Научная статья на тему 'Дом Мудрости: от переводческого до научного центра'

Дом Мудрости: от переводческого до научного центра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1384
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ / ХАЛИФ АБУ ДЖАФАР АЛ-МАМУН / ДОМ МУДРОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дом Мудрости: от переводческого до научного центра»

Юркина Ю.А., исторический факультет Научный руководитель: к. и. и., доцент В.И. Земенко

Дом Мудрости: от переводческого до научного центра В 1Х-Х1 вв. происходил период бурного развития науки в Арабском халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами, библиотеками, университетом. Халифат не был замкнут на самом себе. Он перенимал достижения не только Востока, но и Запада, стремился к максимально возможному расширению знаний, насаждавшему многообразие искусств и ремесел. «Мусульмане занимались науками с огромным рвением. В любом городе, которые они захватывали, первое, что они делали, это строили мечеть и впоследствии университет. Это привело к появлению величественных учебных заведений в огромном числе городов» (Густав Ле Бон, 1972, с. 557-558).

В 827 году в Багдаде халиф Абу Джафар ал - Мамун (813 - 833 гт.) основал Дом Мудрости (Байт ал - Хикма). Ал — Мамун симпатизировал учению му-тазилитов1 и по его замыслу эта Академия Наук должна была обеспечить сторонников этого учения богатым фактическим материалом, полезным при ведении теологических споров, в первую очередь трудами по философии. В Багдад изо всех областей были собраны выдающиеся ученые, ведущую роль играли сирийцы и персы, согдийцы и греки, принявшие ислам. Возглавил Дом Мудрости Яхье ибн Масуйех (ум. 857 г.), преемником которого был его ученик, знаменитый Хунайн ибн Исхак (809-873 гг.) (Фильштинский, 2001, с. 54-56). При Академии существовала библиотека «Хизанат ал - Хикма», которая насчитывала четыре миллиона томов старинных рукописей (для сравнения приведем данные о наличии книг в западных библиотеках: соборная библиотека в Констанце имела в IX веке 356 томов, в Бенедиктбеурене, центре научной деятельности XI века, находилось немногим больше 100 томов, а соборная библиотека в Бам-берге в 1130 году содержала лишь 96 томов).

Ибн ал - Фарат говорил, что библиотека содержала бесценные и уникальные тома по многим отраслям науки, которые мог заимствовать любой студент. Любого, кто мог бы пожелать этого, обеспечивали для записей перьями и бумагой. Одной из важнейших задач академии был перевод на арабский язык индийских и древнегреческих трудов по астрономии, математике, медицине, алхимии, философии, геодезии, математической географии. По инициативе ал — Мамуна были организованы посольства в различные страны мира для сбора книг по науке, медицине, философии, математике и изящной литературе на языках хинди, пехлеви, халдейском, древнесирийском, греческом, латинском и фарси. Огромные коллекции, которые были посланы в Багдад, превысили груз

1 Мутазилиты (отколовшиеся; самоназвание ахл ал - адл ва - таухид - люди справедливости и единобожия) — исламская богословская школа (калам), основанная Василем ибн Атой (700-748) в Басре. С приходом Аббасидов к власти мутазилиты становятся господствующим направлением в исламской теологии

100 верблюдов. Тогда же была создана астрономическая обсерватория. Для создания Дома Мудрости ал - Мамун отложил 200.000 динаров.

Корпуса Академии имели множество залов и комнат, соединенных просторными коридорами, уставленными книжными стеллажами. Ряд переходов и комнат предназначались для чтения, в залах работали переписчики, проводились занятия и дискуссии. В помещениях стояла красивая и удобная мебель, на полах лежали ковры, где рассаживались учащиеся. На окнах и дверях висели шторы, летом защищавшие от уличного зноя, а зимой от холодного воздуха. Библиотеки имели удобные каталоги, обычно построенные по тематическому принципу. На книгах стояла печать самого халифа аль - Мамуна, дабы защитить их от кражи. Обычным читателям или студентам книги выдавались под залог, от которого освобождались ученые и преподаватели. Условием выдачи было обеспечение сохранности книг, запрет писать на полях и обязательный возврат их в установленный срок.

Главой переводчиков был назначен Хунайн ибн Исхак, владевший четырьмя языками. Он перевел на арабский язык Платона, Аристотеля и их комментаторов, а также труды трех основоположников греческой медицины: Гиппократа, Галена и Диоскорида - это и стало основой арабской медицины. Были переведены «Начала» Евклида, «Альмагест» Птолемея, «Сферика» Менелая.

Однако работа не сводилась к простому копированию чужих исследований. Багдадские ученые занимались также самостоятельными исследованиями и достигли замечательных успехов в разных областях знаний. Ученые Дома мудрости «специализировались» в нескольких областях науки. Начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география. В разное время сотрудниками Дома Мудрости были такие выдающиеся ученые, как ал - Хорезми, Ибн Турк, ал - Фаргани, ал - Джаухари, ал - Марвази, ал -Кинди, братья Бану Мусса, ал - Махани, Сабит ибн Кора, Куста ибн Лукка, ан -Насрани, ал - Ахвази, Абу - л- Вафа, ал - Кухи.

Ал - Хорезми (около 783 - около 850 гт.) - великий персидский математик, астроном, географ, основатель классической алгебры.

Ибн Турк ал - Хутгади (IX в.) - персидский математик. Ибн Турк написал трактат «Логическая необходимость в смешанных уравнениях», в котором подробно излагалась теория квадратных уравнений (Матвиевская, Розенфельд, 1983, с. 11-14).

Ибн Катир ал - Фаргани (IX в.) - среднеазиатский математик и астроном. В Западной Европе он известен под латинизированным именем Алфраганус. Из его астрономических трудов известны энциклопедический труд «Начала астрономии», комментарий к «Альгаместу» Птолемея, «Книга о построении солнечных часов» (Розенфельд, Добровольский, Сергеева, 1972,с. 191-210).

Ибн Сайд ал - Джаухари (пер. пол. IX в.) - математик и астроном. Участвовал в астрономических наблюдениях в Багдаде (830 г.) и Дамаске (833 г.). Ал - Джаухари написал ряд комментариев к «Началам» Евклида, также написал

«Книгу об определении расстояния от центра Земли до Солнца» (Розенфельд, 1984, с. 67- 122).

Ибн Саббак ал - Кинди (ум. около 873 г.) - арабский философ и ученый. Он является автором более 250 трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрономии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. Ал - Кинди переводил античные трактаты о гармонии, в которых структура музыкальных интервалов описывалась с помощью числовых отношений. Он впервые осуществил запись музыкальных тонов и мелодий с помощью арабских букв и табула-туры уда. Он написал книги «О мелодии и тоне», «О гармонии», «О ритме», «О важных разделах музыки».

Бану Мусса - братья Мухаммед, Ахмад и ал - Хасан - выдающиеся персидские ученые, занимавшиеся геометрией, астрономией и механикой. Их труды послужили впоследствии таким практическим целям как проектировка и сооружение каналов. Братья собирали рукописи греческих авторов и построили обсерваторию, в которой проводили наблюдения в 850 - 870 годах. Им принадлежат «Книга механики», «Книга градусов о природе знаков зодиака» (Гри-горьян, 1974, с. 37-39).

В области минералогии и геологии аль — Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для минералогии имел его обширный труд «Собрание сведений о познании драгоценных минералов», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов (Кедров, Розенфельд, 1973, с. 23 - 26).

К сожалению, после аль - Мамуна Дом Мудрости лишился внимания правителей. Аль - Мутасим (833—842 гг.) перенес столицу халифата, а вместе с ней и библиотеку аль - Мамуна из Багдада в Самарру. Слава Дома мудрости постепенно угасала, и более или менее регулярные упоминания о нем прослеживаются лишь до конца X века. 12 февраля 1258 года после вступления в Багдад войска монгольского хана Хулагу Дом Мудрости был разрушен, а хранившиеся в нем книги были сброшены в реку Тигр.

В результате деятельности Дома Мудрости в халифате появились собственные великолепные философы, астрономы, медики, математики, географы. Много мусульмане восприняли из научных знаний византийцев и иранцев. Многие христиане из Европы старались учиться у арабов. Дом Мудрости был первым переводческим и научным центром в то время на Востоке, где были созданы обсерватория и богатая библиотека. Происходил синтез западной и восточной культуры.

В университете были бани и лазареты. Доктора проводили ежедневный осмотр и выписывали рецепты для любого, кто был болен. Запасы, которые были в Доме Мудрости, давали возможность немедленно обеспечить выписанными лекарствами. И все это в начале XIII в. н. э.

Дом Мудрости был основой для создания новых научных центров в Дамаске, Каире, Марате (Азербайджан), Кордове, Гранаде.

Ученые Дома Мудрости провели измерение длины градуса меридиана для того, чтобы уточнить величину окружности Земли, найденную в древности.

Было найдено значение дуги 1 градуса, близкое к истинному (56 арабских ми-леи).

В области математики были написаны основополагающие работы по алгебре и арифметике. Были введены «арабские» цифры, которые значительно упростили различные вычисления и подсчеты и сделали возможным дальнейшее развитие алгебры. Переводчиками были сделаны переводы таких научных трудов, как «О математической теории» Никомахлуса из Герасы, работы таких математиков как Теодосий из Триполи, Аполлоний Пергакус, Теон и Менелай, составившие основу развития науки в последующий век исламской математической мысли. В области астрономии стали появляться зиджи - справочники и таблицы с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат. Ал - Баттани около 900 года составил таблицы, которые использовались н сравнительных целях еще в 1749 году.

В области медицины были написаны многочисленные труды, которые были переведены на латынь, французский и английский языки. Например, Ху-найн ибн Исхак создал сборник из десяти очерков по офтальмологии, в которых систематизировались анатомия и физиология глаза и лечение его различных заболеваний. Впервые медицинский труд подобного рода содержал анатомические рисунки. Впоследствии книга на протяжении многих веков была авторитетным руководством по лечению данного вида болезней, как в западных, так и в восточных университетах.

В Доме Мудрости было начато производство бумаги, которая заменила пергамент и папирус. Были открыты первые на Востоке аптеки и больницы.

Инженеры из Дома Мудрости усовершенствовали водяное колесо и соорудили детально разработанную сеть подземных водоканалов, названных «Канат».

Таким образом, можно сказать о том, что мусульманские ученые для развития своих научных знаний первоначально использовали достижения и научные труды ученых античности, что послужило основой для развития науки в мусульманском мире. В результате чего ими были проведены важные исследования и сделаны открытия, которые впоследствии были заимствованы европейскими учеными и используются нами и сейчас.

Список литературы

Григоръян, Т.А. Механика от античности до наших дней / Т.А. I ригорьян.

-М.: Наука, 1974. v

Густав, Л.Б. Исламская и арабская цивилизация / Л.Б. Густав^- м., ■

Кедров, Б.М., Розенфельд, Б.А. Абу Райхан Бируни / Б.М. Кедров, ь.а. Розенфельд. - М„ 1973. С. 23-26. ,vrvri.

Матвиевская, Г.П., Розенфельд, Б.А. Математики и астрономы мусул

ддц YVTT an V в 3 т / Г.п. Матвиевская, майского средневековья и их труды (Vlll-AVii вв.;. в j

Б.А. Розенфельд. - М., 1983.

Розенфельд, Б.А., Добровольский, И.Г., Сергеева, Н.Д. Об астрономических трактатах ал - Фаргани. Историко-астрономические исследования. / Б.А. Розенфельд, И.Г. Добровольский, Н.Д.Сергеева. - СПб, 1972. С. 191-210.

Розенфельд. Б.А. Астрономия стран Ислама. Историко-астрономические исследования / Б.А. Розенфельд. - М., 1984. С. 67-122.

Филыитинский, ИМ. История арабов и Халифата (750 - 1517 гт.) / И.М. Фильштинский. - М., 2001. С. 54-56.

Эстранж, Ж. Наследие ислама / Ж. Эстранж. - М., 1954.

Фролова Е,С., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент В.И. Земенко

Российские исследователи о принципах и методах педагогической школы

Конфуция

Вопрос о педагогике конфуцианства не новое явление в отечественной науке, но в свете новых публикаций оно обретает новые формы. Особенно актуально изучение данного вопроса в раках Педагогического университета, подготавливающего специалистов в области педагогики и образования.

Наибольший интерес в последние два десятка лет у исследователей вызывает педагогическая сторона жизни и учения Конфуция, китайского учителя, философа и моралиста, жившего на рубеже V-VT вв. до н.э.

Ещё в XIX веке В.П. Васильев в статье «Конфуцианство» выделял в качестве основной заслуги Конфуция — создание школы нового типа: «Отверженный правительствами он стал их врагом и перешёл на сторону народа.... Он был первый народный учитель. ... Какие же зародыши заложил Конфуций в основу своего учения? Науку (в виде истории), народность (в форме стихотворений), нравственность (основанную на выводах из истории и поэзии)» (Семе-ненко, 1995, с.26).

В первую очередь обращает на себя внимание то, что не следует буквально понимать слова исследователей. Это касается самого понятия школа. К данной проблем обратился В.В. Малявин, написавший совместно с заслуженным учителем школы России Е.А. Ямбургом, книгу о педагогических идеях Конфуция. Он замечает, что у этой школы не было ни определённого места занятий, ни разработанного порядка ведения уроков. «Для Конфуция учение настолько сливалось с жизнью, что зачастую трудно понять где в его школе кончается одно и начинается другое... Не существовало ни установленных часов для занятий, ни программы обучения, ни чего либо похожего на экзамены... Обычно они собирались в доме учителя... в погожие дни выходили во двор и усаживались в тени любимого абрикосового дерева (отчего школа и получила название «Абрикосовый алтарь»)» (Малявин, 2002, с.28).

Кроме того, В.В.Малявин замечает, что китайские историки склонны к завышению численности учеников до трех тысяч. В свою очередь Л.С. Василь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.