Научная статья на тему 'Исторические аспекты формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации'

Исторические аспекты формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2263
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКО-ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ИСЛАМ / КУЛЬТУРА / ХРОНОЛОГИЯ / ДАТА / НАУКА / АРАБСКИЙ ЯЗЫК / ARABIC AND ISLAMIC CIVILIZATION / ISLAM / CULTURE / CHRONOLOGY / DATE / SCIENCE / THE ARABIC LANGUAGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирмасов Борис Алексеевич

Статья представляет итог многолетних изысканий проблем историко-культурного развития арабо-исламской цивилизации, в том числе реконструкции событийной истории региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Historical Aspects of the Formation of Arabic and Islamic Civilization’s Cultural Traditions

This article is the result of long-term investigations into the problems of the historical and cultural development of the Arabic and Islamic civilization, including the issues of the reconstruction of the region’s event history.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации»

Исторические аспекты формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации

Б. А. Кирмасов (Московский гуманитарный педагогический институт)

Статья представляет итог многолетних изысканий проблем историко-культурного развития арабоисламской цивилизации, в том числе реконструкции событийной истории региона.

Ключевые слова: арабско-исламская цивилизация, ислам, культура, хронология, дата, наука, арабский язык.

Главным истоком арабо-исламской цивилизации является культура ислама. При этом его классические культурные традиции, в свою очередь, выстраивалась на основе античного, египетского, иранского, персидского и ассирийского наследий. Опираясь на современное понимание культурологических процессов, мы рассмотрим такие вопросы, как осмысление событийной истории этого региона, определение содержательных аспектов становления и развития арабской культуры во взаимосвязи с тенденциями развития общемировой цивилизации.

Для составления хронологии развития арабо-исламской цивилизации в первую очередь был важен отбор исторических фактов, показывающих достижения арабских ученых, открытия которых опережали европейскую науку. Отметим, что создание единого арабского языка позволило создать научные, философские и литературные произведения, составляющие основу высших достижений мировой культуры. Исторические факты говорят о том, что произведения греческой философии, медицины и математики переводились на арабский язык и лишь затем были переведены

на латинский язык и получили распространение в Европе.

Мы также постарались всесторонне показать процесс создания арабского образования в основе интеграции религиозных и светских наук, первых образовательных учреждений: мечети, медресе и университеты. Они были просветительскими центрами, распространяющими научные, культурные и образовательные достижения арабской и мировой цивилизации.

Особое место в хронологической карте занимает жизнь и деятельность представителей науки, культуры и образования. Также обобщен и проанализирован вклад арабских мыслителей в развитие алгебры, физики, химии, медицины и гуманитарных наук. Уделяется внимание анализу наследия арабских писателей и поэтов, историческому осмыслению развития арабского искусства.

Надо отметить, что хронологическая карта разрабатывалась на основе всестороннего изучения изложенной в отечественном энциклопедическом словаре об исламе понятийной базы, применяемой в период Арабского халифата (Ислам, 1991), применены новые источники о культурном развитии арабской цивилизации, которые изложены в монографии Доминика и Жанин Сурдель «Цивилизация классического ислама» (Сурдель Д., Сурдель Ж., 2006), при оценке вклада арабов в развитие науки, культуры и образования использовался материал книги М. Адама «Мусульманский ренессанс» (Адам, 1996), при изучении традиций арабской художественной культуры использовались данные исследования Н. А. Виноградовой (Виноградова и др., 1997). Большую помощь оказала научная работа В. Штайна «Хронология мировой цивилизации» (Штайн, 2003).

Так, создание хронологической карты позволило нам обосновать особую важность и необходимость изучения культурного наследия арабо-исламской цивилизации в условиях глобализации мировых исторических процессов.

Хронологическая карта составлялась на основе применения различных информационных исторических источников, поэтому возможны некоторые неточности и ошибки. Проведенное исследование убедило в главном:

потребуется длительное время, чтобы в полном объеме изучить исторические тенденции, закономерности и традиции культурного развития арабо-исламской цивилизации.

Хронологическая карта формирования культурных традиций арабо-исламской цивилизации

610 г. — Мухаммад, выступая как пророк, от имени единственного Бога (Аллаха) обличает идолопоклонническое почитание святынь Каабы в Мекке.

622 г. — Мухаммад и его сторонники переселяются из Мекки в Ясриб (Медину). Начало мусульманского летоисчисления.

625 г. — Мухаммад, основатель ислама, провозглашает новые этичные нормы арабских племен.

630 г. — Мекка покоряется Мухаммаду, который разрушает идолов Каабы, кроме Черного камня, который сохраняет как место паломничества и святилище ислама. Его учение признают все арабские племена.

632 г. — умирает Мухаммад (род. ок. 570), основатель ислама из рода хашимитов, мек-канского племени курейш, проповедник и теократический правитель, диктующий своим приверженцам нормы поведения в жизни.

Основной источник ислама — Коран понимается мусульманами как откровение, которое Бог продиктовал пророку Мухаммаду.

Абу-Бакр (572-634 гг.) — один из ближайших сподвижников Мухаммада — первый халиф в халифате. Во время его правления Зайд ибн Сабит, бывший секретарь Мухаммада, составляет первый сводный текст Корана, который передавался только в устной форме — «чтецами».

641 г. — арабы вытесняют в Персии зароас-тризм, утверждают ислам и правят в Персии до 1258 г.

651 г. — Зайд ибн Сабит создает окончательную редакцию Корана, вытеснившую все остальное.

656 г. — основание мечети Харам в Медине (на месте дома Мухаммада; включает гробницы Мухаммада, Фатимы, первых халифов, обширный двор с галереей на аркадах. Многократно перестраивалась).

687-691 гг. — строительство 8-гранной мечети Куббат-ас-Сахра (купол скалы на месте разрушенного римлянами храма Соломона). Оформление — смальтовые мозаики, пышный декор.

690 г. — на территории халифата арабский язык введен в делопроизводство.

VIII в. — создание теократического мусульманского государства — Халифата, возникновение в суннизме четырех правоверных толков (мазхабов) — ханафитов, малакитов, шафиитов, ханбалитов.

На территории Ирана и Сирии зарождается мистико-аскетическое течение в исламе — суфизм (основано около 700 монастырей, сильное влияние оказано на персидскую литературу).

711 г. — в Испании появляется арабское государство (существовало до 1031 г.). Арабы освобождают евреев в Испании от преследований вестготов. Расцвет иудейской культуры (до начала XI в.).

721-757 гг. — жизнь и деятельность Ибн-ал-Мукаффы, арабского писателя, автора книги «Большое и малое наставления»; арабская версия «Кахиллы и Димны».

721-815 гг. — жизнь и деятельность Джаби-ра ибн Хайяна (Гебера), арабского врача и алхимика. Родился в Персии, собрал и обобщил химические и алхимические сведения.

751 г. — благодаря победе под Самаркандом арабы овладевают важнейшими китайскими изобретениями, впоследствии распространившимися в Европе.

762 г. — основан г. Мадинат-ас-Салам («Город мира» — соврем. Багдад), столица Халифата Аббасидов (разрушен в 1258 г. монголами, в конце XIV — начале XV в. дважды Тимуром).

765 г. — получает распространение багдадский стиль эпохи Аббасидов (постройки из обожженного кирпича, штукатурка, сплошной орнамент. Осуществляется перевод на арабский язык сирийских и античных рукописей.

775 г. — создается литературное произведение «Аль-Муаллакат» — сборник из семи поэм знаменитых арабских поэтов древности.

786-833 гг. — жизнь и деятельность Аль-Мамуна (Абу-ль-Аббаса Абдаллаха аль Ма-

муна), сына халифа Харуна-ар-Рашида, покровителя наук, создателя академии («Дома мудрости»), в которой переводились греческие философские и научные сочинения на арабский язык. Основывает астрономическую обсерваторию.

787-850 гг. — жизнь и деятельность аль-Хорезми (Мухаммада ибн Мусы аль Хорезми), среднеазиатского математика, астронома и географа. Написал книгу о математических уравнениях «Алгебра», благодаря которой распространились индийская позиционная система и цифровая символика с нолем.

800 г. — в Багдаде появляются общественные и частные библиотеки, общества ученых, развивается школьное дело, появляются так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов.

IX в. — египетский философ Мисри и багдадский философ Мухасиби закладывают основы учения суфизма.

814 г. — арабы перенимают индивидуальные цифры, включая ноль, и разряды (становятся известными в XII в. в Европе как арабские).

826-901 гг. — жизнь и деятельность арабского астронома Сабита ибн Курры, осуществившего перевод и комментарии многочисленных греческих и сирийских сочинений.

827 г. — арабские ученые измеряют в Месопотамии квадрант Земли (расстояние полюс — экватор) и определяют его как 11 016 км (вместо10 001 км).

828-889 гг. — жизнь и деятельность Ибн Кутайбы, арабского филолога и историка, автора многочисленных сочинений, в том числе энциклопедии знаний в форме историко-литературной антологии «Источники сведений», исторического обзора «Книга сведений по истории» и др.

830 г. — в Багдаде осуществляется перевод на арабский язык сочинений Гиппократа, Евклида, Архимеда, Аристотеля, Птолемея, Платона.

838-923 гг. — жизнь и деятельность Ат-Та-бари (Абу Джафара Мухаммада ибн Джарир ат-Табари), арабского историка и богослова из Багдада, разработавшего обширный комментарий к Корану.

858-929 гг. — жизнь и деятельность аль-Баттани (Абу Абдаллаха Мухаммада ибн Джабира аль-Баттани), арабского астронома и математика (латинизированное Аль Бате-гий), первым предложившего методы вычисления сферических треугольников, составившего более точные по сравнению с существовавшими в то время таблицы движения Солнца и Луны. Точнее, чем Птолемей, определил наклон эклиптики к экватору; нашел более точное значение прецессии, провел множество астрономических наблюдений в Ракке и Дамаске; автор книги по астрономии.

865-925 гг. — жизнь и деятельность ар-Ра-зи (Абу Бакра Мухаммада ибн Закарии ар-Ра-зи), выдающегося арабского ученого-энцик-лопедиста, врача и философа, последователя гиппократовско-галеновской медицины; автора собрания медицинских первоисточников «Аль-Хави», «Книги медицины» и рукописи об оспе и кори; применял прививку оспы.

870 г. — умер аль-Кинди (Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди) (род. в конце VIII в.), арабский философ и ученый, родился в Басре (Ирак), первый представитель восточного аристотелизма, был назван «философом арабов»; ввел в восточный обиход сочинения античных философов; автор более 200 трудов по метафизике, логике, математике, классификации наук, медицине, астрологии и др.; выдвинул теорию пяти субстанций и первым разработал учение о четырех видах разума.

870-950 гг. — жизнь и деятельность аль-Фараби (Абу Насра Мухаммада ибн Тархана аль Фараби), арабского философа и ученого-энциклопедиста, крупнейшего представителя восточного аристотелизма, комментатора Аристотеля и Платона; главный философский труд «Второе учение» не сохранился, в дошедших до нас сочинениях акцентируется мысль о предназначении философии как источника гражданских и интеллектуальных добродетелей, развивается учение о «добродетельном городе», руководимом философом; оказал влияние на Ибн Сину, Ибн Баджжу, Ибн Ту-файля, Ибн Рушдаи, средневековых философов Западной Европы.

?-936 гг. — жизнь Ат-Тамими, арабского ученого, создателя «Книги семи» (установил

семь авторитетных способов чтения Корана, которые были кодифицированы в суннизме).

900 г. — в Багдаде для астрономических измерений начинают использовать секстант, радиус которого составляет 58 стоп (ок. 17 м).

X в. — создание арабского ордена «Чистые братья», состоящего из философов из Ирака (главным образом г. Басры), Ирана, Азербайджана, стран Средней Азии и Сирии, которые составляли энциклопедическое сочинение «Трактаты „Чистых братьев“» (51 философское анонимное «Послание»), вводя в рамки мусульманской метафизики идеи античных философов и ученых (аристотелизм и неоплатоническую идею эманации, космологию Птолемея, медицинское учение Галена и др.).

В Туркестане появляются первые высшие мусульманские школы-медресе.

921 г. — Ахмед ибн Аббас ибн Фадлан, арабский путешественник и писатель, отправляется с посольством багдадского халифа Муктадира в страну волжских болгар; описывает свое путешествие в сочинении, содержащем ценные сведения о природе региона, жизни и быте восточных славян, хазар, болгар и др.

936-1013 гг. — жизнь и деятельность аз-За-храви (Абу-ль-Касима Халафа ибн Абаса аз-Захрави), крупнейшего хирурга средневекового мусульманского мира, автора 30-томной медицинской энциклопедии. В XII в. переведена на латинский язык.

940-998 гг. — жизнь и деятельность Абу-ль-Вафа (Абу-ль-Вафа аль Бузджани), арабского математика и астронома, обобщившего астрономические знания своего времени.

950 г. — расцвет арабской философии в Испании.

950-1009 гг. — жизнь и деятельность Ибн Юниса (Али ибн Абд ар-Рахмана), арабского астронома, работал около Каира, составил лучшие для своего времени тригонометрические и астрономические таблицы Луны, Солнца и планет (Хакемитские таблицы, применялись для астрономических наблюдений около 200 лет); составил обзор наблюдений арабских астрономов за 200 лет); на основе наблюдений данных затмений Солнца и Луны в 977-1007 гг. открыл вековое ускорение среднего движения Луны.

955-1020 гг. — жизнь и деятельность Абулькасима Фирдоуси, персидского поэта; автора эпической поэмы «Шахнаме» («Книга о царях», история Персии), ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе).

961 г. — в Кордове учреждена высшая арабская школа с преподаванием философии, математики, астрономии, астрологии, медицины, алхимии и других наук. При школе есть богатая библиотека, составленная из сочинений арабских, греческих и латинских ученых. Подобные школы вскоре появляются и в других городах Испании: Гренаде, Саламанке, Севилье, Толедо, а также в Палермо (на острове Сицилия).

970 г. — основан университет в Каире.

973-1048 гг. — жизнь и деятельность аль-Бируни (Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада аль-Бируни), среднеазиатского ученого-эн-циклопедиста, автора сочинений «Памятники минувших поколений», «Разъяснение принадлежащих индийцам учений...» (важного источника по истории раннего Средневековья), «Книги сводок для познания драгоценностей», «Канона Масуда», в котором изложил тригонометрический метод измерения географических долгот, близкий к современным геодезическим методам, а также трактатов по минералогии, медицине и др. Произвел довольно точные астрономические и геодезические измерения, установил угол наклона эклиптики к экватору и исторический ход его изменения; рассчитал радиус Земли; описал изменение окраски Луны при лунных затмениях и солнечную корону при солнечных; высказал идею о движении Земли вокруг Солнца

980-1037 гг. — жизнь и деятельность Ибн Сины (Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха Ибн Сины, Авиценны), мусульманского философа, врача, одного из величайших ученых Средневековья, способствовавшего распространению греческой науки в Европе, развивающего идеи Аристотеля; автора энциклопедий «Книга исцеления», в которой выступил против опытов алхимиков по превращению металлов в золото, и создателя «Канона медицины», ставшего обязательным медицинским руководством в Европе и на Востоке на много веков.

1006-1088 гг. — жизнь и деятельность Абу Исмаила Ансари, иранского писателя-суфия. Сделал прозаическую обработку сюжета о Юсуфе и Зулейхе.

1030 г. — умер Абу Али Ахмед ибн Мухаммад Ибн Мискавайх (год рождения неизвестен), арабоязычный историк и философ, автор сочинения по всеобщей истории «Книга опытов народов», трактатов по философии и этике.

1040-1095 гг. — жизнь и деятельность аль Мутамида ибн Аббада, арабского андалузского поэта, ученика ибн Зайдуна.

1048-1131 гг. — жизнь и деятельность Омара Хайяма Гиясаддина Абу-ль-Фатха ибн Ибрахима, персидского и таджикского поэта, математика, философа, автора многочисленных рубаи, философских («Трактат о бытии и долженствовании»), математических («О доказательствах задач алгебры и алмукабалы») и астрономических («Книга о празднике весеннего равноденствия ноуруз») сочинений. В трактате «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», пытаясь доказать постулат Евклида о параллельности прямых, выдвинул три гипотезы об остром, прямом и тупом углах 4-угольника, так называемого 4-угольника Саккери, что создало предпосылки для появления в XIX в. неевклидовых геометрий; расширил понятие числа и положительного иррационального числа, тем самым окончательно преодолев ограничения, обусловленные концепцией числа пифагорейцев.

1058-1111 гг. — жизнь и деятельность аль-Газали (Абу Хамида Мухаммада ибн Мухаммада аль Газали), мусульманского теолога, философа-моралиста и мистика; иранец, образование получил в Нишапуре (Восточный Иран) и Багдаде; 11 лет вел жизнь дервиша, в конце жизни основал аскетическую обитель; автор сочинений «Воскрешение наук о вере» (главный труд автора о религиозных ценностях и идеалах), «Избавляющий от заблуждений», где проанализированы основы мировоззренческого течения ислама; развивал идею о невозможности рационального познания Бога: «Самоопровержение философов» (критика философских систем, главным образом восточного аристотелизма), «Намерения философов».

1065 г. — основание высшей школы в Багдаде, как центра арабской культуры и науки.

1126-1198 гг. — жизнь и деятельность Ибн Рушда (Абу-ль-Валида Мухаммада ибн Ахмеда Ибн Рушда, латинизированное Аввероэс), арабского философа, представителя восточного аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был придворным врачом. Большинство его философских сочинений — комментарии к трудам Аристотеля; автор трактата «Самоопровержение самоопровержения» (ответ на критику аль-Газали). Отрицал индивидуальное бессмертие человеческой души, утверждая бессмертие всеобщего разума; его рационализм оказал влияние на христианскую философию XIII в. — аверроизм.

1141-1209 гг. — жизнь и деятельность Низами Гянджеви, азербайджанского поэта (на персидском языке) и мыслителя, основателя жанра любовной поэзии в персидской литературе. Главное сочинение — «Пять сокровищ» (или «Пятерица», «Хамсе») из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Ис-кандер-наме».

1145-1217 гг. — жизнь и деятельность ибн Джубайра-аль-Кинани, испанского арабского путешественника. Описал в «Путешествиях Кинанита» историю материальной и духовной культуры Египта, Аравии, Ирана и Сирии.

1154 г. — арабский ученый Аль-Идриси создает географический трактат «Развлечение тоскующего о странствиях по областям» (излагает сведения о странах Северной Африки, Европы и Ближнего Востока; о славянах; автор пишет о шарообразности Земли, разделяет ее на семь климатических поясов и описывает каждый; к книге приложены карты известной в то время части мира, по полноте и точности значительно превосходящие существующие в Европе).

1160-1234 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Асира (Изз-ад-дина Абу-ль-Хасана Али ибн аль-Асира), арабского историка, автора трудов «Совершенный в истории» («Полная история» в 12 т.), а также биографического словаря сподвижников Мухаммада и др.

1165-1240 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Араби (Абу Бакра Мухаммада ибн Али

Мухиддина Ибн аль-Араби), арабского философа и поэта, представителя пантеистического суфизма. Испытал влияние неоплатонизма, автор сочинений «Меканские откровения», «Геммы мудрости».

1172-1200 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Кифти, арабского историка, автора биографической комедии «История врачей» с 414 биографиями медиков, астрономов и философов.

1200-1248 гг. — жизнь и деятельность Ибн аль-Байтара, арабского ученого, автора «Книги простых лекарственных средств», краткого изложения арабской фармакологии.

1201-1274 гг. — жизнь и деятельность На-сирада-Дината Туси, арабского ученого-эн-циклопедиста, составителя астрономических таблиц «Зидж Ильхани», автора многочисленных работ по оптике, философии, логике, этике, переводчика и комментатора греческих авторов, в том числе Евклида, Птолемея, создателя трактата о полном четырехугольнике — считается вершиной арабской тригонометрии. В Малаге (Иран) открывает астрономическую обсерваторию, ставшую крупнейшим научным центром в Средние века, в которой работали свыше 100 ученых, в том числе из Китая.

1207-1273 гг. — жизнь и деятельность Джа-лаледдина Руми, персидского мыслителя-су-фия, поэта-мистика, основателя секты танцующих дервишей, жил в Турции; автора религиозно-философской поэмы «Месневи и манави», лирического дивана (газели, оды), философских трактатов.

Историческое содержание хронологической карты убедительно раскрывает становление и развитие культурных традиций арабской цивилизации, показывает вклад народов Ближнего и Среднего Востока в развитие мировой науки, образования и искусства. Всесторонне показывается роль интеграции различных этнокультурных процессов в формировании культурного наследия арабской цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адам, М. (1996) Мусульманский ренессанс. М.:ВиМ.

Виноградова, Н. А., Каптерева, Т. П., Старо-дуб, Т. Х. (1997) Традиционное искусство Востока : Терминологический словарь / под ред. Т. X. Стародуб. М. : Эллис Лак.

Ислам (1991) : Энциклопедический словарь. М. : Наука.

Сурдель, Д., Сурдель Ж. (2006) Цивилизация классического ислама. Екатеринбург : У-Фак-тория.

Штайн, В. (2003) Хронология мировой цивилизации : в 2 т. М. : Слово. Т. 1.

THE HISTORICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF ARABIC AND ISLAMIC CIVILIZATION’S CULTURAL TRADITIONS B. A. Kirmasov (Moscow Humanitarian Pedagogical Institute)

This article is the result of long-term investigations into the problems of the historical and cultur-

al development of the Arabic and Islamic civilization, including the issues of the reconstruction of the region’s event history.

Keywords: Arabic and Islamic civilization, Islam, culture, chronology, date, science, the Arabic language.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Adam, M. (1996) Musul’manskii renessans. M. : ViM.

Vinogradova, N. A., Kaptereva, T. P., Staro-dub, T. Kh. (1997) Traditsionnoe iskusstvo Vostoka : Terminologicheskii slovar’ / Pod red. T. X. Staro-dub. M. : Ellis Lak.

Islam (1991) : Entsiklopedicheskii slovar’. M. : Nauka.

Surdel’, D., Surdel’ Zh. (2006) Tsivilizatsiia klas-sicheskogo islama. Ekaterinburg : U-Faktoriia.

Shtain, V. (2003) Khronologiia mirovoi tsivilizat-sii : v 2 t. M. : Slovo. T. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.