Научная статья на тему 'Развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников: методологический аспект'

Развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХОД / APPROACH / СИСТЕМНЫЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / TECHNOLOGICAL / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / AXIOLOGICAL / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ / HUMANISTIC / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ / ЦЕННОСТИ / VALUES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEMIC / CULTUROLOGICAL / АМАЛ / ЖүЙЕЛіК / ТЕХНОЛОГИЯЛЫЦ / АКСИОЛОГИЯЛЫЦ / ГУМАНИСТЫ / МДОЕНИЕТТАНУШЫЛЫқ / әДіС-ТәСіЛДЕР / құНДЫЛЫқТАР / БіЛіМ БЕРУ үРДіСі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аккерман О. А.

В статье рассматриваются важные подходы решения проблемы полиэтнокультурной компетентности старших школьников. Определён следующий комплекс подходов: системно технологический, аксиолого гуманистический, культурологический. Обосновано, что эти подходы должны обеспечить гарантированное достижение поставленных образовательных целей развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников: методологический аспект»

о; S

К

<

и О

ГО

£ оз О

w

ю О

04

С

rt

5 Ж

и w ¡г1 S

(—I

о

с «

о

н

W

S к

S «

и е о и о

S

е

О.А. Аккерман, магистр педагогики, аспирант ЧГИК

Неггзгг свздер: амал, жупелiк, технологиялыц, аксгюлогияльщ, гуманист! к, мэдениеттанушылыц, эдгс-тэсшдер, цундыльщтар, бтм беру ypdici.

Ключевые слова: подход, системный, технологический, аксиологический, гуманистический, культурологический, ценности, образовательный процесс.

Keywords: approach, systemic, technological, axiological, humanistic, culturological, values, educational process.

РАЗВИТИЕ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ

ШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Ацдатпа

Макал ада жогары сынып окушыларынын полимэ-дениети-элеуметтш к¥зыреттшк мэселелерш шешудщ мацызды амалдары карастырылады. Келеа эддс-тэсш-дер жуйеа аныкдалды: жуй ел ¡к - технологияльщ, ак-сиологиялык, - гуманиспк. мэдениеттанушыльщ. Бул эдю-тэсшдер жогары сынып окушыларынын полимэде-ниетп кузыреттЫпн дамытудьщ бшмдшк максатта-рына мшдегп турде жет\ д1 камтамасыз етедт

Аннотация

В статье рассматриваются важные подходы решения проблемы полиэтнокультурной компетентности старших школьников. Определён следующий комплекс подходов: системно - технологический, аксиолого - гуманистический, культурологический. Обосновано, что эти подходы должны обеспечить гарантированное достижение поставленных образовательных целей развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников.

Annotation

In the article important approaches to the solution of senior school students polyethnocultural competence problems are considered. The following complex of approaches is determined: system and technology, axiology and humanism, culturological. It is proved that these approaches have to provide the guaranteed achievement of learning objectives to develop senior school students polyethnocultural competence.

Развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников - сложный педагогический процесс. Его сложность и актуальность определяется современной ситуацией в мире нескончаемых и продолжающихся этнических войн и этнических конфликтов, в которые втянуто молодое поколение многих государств. Несмотря на то, что в современной педагогике и практике эти проблемы исследуются активно на протяжении последних двадцати лет, на наш взгляд, проблема развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения - основы мира и согласия требует более системного и целенаправленного педагогического процесса учреждений образования.

культуры, всего социального сообщества, окружающего общеобразовательные школы.

По мнению исследователей, педагогический процесс - это специально - организованное взаимодействие педагогов и воспитателей по поводу содержания образования с использованием педагогических средств с целью решения задач, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии [1].

Современная школа - открытая система, поэтому, на наш взгляд, должна выполнять свою авангардную роль в объединении усилий общества в педагогическом процессе для решения сложных педагогических задач, при этом определив оптимальные подходы, позволяющие повысить эффективность процесса развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения.

Проведённый нами анализ научной литературы показал, что трактований понятия «подход» множество. Исходя из проблемы нашего исследования, мы склонны руководствоваться определением «подход» в научной интерпретации Е.В. Бондаревской, подход - это осознанная ориентация педагога исследователя или педагога практика на реализацию в своей деятельности определённой совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов, методов исследований или практической деятельности, соответствующих требованиям принятой образовательной парадигмы [2].

Практика различных исследований в современной педагогической науке показывает, что одного какого - то подхода для рассмотрения сложных проблем недостаточно, важно подобрать комплекс подходов, которые могут обеспечить результативность исследования. На наш взгляд, исходя из проблемы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников, оптимально использовать системно - технологический, аксиолого-гу-манистический, культурологический подходы.

Рассмотрим сложный и важный из них -системно - технологический.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается

как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющих выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию происходящих в природе, обществе, мышлении процессов. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы [3]. Только системный подход, считает В.Г. Афанасьев, позволяет интегрировать разнообразные частные проблемы, подвести их к общему знаменателю и тем самым сложнейшую группу различных проблем представить, как единую проблему [4,с. 12].

Следовательно, при системном подходе решение любой проблемы может рассматриваться как совокупность разнообразных проблем, а любая система, как совокупность взаимосвязанных элементов, что очень важно для решения педагогических проблем. Такой подход позволит выделить подсистемы для функционирования целостной педагогической системы, в нашем случае системы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников.

Исследователи утверждают, что системный подход в педагогике базируется на нескольких положениях, которые следует учитывать, это: множественности, иерархичности, целостности, структуризации... Иерархичность выражается во взаимной подчинённости одних элементов другим. Структуризация в объединении компонентов в подгруппы, между которыми устанавливаются определённые связи.

Сущность системного подхода в педагогике, по мнению К.Н. Ахвердиева, состоит в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса [5].

При этом системный подход позволит, на

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

наш взгляд, сконструировать систему развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников, изучить каждый компонент системы, выявить приоритет одних компонентов (подсистем) по отношению к другим, проследить динамику развития каждой подсистемы и всей системы в целом.

Второй составляющей системно - технологического подхода является технологический подход.

Технологический подход, его применение к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре - новое явление социальной действительности.

Это один из наиболее актуальных и дискуссионных подходов в современной педагогике, так как технологичность становится доминирующей характеристикой деятельности человека, в том числе педагогической и образовательной, и означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоёмкости образовательного процесса [6].

Технологический подход к образованию, по мнению исследователей, предусматривает точное инструментальное управление ^ образовательным процессом и гарантирован-Д ное достижение поставленных образователь-

« ных целей.

О

^ Он активно разрабатывается российский ми учёными В.П. Беспалько, М.Е. Бершад-2 ским, В.И. Боголюбовым, В.В Гузеевым, Т. А. ^ Ильиной, А.И.Космодемьянской, З.А. Маль-§ ковой, А.Я.Савельевой, А.И.Уманом и дру-

2 гими, а также зарубежными исследователями и Л. Андерсаном, Б. Блумом, Т. Гилбертом, Р. § Мейджером, А. Ромишовски и другими.

м Технологический подход способствует

3 концептуальному и проектировочному осво-О ению различных аспектов образовательной,

социальной действительности, что очень

® важно для нашего исследования, он ПОЗВОНИ

^ лит:

- с большей определённостью предсказы-§ вать результаты и управлять педагогически-^ ми процессами;

- анализировать и систематизировать на О научной основе имеющийся практический

§ опыт и его использование;

©

- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

- обеспечить благоприятные условия для развития личности;

- уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально - педагогических проблем [7].

Следовательно, используя технологический подход, возможно в процессе исследования эффективно управлять педагогическим процессом; использовать наиболее современные педагогические стратегии, которые составят педагогические условия результативности реализуемой системы; корректировать действия участников по развитию полиэтнокультурной компетентности школьников для создания комфортной среды в многонациональном сообществе.

Итак, использование системно - технологического подхода будет способствовать комплексному решению образовательных и социально - воспитательных задач, обеспечит благоприятные условия для развития личности, позволит определить систему развития полиэтнокультурной компетентности старшего школьника, педагогические условия её эффективной реализации.

Следующий подход, который будет, на наш взгляд, определять успешность исследования аксиолого - гуманистический, составляющими которого являются аксиологический и гуманистический подходы.

Рассмотрим первый из них - аксиологический. Основу его составляет аксиология - учение о природе человеческих ценностей: смысле жизни, о конечной цели и оправдании человеческой деятельности [8,с. 16].

Исследователи выделяют следующие основные формы существования ценностей:

- ценность как идеал, выработанный общественным сознанием;

- ценность как элемент объективной реальности (произведения материальной и духовной культуры, человеческие поступки и т.п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- ценность как часть психологической структуры личности;

- ценность как основа мотивационно - по-требностной сферы личности [9].

Вечными общечеловеческими ценностями, по мнению С.Ф. Анисимова, Б.Т. Лихачёва, П.И. Пидкасистого, В А. Сластёнина, являются:

- жизнь во всех её проявлениях;

- человек как высшая ценность бытия с комплексом гуманистических качеств (любовь, добро, общение, счастье, достоинство и т.п.);

- отечество как условие существования личности (гарантия мира, согласия, безопасности, соблюдения прав, свобод человека);

- труд как средство существования и самосовершенствования, источник познания, радости, основа творчества, профессии, возможности самореализации.

На понимании сути ценностей основано понятие аксиологического подхода.

Аксиологический подход - это изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности[10].

Он ориентирован на развитие системы ценностей, признание и реализация в обществе общечеловеческих нравственных ценностей, к которым относятся воспитание, обучение, педагогическая деятельность, образование в целом, которое является основой духовности.

Аксиологический подход, по мнению учёных, органично сочетается с гуманистической направленностью педагогики. Это обусловлено тем, что человек рассматривается в педагогической науке в качестве высшей ценности и самоцели самого общественного развития. Основой аксиологического подхода является концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. В соответствии с данной концепцией жизненное пространство - это мир человека целостного, поэтому важно видеть общее, объединяющее человечество и характеризующее каждого отдельного индивида [11], что важно учитывать в нашей экспериментальной работе.

В исследовании будем применять возможности аксиологического подхода с учётом мнения Слесарь М.В. [12,с.36-37] , собствен-

ной точки зрения:

- аксиологический подход, обладая исследовательским потенциалом, обеспечивает выявление возможностей совершенствования процесса образования через согласование его организации, содержания, результатов с потребностями социума, определение и обоснование соответствующего этому качеств личности, позволяющих школьнику продуктивно взаимодействовать в многонациональной среде;

- общечеловеческие нравственные качества личности - существенный индикатор полиэтнокультурной идентичности школьника, имеют социальный характер;

- развитие общечеловеческих нравственных качеств личности школьника предполагает изменения в когнитивной, духовной, социальной сферах личности;

- ценностные качества личности определяют уровень полиэтнокультурной идентичности, которая имеет комплексный характер, её компонентный состав определяется исходя из основных параметров личности, обладающей общечеловеческими нравственными качествами.

На наш взгляд, аксиологический подход - источник гуманистического, который ос- ^ нован на субъект - субъектных отношениях К участников образовательного процесса. Ак- « сиологическое основание гуманистического ^ подхода ориентировано на развитие выше й названной системы ценностей, в связи с чем, д эти подходы следует сочетать в исследова- ^

нии проблемы развития полиэтнокультурной щ

О

компетентности старших школьников. о.

Суть гуманистического подхода в воздей- м

ствии на развитие личности, способной к са- §

моактуализации и самореализации, к разви- м

тию социального опыта и самоопределению §

в различных жизненных ситуациях [13.с.63]. §

Эти идеи о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образования как сред- н ства реализации возможностей идут от Со- 2 крата. В развитии этих идей внесли вклад ^ Я.А. Коменский, педагоги - гуманисты: И. ^ Алтынсарин, Н. Толстой, Д. Дьюи, П.Ф. Кап- ^ терев, В.В.Краевский, К . Роджерс, В.А.Су- ^ хомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сла- О стёнин,П.И. Пидкасистый, В. А Караковский §

Э®

и другие.

Они утверждали, что в каждом ребёнке есть позитивное начало, надо дать ему развиться. В этом процессе огромная роль принадлежит учителю. Ибрай Алтынсарин писал: «Он (учитель) имеет дело с детьми, которые если не понимают что - либо, то учитель должен пенять не на учеников, а на самого себя, что не может довести их до понимания. Должен обращаться с детьми кротко, не раздражительно, терпеливо и объяснять каждый предмет охотно и простым языком, без вычурных фраз и ненужных терминов... »[14,с. 134-135].

Эту точку зрения позднее представил психолог К.Роджерс. По его мнению, в успешном образовательном процессе каждый учитель должен быть фасилитатором. Он определил роли учителя - фасилитатора:

- конгруэнтность учителя. Предполагается, что учитель должен быть именно таким, какой он есть на самом деле. Он осознаёт своё отношение к другим людям и принимает свои реальные чувства, поддерживает желание другого стать лучше, а не быть только безличным инструментом для передачи знаний и моделью для подражания;

- принятие и понимание. Учение может ^ иметь место только в том случае, если учи-К тель принимает ученика таким, какой он есть ® и способен принять как позитивные, так и не-^ гативные проявления ребёнка;

й - личная значимость учения. Для успешно-3 го обучения любая ситуация должна воспри-^ ниматься учителем как личностно значимая, щ имеющая отношение к нему. Необходимо 2 «безбоязненно предоставлять ученику право м на любом уровне соприкасаться с важными § проблемами его жизни, чтобы он сталкивал-м ся с проблемами, спорными вопросами, ко-§ торые хочет разрешить» [15]. И только такое § отношение к ученику, к процессу обучения, утверждают исследователи, соответствует н гуманистическому подходу к образователь-^ ному процессу. На наш взгляд, этой точки ^ зрения должен следовать каждый участник ^ экспериментальной работы. ^ И так, использование сочетания аксиоло-О гического и гуманистического подходов т.е. О в нашем случае аксиолого - гуманистическо-§ го подхода будет способствовать изменению

стратегий содержания образовательного процесса в направлении их аксиологичности, гуманистичности, что обеспечит результативность системы развития полиэтнокультурной компетености старших школьников.

Следующий подход культурологический, которому Н.Б. Крылова, на наш взгляд, дала комплексное определение. Культурологический подход - совокупность методологических приёмов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной и психической жизни (в том числе сферы образования и педагогики) через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы и т.д.[16.с.65].

С точки зрения культурологического подхода культура выполняет следующие функции:

- наследование, развитие и изменение систем ценностей и обеспечение условий их постоянного обновления, создания новых образцов в целях обеспечения жизни сообществ и их разнообразия;

- создание и обеспечение адекватных связей, взаимодействий и коммуникаций в сообществе;

- обеспечение качества жизнедеятельности сообществ и человека в них;

- создание условий для социальной реализации и творческой самореализации человека, выявления и роста его индивидуальных особенностей [16.с.67].

Посредством культурологического подхода, по мнению исследователей, выявляются действительно значимые с педагогической точки зрения взаимосвязи между:

- интернационализацией в основных сферах социальной жизни и национальной самобытностью культур;

- личностно усвоенным знанием и объёмом «культурологического хранилища»;

- стандартизацией образования и разнообразием социокультурных ориентаций обучающихся;

- социокультурными трансформациями и ценностно - культурными традициями социокультурных групп;

- глобализацией образования и воспита-

а

ния и индивидуализациеи педагогических воздействий [17].

Соглашаясь с этим мнением, будем использовать его в аспекте полиэтнокультурных ориентаций, этнокультурных традиций.

Следовательно, следование в построении системы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников культурологического подхода обеспечит совершенствование ценностных качеств личности, направленных на развитие планетарного сознания, полиэтнокультурной комплиментар-ности, позволит успешно взаимодействовать в многонациональном социуме, что будет способствовать комфортной жизнедеятельности.

Таким образом, использование системно - технологического подхода в интеграции с аксиолого - гуманистическим и культурологическим позволит проанализировать социальные, политические факторы, актуализирующие процесс развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников, а также исследовать стратегию, содержание образования, образовательные технологии и другие факторы, стимулирующие построение системы, обеспечивающей повышение результативности деятельности социального сообщества в направлении решения проблемы исследования, гарантированное достижение поставленных образовательных целей.

ЛИТЕРАТУРА

1.0садчук О.Л., ГалянскаяЕ.Г. Современные методологические подходы к исследованию педагогических процессов [Электронный ресурс] Ьйрз: elibrary.ru/title_about. авр?1(1=30498

2.Кукаев А.И., Шевченко В.А. Современные подходы в образовании [Электронный ресурс]Ьйр8://шшш. expeducation.ru/ru/article/ view?id=311

3.Системный подход [Электронный ресурс] ЬЦрБ: //ш.wikipedia.opg/wiki/Cиcтeм-ный_подход

4.Афанасьев, В.Г. Системность и общество [Текст]/В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1980. - 368с. pecypcJfb.ru/article/283334/ sistemnyiy-podnod-v-pedagogike-primer

5.Ахвердиев, К.Н. Системный подход в педагогике [Электронный ресурс] http:// moluch.ru/archive/17/1674/

6.Технологический подход [Электронный pecypc]https //cyberleninka.ru/article/n/ tehnologicheskiy-podnod-v-sovremenuoy-pedagogike

7.Технологический подход в образовании [Электронный ресурс] http: //asabliva.by/ru/ main.aspx?guid=1265

8.Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст]/Сост. Е.С. Рапацевич. -Мн.: «Современное слово», 2005. -720с.

9.Методологические подходы к исследованию проблемы [Электронный ресурс] https: //www.monographies.ru/ ru/book/ section?id=3611

Ю.Яковлев, E.B. Педагогическая концепция методологические аспекты построения [Текст]/Е.В. Яковлев, Н.О.Яковлева - М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2006. -239с.

11. Аксиологический подход в педагогике [Электронный ресурс] https //abtor24. ru/spravochnik/pedagogika/obsche_ ocnovy_ pedagogiki/akciologicheskiy_podhod_v_ pedagogike/

12.Слесарь, M.B. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально-культурной деятельности [Текст]: дис канд. пед наук. 13. 00. 05./М.В. Слесарь. - Челябинск, 2014. - 192с.

13.Сластёнин, В.А. Педагогический процесс как система [Текст]/В.А. Сластёнин. -Москва: Магисир-Пресс, 2000. - 448с.

14.Алтынсарин, И. Наставление заведующему актюбинским двухклассным училищем по методике преподавания. Антология педагогической мысли Казахстана. Алматы. Рау-ан, 1995,- 512с.

15.Педагогическая психология - Клюева Н.В. - Гуманистический подход к педагогическому процессу http://www.univer5.ru/ pedagogika/pedagogicheskaya-psihologiya-klyueva-n.v/Page-79.html

16.Крылова Н.Б. Культурология образования [Текст]/Н.Б. Крылова-М.: Народное образование, 2000. - 272с.

17.Культурологический подход в образовательном процессе [Электронный ресурс] http://superinf.ru/viem_helpstud.php?id=2650

S

к с m О

го

¡S «

О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S [—i О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.