Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRAFFIC / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / РЕЧНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ / RIVER CROSSINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Телегин А.И., Ничипорук А.О., Герасименко О.Л.

The experience on the state standardization of quality of services is considered in the sphere of passenger traffic. Domestic experience of development and deployment of control systems by quality is given in different types of transport. Offers on development of standardization of quality of services in transit passengers on local, suburban and intracity lines, and also river crossings are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Телегин А.И., Ничипорук А.О., Герасименко О.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC EXPERIENCE AND DEVELOPMENT OF THE STATE STANDARDIZATION OF THE QUALITY OF SERVICES FOR TRANSPORTATION OF PASSENGERS

The experience on the state standardization of quality of services is considered in the sphere of passenger traffic. Domestic experience of development and deployment of control systems by quality is given in different types of transport. Offers on development of standardization of quality of services in transit passengers on local, suburban and intracity lines, and also river crossings are formulated.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ»

А.И. Телегин, А.О. Ничипорук, О.Л. Герасименко

Развитие положений технического регламента по обеспечению безопасности ...

судов в Ленском бассейне / В.И. Любимов, В.Н. Смердов // Вестник ВГАВТ. Выпуск 34. -Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2013. - С. 63-68.

[2] Веселов Г.В. Проблемы развития скоростного пассажирского сообщения на Волге / Г.В. Веселов, В.И. Минеев // Вестник ВГАВТ. Выпуск 21. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2007. - С. 137-142.

[3] Специальный технический регламент «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» №263 от 12 августа 2010 г. - М.: Правительство РФ, 2010. - 190 с.

[4] Федеральный закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. - М.: ООО «ТК Велби», Изд-во «Проспект», 2005. - 32 с.

DEVELOPMENT OF PROVISIONS OF TECHNICAL REGULATIONS ON SAFETY OF YEAR-ROUND TRANSPORTATIONS OF PASSENGERS IN RELATION TO USE OF HOVERCRAFTS

А.1. Telegin, A.O. Nichiporouk, O.L. Gerasimenko

Keywords: technical regulation, inland water transport, passenger traffic, hovercrafts.

The structure and basic provisions of technical regulations on safety of an inland water transport are considered. Remarks and offers on development of the specified provisions are made at the organization of transportations ofpassengers with use of hovercrafts.

УДК 656.62

А.И. Телегин, д.т.н., профессор ФГБОУВО «ВГАВТ» А.О. Ничипорук, к.т.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» О.Л. Герасименко, аспирант ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ КАЧЕСТВА УСЛУГ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ

Ключевые слова: пассажирские перевозки, стандартизация, речные переправы.

Рассмотрен опыт по государственной стандартизации качества услуг в сфере пассажирских перевозок. Приведен отечественный опыт разработки и внедрения систем управления качеством на различных видах транспорта. Сформулированы предложения по развитию стандартизации качества услуг при перевозке пассажиров на местных, пригородных и внутригородских линиях, а также речных переправах.

Важность развития государственной стандартизации в области перевозок пассажиров была понята при социалистической экономике, когда в 1986 году Госстандартом СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР были утверждены рекомендации по разработке и внедрению комплексных систем управления качеством перевозок пассажиров (КС УКПП) в пассажирских автопредприятиях. Эти рекомендации были разработаны учеными на основе опыта работы передовых пассажирских автопредприятий страны [1].

КС УКПП - это совокупность управляющих органов транспортного предприятия и его подразделений, взаимодействующих с помощью организационных, технических, экономических и социальных решений и мероприятий, регламентированных

стандартами предприятия (СТП) или организации (СТО) и другими нормативными документами.

КС УКПП функционирует на всех стадиях подготовки к перевозкам, в процессе перевозки и на всех уровнях управления пассажирским предприятием: на уровне предприятия в целом; на уровне отделов и служб; на уровне цехов, колонн и бригад; на уровне отдельных исполнителей.

Стандарты предприятия или организации позволяют согласовывать специфические условия функционирования конкретного автопредприятия с требованиями действующих нормативно-технических и методических документов федерального, регионального и местного уровня.

КС УКПП предназначена для создания на автотранспортных предприятиях условий, позволяющих систематически и планомерно повышать качество перевозок пассажиров автомобильным транспортом в соответствии с потребностями населения при эффективном использовании трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Для достижения этой цели на автопредприятии должны проводиться работы в следующих направлениях:

- совершенствование технологических процессов управления автопредприятием;

- повышение эффективности использования ресурсов;

- разработка номенклатуры показателей для правильной оценки работы предприятия в целом и его структурных подразделений, а также отдельных исполнителей;

- разработка прогрессивных норм качества труда подразделений автопредприятия и отдельных исполнителей;

- совершенствование форм стимулирования подразделений и исполнителей за повышение качества и эффективности работы.

В КС УКПП конкретного автопредприятия, исходя из указанных выше целей (направлений) и реальных его возможностей, ставятся реальные задачи на определенный период времени. Этими задачами могут быть следующие:

- улучшение основных показателей качества работы предприятия, его служб и подразделений;

- внедрение прогрессивных форм и методов организации транспортного процесса, технологического обслуживания и ремонта подвижного состава;

- увеличение числа бригад (маршрутов) образцового обслуживания пассажиров;

- повышение экономической эффективности работы предприятия.

Деятельность пассажирского автопредприятия в рамках каждой функции регламентируется стандартами предприятия (организации).

Эффект от внедрения КС УКПП, к примеру, автобусного предприятия, достигается за счет:

- повышения производительности работы парка автобусов в результате увеличения коэффициента их выпуска на линии (маршруты), снижения непроизводительных простоев и потерь на маршрутах и др.;

- экономии топлива, шин и других материальных ресурсов;

- сокращения затрат времени пассажирами на поездки;

- повышения производительности труда водителей и ремонтных бригад.

Конечный результат деятельности коллектива пассажирского автопредприятия и

внедрения КС УКПП должен выражаться повышением качества перевозок пассажиров и эффективности работы самого автопредприятия.

В 1980-е годы на других видах транспорта страны (железнодорожном, внутреннем водном, морском) ученые исследовали лишь отдельные аспекты повышения качества перевозок пассажиров, вплоть до создания структурных параметров КС УКПП на предприятии соответствующей транспортной отрасли. Однако эти исследования не завершились утверждением Госстандартом каких-то рекомендаций, подобно принятым и рассмотренным выше рекомендациям на пассажирском автотранспорте, чему помешала приватизация и перестройка транспорта на рыночные механизмы.

А.И. Телегин, А.О. Ничипорук, О.Л. Герасименко

Отечественный опыт и развитие государственной стандартизации качества услуг при ...

Тем не менее, некоторая работа по государственной стандартизации качества перевозок пассажиров продолжилась и в 1990-е годы.

Научным центром по комплексным транспортным проблемам (НЦКТП) Министерства транспорта России и Министерства по сотрудничеству России с государствами СНГ впервые был разработан, Техническим комитетом по стандартизации ТК 372 «Транспортные услуги» внесен, Постановлением Госстандарта России №701 принят и введен в действие 25 декабря 1996 г. ГОСТ Р 51004-96 «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества» [2].

Стандарт устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта общего пользования, и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством пассажирских перевозок и совершенствования транспортного обслуживания потребителей.

Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативной документации каждого вида транспорта на пассажирские перевозки, утвержденной в установленном порядке.

На основании настоящего стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на пассажирские перевозки, осуществляемые отдельными видами транспорта в международных, дальних, местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки.

На основе номенклатуры показателей качества устанавливают перечень наименований характеристик потребительских свойств пассажирских перевозок, составляющих их качество, количественные показатели и методы (методики) их оценки.

Выбор номенклатуры показателей качества обосновывают:

- видом транспорта и сообщения;

- классом или категорией перевозки;

- используемым подвижным составом;

- требованиями, предъявляемыми к перевозочному процессу;

- задачами управления качеством транспортных услуг;

- составом и структурой свойств, характеризующих качество;

- основными требованиями к показателям качества.

Показатели качества должны отвечать следующим требованиям:

- обеспечивать безопасность услуг по пассажирским перевозкам;

- способствовать обеспечению соответствия качества пассажирских перевозок передовому мировому опыту и требованиям потребителей [3];

- характеризовать все свойства пассажирской перевозки, обусловливающие её пригодность удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с её назначением;

- быть стабильными;

- способствовать систематическому повышению качества пассажирских перевозок;

- исключить взаимозаменяемость показателей при комплексной оценке уровня качества пассажирских перевозок;

- учитывать современные достижения науки и техники, основные направления научно-технического прогресса на транспорте и в сфере транспортных услуг.

Порядок выбора номенклатуры показателей качества, регламентированных государственным стандартом, предусматривает определение: вида транспорта и сообщения; наименования (содержания) транспортной услуги; основных требований потребителей к перевозочному процессу и условиям обслуживания; цели применения номенклатуры показателей качества пассажирских перевозок; исходной номенклатуры групп показателей качества; метода выбора номенклатуры показателей качества.

Номенклатура групп стандартных показателей качества перевозок пассажиров и их характеристика представлены в табличной форме.

Таблица

Группы показателей качества стандарта Развернутая характеристика показателей

1. Показатели информационного обслуживания Частота отправления и прибытия транспортных средств. Предоставляемые пассажирам услуги и их стоимость. Размещение необходимых помещений, средств связи, объектов общественного питания и др.

2. Показатели комфортности поездки Площадь (объем) помещения, приходящаяся на одного пассажира. Частота уборки транспортных средств и помещений. Частота смены постельного белья. Температура воздуха в транспортном средстве и помещениях. Допустимые значения шума, вибрации и влажности. Среднее (допустимое) наполнение салона транспортного средства и помещений.

3. Показатели скорости Продолжительность поездки или полета, рейса. Средняя скорость движения транспортного средства. Частота остановок транспортного средства.

4. Показатели своевременности Доля транспортных средств, отправляемых по расписанию. Доля транспортных средств, прибывающих по расписанию. Средний интервал движения транспортных средств. Максимальный интервал движения транспортных средств.

5. Показатели сохранности багажа Процент багажных отправок, прибывающих с повреждениями. Средняя стоимость ущерба от повреждения багажа. Стоимость возмещения от потери багажа.

6. Показатели безопасности Надежность функционирования транспортного средства. Профессиональная пригодность исполнителей транспортных услуг. Готовность транспортного средства к выполнению конкретной перевозки (укомплектованность экипажем, спасательными средствами, обеспеченность нормативной документацией, маршрутными картами, инвентарем, приспособлениями и др.).

7. Показатели надежности функционирования транспортных средств Ресурс. Срок службы. Вероятность безотказной работы. Наработка на отказ. Периодичность контроля технического состояния транспортных средств органами государственного надзора. Наличие документа, подтверждающего допуск транспортного средства к эксплуатации.

8. Показатели профессиональной пригодности исполнителей транспортных услуг Стаж работы на занимаемой должности. Уровень квалификации (класс вождения). Периодичность повышения квалификации. Число нарушений правил управления транспортными средствами и должностных инструкций за определенный период.

9. Показатели готовности транспортного средства и экипажа к выполнению перевозок Укомплектованность обслуживающим персоналом. Минимальная норма состава экипажа; обеспеченность спасательными средствами, средствами оказания первой помощи. Укомплектованность съемным оборудованием и инвентарем. Обеспеченность нормативными документами, маршрутными картами и др. на выполнение рейса.

10. Экономические показатели пассажирских перевозок (учитываются при необходимости) Стоимость проезда от пункта отправления до пункта назначения. Стоимость дополнительных услуг в пути следования. Общие (суммарные) затраты на проезд от пункта отправления до пункта назначения. Время нахождения в пути. Затраты времени на поездку из города до аэропорта отправления. Затраты времени на поездку из аэропорта назначения в город.

А.И. Телегин, А.О. Ничипорук, О.Л. Герасименко

Отечественный опыт и развитие государственной стандартизации качества услуг при .

Таким образом, ГОСТ Р 51004-96 устанавливает номенклатуру показателей оценки качества перевозок пассажиров на всех видах транспорта в Российской Федерации. Однако в разделе 1 «Область применения» указывается, что в развитие данного государственного стандарта и с учетом особенностей перевозки пассажиров на каждом виде транспорта (железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и авиационном) должны быть разработаны «нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки, ...установлены в нормативной документации..., утвержденной в установленном порядке... Разрабатываются нормативные документы по номенклатуре качества на пассажирские перевозки... в международных, дальних, местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки».

На наш взгляд, для внутреннего водного транспорта Российской Федерации должен быть разработан и утвержден государственный стандарт под названием «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки на внутреннем водном транспорте. Номенклатура показателей качества», с разделами, аналогичными ГОСТ Р 51004-96.

Кроме того, следует разработать и принять государственный стандарт под названием «Услуги пассажирам на внутреннем водном транспорте. Общие требования» с отражением следующих разделов: предисловие; область применения; нормативные ссылки; классификация услуг пассажирам на внутреннем водном транспорте; общие требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; методы контроля; перечень (в приложении) документов, связанных с оказанием услуг пассажирам.

В развитие этих документов потребуется разработать, с учетом предмета наших исследований, «Правила перевозки пассажиров и представления им услуг на местных, пригородных и внутригородских линиях», «Правила перевозок пассажиров и предоставления им услуг на речных переправах».

Список литературы:

[1] Комплексная система управления качеством перевозок пассажиров. Рекомендации по разработке и внедрению в пассажирских автопредприятиях. - М.: ВНИИ стандартизации, Мин-во автомоб. трансп. РСФСР, 1986. - 97 с.

[2] ГОСТ Р 51004-96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества. - М.: Изд-во стандартов, 1997. - 8 с.

[3] Барсукова Ю.А. Состояние и развитие рынка пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте / Ю.А. Барсукова // Вестник ВГАВТ. Выпуск 32. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2012. - С. 138-143.

DOMESTIC EXPERIENCE AND DEVELOPMENT OF THE STATE STANDARDIZATION OF THE QUALITY OF SERVICES FOR TRANSPORTATION OF PASSENGERS

А.I. Telegin, A.O. Nichiporouk, O.L. Gerasimenko

Keywords: passenger traffic, standardization, river crossings.

The experience on the state standardization of quality of services is considered in the sphere ofpassenger traffic. Domestic experience of development and deployment of control systems by quality is given in different types of transport. Offers on development of standardization of quality of services in transit passengers on local, suburban and intracity lines, and also river crossings are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.