s
к <
eq О
го
SS «
о
w «
О
О!
С
w
U
W
IT1 S
[—I
О ч
о «
о н w
S3
W
s
U ©
О
и
о -
©
О.А. Аккерман,
главный специалист ФАО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 сездер: мэдениет, коп мэдени комплиментарлыгы, цагида, iзгшк, мэдени лай-ыцтылъщ, багдарлау, цундылыц цатынастар, тэрбиелт ыцпал бiрлiгi, элеуметтт сайма-сай-лыц, оцытудыц дидактикалыц цагидасы.
Ключевые слова: культура, полиэтнокультурная комплимен-тарность, принцип, гуманизм, культуросообразность, ориентация, ценностные отношения, единство воспитательных воздействий, социальная адекватность, дидактические принципы обучения.
Keywords: culture, polyethnic comlementarity, principle, Humanism, orientation, valuable relationship, unity of educational impacts.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНО -ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Ацдатпа
Макалада ауылдык бшм беру кластершщ кепултты аясында жогаргы сынып окушыларыньщ кеп мэдениет-т комплиментарлыгы YPДiсiн жетiлдiрудщ эдюнамалык кагидалары карастырылады.
Эскелец урпактыц кеп мэдени комплиментарлыгыныц дамуындагы проблемалардыц езектшп олардыц кеп мэдени кузыреттшгш к^растырушы ретiнде керсетшген. Кеп ултты ортада жогаргы сынып окушыларыныц кеп мэдени комплиментарлыгын дамытуга багытталган тэрбие Yрдiсiнiц нэтижелшгш камтамасыз етуге тиiстi тэрбиенщ элеуметпк сайма-сайлыгы, тэрбие Yрдiсiнiц тYрлi субъек-тюшщ тэрбиелiк ыкпал бiрлiгi, iзгiлiк, к^ндылыкка жэне к^ндылык катынастарга багдарлау, мэдени лайыктылык усынылган.
Аннотация
В статье рассматриваются методологические принципы совершенствования процесса полиэтнокультурной ком-плиментарности старших школьников в многонациональной среде сельского образовательного кластера.
Показана актуальность проблемы развития полиэтнокультурной комплиментарности подрастающего поколения, как составляющей их полиэтнокультурной компетентности. Представлены методологические принципы: гуманизации, ориентации на ценности и ценностные отношения, культуросообразности, единства воспитательных воздействий различных субъектов воспитательного процесса, социальной адекватности воспитания, которые должны обеспечить результативность воспитательного процесса, направленного на развитие полиэтнокультурной комплиментарности старших школьников в многонациональной среде.
Annotation
The article examines the methodological principles of the improvement process of the teenagers in the multinational media of the village educational cluster.
The article gives a detailed analysis of the importance of the problems of the development of the polyethnic comlementarity of young generation.
Much attention is given to the methodological principles of the humanization and orientation of the valuable relationship.
■
Человек - самое сложное явление из всех существующих на Земле. Это интересный предмет познания и самопознания. Человек - замечательный результат уникальной социально - культурной эволюции, поскольку только человек, один из всех живых существ, способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира [1,с.46].
При всей своей уникальности и влиянию педагогической науки и инновационной практики на интеллектуальное развитие подрастающего поколения в XXI веке очевидной становится девальвация нравственных духовных ценностей человека, этнических общностей, общечеловеческих ценностей, важнейшими из которых являются жизнь человека и мир на Земле.
Всё это по причине того, что воспитание гуманных ценностей невозможно только в рамках системы образования, так как человека воспитывает вся жизнь, наполненная добром и злом. В жизни наличествуют множество барьеров, возникающих в процессе формирования гуманных ценностей, среди которых особое место занимает развитие ценностей мира и согласия в человеческом сообществе. По мнению В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской, Н.Д. Никандрова, барьерами являются гипертрофия в представлениях учащейся молодёжи роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное и материальное благополучие любой ценой; недооценка, а порой пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям; слепое, часто бездумное преклонение перед всем иностранным; неприятие духовных ценностей других народов и наций; недооценка доброты, совести, милосердия и других нравственных качеств [1,с.42].
Наличие этих факторов - барьеров в окружающем социуме иногда приводит к превалированию недооценки нравственных, духовных качеств личности, значения мира и согласия в жизни человеческого сообщества, о чём свидетельствует современная ситуация в мире.
В этих условиях актуализируется проблема воспитания поколения, способного жить в мире и согласии в полиэтнической среде, ориентированного на сохранение этнических культур и в то же время признание, принятие и уважение ценностей других культур, т.е. воспитания полиэтнокультурной комплиментарности, которая является составляющей полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения.
На наш взгляд, полиэтнокультурная компетентность - интегративное личностное образование, включающее знания этнических культур, полиэтнокультурную комплиментарность и основанные на этом качестве навыки социального взаимодействия, конструктивные способы поведения, осознание социальной ответственности за создание условий комфортной жизнедеятельности в многонациональной среде [2,с.123].
Исходя из данного трактования понятия «полиэтнокультурная компетентность», развитие полиэтнокультурной комплимен-тарности - важное условие комфортной жизнедеятельности в многонационацио-нальной стране, которыми являются Казахстан, Россия.
Успешность данного процесса определяет оптимальный выбор методологических принципов.
При отборе их будем руководствоваться следующим определением.
Принцип - основное исходное положение какой- либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д., внутренне убеждение, руководящая идея, основное правило поведения, исследования и т.д. [3,с.298].
В опытно-экспериментальной работе важно, чтобы каждый принцип для его участников был руководящей идеей, внутренним убеждением, правилом поведения.
В педагогической науке определены её принципы и даны различные определения.
Педагогические принципы - это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное знание, кото-
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
<
ер О
го «
о
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
рое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию [4. с.82].
Принципы педагогического процесса - это конкретные основные положения, определяющие его общую организацию, содержание, формы и методы. Они отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывает её направление и в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса [1,с.73].
Из выше приведённых понятий разных исследователей следует: ценность педагогических принципов для исследования педагогических проблем состоит в том, что это принципы действия, что важно для организации и проведения опытно - экспериментальной работы.
По мнению учёных, к основным методологическим принципам любого педагогического исследования относятся:
• конкретно-историческое изучение общественных явлений во всём многообразии их связей и определений (ведущий принцип исследования проблем обучения и воспитания);
• несводимость законов одной науки к законам другой, хотя бы и смежной, близкой по объекту и предмету исследования;
• принцип диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях;
• единство образования и жизни;
• взаимозависимость педагогической теории и практики [1,с.33]. Следовательно, ими необходимо руководствоваться при исследовании проблемы развития полиэтнокультурной комплиментарности старших школьников.
В задачу нашего исследования входит воспитание, развитие качества личности, поэтому обратимся к различным точкам зрения на принципы воспитательного процесса.
Многие авторы выделяют важным принципом - принцип гуманизма в воспитании, согласно которого ученик - главная
ценность, которая имеет свой внутренний мир, интересы, потребности, способности и особенности.
На наш взгляд, принцип гуманизма, который некоторые исследователи называют как принцип гуманистической направленности воспитания, и уточняют, дополняют, что этот принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности. Принцип предполагает последовательное отношение к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект - субъектных отношений. Реализация принципа в практике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувств собственного достоинства, ответственности; на формирование демократических и гуманистических взглядов [5].
Педагогика современной школы делает важные дополнения, принцип гуманизации воспитания предполагает:
• гуманное отношение к личности воспитанника;
• уважение прав и свобод;
• предъявление посильных и разумно сформулированных требований;
• уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;
• уважение права человека быть самим собой;
• доведение до сознания воспитанника конкретных целей воспитания;
• ненасильственного формирования требуемых качеств [6].
На наш взгляд, гуманное отношение к личности воспитанника предполагает веру в положительные результаты воспитания, так как вера основывается на положительных качествах, которые присутствуют в каждом человеке. Следует выявлять и развивать эти качества школьника, внушать ему
■
уверенность в себе, что укрепляет отношения взаимного уважения, создаёт атмосферу сотрудничества, без которого не может быть успеха.
Выше сказанное подчёркивает важность использования принципа гуманизации в развитии полиэтнокультурной комплимен-тарности старших школьников в многонациональной среде и уточнения, что это принцип социальной защиты, так как он предполагает:
• защищённость и эмоциональную комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии;
• полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
• опора на положительные качества воспитанника;
• создание ситуации успеха.
Следовательно, принцип гуманизации
будет основанием для всех других принципов, которые необходимо использовать в процессе исследования.
В сочетании с принципом гуманизации, на наш взгляд, следует руководствоваться принципом ориентации на ценности и ценностные отношения.
Этот принцип утверждает, что в педагогической деятельности педагог должен быть философом, уметь определить закономерности между фактом и явлением, явлением и закономерностью, закономерностью и основами жизни, чтобы каждый школьник усвоил, что ценностные основы жизни добро, истина и красота [7] .
На наш взгляд, в контексте исследования в качестве главного условия реализации педагогом принципа ориентации на ценностные ориентации выступает его философская подготовленность, а также его психологическая и личностная позиция, ориентированная на ценностные основы жизни, а также профессиональное внимание к действиям, эмоциям, словам и интонациям воспитанников в отношении общечеловеческих нравственных ценностей, среди которых главенствует ценность мира
и согласия в обществе, основой которой является полиэтнокультурная комплимен-тарность.
Этот же вывод уточняет И.В. Бабурова:
• воспитание ценностных отношений возможно только в процессе общения и диалога смыслов. В связи с этим необходима педагогически продуманная организация «обмена ценностями» с реальными и вымышленными, близкими и далёкими для воспитанников людьми. В педагогических целях акцент должен быть поставлен на организацию мысленного или реального диалога с теми, кто является авторитетом для всего человечества, чьи системы ценностей вызывают уважение и признание прогрессивного человечества;
• эффективность воспитания ценностных отношений школьников связана с вовлечением учащихся в разнообразную деятельность «на благо других» и развитием бескорыстных мотивов участия в ней, что детерминировано такой сущностной характеристикой ценностного отношения, как бескорыстие;
• результативность воспитания ценностных отношений школьников зависит от уровня духовного развития педагога. В силу того, что педагог является для школьников носителем и выразителем ценностей государства, мир его ценностей (аксиос-фера) во многом определяет характер ценностных отношений воспитанников [8].
Для нашего исследования важно, чтобы эти условия, установки выполняли все участники процесса развития полиэтнокультурной комплиментарности старших школьников в культурно-досуговой деятельности сельского образовательного кластера.
Исследование обозначенной проблемы требует использования принципа куль-туросообразности, который относится к классическим принципам воспитания, основателем его является Г. Дистервег.
В современном трактовании принцип культуросообразности предполагает неразрывную связь воспитания с культурным
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
и
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями общечеловеческого богатства в области материальной и духовной культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и её взаимосвязи с общечеловеческой, знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства...[9].
По мнению Н.Б. Крыловой, этот принцип влияет на определение, организацию, предъявление:
• содержания образования - способность образовательных процессов отражать и выражать общечеловеческие и национальные культурные ценности в их взаимосвязи;
• образовательных форм, их способность соответствовать традиционным культурным образцам и создавать новые артефакты (продукты и образцы);
• методов и средств (на способность педагога насытить образовательные средства культурным содержаниям, использовать культурные нормы и постоянно соотносить учебную деятельность с культурными ценностями и задачами) [10, с.75].
Культуросообразность - важный принцип нашей опытно - экспериментальной работы, так как предполагает совместную работу с учреждениями культуры в процесс развития полиэтнокультурной ком-плиментарности старших школьников и использования их ресурсов.
Обязательно понимание всех участников опытно-экспериментальной работы, что культуросообразность - метапринцип, согласно которому образование должно быть, с одной стороны, адекватным современной культуре и её особенностям, и требованиям, а с другой - способным к социальному реконструированию, т.е. организующим новые культурные формы, а не просто транслирующим её нормы и ценности [10,с.76].
Проанализировав различные точки зрения, мы склонны утверждать, что успешность использования принципа культу-росообразности возможна только в том
случае, если педагоги и все участники процесса развития полиэтнокультурной комплиментарности старших школьников обладают системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчётливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе в полиэтническом мировом сообществе. Высокий уровень их полиэтнокультурной комплиментарности непременно будет способствовать развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников.
Следует отметить, что в исследовании кроме классического принципа культуро-сообразности, будем использовать и другие классические принципы, к которым современная педагогическая наука относит:
• природосообразности (Демокрит, Аристотель, А.Я. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский);
• народности (К.Д. Ушинский);
• дифференциации (Платон, Аристотель);
• активности, самодеятельности (Г.Ди-стервег);
• осознанности (Сократ);
• опоры на положительное в человеке [11,с.67].
Следующий принцип, которым следует руководствоваться в развитии полиэтнокультурной комплиментарности старших школьников - это принцип единства воспитательных воздействий различных субъектов воспитательного процесса.
В педагогике известен принцип единства, целостности, взаимосвязи всех компонентов образующих воспитательный процесс, который, на наш взгляд, уточняет содержание принципа единства воспитательных воздействий. Из него вытекает требование многосторонности воздействия на личность через систему целей, взаимосвязь воспитания и самовоспитания, разнообразие направлений, обеспечивающих богатство его содержания, а также требование необходимости применения комплекса
соответствующих методов и воспитательных средств. Этот принцип предполагает не изолированное, а комплексное применение всех составляющих, всех звеньев многогранного воспитательного процесса. Он требует учёта всех факторов, участвующих в воспитании - учебного заведения, семьи, трудового коллектива, общественности, единства и согласования их действий [12].
Еще один принцип - принцип координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принцип совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений также уточняет принцип единства воспитательных возможностей. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие [13].
Принцип единства воспитательных воздействий различных субъектов воспитательного процесса будем использовать, так как он основополагающий для участников сельского образовательного кластера, который мы создадим в процессе опытно - экспериментальной работы для повышения эффективности деятельности учреждений образования, культуры, общественных объединений по развитию полиэтнокультурной комплиментарности старших школьников.
Основанием для реализации принципа единства воспитательных возможностей является, по нашему мнению, принцип социальной адекватности воспитания. Он один из важных принципов концепции воспитания, разработанной ярославскими учёными под руководством М.И. Рожкова. Требование принципа - соответствие содержания и средств воспитания той социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс [14], что важно для нашего исследования, которое будет проходить в многонациональной среде.
Условиями реализации принципа соци-
альной адекватности воспитания являются:
• взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;
• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на античность ребёнка;
• обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;
• ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума;
• учёт разнообразных факторов социальной среды (национальные, региональные, тип поселения, особенности учебного заведения и т.д.);
• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций [15].
Выполнение этих условий, на наш взгляд, также важно для реализации цели исследования - повышение результативности развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в культурно - досуговой деятельности сельского образовательного кластера, основополагающей составляющей которой является полиэтнокультурная комплиментарность.
В исследовании необходимо учесть, что в педагогическом процессе принципы обучения и воспитания связаны между собой и только совместное использование всех принципов обеспечит успешное определение стратегий решения проблемы.
Исходя из этого утверждения следует, по мнению И.Ф.Харламова, выполнять требования к обучению - дидактические принципы, к наиболее важным относятся следующие:
• обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
• обучение должно характеризоваться проблемностью;
• обучение должно быть наглядным;
• обучение должно быть активным и сознательным;
• обучение должно быть доступным;
• обучение должно быть систематическим и последовательным;
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
ü
• обучение должно быть прочным;
• в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание [16, с.182].
Обобщая выше изложенное, мы пришли к выводу: использование в исследовании принципов гуманизации, ориентации на ценности и ценностные отношения, культу-росообразности, единства воспитательных воздействий различных субъектов воспитательного процесса, социальной адекватности воспитания, классических принципов воспитания, а также важных принципов обучения, учитывая, что в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание, на наш взгляд, обеспечат результативность процесса развития полиэтнокультурной комплиментарности школьников, создание условий комфортной жизнедеятельности в сельском образовательном кластере.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики [Текст]: учеб. для вузов/В.В.Ани-g симов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. К -М.: Просвещение, 2006. - 574с. q 2. Аккерман, О.А. К проблеме разви-
< тия полиэтнокультурной комплиментарно-
Рч
§ сти старших школьников [Текст]/ О.А. Ак-3 керман.// Тренер - Education. - 2017. - №3. w - С.122 -124.
§ 3. Словарь - справочник по педагоги-
С ке [Текст]/Авт.сост.В.А. Мижериков; под общ. ред. П.И. Пидкасистого.- М.: ТЦ Сфе-и ра, 2004. - 448с.
g 4. Краевский, В.В. Общие основы пе-
О дагогики [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.В. Краевский. 2-е изд., испр. - М.: Издательский g центр «Академия», 2005. - 256с. S 5. Принципы воспитания - педагоги-
ка [Электронный ресурс] https://studme.
и org/49828/pedagogika/printsipy_vospitaniya
о
О 6. Учебный процесс -Педагогика совре-
О менной школы [Электронный ресурс]texts. news/sovremennoy-shkolyi-pedagogika/
printspyi-vospitaniya-harakteristika-25121. html
7. Принципы воспитания [Электронный ресурс] http://paidagogos.com/?p=4568
8. Основные положения концепции воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе. Бабурова И.В. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.m/artide/n/osnovnye-polozheniya-kontseptsii-vospitaniya-tsennostnyh-otnosheniy-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse
9. Теория и методика воспитания -Оме-льяненко В.Л.[Электронный ресурс] https:// uchebnikionline.com/pedagogika/teopiya_i_ metodika_vihovannya_-_omelyanenko_vl/ printsip_kulturovidpovidpovidnosti.htm
10. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст]/Н.Б. Крылова. М.:Народ-ное образование, 2000. - 272с.
11. Колесникова, И.А. Воспитательная деятельность педагога [Текст]:учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванов; под общ.ред.В.А. Сластё-нина, И.А. Колесниковой. -3-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- 336с.
12. Принципы воспитания [Электронный ресурс]http://www.grandars.ru/college/ psihologiya/principy-vospitaniya.html
13. Педагогика. Теоритическая подготовка [Электронный ресурс]https://studme. org/1796060218082/pedagogika/edinstvo_ vospitatelnyh_vozdeystviy
14. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб.для студ. средних пед.учеб.заведений-/В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.
- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576с.
15. Принцип социальной адекватности воспитания [Электронный ресурс]Ы^:// studopedia.su/7_12417_printsip-sotsialnoy-adekvatnosti-vjspitaniya.html
16. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: Учеб.пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 2000. - 519с.