Аккерман О.А.,
тренер АО «НЦПК «брлеу» ИПК ПР по Костанайской области»
Нег1зг1 свздер: полиэтномэдени цузыреттшк, селолыц бшм беру кластер!, элеуметтгк-педагогика-лыцресурс, мектептщ авангардтыц рвлг, тужырымдама, дэстурлер, ре-сурстыц цолдау.
Ключевые слова: полиэтнокуль-§ турная компетентность, сельский « образовательный кластер, социаль-оо но - педагогический ресурс, авангардная роль школы, концепция,
° традиции, ресурсная поддержка.
3
§ Keywords: polyethnocultural com-
щ petence, rural educational cluster,
2 social and pedagogical resource,
и vanguard role of school, concept,
§ traditions, resource support.
СЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР,
ЕГО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
РЕСУРС
Ацдатпа
Жогары сынып окушыларыныц полиэтномэдени кузыреттшгш дамыту мэселелер^ оны шешу Yшiн селолык бiлiм беру кластерiн жасау мен оныц эле-уметпк-педагогикалык ресурсын пайдалану езек-тiлiгi карастырылады. Селоныц элеуметпк-педа-гогикалык ресурсына сипаттама бершедь Селолык бiлiм беру кластершщ компоненттерi сyреттеледi. Баскару кагидалары, оныц философиялык багдар-лары усынылып, селолык бшм беру кластершщ кызметiндегi педагогтардыц жогары сынып окушыларыныц полиэтномэдени к^зыретплшн дамыту бойынша авангардтык релi керсетшедь
Аннотация
Рассматривается актуальность проблемы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников, создания сельского образовательного кластера и использования его социально - педагогического ресурса для её решения. Дана характеристика социально - педагогическому ресурсу села. Описаны компоненты сельского образовательного кластера. Представлены принципы управления, его философские ориентиры, показана авангардная роль педагогов в деятельности сельского образовательного кластера по развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников.
Annotation
Relevance of development of senior school students' polyethnocultural competence, creation of a rural educational cluster with its social and pedagogical resources is considered. The characteristics of social and pedagogical resources of a village are given. The components of a rural educational cluster are described. The principles of management, its philosophical reference points are presented, The vanguard role of teachers on development of senior school students' polyethnocultural competence in a rural educational cluster is shown.
2(12)/2016
В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчёркивается, что одна из важных функций школы - научить людей жить вместе. В реализации этой функции в условиях многонационального социума, в том числе на селе, образование должно способствовать тому, чтобы школьник, осознавая свои корни, зная свою этническую культуру, уважительно относился к культурам иных этносов, т.е. развивать их полиэтнокультурную компетентность. Современные аулы и сёла сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. В жизненном укладе сельских жителей сохраняются более ярко выраженные традиции эт-нокультур и сельской общины.
Школа всегда обладала большими возможностями влияния на общественную жизнь на селе, сегодня, на наш взгляд, она имеет ключевое значение.
Это подтверждает исследование социально - педагогического ресурса села.
Социально - педагогический ресурс институтов села, включая местную власть, учреждения образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, семью, производственные структуры социума, потребкооперацию, средства массовой информации, заключается в реализации воспитательных и образовательных возможностей этих институтов, в их ориентированности на социально - педагогическую поддержку как своих сотрудников, так и членов сельского сообщества в целом, на развитие социальной миссии этих институтов в сельском социуме [1, с.35].
К числу важных факторов, определяющих качественный аспект социально - педагогического ресурса села, на наш взгляд, относятся: особая роль общественного мнения, позиции авторитетных жителей села, открытость сельской жизни, приверженность к народно-национальным традициям, ключевое значение сельской школы, учителя в социокультурной жизни села, важную миссию прихода духовной жизни.
К сожалению, многих составляющих институтов села уже не существует, что приводит к повышению авангардной роли школы в образовании подрастающего поколения, необходимости педагогизации сельского социума.
Социально - педагогический ресурс сельского сообщества, включая неформализованные институты сельского социума, такие как институт старейшин села, общественные объединения, институт старост, волонтёров, состоит в их соучастии в решении социальных проблем жителей села, в воспитании и образовании подрастающего поколения, взрослых [1.,с.35], что важно учесть в деятельности сельского образовательного кластера.
Представляет интерес выводы М.П. Гурьяновой о составляющих развитости социально
- педагогического ресурса села такие как:
• гармоничный характер межличностных отношений, основанный на взаимопомощи, сотрудничестве, уважении к старшим, бесконфликтности, толерантности;
• насыщенность сельской социальной среды культурными, образовательными и социальными практиками, организацией содержательного досуга;
• реализация интересов, возможностей, энергии детей, подростков, молодёжи в социально - полезных делах;
• сохранность, освоенность, приумножение народно - национальных, историко -культурных, хозяйственных традиций в жизни местного сообщества;
• реализация воспитательных и образовательных возможностей ветеранов войны и труда в работе с молодёжью;
• максимальное использование социально
- педагогических ресурсов среды в образовании подрастающего поколения;
• эффективность использования институтов общественного самоуправления [1, с.40].
Исходя из выше изложенного, сегодня актуально создание сельского образовательного кластера, для которого будет характерен выше представленный социально-педагогический ресурс.
По мнению Н.А. Шарай, Л.Н. Николаевой, Т.В. Вдовиной важным механизмом интеграции, в том числе и в образовании, является кластер - соединение однородных элементов в новую целостность, которая может рассматриваться как самостоятельное целое, обладающее определёнными свойствами. Кластерный подход стал особо востребованным уже в конце 90 - х годов прошлого века, в этом русле решалась проблема интеграции образования, науки и производства; образования,
S
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
науки и культуры[2, с.20].
Большинство исследователей утверждают, что в каждом конкретном случае принципы организации кластера зависят от целей и условий объединяющих и взаимодействующих структур. На наш взгляд, на селе сегодня в целях развития полиэтнокультурной компетентности школьников следует создать сельский образовательный кластер, в котором объединить усилия учреждений образования, культуры, общественных объединений.
В кластеризации образования заложен огромный воспитательный смысл. В кластере есть возможность создания крупных форм воспитательной работы - студий, музеев, театра, клубов и системы воспитания на основе организации взаимосвязанной разносторонней деятельности на общих ценностных основаниях [2, с.22-23].
По мнению исследователей, ценным в кластере является возможность ресурсной поддержки его участников, а также создание внутри него структур на различных уровнях: эмпирическом, теоретическом, методологическом, что будет использовано в нашей опытно - экспериментальной работе.
С учётом опыта функционирующих образовательных кластеров интеграция на теоретическом уровне должна осуществляться на концептуальном (ценностно - целевом) основании как согласование целей и ценностей включённых в кластер компонентов. Интеграция на методологическом уровне означает единое методологическое и концептуальное основание.
В кластере выделяется системообразующий элемент.
На наш взгляд, всё это возможно в условиях сельского образовательного кластера, где системообразующим элементом является средняя общеобразовательная школа. Важно, что в существующей практике, которую будем использовать, философские ориентиры в управлении развитием кластера учитывают полиэтнический и многоконфессиональный состав обучающихся, что предполагает:
• понимание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности этнокультур, взглядов, обычаев, свойственных разным этносам;
• уяснение идеи личной ответственности каждого человека, за всё, что происходит в со-
циальном мире;
• понимание того, что целью развития социальной системы, какой является сельский образовательный кластер, должен быть Человек, иначе неизбежны новые тупиковые ситуации в развитии общества.
Исходя из выше изложенного, в целях повышения эффективности деятельности по развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников следует создать сельский образовательный кластер, в него включить: школу, дом культуры, библиотеку, Малую ассамблею жителей села, Совет ветеранов.
Принципы управления в сельском образовательном кластере должны быть следующими:
1. Ценностно-целевое согласование деятельности субъектов кластера при авангардной роли педагогического сообщества и сохранении баланса интересов каждого субъекта в интересах развития полиэтнокультурной компетентности педагогов, работников культуры, библиотеки, старших школьников, всех жителей села.
2. Сотрудничество участников кластера по горизонтали и по вертикали в целях обеспечения направленности воспитательной деятельности на развитие полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения.
3. Многовекторная и многоуровневая интеграция ресурсов кластера.
4. Подготовка родителей и активное вовлечение их в процесс развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников.
5. Дифференциация и индивидуализация в процессе воспитания искомого качества у старших школьников.
6. Индивидуализация в подготовке родителей к процессу аккультурации подрастающего поколения.
Среди всех составляющих сельского образовательного кластера школе принадлежит авангардная роль. В общепринятом понимании школа - учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для организованного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Сегодня школа - культурно-образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогов и управленческих кадров, а также учащихся и их родителей как
творческих личностей; школа - развивающаяся система, в которой сохраняется лучшее из того, что было создано прежде и его упрочение, демонтируется старое и негодное, незаслуженно забытое возрождается в новых формах; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности [3, с.378]. Главное действующее лицо школы - учитель, миссия которого состоит в сотворении и самоопределении личности в культуре, утверждение человека в человеке [3, с.368].
Важна роль педагога в повышении педагогического потенциала семьи, который представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Эффективность реализации воспитательного потенциала семьи обусловлена многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: образ жизни и система ценностей; характер взаимоотношений в семье; образовательный уровень членов семьи, их педагогические навыки; ресурсы времени; распространённость социальных аномалий; социально - экономическое положение (уровень жизни, жилищные условия, занятость, социальная инфраструктура жизнедеятельности семей); социально-демографические факторы (структура семьи) [4,с.54-55]. При этом педагогу следует учитывать, что эти факторы, влияющие на воспитательный потенциал семьи динамичны, находятся в процессе постоянного изменения. Только в этом случае можно помочь семье выполнить следующие её функции:
• познавательную, связанную с передачей ребёнку родителями и ближайшими членами семьи знаний об окружающем полиэтническом мире;
• социализации детей, имеющей целью передачу членам семьи основных норм и принципов поведения, принятых в данном этническом сообществе, а также обычаев и традиций, сформировавшихся в процессе исторического развития полиэтнического мира;
• подготовки к творческой жизни и будущей профессии, востребованной в многонациональной стране;
• стимулирования развития интересов, увлечений и способностей детей;
• организации для ребёнка воспитатель-
ных ситуации в семье и вне её;
• удовлетворение эмоциональных потребностей ребёнка в любви и признании.
Изложенное выше, определяет авангардную роль школы, учителя в развитии полиэтнокультурной компетентности старших школьников.
Важной составляющей сельского образовательного кластера является Дом культуры - клубное учреждение, которое сегодня на селе является общественным центром общения, духовного развития и отдыха населения. В современных, быстро изменяющихся условиях, основной деятельностью его является изучение, предоставление населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского характера. Исходя из этого, с учётом того, что ими накоплен разнообразный, интересный опыт использования средств социально-культурной деятельности, творческие возможности Домов культуры следует направить на решение важной задачи сельского сообщества - развития полиэтнокультурной компетентности подрастающего поколения.
Исключительная роль в решении определённой в исследовании проблемы принадлежит сельской библиотеке, так как в её функции входит удовлетворение познавательных, культурных интересов и потребностей людей, проведение воспитательной работы среди её посетителей посредством проведения массовых мероприятий: читательских конференций, литературных вечеров, диспутов и т.д. Важно целенаправить их деятельность на развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников, поисков решения проблем сохранения мира и согласия, которые приближают мечту человечества, по словам А.С. Пушкина, «когда народы, распри позабыв, в великую семью объединятся».
Следующая составляющая сельского образовательного кластера - Малая ассамблея жителей села.
Двадцать лет тому назад в Казахстане была создана Ассамблея народа Казахстана - консультативно - совещательный орган при Президенте страны. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне.
S
к <
m О
го £
« О
w «
О
О!
С
w
U
W
¡г1 S
[-4
о
4
о «
о н w
5
w
U ©
О
и
о -
©
К <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и
м ^
[-4
о ч
о «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©
Бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития, примером для других государств мира. Высоко отозвался о решении проблемы мира и согласия в нашей стране и Римский Папа Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.
20 октября 2008 года Президентом страны был подписан Закон «Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире. Ассамблея народа Казахстана стала полноправным субъектом политической системы страны, были определены нормативные правовые основы ее деятельности.
Ассамблея способствует разработке и реализации государственной национальной политики, обеспечению общественно-политической стабильности в Республике Казахстан.
Целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в республике в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.
Основными задачами Ассамблеи являются обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе, укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества. Кроме того, Ассамблея оказывает содействие государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе, формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. Ассамблея обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций народа Казахстана. По инициативе Ассамблеи в регионах стали создаться культурно - национальные общественные объединения, цели и задачи которых реализация идей Ассамблеи народа Казахстана[5]. В сёлах, участвующих в опытно - экспериментальной
работе, функционируют Малые ассамблеи жителей села. Сельский образовательный кластер в развитии полиэтнокультурной компетентности будет использовать воспитательный потенциал этих общественных объединений.
Важным компонентом сельского образовательного кластера является Совет ветеранов. Именно ветераны хранители замечательных традиций дружбы и согласия, ибо как утверждает, О. Сулейменов история интернациональна. Л. Толстой, создатель естественной крестьянской школы в Ясной Поляне писал: «Вопрос не в том, как воспитывать, а в том, как жить». Он же заметил: «Величайший абстрактный философ не даст мне одной тысячной доли тех оснований, которые я найду в приёмах дедов, отцов, матерей, старших сестёр, братьев, соседей». Он также называл имена двух крестьян, которые, как он признавался, оказали на несравненно большее влияние, чем преподаватели гимназии и все профессора университета, вместе взятые [6, с. 7].
Образовательное содержание кластера, целенаправленное на развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников, будет способствовать воспитанию патриотизма, социальной солидарности, гражданственности, что важно для сохранения мира и согласия в стране - основы успешной жизнедеятельности.
Нами определена концепция сельского образовательного кластера.
Она включает: миссию кластера, философские ориентиры, философские основы, концептуальные положения, методологические подходы и принципы развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в условиях сельского образовательного кластера.
Его миссия состоит в следующем: ориентация образовательной деятельности на идентификацию старшего школьника как гражданина Казахстана и гражданина мира, сохранение этнокультурной идентичности и одновременно освоение ценностей других этнокультур как основы общенационального единства и согласия, сохранения мира на планете Земля.
Философские ориентиры сельского образовательного кластера:
• трансформация его в центр управления, мотивации, педагогической поддержки развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников;
• создание в сельском образовательном кластере полиэтнокультурного пространства как открытой системы доверия, взаимопонимания и творческой самореализации, атмосферы субъект - субъектных отношений между участниками образовательного процесса;
• структуирование образовательного процесса как сложного, системного, основанного на единстве этнокультурных, исторических, социальных, психологических, конфессиональных компонентов, формирующего личность как гражданина Республики Казахстан и субъекта конкретного этноса, воспринимающего окружающий мир сквозь призму национальной самобытности;
• понятие общности судьбы человечества, стабильности общечеловеческих ценностей, важности духовной регуляции в общении, единении человеческой общности;
• на основе современных интеграционных процессов целью образовательного процесса является развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников - основы мира и согласия.
Философскими основами развития полиэтнокультурной компетентности старших школьников в условиях сельского образовательного кластера являются:
• философское наследие русского евразийского движения двадцатого века В. Вернадского, Л. Гумилёва, П. Карсавина, П. Савицкого, Н. Трубицкова, А.Чижевского и др.;
• философское наследие Аль - Фараби, Ахмета Ясави, Юсуфа Баласагуни, Шакарима Кудайбердыева и др.;
• педагогическое наследие Ы. Алтынсари-на, А. Байтурсынова, М. Жумабаева и др.;
• этика ненасилия и «благоговения перед жизнью» А. Швейцера;
• этнополитика Казахстана, материалы Ассамблеи народа Казахстана;
• научные труды этнопедагогов, этнографов, этнопсихологов и т.д.
Концептуальные положения деятельности сельского образовательного кластера по развитию полиэтнокультурной компетентности старших школьников следующие:
• полиэтнокультурная компетентность школьника - интегративное личностное образование, включающее знания этнических культур, принятие их отличий и ценностей, навыки
социального взаимодействия, конструктивные способы поведения, осознание социальной ответственности за создание условий комфортной жизнедеятельности в многонациональной среде;
• полиэтническая аккультурация - процесс усвоения знаний, умений, навыков, ценностей этнических сообществ, необходимых для комфортной жизнедеятельности в среде представителей различных этнических культур;
• полиэтническая культура старшего школьника - это системно - личностное образование, включающее знания, умения, ценностные ориентации и качества личности, обеспечивающие межэтническую интеграцию личности с сохранением её этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде [7. с.44-45].
Итак, исходя из концептуальных положений, представленных выше, сельский образовательный кластер должен решить две задачи:
• сохранение этнической идентичности старших школьников;
• развитие полиэтнокультурной компетентности старших школьников в процессе аккультурации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурьянова, М.П. Социально - педагогический ресурс села как фактор его развития [Текст]//Педагогика. №4. - 2013. - С.34-40.
2. Шарай, Н.А., Николаева, Л.Н., Вдови-на, Т.В. Образовательный кластер как инте-гративная система [Текст] //Педагогика. №8. - 2014. - С.20 - 25.
3. Образование и наука. Энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. ред. Ж.К. Туймеба-ев. Республиканский научно - практический центр «Учебник». - Алматы. 2008. - 448с.
4. Кучмаева, О.В. Мониторинг воспитательного потенциала семьи [Текст]/О.В. Кучмаева Е.А. Марыганова, О.Л. Петрякова//Педа-гогика. -2008. - №3. - С.53-59.
5. https//ru.wikipedia.ord/wiki/Ассамблея народа Казахстана
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной семьи [Текст]/ Г.Н. Волков // Этнопедагогика. - 2005. - №2. - С.3-9.
7. Слесарь, М.В. Развитие полиэтнической культуры школьников в социально - культурной деятельности [Текст]: дис. канд. пед наук. / М.В. Слесарь. - Челябинск, 2014. - 156с.
к <
ер О
го £
« О
м «
О
О!
С
м ^
и м
¡г1
[-4
О Ч
О «
о н м
м
и ©
О
и
о -
©