u
S
Я <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡Г1
S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
Аккерман О.А.,
магистр педагогического
образования, тренер Центра уровневых программ филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 сездер: полиэтномэдени цузыреттшк, ауылдыц бшм беру кластерi, технологиялыц, аксиоло-гиялыц, iзгiлiк, мэдениеттану тэсы-дерi.
Ключевые слова: полиэтнокультурная компетентность, сельский образовательный кластер, технологический, аксиолого-гуманистиче-ский, культурологический подходы.
Keywords: poly-ethnocultural competence, rural educational cluster, technological, axiologo-humanistic, cultural approaches.
РАЗВИТИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Ацдатпа
Макалада ауылдык бшм беру кластершде жога-ры сынып окушыларыньщ полиэтномэдени кузырет-тшктерш дамыту мэселесшш езектшп карастыры-лады.
Полиэтномэдени кузыреттшктердш нактыланган тYсiнiгi берiлген. Мэселенi жYзеге асыруда кураушы технологиялык, аксиологиялык, iзгiлiк, мэдениеттану болып табылатын кешендi тэсiлдер бершген. Соцында ауылдык бiлiм беру кластершде жогары сынып окушыларыныц полиэтномэдени кузырет-тiлiктерiн дамыту бойынша сипатталган тэсшдер максатты багытталган жумыстардыц нэтижелiлiгiн арттыруды камтамасыз ететiндiгiне корытынды жа-салган.
Аннотация
Рассматривается актуальность проблемы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере.
Приведено уточнённое понятие полиэтнокультурной компетентности. Представлен комплекс подходов реализации проблемы, составляющими которого являются технологический, аксиолого-гуманисти-ческий, культурологический. В заключении сделан вывод, что описанные подходы обеспечат повышение результативности целенаправленной работы по развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере.
Annotation
Actual problems of ethnocultural competence of senior pupils in rural educational cluster.
Powered by a refined concept poly-ethnocultural competence. The complex of problems of realization approaches, the components of which are technological, axiologo - humanistic, cultural. Finally, it was concluded that these approaches will provide enhanced efficiency purposeful work on development poly-ethnocultural competence of senior pupils in rural educational cluster.
Ш
История развития науки показывает, что на переломных этапах на передний план выдвигаются сугубо прикладные задачи, решение которых соответствует потребностям практики [1, с.3].
Актуальная задача педагогической практики сегодня - воспитание нового поколения, способного жить в полиэтническом мире, поколения, признающего многообразие и ценность этнокультур и в то же время знающего свою этническую культуру.
Этнические процессы современности свидетельствуют, что этнокультурные взаимоотношения и взаимосвязи важны в жизнедеятельности всего мирового сообщества.
Многочисленные этнические конфликты, регионы этнической напряжённости, националистические, религиозные движения подтверждают, что этнокультурные проблемы в настоящее время не утратили своей значимости и актуальности. Сегодня практически невозможно найти ни одной этнической общности, которая бы не испытывала на себе воздействия со стороны других этносов.
Именно эта тенденция культурной глобализации обостряет интерес к культурной самобытности. Активизировался процесс ин-культурации - освоения каждым человеком культуры своего этноса, в то же время идёт процесс аккультурации - усвоения знаний, умений, навыков, ценностей иных для человека этнических сообществ, что необходимо в полиэтническом мире для комфортной жизнедеятельности.
Сегодня исследователей интересуют проблемы формирования этнокультурной идентичности, этнической толерантности, этнической компетентности, этнотолерантной компетентности, поликультуры, полиэтнической культуры, культуры мира и т.д. Исходя из этого следует, что отличительная черта современной педагогической науки и практики - признание, что обострились проблемы образования в многонациональном социуме, кроме того, важно отметить, что на смену традиционному, знаниевому типу образования приходит новый тип - компетентностно-ориентированный.
Развитие полиэтнокультурной компетент-
ности подрастающего поколения - актуальная проблема времени, школы.
Проведённый анализ и собственный взгляд на решение проблемы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников позволили сделать следующий вывод: полиэтнокультурная компетентность - инте-гративное личностное образование, включающее знания этнических культур, принятие их отличий и ценностей, навыки социального взаимодействия, конструктивные способы поведения, осознание социальной ответственности за создание условий комфортной жизнедеятельности в многонациональной среде.
Исходя из проблемы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере, с учётом уточнённого нами понятия, определены методологические подходы.
В науке трактований понятия «подход» множество. Энциклопедический словарь даёт следующее определение: подход к познанию и исследованию педагогического явления или процесса - совокупность приёмов отношения к исследуемому педагогическому объекту (как к деятельности, системе, взаимодействию, участнику педагогического процесса, как к личности и др.) [2,с.255]. Мы склонны руководствоваться следующими: подход - это методологическая ориентация учителя или руководителя, побуждающая к использованию определённой характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педагогической деятельности, а также подход - это мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного со-знания[3] .
По мнению Г. К. Селевко, подход - комплексное педагогическое средство, включающее:
- основные понятия, используемые в процессе изучения управления и преобразования воспитательной практики, выступающие в качестве главного инструмента мыслительной деятельности;
- принципы как исходные положения или главные правила осуществления педагогической деятельности, оказывающие существен-
ен з
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
■
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности;
- методы и приёмы образовательного процесса, которые в наибольшей степени соответствуют избираемой ориентации [3].
Резюмируя вышеизложенное и варианты определения понятия «подход» с темой нашего исследования, подход - это методологическая ориентация исследователя, определяющая принципы исследования, его содержание, технологии, направления, в которых отражаются социальные установки школьников.
Практика различных исследований в современной педагогической науке показывает, что одного какого-то подхода для рассмотрения сложных проблем недостаточно, важно подобрать комплекс подходов, которые могут обеспечить результативность исследования. На наш взгляд, исходя из проблемы воспитания полиэтнокультурной компетентности старших школьников, оптимально использовать технологический, аксиолого-гуманисти-ческий, культурологический подходы.
Технологический подход, его применение к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре -новое явление социальной действительности.
Технологический подход к образованию предусматривает точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированное достижение поставленных образовательных целей.
Он активно разрабатывается российскими учёными В. П. Беспалько, М. Е. Бершадским, В. И. Боголюбовым, В. В Гузеевым, Т. А. Ильиной, А. И. Космодемьянской, З. А. Мальковой, А. Я.Савельевой, А. И. Уманом и другими, а также зарубежными исследователями Л. Андерсаном, Б. Блумом, Т. Гилбертом, Р. Мейджером, А. Ромишовски и другими.
Технологический подход способствует концептуальному и проектировочному освоению различных аспектов образовательной, социальной действительности, что очень важно для нашего исследования, он позволяет:
- с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;
- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;
- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;
- обеспечить благоприятные условия для развития личности;
- уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;
- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально - педагогических проблем [4].
Исходя из возможностей технологического подхода комплексно решать образовательные и социально - воспитательные проблемы, обеспечить благоприятные условия для развития личности, в исследовании нами будет определена система развития полиэтнокультурной компетентности старшего школьника, педагогические условия её реализации.
Следующий подход, который будет, на наш взгляд, определять успешность исследования - аксиологический. Аксиология - учение о природе человеческих ценностей: смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности [5, с.16]. В современной педагогике аксиология выступает как её методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования.
Исследователи выделяют следующие основные формы существования ценностей:
- ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;
- ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);
- ценность как часть психологической структуры личности;
- ценность как основа мотивационно - по-требностной сферы личности [6].
Ш
Вечными общечеловеческими ценностями, по мнению С. Ф. Анисимова, Б. Т. Лихачёва, П. И. Пидкасистого, В. А. Сластёнина, являются:
- жизнь во всех её проявлениях;
- человек как высшая ценность бытия с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство и т. п.);
- отечество как условие существования личности (гарантия мира, согласия, безопасности, соблюдения прав, свобод человека);
- труд как средство существования и самосовершенствования, источник познания, радости, основа творчества, профессии, возможности самореализации.
На понимании сути ценностей основано понятие аксиологического подхода. Аксиологический подход - это изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности [7].
Он ориентирован на развитие системы ценностей, признание и реализация в обществе общечеловеческих нравственных ценностей, к которым относятся воспитание, обучение, педагогическая деятельность, образование в целом, которое является основой духовности [8, с.5].
В исследовании мы будем применять возможности аксиологического подхода с учётом мнения М. В. Слесарь [9, с. 36-37] , собственной точки зрения:
- аксиологический подход, обладая исследовательским потенциалом, обеспечивает выявление возможностей совершенствования процесса образования через согласование его организации, содержания, результатов с потребностями социума, определение и обоснование соответствующего этому качеств личности, позволяющих школьнику продуктивно взамодействовать в многонациональной среде;
- общечеловеческие нравственные качества личности - существенный индикатор полиэтнокультурной идентичности школьника, имеют социальный характер;
- развитие общечеловеческих нравственных качеств личности школьника предполагает изменения в когнитивной, духовной, со-
циальной сферах личности;
- ценностные качества личности определяют уровень полиэтнокультурной идентичности, которая имеет комплексный характер, её компонентный состав определяется исходя из основных параметров личности, обладающей общечеловеческими нравственными качествами.
В исследовании будем применять аксиологический подход как источник гуманистического, который основан на субъект - субъектных отношениях участников образовательного процесса. Аксиологическое основание гуманистического подхода ориентировано на развитие выше названной системы ценностей.
Суть гуманистического подхода в воздействии на развитие личности, способной к самоактуализации и самореализации, к развитию социального опыта и самоопределению в различных жизненных ситуациях [10, с. 63].
Эти идеи о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образования как средства реализации возможностей идут от Сократа. В развитие этих идей внесли вклад: Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, Д. Дьюи, П. Ф. Каптерев, В. В.Краевский, В. А.Сухомлин-ский, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сластёнин, П. И. Пидкасистый, В. А Караковский и другие.
Выбор гуманистического подхода в нашем исследовании связан с необходимостью развития у школьников субъектной позиции, являющейся основанием полиэтнокультурной компетентности. Сущность гуманистического подхода нашла отражение в работе В. А. Сла-стёнина и заключается в том, что человек рассматривается в ней как «высшая ценность общества и самоцель общественного развития» [11], из чего мы будем исходить при выборе технологий процесса образования, отдавая предпочтение технологии обучения посредством диалога.
Использование сочетания аксиологического и гуманистического подходов, в нашем случае аксиолого-гуманистического подхода, будет способствовать изменению всего содержания образовательного процесса в направлении его гуманитаризации и обеспечит его результативность.
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Следующий подход культурологический, которому Н. Б. Крылова, на наш взгляд, дала комплексное определение. Культурологический подход - совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д. [12, с. 65].
С точки зрения культурологического подхода культура выполняет следующие функции:
- наследование, развитие и изменение систем ценностей и обеспечение условий их постоянного обновления, создания новых образцов в целях обеспечения жизни сообществ и их разнообразия;
- создание и обеспечение адекватных связей, взаимодействий и коммуникаций в сообществе;
- обеспечение качества жизнедеятельности сообществ и человека в них;
- создание условий для социальной реализации и творческой самореализации человека,
§ выявления и роста его индивидуальных осо-3 бенностей [12, с. 67].
Следовательно, использование в постро-
го
^ ении системы воспитания полиэтнокультур-
«
О ной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере культу-
^ рологического подхода обеспечит совершен-
«
О ствование ценностных качеств личности,
С направленных на развитие планетарного сом
3 знания, позволит успешно взаимодействовать
^ в многонациональном социуме, что будет спо-
§ собствовать его комфортной жизнедеятель-
[—I
О ности.
О Таким образом, использование техноло-
О гического подхода в интеграции с аксиоло-
§ го - гуманистическим, культурологическим
^ позволит проанализировать социальные, по-
§ литические факторы, актуализирующие про-
^ цесс воспитания в сельском образовательном
^ кластере, а также исследовать стратегию, со-
§ держание образования, образовательные тех-
нологии и другие факторы, стимулирующие построение системы, обеспечивающей повышение результативности в развитии полиэтнокультурной компетентности старших школьников в сельском образовательном кластере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ибрагимов, Г.И. Методологические и прикладные проблемы развития дидактики профессиональной школы [Текст]/Г.И. Ибра-гимов//Педагогика - 2004. - №68. - С.3 - 12.
2. Образование и наука. Энциклопедический словарь [Текст]/Гл. ред. Ж.К. Туймкба-ев. Республиканский научно - практический центр «Учебник». - Алматы. 2008. - 448с.
3. htts://www.google.kz/wbhp?sourceid =chшme-stant&on=&espv=2&ie=ШvE-8#q=%D O%9C%DO%95%A2%DO%9E%LJ%94%DO %9E%DO%9.
4. Ассамблея народа Казахстана htts//www. asabliva.ord-wiki/
5. Новейший психологический словарь [Текст]/под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов -на - Дону. Феникс, 2005. - 808с.
6. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. вузов/ под.ред. П.И. Пидкасисто-го./М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608с.
7. Столяренко, Л.Д. Педагогика [Текст]/ Л.Д. Ростов - на - Дону: Феникс, 2003. - 448с.
8. Слесарь, М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников [Текст]: Монографи-я/М.В. Слесарь. - Костанай, 2014. - 100с.
9. Слесарь, М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социокультурной деятельности [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00. 05./ М.В. Слесарь. - Челябинск, 2014. - 156с.
10. Педагогика [Текс]/сост. Е.Р. Рапацевич// Большая современная энциклопедия. - Мн.: «Современное слово», 2005. - 720с.
11. Сластёнин, В.А. Педагогический процесс как система [Текст]/В.А. Сластёнин. -М.: Издательский Дом Магистр - Пресс, 2000. -448с.
12. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст]/ Н.Б. Крылова.- М.: Народное образование, 2000. - 272с.