурханиддин Маргинани, Абдухалик Гиждувани, Бахауддин Накшбанд (знатоки хадисов) Мухаммед Муса Харезми, Ахмад Ферганий, Абу Райхан Беруни, Ибн Сина, Махмуд Замахшари, Мирза Улугбек (мыслители) великие предки государственные деятели как Амир Темур, Джалолиддин Мангуберди, классические поэты и мыслители как Алишер Навои, Захириддин Мухаммед Бабур [3, 16].

С появлением первой волны Ренессанса в мусульманском Востоке разрабатывались лучшие образцы научного стиля мышления в трудах среднеазиатских мыслителей. Изучение на основе новейшего постноклассического подхода в этих обучениях является актуальной задачей. Об этом Первый Президент нашей Республики И.А. Каримов высказал следующие мнение: «Тщательно изучать наследственную философию нашу великую религию ислам, при этом изучить Восточную философию и восстановить нашу великую культуру, избавится от прошлой идеологии, восстанавливать оставленных нам от наших великих предков мышлении и идеологии, развивать их в современном духе и есть актуальная проблема для нас всех» [2, 58].

По словам А. Файзуллаева, концепция алгоритма в современной науке связана с именем Аль Харезми [15, 31. Аль-Харезми также добавил человечеству номер десятичного числа ноль и назвал его арабским сифр [9, 11]. Хоразмий основал алгебру. Ученый разработал компактный, разумный метод измерения линейных и квадратичных уравнений поверхности поля [8, 23]. Этим методом он поднял взгляды основателя математического мышления Пифагора на новый уровень и заложил основу для разработки нового стиля математического мышления с его уникальным алгебраическим характером.

Фараби был известен как «второй учитель» и подчеркивает, что это может быть достигнуто с помощью рационального интеллекта. В частности, он одним из первых на Востоке обладал культурой логического мышления и гуманистическим теоретическим складом ума. «Благодаря влиянию персидской литературы арабская философия и социология народов Центральной Азии в средние века способствовали развитию мировой социально-философской мысли», - пишет М. Хайруллаев [11, 57].

Беруни также является стронником научной рациональности и признает роль экспериментальной науки. Беруни уделял большое внимание появлению науки, типологии знаний и дифференциации науки. В частности, он определил критерии точности, проверки, доказывания и опыта в качестве критерия научного знания. «Кто бы ни сказал, что Беруни знает о том, что разыскивают, это не просто мечта, но закон, и он пойдет по пути, чтобы доказать это» [4, 262]. Он являлся инициатором новых понятий, решения заданий и теории, занимался в каждой сфере деятельности математики.

Он является одним из первых ученых, которые считают, что световые траектории и формы светового проема эллипсоидальные. Громкие пророчества Беруни предсказали некоторые из ранних открытий Кеплера [14, 72]. Кроме того, Беруни также предположил, что свет от ламп - это не просто волна света, а частицы [10, 29]. Нормы рациональности, введенные в исследования Беруни, стали важным принципом сформированного научного мышления.

Ибн Сина в науке являлся сторонником экспериментальных исследований индетерминального направления. Ученый глубоко исследовал концептуальные исследовании научного мышления например: излагать, описать, объяснять и обосновать. Научную проблему он разделяет на несколько вопросов: «существует ли этот предмет?», «что это», «как?», «зачем?», «каким образом?». По словам ученного: при открытии знания внутреннего духовного мира человека инстинктные знания не помогут [13, 24].

По мнению Ибн Сины, употребление метафор, аллегорий и варваризмов в научных исследованиях приводит к заблуждению. Кроме того, Ибн Сина излагал: «Суть каждого явления раскрывается при помощи уточнения причины» [5, 62]. По мнению историков, в средние века на Востоке Ибн Сина одним из первых обосновывал предмет механики и показал смысл и задачу этого предмета. Разработал теоретические основы механики. В своих произведениях, изучающих теорию движению механики, Ибн Сина описал характеристики механизмов. Теоретические основы этих характеристик анализировал.

В средневековье на мусульманском Востоке мыслители проанализировали связь между научными и методологическими сторонами, разделяли между науками пропедевтик, методологические и межсвязные интегративные. Фараби излагал что, пропедевтические связи преобразуют науки, такие как математика и логика [7, 27].

Вторая волна Ренессанса была построена и поднята в XIV-XVI веках в Зеравшанской долине. Причиной этого явления стало возникновение и развитие государства Темуридов.

В то время, когда возрос интерес к научным знаниям, идея Накшбанди начала распространяться. Поскольку секта Хочагон жизненно необходима, она основана на убеждении, что хорошо использовать земные удовольствия земли, чтобы жить в мире с удовольствием.

Накшбанди не принял идеи аскетизма. Его последователи стремились жить в приличной среде, продвигая честность, занимаясь ремеслом, предпринимательством, сельским хозяйством, литературой, музыкой, архитектурой, каллиграфией, живописью, научными исследованиями. Бахауддин был одним из первых, кто поддержал суфиев в работе и получении знаний.

Таким образом, учение Накшбандии послужило духовной основой для дальнейшего развития науки и научной мысли [12, 49].

Таким образом, учение Накшбанди является основной духовной основой для дальнейшего развитии науки и научной мышлении. В этот период научное мышление поднялся на высокий классический уровень, и это связано с Улугбеком и учеными (Али Кушчи, Казизода Руми и др.) его академии. Мирза Улугбек при астрономических исследованиях использовал тригонометрические методы «которое» являлось инновацией того времени. Ученый обратил внимание в науке методу наблюдения и ролях научных инструментов, он утверждал что, научная истина превыше всего [6, 28].

Улугбек и его ученики, опираясь на методы формально-логического мышления в научных исследованиях, использовали методы тождества. Для вычисления широты пользовались интерполяционным методом.

Кроме этого, в научном исследовании близость последовательности и «скорость скорости», определительная аксиома, теорема, аналогия и другие методы являлись очень важным. При наблюдении видимых движений небесных тел эти элементы будут взаимодействовать между собой [15, 243].

Все сказанное выше свидетельствует о том, что в средние века на Востоке, в частности на территории Республики Узбекистан, научное мировоззрение достигло высокого уровня, развивалась практическая наука.

В качестве вывода можно сказать, принцип рационалистической логики и стиль научного мышления Мусульманского Востока стали концептуально-теоретической основой научной революции европейского Ренессанса. Он стал источником коперниковой революции в познании идей природоведения (инерция, импетус и др.) на Западе.

Достигнутые в античном теоретическом мышлении нормы рациональности были высоко подняты в философии и науке мусульманского Востока благодаря действию механизма преемственности. Обращает на себя внимание то, что формирование стиля научного в философии и науке мусульманского Востока определялось выработкой и применением в исследовательской деятельности научной рациональности. Научные достижения мыслителей Ренессанса мусульманского Востока, в особенности алгебры Аль-Хорезми, «Канона врачебной науки» Ибн Сины, «Зижи Курагони» Улугбека стали эвристическим основанием формирования Европейского Ренессанса и классического стиля научного мышления.

Список литературы

1. Мирзиеёв Ш.М. Обеспечение верховенства закона и интересов человека - гарантия развития страны и благополучия народа. Т.: «Узбекистан». НМИУ, 2017. 488 с.

2. КаримовИ.А. Основные критерии при показании жизненных истин. Т.: «Узбекистан», 2009. 160 с.

3. КаримовИ.А. Независимость и духовность. Т.: «Узбекистан», 1994. 352 с.

4. БеруниА.Р. Избранные произведения. Т. 1-2. Т.: Изд. АНУз., 1957. С.262.

5. Ибн Сина. (Авиценна). Книга знания // изб. Филос. Произведения. «Наука», 1980. 420 с.

6. Мирза Улугбек. Наука о звёздах. Т., 1994. 340 с.

7. КушаковШ.С. Становление и развитие идеи взаимосвязи наук. Т.: «Фан»., 1990. 125 с.

8. Кушаков Ш.С. Философия естествоведения. С.: СамГУ., 2004. 136 с.

9. ТураевБ. Современная концепция естествоведении. Т.: «Тафаккур», 2009. 208 с.

10. Тураев Б. Абу Райхан Беруни. Т.: «Тафаккур», 2010. С. 96.

11. ХайруллаевМ. Великие мыслители. Т.: Фан. 1 том, 1997. 130 с.

12. Султанова Г., Кушаков Ш.С. Идеологии Накшбанди и нынешная время // СамГУ. Вестник научных исследований. С., 2003. № 2. С. 48-50.

13. Кабулниязова Г.Т. Отдельные мистические идеи Ибн Сина // Значении философских ценностей в независимом Узбекистане. (Республиканский научно практические материалы, 29 апрель). Т., 2011. С. 22-24.

14. Умарова Р. Вклад Беруни для развитие в естественным наукам // Значении философских ценностей в независимом Узбекистане. (Республиканские научно-практические материалы, 29 апреля) Т., 2011. С. 29-32.

15. Файзуллаев А.Ф. Исторические методы наблюдения как формы познания // Классическая наука средней Азии и современная мировая цивилизация. Т.: «Фан», 2001. С. 243-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.