Вестник «Орлеу»-!^
4SI
О.А. Аккерман,
тренер центра уровневых программ ФАО «НЦПК «Эрлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: этникалыц мэдениет, поли этникалыц аккультурация, принцип, адамгер-штк, мэдени сэйкестi : прин-ifimmepi, цундылыцтарга жэне цунды цатынастарга багдар, мектеп оцушыны шындыц реттде цабылдау.
Ключевые слова: этническая культура, полиэтническая аккультурация, принцип, принципы: гуманизма, кулътуросо-образности, ориентации на ценности и ценностные отношения, принятия школьника как данность.
Keywords: ethnic culture, multiethnic acculturation, principle, principles: humanity, culture comprehension, orientation to values and valuable relations, acceptance of a school student as reality
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ АККУЛЬТУРАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Ацдатпа
Макал ад а кепултты ортада кездесетш жогары жас мектеп окушылардын полиэтникальщ аккультура-циясы (мэдени ьщпалдасу) урдюш жетшдфудщ мето-дологияльщ принциптер1 караетырылган. Жасестрш-дердщ полиэтникальщ аккультурациясыньщ езект1Л1п керсетшген. Жогары мектеп окушылардьщ полиэтникальщ аккультурациясы курамында жетшдфшуше багытталган технологияльщ бшш беру урдюшщ нэти-желш1гш камтамасыз етуге thicti методолгоияльщ принциптер усынылган.
Аннотация
В статье рассматриваются методологические принципы совершенствования процесса полиэтнической аккультурации старших школьников в многонациональной среде.
Показана актуальность проблемы полиэтнической аккультурации подрастающего поколения. Представлены методологические принципы, которые должны обеспечить результативность технологичного S образовательного процесса, направленного на его со- <
вершенствование в контексте полиэтнической аккуль- О
<
турации старших школьников.
О
Annotatoin Щ
In the article methodological principles of g
improvement of senior school students' multiethnic g
acculturation process in multinational environment are ^
considered. §
Relevance of the problem of younger generation w
multiethnic acculturation is shown. The methodological g
principles which have to provide productivity of § technological educational process directed to its
improvement in the context of senior school students' н
multiethnic acculturation are presented. S
s
isi
Этнические войны XX века, продолжающиеся и в XXI веке, заставили человечество обратить внима- О ние на вечные проблемы этничности. Они как и все О
явления на Земле амбивалентны. С одной стороны S
о
Вестник «öp.fiey»-kst
ö? S
к с
m О
го £
« О
w «
О
Он
С w s
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
s ©
расширяются культурные связи между государствами, в результате миграции большинство стран мира стали полиэтническими, объединилась Европа, с другой стороны, распались многие многонациональные государства, прогрессирует агрессивный национализм, этнические конфликты ставят под угрозу мирное сосуществование этнических сообществ на Земле.
В этих условиях актуализируется проблема воспитания поколения, способного жить в мире и согласии в полиэтнической среде, ориентированного на сохранение этнических культур и в то же время признание и принятие ценностей других культур. Только в этом случае человек достигает совместимости с иной этнокультурной средой. При взаимодействии этнокультур и приспособлении человека к элементам иной этнокультуры происходит процесс полиэтнической аккультурации.
На наш взгляд, полиэтническая аккультурация - процесс усвоения знаний, умений, навыков, ценностей этнических сообществ, необходимых для комфортной жизнедеятельности в среде представителей иных этнических культур.
Успешность данного процесса определяет оптимальный выбор методологических принципов.
Принципы отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса [2, с. 174].
По мнению Б. Битинаса, принципы -это основные требования к процессу воспитания, к его содержанию и организации. Они указывают на необходимые условия формирования и развития позиции личности воспитанника.
Принцип - мостик из теории в практику. Его реализация - воплощение теоретических основ[3, с.493].
По мнению Л. Д. Столяренко, важно выявить систему принципов, которая бы не зависела от частных теорий.
В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов выделяют две группы принципов целостного педагогического процесса: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников. К первой группе они относят следующие принципы: гуманистической направленности педагогического процесса; связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; научности; ориентированности на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; обучение и воспитание детей в коллективе; преемственности, последовательности и системности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.
Ко второй группе принципов они относят: сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребёнка в сочетании с разумной требовательностью; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи и общественности; сочетание прямых и параллельных педагогических действий; принцип доступности и посильности обучения и воспитания школьников при организации их деятельности; принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития [2, с. 175-185].
На первое место, по мнению C.B. Кульневича, следует поставить принцип гуманизма, на второе - культуросообразно-сти, затем принципы личностного функционирования, субъектного контроля, веры в ребёнка, сотрудничества педагога с детьми, включения личности в значимую деятельность. Все эти принципы названы им как стратегические, он сформулировал тактические принципы, определяющие тактику воспитательной деятельности. Они строятся с ориентацией на модель личности школьника, автор относит их к частным.
Первая группа частных принципов
Вестник «Орлеу»-!^
учитывает направленность личности, её моральные качества, интересы, потребности, мотивы деятельности; вторая группа - это принцип социально-профессионального опыта; третья группа - это принцип учёта индивидуальных психических процессов; четвёртая группа частных принципов - учёт типологических свойств личности [4, с. 121122].
Важным принципом совершенствования процесса полиэтнической аккультурации старших школьников является принцип ориентации на ценностные отношения - постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, жизни, обществу, труду, добру, истине).
Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская подготовленность педагога, психологическая подготовка и личностная позиция «быть», им занятая, которая позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением - закономерность, за закономерностью - основания жизни.
Педагогическая арена, в отличие от арены мира, всегда утверждает добро, истину и красоту. Но нельзя завязать детям глаза, закрывая от них бушующие на мировой арене зло, ложь и безобразие [3, с.494].
На наш взгляд, основным принципом воспитания является принцип - принятие школьника как данность, признание за ребёнком права на существование его таковым, каким он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент таким, каков он есть, признание ценности его жизни, сохранение по отношению к каждому ребёнку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «нельзя» - «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя», эти запреты безусловны и категоричны для человека современной
культу ры[4,с. 124].
Выше названный принцип исходит, на наш взгляд, из принципа субъектности. Согласно которому педагог максимально содействует развитию способности школьника осознать своё «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно [3, с.495].
Г.М. Коджаспирова выделяет принцип гуманизации, рассматривая его как принцип социальной защиты растущего человека, правила его осуществления следующие:
- защищённость и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии;
- полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
- опора на положительные качества воспитанника;
- создание ситуации успеха.
Основой принципа гуманизации, на
наш взгляд, является принцип демократизации. Его сущность состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Суть осуществления принципа демократизации в следующем:
индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
- организация педагогического процесса с учётом национальных особенностей обучающихся;
- создание отрытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
- введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
О?
К С ер О
го £
« О
м «
О
Он
С
м ^
и м Сг1
[—I
О ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Вестник «Qp.fiey»-kst
S
К <
m О
СП
à «
о
w «
О
Он
С w s
U
W Сг1 S
[—I
О
4
о «
о н w
5 w s
U ©
О
и
о -
s ©
- широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.
Кроме выше названных принципов Г.М. Коджаспирова выделяет принципы природосообразности, научности, доступности нарастающей трудности, наглядности, системности и последовательности, сознательности, активности, самодеятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством, а также принцип прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития.
В связи с проблемой нашего исследования особое место занимает принцип кулыуросообразности, отмеченный автором как важный. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и обучении культуры той среды, в которой живут и обучаются школьники. Правила его осуществления следующие:
- понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, заключающей в себе прошлый опыт воспитания, обучения и закладывающей их будущее;
- максимальное использование семейной региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
- обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и обучении;
- формирование творческих способностей и установки у учащихся на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей [1, с. 120].
Успешность использования принципа кулыуросообразности возможна только в том случае, если педагог обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчётливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте
этнических культур. Высокий уровень общей культуры педагогов непременно будет способствовать приобщению школьников к сокровищам мировой и отечественной культуры в форме духовно-творческой деятельности, что является самым эффективным средством самореализации личности, её самоутверждения, раскрытия всех сущностных сил личности.
Обобщая выше изложенное мы пришли к выводу о необходимости следования в педагогической деятельности выше перечисленным принципам, однако избранная тема исследования требует особое внимание обратить на использование следующих важных принципов - гуманизации и кулыуросообразности, которые Г.М. Коджаспирова и C.B. Кульневич ставят на первое место. На наш взгляд, их следует дополнить принципами ориентации на ценности и ценностные отношения, а также принятия ребёнка как данность, характеристика которых дана выше.
Использование в исследовании принципов гуманизации, кулыуросообразности, ориентации на ценности и ценностные отношения, принятие школьника как данность, на наш взгляд, обеспечит результативность процесса его полиэтнической аккультурации в многонациональной среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник/Г.М.Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528с.
2. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластёнин [и др.] - М.: Школа - Пресс, 2000. - 512с.
3. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608с.
4. Столяренко, Л.Д. Педагогика [Текст]/ Л.Д. Столяренко. - Ростов - на -Дону. «Феникс», 2003. -448с.