УДК 371.1.087
А.С. Куляпин,
Н.В. Наугольных Развитие
полифункциональности учителя в условиях новой системы оплаты труда
Представлена система управленческих действий по развитию полифункциональности учителя в условиях реализации федеральных образовательных стандартов и новой системы оплаты труда. Механизм развития полифункциональности учителя является одним из инструментов управления ШПД (школы полного дня), направленной на создание образовательной среды с развитой системой курсов по выбору, элективных курсов, дополнительного образования, полноценного и разнообразного досуга, способствующей развитию компетентностей учащихся в приобретении профильного образования по индивидуальным образовательным траекториям.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный план, новая система оплаты труда, полифункциональность, портфолио, тьютор, тьюторская позиция, Центр инновационного опыта.
Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог... а насколько он овладеет мастерством — зависит от собственного напора.
А.С.Макаренко
Первоочередная задача образовательной практики России на современном этапе - достижение качества образования,
соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, производства, общества и государства. Новая система оплаты труда (НСОТ) позволяет стимулировать педагогов системно, повышать качество образования, достигать конкретных значимых результатов, учитывая развитие их компетентностей и компетентностей учащихся. Формировать ключевые компетенции может и должен такой учитель, который сам владеет компетентностями. Коллектив ЦИО школы №135 выделяет пять ключевых компетенций, формируемых одновременно у педагогов и учащихся: ИКТ-компетентность, коммуникативная компетентность, здоровьесберегающая компетентность, способность выбирать, проектная. Формирование данного набора ключевых компетентностей происходит у педагога через развитие полифункциональности его деятельности. Педагог в рамках образовательного процесса (в аудиторное и внеаудиторное время) может занимать разные позиции: быть равновеликим пе-дагогом-предметником, классным руководителем, воспитателем группы продлённого дня, руководителем детского школьного объединения, педагогом дополнительного образования, тьютором, лаборантом, методистом. Новая система оплаты труда предусматривает оценку деятельности педагога в рамках 36-часовой рабочей недели. В условиях многообразной образовательной среды педагог может реализовать свой полифункциональный потенциал. Реализацию полифункциональности учителя может демонстрировать портфолио педагога, как «зеркало» - портфолио его учеников, наряду с другими стандартизированными формами диагностики, свидетельствующими о качестве образования учащихся.
Работа над проектом по созданию оптимальной модели наращивания полифункциональности учителя обусловлена историческим развитием школы. Школа была открыта в 1987 г., в 1989 г. при
© Куляпин А.С., Наугольных Н.В., 2010 60
школе начала действовать музыкальная студия, с 1990 г. развивается спортивное направление. Значительный вклад в формирование уклада школы внесло открытие киноакадемии, в деятельности которой принимал участие коллектив педагогов основного и дополнительного образования, актеры театров и работники телевидения. Уклад школы тех лет стал определенным прообразом уклада школы полного дня, так как образовательный процесс в киноакадемических классах шел непрерывно с утра и до вечера. В порядке эксперимента на протяжении нескольких лет школа действовала как образовательно-культурный комплекс. С 2009 г., войдя в состав Университетского округа ПГПУ, учителя школы осваивают новые профессиональные роли сотрудников центра инновационного опыта: преподавателя ФППК ПГПУ, лектора, ведущего мастер-классы, тьютора повышения квалификации, методиста.
Деятельности педагога в ЦИО предшествует экспертная деятельность научнометодического совета, дающая учителю возможность получить оценку, экспертизу инновационных норм и перевести их в рамки корпоративной культуры для всего педагогического коллектива школы.
Деятельность Центра инновационного опыта внутри Университетского округа ПГПУ даёт школе опыт непрерывного общения с учеными через систему консультаций. Для нас это очень важно, так как ученые и сотрудники ПГПУ, находясь в школе, общаясь с нашими педагогами, погружаются в нашу инновацию, понимают, что происходит в школе и со школой. На наш взгляд, такое взаимодействие позволяет качественно организовывать системный мониторинг инновационной деятельности, осуществляемой в школе.
В настоящее время приоритетными направлениями развития МОУ «СОШ № 135» являются:
1) повышение эффективности управления в условиях профильного обучения;
2) повышение квалификации педагогов в условиях профильного обучения;
3) повышение качества образования через проектирование содержания и технологий предпрофильной подготовки и профильного обучения;
4) совершенствование материальнотехнической базы школы;
5) развитие воспитательной системы на основе самоуправления, проектной деятельности, профессионального самоопределения;
6) развитие информационно-коммуникационных технологий в школе полного дня.
Фактически вся инновационная деятельность школы направлена на выполнение современной задачи образования - воспитание социально активной и функционально грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории; на создание соответствующей структуры образовательного процесса. Безусловно, что сформировать такую личность может только педагог, который сам социально активен, функционально грамотен, готов к формированию своей жизненной и профессиональной траектории.
Новая система ценностей определяет перестраивание системы отношений и деятельности школы, стратегии и тактики образовательной политики в школе, нацеливает управленческие действия на создание механизма присвоения этих ценностей учащимися, педагогическим коллективом, родительской общественностью; на моделирование образовательного пространства, предусматривающего смену видов деятельности: урочной и внеурочной, учебной и проектной, проектно-игровой и трудовой, творческой и репродуктивной, исследовательской и спортивной, групповой, микрогрупповой и индивидуальной.
Пилотная апробация модели уклада школы полного дня, участие в проекте «Телешкола» позволяют сделать выводы
о том, что в образовательном процессе меняется роль учителя и требования к нему: в модели уклада школы полного дня, ориентированной на обеспечение профилизации, педагог в большей степени находится в позиции сопровождающего обучение лица: тьютора, консультанта, профессионального эксперта.
Как замотивировать педагога на принятие дополнительных функций, как организовать процесс присвоения новой тьюторской идеологии, введения тьютор-ского сопровождения в школе полного дня, как оплачивать труд педагога, принявшего позицию тьютора, - все эти и другие вопросы требуют новых управленческих подходов, создания механизма управления этим процессом.
Освоение учителем позиции тьютора в нашей школе выходит за рамки образовательной подготовки, т.к. он не только сопровождает индивидуальные учебные планы учащихся школы, но и выступает в качестве тьютора во время организации курсовой подготовки.
В настоящее время залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать. Разработаны стандарты образования (проект), которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способностей их эффективно применять. Таким образом закладывается новая знаниевая парадигма, которая основывается на утверждении, что только то есть знание, что связано со сменой технологий, а не то, что описывает объекты. Там, где идет переход к прикладному знанию, где происходит переход от знания к действию, и в частности к технологии, там что-то меняется. И если технологическое обеспечение образовательного процесса в школе не претерпит существенных изменений, то цели
модернизации образования и индустрии в целом достигнуты не будут. Имеется в виду прежде всего достижение таких целей, как профессиональное самоопределение, формирование новых жизненных установок личности, закладывающих основы ее предприимчивости, самостоятельности в принятии решений в ситуации выбора, планировании собственных действий и прогнозировании их последствий, способности к сотрудничеству. С нашей точки зрения, именно в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе эти установки могут быть сформированы при условии существенного содержательно-технологического перевооружения образовательного процесса. Это перевооружение должно быть ориентировано на профессиональное самоопределение учащегося через реализацию компетентностного подхода, обеспечивающего его социализацию и развитие индивидуальности. Актуальность нашего опыта заключается в поисках управленческих путей изменения структуры, содержания, технологий и организации образовательного процесса, что позволяет осуществлять целенаправленную педагогическую (тьюторскую) деятельность по развитию у учащихся ключевых компетентностей, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения, эффективной социализации на рынке труда; а также решать проблемы повышения качества образования, понимая под качеством образования, в первую очередь, степень удовлетворенности заказчика (личности, общества, государства) результатами и ходом образовательного процесса в школе.
В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 миллионов педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы
развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Оно рассматривается как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Как заявлено в государственном проекте «Наша новая школа», ключевая роль в школе принадлежит учителю. Поэтому необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Важно пополнение школы новым поколением педагогов, причём не только с педагогическим образованием. В связи с увеличением количества ролей у учителя его полифункциональность становится новым способом повышения педагогического мастерства учителя. А адекватная оплата его деятельности позволяет повысить социальный статус педагога.
Участие школы в эксперименте по введению новой системы оплаты труда показало, что действительно есть финансовые механизмы, позволяющие сделать оплату труда педагогов дифференцированной,
а введение НСОТ на муниципальном уровне задало вектор движения в направлении создания системы локальных актов школы, которые позволят сделать прозрачной и понятной для педагогов и базовую (в разделе «Специальная часть») и стимулирующую части.
Полифункциональность учителя является примером способности учиться на протяжении всей жизни, так как принятие новой роли есть, на наш взгляд, своеобразное освоение новой профессии, как, например, освоение позиции тьютора или мастера в предметной мастерской.
Основная проблема администрации школы - конструирование способа построения образовательного пространства с учётом полифункциональности учителя, где одним из приоритетных аспектов содержания его деятельности был бы процесс самообразования (образование как индивидуальный проект).
Наши размышления и выводы о полифункциональности учителя реализуются в проекте «Развитие полифункциональности учителя в условиях новой системы оплаты труда». Данный проект был выставлен на сайте «Эврика» и занял первые места в региональном и межрегиональном рейтингах.