Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВЫХ СХЕМ ПОЕЗДКИ ПАССАЖИРА "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ" С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВОДНОГО ПУТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВЫХ СХЕМ ПОЕЗДКИ ПАССАЖИРА "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ" С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВОДНОГО ПУТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRAFFIC / ВОДНАЯ ПЕРЕПРАВА / WATER CROSSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телегин А.И., Герасименко О.Л.

Рассмотрены основные требования, учитываемые при разработке методик определения времени и стоимости поездки пассажира, а также типовой технологический процесс осуществления такой поездки (перевозки).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Телегин А.И., Герасименко О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSSIBLE STANDARD SCHEMES OF THE TRIP OF THE PASSENGER "FROM THE DOOR TO THE DOOR" WITH OVERCOMING OF THE WATERWAY

The main requirements considered when developing techniques of definition of time and cost of a trip of the passenger, and also standard technological process of implementation of such trip (transportation) are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВЫХ СХЕМ ПОЕЗДКИ ПАССАЖИРА "ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ" С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВОДНОГО ПУТИ»

Вестник ВГАВТ, выпуск 41, 2014 г. Раздел VIII. Экономика, логистика и управление на транспорте

УДК 656.66

А.И.Телегин, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГАВТ» О.Л. Герасименко, аспирант ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТИПОВЫХ СХЕМ ПОЕЗДКИ ПАССАЖИРА «ОТ ДВЕРИ ДО ДВЕРИ» С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ВОДНОГО ПУТИ

Ключевые слова: пассажирские перевозки, водная переправа.

Рассмотрены основные требования, учитываемые при разработке методик определения времени и стоимости поездки пассажира, а также типовой технологический

процесс осуществления такой поездки (перевозки).

Под поездкой пассажира «от двери до двери» с преодолением водного пути нами понимается, что:

а) пассажиру нужно преодолеть в обязательном порядке водный путь (реку, залив и др.), чтобы с одного берега попасть на другой;

б) пассажиру, вышедшему из дома, места работы, музея или другого места (города или сельского поселения) необходимо изначально добраться автобусом до пункта, откуда начинается переправа через водный путь;

в) возможны интервалы времени в ожидании пассажиром: подхода местного автобуса, который довезет до пункта, откуда начнется движение соответствующего транспорта для преодоления водного пути; посадки на транспорт, который будет преодолевать или уже преодолел водный путь;

г) пассажиру необходимо преодолевать водный путь тем или иным видом транспорта (автомобильным, железнодорожным или водным и др.);

д) пассажир пользуется только общественным транспортом, который работает круглогодично.

При выборе маршрута следования пассажир явно или на подсознательном уровне (интуитивно) учитывает множество факторов, среди которых можно выделить следующие группы:

- свое самочувствие и возможность, в том числе по состоянию здоровья, пользоваться тем или иным видом транспорта;

- погодные условия, которые могут быть определяющим фактором при выборе транспорта для преодоления водного пути;

- качество обслуживания на транспорте;

- время поездки пассажира «от двери до двери»;

- стоимость поездки пассажира «от двери до двери».

В дальнейших исследованиях мы не учитываем следующие факторы и их влияние:

- состояние здоровья пассажира, считая, что он может воспользоваться любым видом транспорта для преодоления водного пути и совершения поездки на обычном автобусе или маршрутке;

- погодные условия, считая их обычными в рассматриваемой географической зоне, не выходящими за пределы многолетних гидрометеорологических наблюдений;

- качество обслуживания пассажиров на транспорте, регламентированное кодексами и уставами транспортных отраслей, правилами перевозок пассажиров и правилами предоставления пассажирам услуг. Это следующие показатели, которые определены ГОСТ 51004 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура

показателей качества» [1]: информационного обслуживания; комфортности поездки; скорости; своевременности; сохранности багажа; безопасности; надежности функционирования транспортных средств; профессиональной пригодности исполнителей транспортных услуг (перевозки пассажиров и багажа); готовности транспортного средства и экипажа, к выполнению перевозки; экономические показатели перевозки. Мы считаем, что указанные выше показатели качества перевозки пассажира с преодолением водного пути выполняются на всех рассматриваемых видах транспорта.

Таким образом, в дальнейшем рассматривается поездка пассажира с определением двух показателей:

- время поездки пассажира «от двери до двери»;

- стоимость поездки пассажира «от двери до двери».

При рассмотрении этих показателей ясно прослеживаются три группы интересов

[2]:

- интересы пассажира, осуществляющего поездку «от двери до двери» с преодолением водного пути;

- интересы транспортных предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров;

- интересы общенародные или общегосударственные, выражающиеся, в частности, в социальной направленности перевозок пассажиров, особенно в городской черте, в пригородной зоне и на переправах.

Пассажир заинтересован, чтобы: добраться от пункта отправления до пункта назначения как можно быстрее, заплатить за проезд минимально требуемые суммы денег. Разумеется, такая поездка должна быть безопасной и максимально комфортной по качеству транспортных услуг, которые перечислены нами выше.

Транспортное предприятие, осуществляющее перевозку пассажира от одного пункта до другого, может это выполнять в рамках запланированного времени рейса, с требуемой безопасностью для пассажира и самих транспортных средств. В итоге такая перевозка должна быть для транспортного предприятия прибыльной (доходы выше расходов) или в пределах установленных плановых затрат (если осуществляется определенное дотирование со стороны государственных или муниципальных органов власти).

Общенародные или общегосударственные интересы заключаются в том, чтобы перевозка осуществлялась с наибольшей производительностью выполнения транспортной работы и наименьшей затратой всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) на единицу транспортной продукции (в нашем случае на одного пассажира или один пассажирокилометр).

Сформулированные выше посылки позволяют нам сформировать наиболее вероятные, унифицированные по однотипным операциям, схемы, которыми может воспользоваться пассажир при постоянных круглогодичных поездках «от двери до двери» с обязательным преодолением водного пути (рис. 1).

Из рисунка видно следующее:

1. Насчитывается максимально возможных и объективно реальных временных отрезков пути пассажира - 12, в том числе: два раза пассажир (ПС) идет своим ходом до остановки автобуса в пункте отправления, а также в обратном пути идет до автобуса, что и показано стрелками по всем шести вариантам поездки пять раз пассажир ожидает автобус, в том числе три раза на одной стороне водного пути плюс два раза -на другой стороне; четыре раза - переезд (проезд) пассажиром на автобусе, в том числе два с одной стороны водного пути и два с другой стороны водного пути; одна переправа через водный путь.

2. Возможны потенциально, в том числе в перспективе, шесть схем преодоления пассажиром водного пути [3]:

- первая схема - переезд водного пути на автобусе через имеющийся мост (автомобильный капитальный, наплавной);

Временные отрезки пути пассажира

1 Пассажир идет своим ходом до соответствующей автобусной остановки

2. Пассажир ожидает автобуса

3. Переезд автобусом до остановки автобуса, идущего на пере-праЕу_

4. Ожидание автобуса. идущего на переправь'

5. Переезд автобусом до переправы

б Ожидание переправы

7. Посадка и переправа через водный п\ть

8. Ожидание автобуса после переправы

9. Переезд автобусом до городской автобусной остановки

10. Ожидание городского автобуса

11. Переезд городским автобусом до пункта назначения

^.Пассажир идет своим ходом до места назначения

^сх1

^павЗ

^ожпб

*пвп7

^ожв

*пав9

•£Ож10

Г

пав 11

{сх!2

а5 Уч а,

----( А! )—( А!

Щ^пГ]-

поезд ^

паром

пассажирский катер

аб )—( а6 )-----

^ п5 и^снд-

■-рсвп ^—

] Пб

канатная дорога

а, У-( а2

-----( Аз )—( А

---( А4 У-( А,

ае м а в

-----( Ае У-( Аб

Рис. 1. Возможные унифицированные схемы поездки пассажира «от двери до двери» с преодолением водного пути

Ча й

3

и §

К

I

г §

а

о

Ьэ

г §

г й

5

^ £ ^ £

- вторая схема - переезд водного пути на пассажирском поезде по железнодорожному мосту;

- третья схема - преодоление водного пути на пассажирском пароме, если трасса судоходна круглый год, причем паром может быть как чисто пассажирским, так и грузопассажирским;

- четвертая схема - преодоление водного пути на пассажирском катере, который работает круглогодично, следовательно, судоходная трасса не замерзает;

- пятая схема - преодоление водного пути на судне на воздушной подушке, причем работа переправы осуществляется круглогодично;

- шестая схема - преодоление водного пути (с берега на берег реки) на канатной дороге, что стало уже реальностью в жизни, в частности в г. Н. Новгород.

Можно в перспективе рассматривать для решения этой задачи экранопланы, если водный путь переправы занимает десятки километров, но в наших исследованиях этот вариант не рассматривается.

Сформированные схемы поездки пассажира «от двери до двери» с преодолением водного пути разными видами транспортных средств дает возможность разработать методику определения времени и стоимости перемещения от пункта отправления до пункта назначения.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества. - М.: Изд-во стандартов, 1997. - 8 с.

[2] Ничипорук А.О. Анализ требований, предъявляемых к качеству перевозок участниками транспортного процесса / А.О. Ничипорук, Н.В. Гончарова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 33. -Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. - С. 154-162.

[3] Пумбрасова Н.В. Маломерный речной транспорт в городских пассажирских перевозках как перспективное направление решения проблем городского общественного пассажирского транспорта / Н.В. Пумбрасова, Е.О. Дубова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 35. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - С. 299-303.

FORMATION OF POSSIBLE STANDARD SCHEMES OF THE TRIP OF THE PASSENGER «FROM THE DOOR TO THE DOOR» WITH OVERCOMING OF THE WATERWAY

A.I. Telegin, O.L. Gerasimenko

Keywords: passenger traffic, water crossing.

The main requirements considered when developing techniques of definition of time and cost of a trip of the passenger, and also standard technological process of implementation of such trip (transportation) are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.