Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ'

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TECHNICAL REGULATION / ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / INLAND WATER TRANSPORT / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRAFFIC / СУДА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ / HOVERCRAFTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Телегин А.И., Ничипорук А.О., Герасименко О.Л.

Рассмотрены структура и основные положения технического регламента по безопасности внутреннего водного транспорта. Сделаны замечания и предложения по развитию указанных положений при организации перевозок пассажиров с использованием судов на воздушной подушке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Телегин А.И., Ничипорук А.О., Герасименко О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROVISIONS OF TECHNICAL REGULATIONS ON SAFETY OF YEAR-ROUND TRANSPORTATIONS OF PASSENGERS IN RELATION TO USE OF HOVERCRAFTS

The structure and basic provisions of technical regulations on safety of an inland water transport are considered. Remarks and offers on development of the specified provisions are made at the organization of transportations of passengers with use of hovercrafts.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУГЛОГОДИЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ»

УДК 656.62

А.И. Телегин, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГАВТ» А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» О.Л. Герасименко, аспирант ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ КРУГЛОГОДИЧНЫХ

ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ

Ключевые слова: техническое регулирование, внутренний водный транспорт, пассажирские перевозки, суда на воздушной подушке.

Рассмотрены структура и основные положения технического регламента по безопасности внутреннего водного транспорта. Сделаны замечания и предложения по развитию указанных положений при организации перевозок пассажиров с использованием судов на воздушной подушке.

Работа речных переправ отличается от обычных перевозок пассажиров на линиях главным образом тем, что суда, осуществляющие такие перевозки, пересекают, как правило, судовой ход. В этих условиях работа судов на переправах остается весьма сложной и опасной.

Одну переправу обслуживают в среднем три судна, которые за день делают примерно десять рейсов. Если учесть, что в Волжском бассейне свыше 50 речных переправ функционируют практически всю навигацию (180-200 суток), то суда пересекают судовой ход не менее 10 тысяч раз.

Многие переправы, особенно в районе крупных городов, начинают работать за несколько часов до начала трудового дня на предприятиях (8-9 часов) и заканчивают в 22-23 часа. Ночью в ряде случаев организуются дежурные рейсы судов. Наибольшая интенсивность движения судов на переправах в Волжском бассейне отмечается с 6 до 21 .

Рост городов, промышленного и гражданского строительства на берегах рек создали проблему узнавания в темное время огней судов и составов на рейдах и судовых ходах, которые плохо видны на фоне многочисленных береговых огней и иллюминаций.

Поэтому уровень аварийности и аварийных происшествий на речных переправах гораздо выше, чем на транзитных судовых путях. Следовательно, надежности и безопасности этой работы организаторы движения судов должны уделять повышенное внимание. Тем более, если будет осуществляться перевозка пассажиров на переправах практически круглый год, ориентировочно 330 суток. Остальное время падает на неизбежные, можно сказать, исключительные природно-климатические проявления (шторм, снегопад и др.), которые не позволяют работать переправе.

То же самое можно сказать о работе судов на внутригородских маршрутах, которая связана также с большим напряжением судоводителей из-за большого количества движущихся в черте города плавсредств, в том числе маломерных судов, яхт, катеров, моторных лодок. В темное время суток нередко они не несут никаких огней, представляя большую опасность проходящим по судовому ходу транспортным и вспомогательным судам судоходных компаний. Следовательно, тем более здесь возникнут опасности для работы судов на воздушной подушке, скорость которых на линии составляет от 50 до 60 км/час [1, 2].

Исходя из целей обеспечения безопасности перевозок пассажиров на переправах

А.И. Телегин, А.О. Ничипорук, О.Л. Герасименко

Развитие положений технического регламента по обеспечению безопасности

и маршрутных линиях в черте города, эксплуатация судов на воздушной подушке (со скоростью 50-60 км/час) в темное время суток нецелесообразна. Тем более это исключается для экранопланов, даже с минимальной для них скоростью 150-200 км/час. Кроме того, из-за значительного шума во время хода экранопланы нельзя эксплуатировать на городских переправах и линиях или маршрутах.

Вопросы безопасности перевозок пассажиров и их багажа нашли отражение в специальном техническом регламенте «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. №623 [3].

Структура указанного технического регламента представлена на рисунке.

Рис. Структура технического регламента «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта»

В соответствии с Перечнем объектов технического регулирования (приложение 1 к техническому регламенту №623) относятся в разделе I «Суда»:

Код ОКП Наименование объекта технического регулирования

742370 2 Суда пассажирские на воздушной подушке речные, суда-экранопланы речные и озерные.

742610 6 Паромы речные.

Таким образом, мы видим, что в техническом регламенте представлено четыре блока объектов его действия:

1. Общие положения (I блок).

2. Требования безопасности (II, III, IV, V блоки).

3. Сертификация (VI, VII блоки).

4. Государственный контроль и надзор (VIII блок).

Требования к безопасности объектов внутреннего водного транспорта и его инфраструктуры даны весьма подробно применительно к судам разных типов, причалам и перегрузочным комплексам.

Однако система сертификации объектов внутреннего водного транспорта, по сути, до сих пор не развернута.

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» регламентируется, что «подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Оно является одной из форм оценки соответствия» [4].

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в отношении требований, содержащихся в технических регламентах. Все остальные требования являются добровольными для исполнения.

Обязательное подтверждение соответствия регламентировано законом (ст. закона №184-ФЗ) двумя формами: декларированием и обязательной сертификацией.

Пункт 1 ст. 33 содержит норму, согласно которой объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Сразу же здесь возникает вопрос: а как быть с процессами, с теми же транспортными процессами, в нашем случае, по перевозке пассажиров, причем, круглогодично на судах на воздушной подушке? Как подтвердить эти процессы на соответствие требованиям технического регламента?

Невключение процессов в перечень объектов обязательного подтверждения соответствия свидетельствует о том, что в отношении них единственным способом оценки их соответствия требованиям технических регламентов является государственный контроль. Но периодичность проведения планового контроля установлена не чаще одного раза в два года, что не может являться гарантией обеспечения безопасности круглогодичных перевозок пассажиров на судах на воздушной подушке. В самом техническом регламенте «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» этот вопрос не отражен, не раскрыт.

Таким образом, относительно объектов внутреннего водного транспорта - судов на воздушной подушке, призванных круглогодично осуществлять перевозки пассажиров, причалов общего пользования, где пассажиры ожидают суда, приобретают билеты, и других объектов, нормы технического регламента №623 требуют дальнейшей доработки и регламентации, может быть, в национальном стандарте.

Весьма непонятно, как быть с требованиями технического регламента №623 по перевозке багажа, что обязательно для перевозки пассажиров на любом маршруте и переправе. Вся ручная кладь сверх установленной техническим регламентом нормы должна перевозиться за отдельную плату. Кроме того, регламент предусматривает перевозку штучной продукции, сданной гражданином на пассажирский маршрут. Следовательно, для выполнения этих требований все береговые или плавучие причалы, обслуживающие пассажирские линии, должны иметь в пассажирских зданиях кроме указанных выше помещений (кассы, помещение для ожидания судов) и багажные помещения (для хранения багажа, его взвешивания, оформления документов). А суда для перевозки багажа должны иметь специальные багажные отделения, персонал (экипаж) - уметь и знать, как принимать и сдавать багаж. Однако, при перевозке пассажиров на судах на воздушной подушке ввиду ограниченности помещения нет возможности перевозить багаж, а лишь только ручную кладь пассажира - вместе с собой.

Следовательно, нужно разработать и утвердить ряд нормативных документов в развитие технического регламента №623 для обеспечения перевозок пассажиров на воздушных судах, в том числе на речных переправах и внутригородских маршрутах.

Список литературы:

[1] Любимов В.И. Актуальные вопросы использования новых типов пассажирских скоростных

А.И. Телегин, А.О. Ничипорук, О.Л. Герасименко

Развитие положений технического регламента по обеспечению безопасности ...

судов в Ленском бассейне / В.И. Любимов, В.Н. Смердов // Вестник ВГАВТ. Выпуск 34. -Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - С. 63-68.

[2] Веселов Г.В. Проблемы развития скоростного пассажирского сообщения на Волге / Г.В. Веселов, В.И. Минеев // Вестник ВГАВТ. Выпуск 21. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. - С. 137-142.

[3] Специальный технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» №263 от 12 августа 2010 г. - М.: Правительство РФ, 2010. - 190 с.

[4] Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. - М.: ООО «ТК Велби», Изд-во «Проспект», 2005. - 32 с.

DEVELOPMENT OF PROVISIONS OF TECHNICAL REGULATIONS ON SAFETY OF YEAR-ROUND TRANSPORTATIONS OF PASSENGERS IN RELATION TO USE OF HOVERCRAFTS

А.1. Telegin, A.O. Nichiporouk, O.L. Gerasimenko

Keywords: technical regulation, inland water transport, passenger traffic, hovercrafts.

The structure and basic provisions of technical regulations on safety of an inland water transport are considered. Remarks and offers on development of the specified provisions are made at the organization of transportations ofpassengers with use of hovercrafts.

УДК 656.62

А.И. Телегин, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГАВТ» А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» О.Л. Герасименко, аспирант ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ

Ключевые слова: пассажирские перевозки, стандартизация, речные переправы.

Рассмотрен опыт по государственной стандартизации качества услуг в сфере пассажирских перевозок. Приведен отечественный опыт разработки и внедрения систем управления качеством на различных видах транспорта. Сформулированы предложения по развитию стандартизации качества услуг при перевозке пассажиров на местных, пригородных и внутригородских линиях, а также речных переправах.

Важность развития государственной стандартизации в области перевозок пассажиров была понята при социалистической экономике, когда в 1986 году Госстандартом СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР были утверждены рекомендации по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством перевозок пассажиров (КС УКПП) в пассажирских автопредприятиях. Эти рекомендации были разработаны учеными на основе опыта работы передовых пассажирских автопредприятий страны [1].

КС УКПП - это совокупность управляющих органов транспортного предприятия и его подразделений, взаимодействующих с помощью организационных, технических, экономических и социальных решений и мероприятий, регламентированных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.