Научная статья на тему 'Воспитание, школа и педагогическая мысль в IX - первой половине XIV вв'

Воспитание, школа и педагогическая мысль в IX - первой половине XIV вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6156
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Акбаров Кобилжон Якубович, Хужаев Аскархон Алихон Угли

Автор описывает в статье период бурного развития культуры народов Ближнего Востока и Центральной Азии в IXXI вв. В это время развиваются идеи великих мыслителей ал-Хорезме, ал-Фергани, Фараби, ибн Сины, Беруни, ибн Ирака, которые открывают путь к широкому распространению в Европе науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание, школа и педагогическая мысль в IX - первой половине XIV вв»

ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В IX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV вв.

АкбаровКобилжонЯкубович, к.и.н., старший преподаватель Хужаев Аскархон Алихон угли, студент

Кокандский государственный педагогический институт, Узбекистан

Автор описывает в статье период бурного развития культуры народов Ближнего Востока и Центральной Азии в IX- XI вв. В это время развиваются идеи великих мыслителей ал-Хорезме, ал-Фергани, Фараби, ибн Си-ны, Беруни, ибн Ирака, которые открывают путь к широкому распро-стронению в Европе науки и образования.

Период 1Х-Х1 вв. - это время бурного развития культуры народов Ближнего Востока и Центральной Азии, культуры в широком понятии, включающем в себя и науку, и общественную мысль и литературу. Причины этого кроются в мощном экономическом подъеме областей Центральной Азии (Хорасан, Хорезм, Мавераннахр) соседних стран, в частности Ирана. Интенсивное развитие производительных сил, наблюдаемое в этот период и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве, и в градостроительстве, и в торговле, вызвало большие прогрессивные сдвиги в производственных отношениях: в Х в. в Центральной Азии и Иране завершается складывание развитого феодального общества. Это первая причина культурного подъема. Для него были характерны развитые формы феодальной собственности, образование феодальной иерархии, возникновение феодального города. Вторая причина - в Центральной Азии возникают самостоятельные феодальные государства, что положило конец экономической и политической зависимости от халифата. Оба эти фактора (развитие экономики и образование самостоятельной государственности) и обусловили быстрый и мощный подъем культуры народов Центральной Азии, культуры, обладавшей огромным, исторически сложившимся творческим потенциалом и качественной самобытностью. Подъем культуры в Центральной Азии в упомянутый период прослеживается наиболее четко в области науки. Девятый век. Мухаммад Ибн Мусса ал-Хорезми завершает формирование основ алгебры как самостоятельной математической дисциплины и открывает путь к широкому распространению в Европе десятичной позиционной системы исчисления. В те же годы развивает астрономо-географическое наследие античных мыслителей ферганец Ахмад ибн Мухаммад ал-Фергани; труды его еще в XII в. проникли в латинском переводе в Европу и были хорошо известны Данте, а величины планет и планетных расстояний дожили до Коперника. Тогда же уроженец Мерва Хабаш ал-Хасиб вводит в тригонометрию понятия тангенса и котангенса. Десятый век. Расцветает могучий талант Фараби. Он поразил мир обилием великих дарований. Серьезный естествовед и сладкозвучный музыкант, а главное -крупнейший философ, гуманист, мечтавший в своих трактатах об идеальном обществе, свободном от насилия и зла. Фараби достиг таких успехов в

развитии рациональных сторон учения Аристотеля, что еще при жизни обрел почетное прозвание - второй Аристотель. Фарабиево утверждение вечности мира, подхваченное испано-арабскими философами, способствовало развитию материалистических идей на западе халифата, за Гибралтаром - уже в Европе. И его книги в XII в. сменили арабский язык на латинский, а еще через столетие стали любимым чтением английского философа Роджера Бэкона (XIII в.). А рядом на столе Бэкона лежали также в латинском переводе книги Ибн Сины. «Шейх - глава ученых» - так называли Ибн Сину его современники. Гениальный врач и величайший гуманист древности, уроженец Бухары, коллега Беруни по работе в Хорезме, Ибн Сина был и на Востоке, и в Европе на протяжении всего средневековья едва ли не самым известным восточным врачом и философом - перипатетиком прогрессивного направления (перипатетики - последователи философии Аристотеля, кроме философии занимались еще точными науками). «Эра Бузджани» - называют вторую половину Х века. Великий математик из Хорасана Абу-л-Вафа ал-Бузджани завершает создание плоской тригонометрии и заложил основы тригонометрии сферы. Из античных математиков он особое внимание уделял трудам «отца геометрии» - Евклида. Хорезмский математик Абу Наср Мансур ибн Ирак перевел с греческого на арабский «сферики» Менелая, доказал теорему синусов для сферического треугольника, воспитатель Абу Райхана Беруни. Уроженец Ходженда Абу Махмуд Хамид ибн ал-Хидр ал-Ходженди - выдающийся математик и астроном, одним из первых в мире установил и аргументировал непостоянство величин долготы апогея Солнца и наклонения эклиптики к экватору, сконструировал новый тип секстанта (подземный - «секстант Фахри»), который стал главным инструментом Улугбека. Среднеазиатская медицина была представлена в этот период Абу Сахлем ал-Масихи, одним из учителей Ибн Сины и другом Беруни. Хорезмийцем Абу Абдаллахом ал-Хорезми была создана одна из первых на Востоке энциклопедий наук «Ключи наук», а два десятилетия спустя его земляк Абу Райхан Беруни первым на Востоке изготовил сферическое географическое изображение Земли - земной глобус. Изучая историю науки Востока этого периода, мы часто встречаем на страницах средневековых книг уважительное сравнение - «второй Гиппарх», «второй Гален», «Второй Аристотель», «второй Евклид», «второй Птолемей» и т.д. и т.п. И тут же мы видим, что все эти вторые во многих вопросах ушли дальше первых. Ученые-рационалисты без оглядки на догматы «священных писаний» старались объяснить законы природы. Сторонники реакции обвиняли рационалистов в ереси. Среди самых прогрессивных умов того времени трудно найти хотя бы одного атеиста. Все они веровали, хотя веровали по-разному: одни полностью признавали не только бога, но и «земные» атрибуты религии (ритуал, истинность божественного происхождения писаний и т.п.); другие если и сомневались или игнорировали писания и пророков, но хранили веру в далекого от земной религиозной суеты бога-творца, бога-перводвигателя все-

ленной и мудрого распорядителя, не мешающего природе развиваться по собственным ее законам.

Общим для всех ученых рационалистического лагеря было то, что все они боролись за отмену диктата религии в области науки, за свободу научного поиска от всех ограничений, включая религиозные, за отделение науки от религии.

Многие исследователи истории Востока предлагают для рассматриваемого периода такие определения: среднеазиатское Возрождение, ирано-среднеазиатское Возрождение, средне-восточное Возрождение. Возникает вопрос - что кроется во всех этих определениях под понятием Возрождения. Ренессанс западноевропейского типа нам хорошо известен. Одна характеристика принадлежит И.М.Муминову, который подчеркнул, что «эпоха Ренессанса в странах Западной Европы началась со второй половины XV в., когда усиливается королевская власть, начали зарождаться и развиваться буржуазные отношения, происходили великие крестьянские восстания, наносившие удар за ударом по крепостническим средневековым отношениям, росли ремесла, торговля, появился печатный станок, совершились великие географические открытия - Америки, морского пути в Индию и т.п.». При этом И.М.Муминов замечает, что даже в XV в. в Средней Азии «не наблюдалось еще зарождения и развития капитализма» (Му-минов И.М. Об исторических условиях эпохи Тимуридов// Общественные науки в Узбекистане. - 1969.- № 8-9. - С.8-10). Русский и советский востоковед Н.И.Конрад пишет, что Возрождение в Европе связано с зарождением капитализма: «Ренессанс - промежуточная эпоха: между средневековьем, как последней эпохой в истории народностей, и новым временем, как первой эпохой в истории наций, или эпоха перехода от средневековья к новому времени». Н.И.Конрад дает и другое определение Возрождения, уже с иным историческим содержанием: «Эпоха Возрождения - это один из этапов истории древних народов, имевших в прошлом свою древность и свое средневековье. Эпоха Возрождения у них особая историческая полоса, лежащая на грани между ранним и поздним средневековьем, т.е. один из этапов феодального периода» (Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения// Запад и Восток. - М., 1966). Это второе определение может быть приложено к подъему культурного движения в Центральной Азии в 1Х-Х1 вв. Швейцарский востоковед А.Мец посвятил истории халифата в 1Х-Х вв. фундаментальное исследование «Мусульманский Ренессанс» (1922). Отечественные современные ученые по истории педагогики К.Хошимов, С. Нишанова, А. Зунунов в своих учебниках по истории педагогики этот период называют эпохой Восточного Возрождения. Х.Ибрагимов дает определение «Восточный Ренессанс», а Ш.Абдуллаева характеризует эту эпоху как «Золотой Ренессанс». Н.И.Конрад писал, что это период перехода феодализма на новый, городской этап своей истории, период роста городов, переноса в город центра тяжести всех видов деятельности феодального общества. Город прежде всего был центром грамотности. Потребности

феодального города в грамотных людях, необходимых для всех сфер феодальной надстройки (идеология, право, администрация и др.) и средоточие в городах «цвета» феодального общества обусловили развитие в городе образования. Средневековое образование, как известно, зиждилось прежде всего на комплексе гуманитарных и теологических дисциплин. Отсюда -развитие в городе педагогических и исследовательских лингвистических, литературоведческих, исторических, юридических и теософских традиций. Город требовал врачей и фармакологов, предоставляя большие возможности для развития медицины и фармакологии, которое было невозможным без развития естественных наук (ботаника, зоология, минералогия, химия). В науках нуждались и ремесленное производство (выработка бумаги, стекла, красителей, сплавов, кож, ювелирное дело и др.). Развитие строительной техники и архитектуры имело связь с математикой. И двор (правителя) окружен поэтами, музыкантами, учеными. Это было нормой, а не прихотью правителей. Все это обусловило роль города и как основной арены деятельности интеллигенции, а как очага, порождающего интеллигенцию. Бухара, Самарканд, Мерв, а также главные города Хорезма - Гургандж и Кят - в исторически короткое время превратились в крупнейшие культурные центры средневековой Центральной Азии. Основным источником существования ученых и литераторов в период феодального средневековья был двор феодала, его казна. Материальная независимость - явление в то время крайне редкое. Интеллигенция была служивой и получала при дворе определенное жалованье, средства на бумагу, инструменты, экспедиции и т.п. Образование самостоятельных крупных государств (Саманидское, позднее Газневидское), и удельных княжеств (Гурган, Хорезм, Кятский, Хорезм Гурганджский) прекратило эмиграцию ученых за пределы Центральной Азии. Таким образом, независимость Центральной Азии привела к прекращению оттока не только материальных, но и духовных ценностей, что значительно стимулировало развитие в ней науки и культуры.

Список литературы

1. Тллашев Х.Х. Общепедагогические и дидактические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи средневековья. - Т.: Фан, 1989148 с.

2. Узбек педагогикаси антологияси/ Сафо Очил, Хошимов К.Х. - Т.: Укитувчи, 1995. 2 ж.- 478 б.

3. Комментарий к федеральному закону ОТ 5 МАРТА 1999 Г. № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Горохов А. А., (постатейный) / А. А. Горохов, Д. А. Вавулин, А. С. Емельянов. Москва, 2012. Сер. Busines's court

4. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах, Горохов А.А., Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.

5. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, Горохов А. А., Право и экономика. 2009. № 7. С. 36-42.

6. Особенности взыскания заработной платы перед работниками в рамках действующего законодательства, Горохов А. А., Право и экономика. 2009. № 9. С. 41-43.

7. Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, Горохов А. А., Право и экономика. 2009. № 6. С. 58-61.

8. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг, на которые не распространяется требование о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 5. С. 42-46.

9. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве, Горохов А. А., Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.

10. Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг, Ваву-лин Д. А., Горохов А. А., Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Алексеева Наталья Викторовна, к.э.н., доцент Киселева Ирина Николаевна, к.э.н., доцент Российский государственный социальный университет, Филиал г. Ставрополе

Эффективное функционирование деятельности малого бизнеса одно из значимых условий стабильного развития государства и экономики в целом. Малые предприятия за счет своей мобильности могут быстро реагировать на возникшие условия [1, С. 111-114].

На сегодняшний день оценка эффективности предпринимательской деятельности в регионах сводится к расчету только финансовых показателей. При этом, финансовые результаты возможно получить только в результате оптимизации внутренних процессов, удовлетворения потребностей общества, эффективного использовании на предприятиях существующего человеческого, информационного и организационного капитала. В связи с этим, актуальным является вопрос разработки системы показателей эффективности, охватывающий все основные аспекты развития предпринимательской деятельности на региональном уровне.

Деятельность малого предпринимательства регламентируется законом Ставропольского края от 29.12.2010 г. №121-кз «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства».

В Ставропольском крае, начиная с 2001 года, произошло заметное увеличение числа субъектов малого бизнеса, почти в 3 раза. Заметно вырос объем инвестиций в сектор малого предпринимательства, почти в 24 раза. А к концу 2014 года число малых предприятий составило 23442 единицы. Абсолютный прирост за анализируемый период с 2010 по 2014 год составил 1195 единиц. В относительном выражении рост числа малых предприятий составил около 5,3%.

Можно отметить, что в целом динамика изменения количества малых предприятий по Северокавказскому федеральному округу остается положительной. В том числе и в Ставропольском крае происходит ежегодный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.