РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО
ОПЕРАЦИЯМ ОРГАНИЗАЦИИ
Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)
DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-1-29-37
Аннотация. Совокупность процессов управления и их составных частей в экономических системах обеспечивает формирование и поддержание операционной деятельности для достижения целей, миссии и реализации стратегии в рыночных условиях. Определение атрибутов нормативного и существующего состояния подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации позволило исследовать и выявить проблемы в рамках данного научного исследования. Для устранения проблем и формирования точек развития процессного управления разработаны инновационные предложения и использованием современных педагогических технологий, которые направлены на повышение эффективности операционной деятельности организации.
Ключевые слова: организация, атрибуты, управление, подготовка менеджеров, операции, подпроцесс, проблемы, предложения, эффективность.
Компетентные менеджеры занимают центральное место в операционной деятельности экономических систем типа «организация», так как специалисты по управлению определяют успешное функционирование, развитие объектов и процессов в социальной и экономической среде [1, 2]. При этом важнейшим направлением приложения их деятельности является повышение качества и эффективности производства и/или оказания услуг.
Подготовка специалистов по управлению процессами призвана обеспечить необходимый уровень квалификации всех остальных сотрудников для достижения высокой производительности труда и результативности преобразований ресурсов в продукцию и услуги для потребителей в рыночной среде [3, 12]. Подготовка и переподготовка специалистов в области качества также стала в настоящее время приоритетным направлением повышения эффективности предпринимательства и корпоративных интересов собственников [10, 14].
Назначение подготовки менеджеров по операциям заключается в развитии и улучшении их профессиональных навыков, знаний и компетенций, чтобы они могли успешно руководить своими подчи-
ненными, принимать эффективные управленческие решения, достигать поставленных целей и обеспечивать конкурентоспособность продукции современных организаций [9, 13].
Систематический подход к идентификации, развитию и удержанию талантливых сотрудников с потенциалом для руководящих должностей необходим для обеспечения успеха организаций в долгосрочной перспективе.
Подпроцесс управления подготовкой менеджеров по операциям организации -это деятельность в рамках процесса управления персоналом, направленная на становление и/или развитие действующих или будущих руководителей всех звеньев управленческого аппарата организации. Этот подпроцесс управления может включать в себя различные виды педагогической деятельности, такие как обучение, наставничество, тренинги, стажировки и другие формы профессионального развития для формирования и развития необходимых компетенций и навыков профессионализма управленческого персонала.
В результате реализации подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организация получает квалифицированных и компетентных руководи-
телей, способных эффективно управлять яния подпроцесса управления подготовкой
преобразованиями ресурсов и достигать менеджеров по операциям организации по
поставленных целей и задач. Содержание работе [4] представлено в таблице 1. ключевых атрибутов нормативного состо-
Таблица 1. Содержание параметров нормативного состояния подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации_
Наименование атрибута ПУ Характеристика атрибута
Вход Потребность в формировании и поддержании управленческих знаний, навыков и умений для укрепления профессионализма специалистов, занимающих руководящие должности
Преобразования входа в выход Исследование уровня профессионализма менеджеров в организации, выявление проблем и возможностей для их устранения, выявление потребностей развития компетенций менеджеров, анализ современных требований к менеджерам (стандарты, практики), разработка обучающих программ в рамках подготовки менеджеров, выбор современных педагогических технологий для обучения, качественный подбор преподавателей, проведение обучения с предоставлением обучающих материалов, проведение лекций, семинаров, тренингов и другие форм обучения, анализ результаты обучения, в т.ч. оценка прогресса развития компетентности менеджеров по операциям, внесение коррективов в программы подготовки для улучшения обучения
Выход Удовлетворенность повышением профессионализма специалистов в сфере управления для повышения эффективности операционной деятельности организации
Материальные ресурсы Расходные материалы и бумага, канцтовары, доски, проекторы, видео- и аудиоаппаратура
Информационные ресурсы Учебные онлайн-курсы, интернет-порталы, тесты, книги, программы профессионального обучения, планы, образовательные технологии и методы
Методические ресурсы Современные обучающие программы и тренинги, разработанные для подготовки менеджеров по операциям, конференции, кейсы и деловые игры, нормативные документы, должностные инструкции, тесты
Трудовые ресурсы Тренеры, психологи, педагоги, социологи, эксперты по развитию персонала, методисты, менторы (опытные руководители), консультанты
Технические ресурсы Компьютер, ксерокс, сканер, проектор, средства связи и регистрации, видео- и фотоаппаратура
Правовые ресурсы Законы и нормативные акты страны в сфере образования, приказы организации, положения и регламенты по подготовке и переподготовке кадров, договор со слушателями, правила и регламенты подготовки планов и программ организации
Периодичность выполнения Ежегодно, по мере необходимости, в соответствии с регламентом
Критерии качества Гибкость учебных программ, адаптация к изменениям внешней среды и внутренним потребностям, соответствие законодательству и стандартам, прозрачность подготовки и переподготовки специалистов, улучшение коммуникаций
Критерии эффективности Производительность труда, мотивация и проявление лидерских качеств; компетентность менеджеров по операциям
Рассмотрение атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации необходимо для определения ключевых аспектов процессного управления, выявления его целей и задач, определения ресурсов и критериев результативности, необходимых для его успешного осуществления.
Установление характеристик всех атрибутов подпроцесса управления подготов-
кой менеджеров по операциям организации на конкретных примерах также необходимо для более полного понимания педагогического процесса и использования современных образовательных технологий.
ООО «Фабрика шоколада» - это крупная российская организация, специализирующаяся на производстве высококачественного шоколада, кондитерских изде-
лий и сладких деликатесов. Ассортимент продукции - от классических шоколадных плиток до эксклюзивных десертов и подарочных наборов выполняется на основе стандартов качества продукции, инновационных подходов к операционной деятельности и постоянное совершенствова-
Содержание ключевых атрибутов существующего состояния подпроцесса управления подготовкой менеджеров по опера-
ние ассортимента и технологического процесса.
Содержательная характеристика атрибутов деятельности ООО «Фабрика шоколада», включающих в себя виды услуг, цели и миссию, по работам [5, 8] приводится в таблице 2.
циям ООО «Фабрика шоколада» представлено в таблице 3.
Таблица 2. Ключевые атрибуты деятельности ООО «Фабрика шоколада»
Наименование атрибутов Содержание характеристик
Продукт Шоколадные плитки различных вкусов, конфеты, драже и другие сладости, удовлетворяющие разнообразные предпочтения потребителей
Цель Увеличение объема продаж, увеличение дохода и прибыли, увеличении лидирующей позиции на рынке
Миссия Расширение ассортимента продукции, внедрение инноваций в производстве и упаковке, а также удовлетворение разнообразных вкусовых предпочтений своих клиентов
Вход Торговые сети, экспорт в другие страны, онлайн-продажи (интернет-магазины), заведения сферы общественного питания (рестораны, кафе, отели)
Преобразования входа в выход Закупка различных видов ингредиентов для продукции, переработка сырья и материалов, формование и охлаждение полуфабрикатов, изготовление продукции, контроль качества продукции, упаковка, маркировка готовой продукции, хранение и отгрузка продукции
Выход Удовлетворение потребителей высококачественных и вкусных изделий кондитерской промышленности
Материальные ресурсы Какао-бобы, какао-масло, сахар, молоко, стабилизаторы, ваниль, добавки
Информационные ресурсы Операционные программы и графики, заявки, отчеты, информация по выполнению операционных заданий, графики поставок продукции, информация по выработке продукции, качеству и отправке продукции и т.д.
Трудовые ресурсы Производственные работники, административный персонал, логисты, снабженцы, технический персонал, менеджеры продажам и маркетингу, инженеры, контролеры, аналитики, экономисты
Технические ресурсы Оборудование для приготовления шоколада, включая темперирующие машины, кондитерские станки, досаждение и кофемолки. упаковочное оборудование, этикетировочные машины, хранилища и склады для хранения, оборудование для формования и охлаждения шоколадных изделий, системы для контроля качества изготовления продукции, оборудование для уборки и санитарии, моющие установки и средства для устранения загрязнений, системы обеспечения безопасности, системы мониторинга и контроля доступа, а также средства индивидуальной защиты для работников, компьютерное и программное обеспечение для управления производственными процессами, складским учетом, управлением персоналом и другими аспектами деятельности, системы технического обслуживания и ремонта оборудования
Правовые ресурсы Лицензии и сертификаты на продукцию, нормативные акты, санитарные и гигиенические нормы, налоговое законодательство, регламенты, изготовления и проверки качества продукции
Структура Линейная структура управления
Таблица 3. Содержание атрибутов существующего подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям ООО «Фабрика шоколада»_
Наименование атрибутов ПУ Определение
Вход Потребность в укрепление управленческих навыков и требований к квалификации и компетенции управленцев, связанных с производством продукции (услуг).
Основные этапы преобразования входа в выход Анализ текущего уровня компетенций менеджеров по операциям, определение областей, в которых необходимы улучшения, разработка обучающих материалов и программ, планирование и проведения обучения, оценка результатов обучения, анализ результатов обучения, мониторинг и адаптация
Выход Повышение навыков и профессиональных знаний у сотрудников для эффективного управления.
Материальные ресурсы Канцтовары, книги, техника для менеджеров по операциям, денежные средства на создание и реализацию образовательных программ.
Информационные ресурсы Тесты, анкеты, рабочие программы по повышению компетентности специалистов в организации, задания, графики, опросы.
Методические ресурсы Внутренние обучающие программы и тренинги, конференции, кейсы и деловые игры, нормативные документы, цифровые образовательные ресурсы
Трудовые ресурсы Сотрудники для оценки подготовки персонала, руководители подразделений, методисты, кураторы, преподаватели, программисты, сотрудники по подбору индивидуальных курсов
Технические ресурсы Компьютер, ксерокс, корпоративные телефоны, программное обеспечение, электронная доска
Правовые ресурсы Договор, регламенты о проведение подготовки менеджеров по операциям, расписание проводимых мероприятий, квалифицированные справочники, положения, инструкции
Периодичность выполнения Ежегодно, по мере необходимости
Критерии качества Полнота освоения материала, достоверность передаваемой информации, конкретность, корректность, освоение компетентностей и навыков
Критерии эффективности Выполнение планов, профессиональный потенциал, соответствие критериям занимаемой должности, производительность труда, скорость и адекватность принятия решений
Благодаря проведённой работе по выявлению содержания атрибутов существующего состояния выбранного подпроцесса управления ООО «Фабрика шоколада», было проведено сравнение с нормативными показателями данного подпроцесса управления, что в дальнейшей работе помогло выявить проблемы в рамках его деятельности в организации. Формулирование проблем для атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации необходимо для решения следующих задач:
- определение приоритетов и направлений деятельности по подготовке менеджеров по операциям;
- обеспечение эффективности и результативности подготовки специалистов, выявление узких мест и пробелы, а также разработка конкретных мер для их устранения;
- повышение качества подготовки и развитие кадрового потенциала, развитие компетенций специалистов;
- улучшение процесса разработки, анализа и принятия управленческих решений для устранения противоречий и недостатков операционного процесса.
Фрагмент результатов исследования проблем в подпроцессе управления подготовки менеджеров по операциям ООО «Фабрика шоколада» по работе [6] представлен в таблице 3.
Таблица 3. Проблемы, выявленные в подпроцессе управления подготовкой менеджеров
по операциям ООО «Фабрика шоколада» (фрагмент)
Наименование атрибутов ПУ Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия
Материальные ресурсы Недостаточное оснащение обучающих пространств Некачественное оборудование и условия обучения Низкая эффективность обучения и участие менеджеров по операциям в образовательном процессе
Информационные ресурсы Недоступность информационных и обучающих материалов Информационные ресурсы ограничены и недоступны менеджерам в нужный момент Если информационные ресурсы не обновляются и не соответствуют требованиям времени Информация неадаптирована под потребности и уровень знаний менеджеров по операциям
Методические ресурсы Недостаточное разнообразие образовательных материалов Устаревшие методы обучения Отсутствие разнообразных и актуальных методических материалов Ограниченный доступ к качественным и актуальным ресурсам, затрудняет обучение
Трудовые ресурсы Несоответствие компетенций и требований Недостаточная квалификация менеджеров Отсутствие мотивации и заинтересованности Недостаточное количество персонала Уровень квалификации может привести к неспособности эффективно управлять Снижение производительности труда
Технические ресурсы Устаревшее оборудование и программы Недостаточное обеспечение инфраструктуры Ограниченный доступ к современным технологиям Малое количество компьютеров, аудиторий, видеоаппаратуры Снижение эффективности обучения Увеличение затрат времени и ресурсов
Правовые ресурсы Недостаточная осве-цомленность и трудовых правах Непонимание законодательных требований и нормативов приводит к нарушениям Отсутствие знаний о правах и обязанностей Несоблюдение законодательства Юридические проблемы (конфликты с работниками, штрафы) Отрицательная репутация организации (потеря клиен-гов и партнеров)
Критерии качества Потеря конкурентных преимуществ Неэффективное управление организацией Плохая адаптация к изменениям внешней среды Финансовые потери Снижение конкурентоспособности продукции
Критерии эффективности Низкая производительность и удовлетворенность сотрудников Критерии эффективности подготовки менеджеров по операциям не обновляются и не адаптируются к требованиям рынка Низкая оценка достижений Несоответствие потребностям организации
Формулирование проблем для атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации является важным этапом, который способствует эффективной работе и развитию организации. Благодаря этому можно понять, где они возникают и приложить усилия к их решению.
Исходя из выявленных проблем в подпроцессе управления подготовкой менеджеров по операциям организации, по работе [7] были сформулированы предложения для улучшения данного подпроцесса управления в ООО «Фабрика шоколада», фрагмент которых представлен в таблице 4.
Таблица 4. Предложения по развитию подпроцесса управления подготовкой менедже-
ров по операциям ООО «Фабрика шоколада» (фрагмент)
Наименование атрибута ПУ Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты
Материальные ресурсов Повышение бюджета на развитие подготовки менеджеров Качественный подбор оборудования для проведения семинаров Обеспечение эффективной работы, повышение качества
Информационные ресурсов Обеспечение доступности подготовки менеджеров Создание электронной платформы для обучения, разработка специального портала Разработка мобильного приложения Внедрение виртуальных вебинаров Прохождение онлайн курсов, тестирование Доступ к обучающим материалам, участие в онлайн-мероприятиях Обмен опытом, обсуждение актуальных вопросов
Методические ресурсов Улучшение процесса подготовки менеджеров Оптимизация процедур, повышение эффективности управления и обеспечение качества продукции Контроль руководителей за выполнением инструкций Правильное и качественное выполнение работы Повышение производительности труда
Трудовые ресурсов Стимулирование специалистов развитию и росту Развитие трудовых навыков Результаты оценки работы Повышение результативности труда Достижение поставленных целей и задач Улучшение качества производимой продукции
Технические ресурсов Обновление и ремонт технических средств Выбор соответствующего оборудования, технологии, которые соответствуют потребностям организации Постоянное обновление, соответствие современным требованиям Успешная реализация операционных процессов
Правовые ресурсов Разработка внутренних правил и положений Разработка внутренних правил, которые соответствуют юридическим современным нормам и требованиям Проверка и аудиты, чтобы исключить возможные нарушения и проблемы Соблюдение законодательства Минимизирование рисков и конфликтов, обеспечение надежности своей деятельности
Критерии качества Адаптация методов оценки качества подготовки менеджеров Необходимо обеспечения развития менеджеров для соблюдения стандартов Мониторинг качества продукции Удовлетворенность потребности на рынке
Критерии эффективности Повышение профессиональных навыков и компетенций менеджеров Разработка индивидуальных обучающих программ с учетом менеджеров по операциям Использование современных методик обучения Кураторство со стороны опытных руководителей Повышение уровня профессионализма Эффективное управление организации
Разработанные предложения помогут подготовить план по решению проблем в организации и не допускать этих ошибок в дальнейшем. Для повышения результативности организации были выделены основные предложения, которые помогут повысить результативность деятельности организации за счет улучшения её основных экономических показателей.
Перечень товаров для реализации выбранных предложений по развитию подпроцесса управления подготовкой мене-
джеров по операциям ООО «Фабрика шоколада» был проанализирован и из него было выбрано несколько наиболее важных. Выбранные предложения, которые будут направлены на повышение эффективности организации, требуют определенных финансовых затрат на обеспечение их разработки и внедрения. Потребность в использовании средств был представлен в виде сметы затрат на реализацию предложений для ООО «Фабрика шоколада».
Общее объем затрат составил 842,6 тыс. руб.
Для исследования настоящей и будущей деятельности организация за основу были взяты следующие показатели: доход (выручка), себестоимость, валовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность продаж, а также были подготовлены данные деятельности ООО «Фабрика шоколада» за несколько прошедших дет, которые были выбраны за 2018-2023 гг.
В состав группы экспертов входили пять специалистов, компетентных в данной области: заместитель генерального директора, главный бухгалтер, начальник отдела продаж, главный экономист и начальник службы маркетинга.
Экспертам было предложено составить три прогноза. Один прогноз был составлен на текущий, т.е. на 2024 г. Второй прогноз определяет значения выбранных показателей деятельности ООО «Фабрика шоколада» на 2025 г. без учета внедрения предложений. Третий прогноз был ориентирован на определение ожидаемых результатов деятельности ООО «Фабрика шоколада Коркунов» на 2025 г. При этом учитывалось влияние на экономические показатели ООО «Фабрика шоколада» выбранных предложений. Сведения о деятельности и прогнозах деятельности ООО «Фабрика шоколада» на 20222025 гг. сводятся в таблице 5.
Таблица 5. Сведения о деятельности и прогнозах деятельности ООО «Фабрика шоколада» на 2022-25 гг._
Наименование показателей Данные за 2022 г. Данные за 2023 г. Прогноз на 2024 г. Прогноз на 2025 г. без учета предложений Прогноз на 2025 г. с учетом предложений
Средние значения Изменения, в % Средние значения Изменения, в % Средние значения Изменения, в %
Доход (выручка), млн. руб. 980 998 872,6 -12,6 876,2 -12,2 881,6 -11,66
Себестоимость, млн. руб. 724 801 646 -19,3 594,2 -25,82 605,8 -24,37
Валовая прибыль, млн. руб. 256 197 226,6 15,02 282 43,15 275,8 39,9
Чистая прибыль, млн. руб. 204,8 157,6 181,3 15,03 225,6 43,15 220,6 39,9
Рентабельность продаж, % 26,1 19,7 26,71 35,6 32,9 67,005 31,9 61,93
Изменения в % прогнозов на 20242025 гг. вычислены как отношение среднего значения прогноза всех показателей к их значениям за базовый период (2023 г.). Прогноз на 2025 г. с учетом проведения мероприятий показал уменьшение дохода на 11,66%, увеличение валовой и чистой прибыли на 39,9%. Себестоимость продукции снизилась по сравнению с отчетной на 24,37%, это произойдёт как следствие увеличения закупки новых ресурсов.
С учетом проведенных мероприятий финансовые показатели значительно повышаются. Благодаря введению общей платформы для обмена информацией, обновлению некачественного оборудования, проведению курсов и тренингов для обу-
чения менеджеров по операциям, в 2025 г. некоторые финансовые показатели организации значительно вырастут.
Атрибуты подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям по операциям организации необходимо определить для выявления ключевых аспектов этого процесса, его целей и задач, определения ресурсов и методов, необходимых для его успешного осуществления.
Развитие подпроцесса управления подготовкой менеджеров по операциям организации необходимо для формирования и поддержания квалифицированного кадрового резерва, обеспечения профессионализма специалистов и управленцев, улучшения стратегического мышления и раз-
вития лидерских качеств, что позволит ор- разработки и принятия адекватных управ-ганизации быстрее реагировать на измене- ленческих решений. ния во внешней и внутренней среде для
Библиографический список
1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 2014. - 368 с.
2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М.; Новгород: СЕТ, 1995. - 272 с.
3. Винслав Ю.Б. Управленческая деятельность: исторические и логические предпосылки структурирования, рекомендации для практики менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2011. - №2. - С. 5-16.
4. Герасимов Б.Н. Методология управления в экономических системах. - Саратов: Амирит, 2023. - 500 с.
5. Герасимов Б.Н. Исследование и оценка сложности задач управления в рамках процессной деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. -№2. - С. 12-26.
6. Герасимов Б.Н. Методология нормирования технологий решения управленческих задач в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №3. - С. 6-19.
7. Герасимов Б.Н. Моделирование и технологизация элементов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №2. - С. 14-27.
8. Герасимов Б.Н., Карпова Т.П. Подпроцесс управления человеческим капиталом: сущность, значимость и место в процессе управления персоналом // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2018. - №4. - С. 112-122.
9. Грибов А.Ф. Нелинейная модель оптимизации операционной деятельности организация // Фундаментальные исследования. - 2020. - № 2-1. - С. 140-144.
10. Мингалеев Г.Ф., Белоглазов В.Б., Трутнев В.В. Повышение эффективности технологической подготовки производства формированием опционального состава автомобиля // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. -2014. - № 3. - С. 251-255.
11. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - Новосибирск: Наука, 2019. - 645 с.
12. Родионова В.Н., Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием. - М.: ИЦ РИОР, 2019. - 128 с.
13. Рубин А.Г. Современные подходы к управлению операционной стратегией организация // Фундаментальные исследования. - 2021. - № 5-2. - С. 438-441.
14. Шапиро С.А., Шилаев А.В. Факторы повышения эффективности труда персонала. -М.: АИСТО, 2018. - 222 с.
DEVELOPMENT OF THE TRAINING MANAGEMENT SUBPROCESS THE ORGANIZATION'S OPERATIONS MANAGERS
B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)
Abstract. The combination of management processes and their components in economic systems ensures the formation and maintenance of operational activities to achieve goals, mission and strategy implementation in market conditions. Defining the attributes of the normative and existing state of the subprocess of managing the training of managers for the organization's operations allowed us to investigate and identify problems within the framework of this scientific study. To eliminate problems and form points of development ofprocess management, innovative proposals and the use of modern pedagogical technologies have been developed, which are aimed at improving the efficiency of the organization's operational activities.
Keywords: organization, attributes, management, training of managers, operations, subprocess, problems, proposals, efficiency.