Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / организация / атрибуты / управление качеством / подготовка менеджеров / шкалы состояния атрибутов / предложения / management / organization / attributes / quality management / training of managers / attribute status scales / proposals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б.Н. Герасимов

Комплекс компонентов современных экономических систем обеспечивает качественное функционирование деятельности специалистов и управленцев в рамках процессного управления для достижения их целей и реализации стратегии. Исследование содержания атрибутов нормативного состояния трех подпроцессов управления в рамках процесса управления качеством нескольких организаций. Для измерения существующего состояния атрибутов подпроцессов управления качеством организаций разработаны десятибалльные шкалы. Экспертиза состояния атрибутов трех подпроцессов управления организаций позволила выявить проблемы, для устранения которых были разработаны предложения для повышения эффективности деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TRAINING MANAGEMENT SUBPROCESS MANAGERS OF THE ORGANIZATION'S PRODUCT QUALITY

The complex of components of modern economic systems ensures the high-quality functioning of the activities of specialists and managers within the framework of process management in order to achieve their goals and implement the strategy. The study of the content of the attributes of the normative state of three management subprocesses within the framework of the quality management process of several organizations. Ten-point scales have been developed to measure the existing state of attributes of subprocesses of quality management of organizations. The examination of the attributes of the three subprocesses of the management of organizations allowed to identify problems, for the elimination of which proposals were developed to increase the effectiveness of the organizations.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ МЕНЕДЖЕРОВ ПО

КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-1-113-122

Аннотация. Комплекс компонентов современных экономических систем обеспечивает качественное функционирование деятельности специалистов и управленцев в рамках процессного управления для достижения их целей и реализации стратегии. Исследование содержания атрибутов нормативного состояния трех подпроцессов управления в рамках процесса управления качеством нескольких организаций. Для измерения существующего состояния атрибутов подпроцессов управления качеством организаций разработаны десятибалльные шкалы. Экспертиза состояния атрибутов трех подпроцессов управления организаций позволила выявить проблемы, для устранения которых были разработаны предложения для повышения эффективности деятельности организаций.

Ключевые слова: управление, организация, атрибуты, управление качеством, подготовка менеджеров, шкалы состояния атрибутов, предложения.

Безусловно, менеджеры занимают центральное место в любых экономических системах типа «организация», так как хорошо подготовленные и знающие специфику профессиональной деятельности специалисты определяют успешное функционирование операционной и управленческой деятельности объектов управления в социальной и экономической среде [1, 2]. При этом важнейшим направлением деятельности специалистов и менеджеров в области управления качеством является общее повышение требований к выпускаемой продукции.

Подготовка специалистов призвана обеспечить необходимый уровень квалификации сотрудников для достижения высокой производительности труда [3, 12]. Подготовка и переподготовка специалистов в области качества продукции стала в настоящее время приоритетным направлением в повышении эффективности предпринимательства и корпоративных интересов собственников. Это связано с пере-

менами в структурах деятельности организаций [10, 14].

Нормативное состояние подпроцесса управления - это эталонное представление содержание всех его атрибутов, которое необходимо для его эффективного выполнения в любой организации.

Характеристики атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления при этом должны соответствовать самому высокому уровню их назначения. Такое содержание атрибутов нужно для понимания уровня реализации подпроцесса управления, к которому нужно стремиться современной организации [11, 13]. Для успешного определения содержания атрибутов подпроцесса управления по заданной теме необходимо подготовить материал на основе его поиска в учебной и научной литературе, Интернете и т.д. Содержание нормативного состояния ключевых атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции организации представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание нормативного состояния ключевых атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции организации_

Наименование атрибута ПУ Определение

Вход Необходимость в сотрудниках с высоким уровнем подготовки по качеству продукции, с большим опытом в своей профессии и, которые смогут стать наставниками для других сотрудников организации

Преобразования входа в выход Ознакомление с базой данных о текущей компетенции персонала, подготовка списка специалистов для прохождения переподготовки, формирование бюджета для повышения уровня подготовки кадров, разработка плана мероприятий для переподготовки менеджеров, утверждение плана мероприятий, подписание приказа о дополнительной подготовки менеджеров, разработка расписания для каждого сотрудника, определение критериев для оценки подготовки менеджеров, проведение тренингов для персонала; проверка уровня подготовки менеджеров при прохождении треннинга, прохождение специальной программы повышения уровня подготовки, прикрепление за сотрудниками наставника внутри организации, сбор информации о содержании мероприятий подготовки менеджеров, оценка эффективности подготовки менеджеров, окончательный сбор данных для оценки подготовки менеджеров. анализ полученных результатов

Выход Способность сотрудников действенно реагировать на меняющие обстоятельства в организации, повышение уровня подготовки в своей профессии и возможность становится наставниками для других сотрудников организации

Периодичность выполнения Один раз в год, по мере необходимости

Критерии качества Полнота освоенного материала, достоверность передаваемой информации. конкретность информации, лаконичность, корректность, адекватность нормативам, освоение компе-гентностей и навыков, способность попасть в резерв управленцев или сделать карьеру

Критерии эффективности Выполнение плановых по повышению уровня подготовки персонала, профессиональный потенциал сотрудника, соответствие критериям занимаемой должности сотрудника с их уровнем подготовки, производительность труда, скорость и адекватность принятия решений сотрудниками в зависимости от их уровня подготовки

Содержание нормативного состояния ресурсных атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по каче-

ству продукции организации по работам [4, 9] представлено в таблице 2.

Таблица 2. Содержание нормативного состояния ресурсных атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции организации_

Наименование атрибута ПУ Определение

Материальные ресурсы Денежные средства на создание и реализацию образовательных программ для подготовки менеджеров, канцтовары; книги; бумага; техника (компьютер, мышка, клавиатура) для сотрудников, предметы мебели

Информационные ресурсы Тесты, анкеты, планы, графики, задания, показатели подготовки каждого сотрудника, опросы, рабочие программы по повышению компетентности управления специалистами, анализ внешнего аудита

Методические ресурсы База данных подготовки менеджеров, образовательные технологии, методы активного обучения, деловые игры, конкретные ситуации, тренинги, пакет диагностических программ для изучения подготовки менеджеров, цифровые образовательные ресурсы, методические рекомендации для самостоятельной деятельности, база данных о эффективных программах подготовки кадров, методика повышения уровня подготовки персонала, инструкция по повышению подготовки персонала

Трудовые ресурсы Сотрудники для оценки подготовки персонала, руководители подразделений; сотрудники по подбору индивидуальных курсов подготовки для каждого сотрудников, методисты, кураторы, аналитики, экономисты, программисты, технолог по образовательным методам, преподаватель

Технические ресурсы Компьютер, электронная доска, проектор, корпоративные телефоны, программное обеспечение

Правовые ресурсы Договор, положение о конкурсном отборе, расписание проходимых мероприятий по подготовки менеджеров; регламенты о проведении подготовки менеджеров, квалификационные справочники, компетенции по профессиям, профессиональные стандарты, технологии, положения, инструкции, акты приема работы, дефектов, брака, льготы

Знание всех атрибутов подпроцесса управления является важным фактором для дальнейшего исследования их уровня, а также для разработки программы квалификационного развития специалистов.

В рамках исследования процессов в данной работе были рассмотрены несколько организаций для того, чтобы сравнить некоторые показатели по заданному подпроцессу управления подготовкой менеджеров по качеству продукции в нескольких организациях.

ПАО ВТБ - российский универсальный коммерческий банк с государственным участием. 60,9% обыкновенных акций банка принадлежит государству, остальные 39,1% находятся в свободном обращении. В числе предоставляемых услуг: выпуск банковских карт, ипотечное и потребительское кредитование, автокредитование, услуги дистанционного управления счетами, кредитные карты с льготным периодом, срочные вклады, аренда сейфовых ячеек, денежные переводы.

ПАО Сбербанк - один из крупнейших банков в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети акти-

вов всего российского банковского сектора. Основной задачей Сбербанка является обеспечение поддержки населения в непростой экономической ситуации с помощью обеспечения доходности их вкладов.

АО «Т-банк» - третий крупнейший банк страны по количеству активных клиентов. Т-банк предоставляет различные сервисы: подписка Pro, рассрочка, ж/д и авиабилеты, отели, туры, доставка продуктов, кино, салоны красоты, рестораны и др. У банка нет отделений: все клиенты обслуживаются дистанционно через онлайн-каналы и контакт-центр. Другие банковские продукты: инвестиции, путешествия, обслуживание бизнеса, ипотека, страхование, мобильный оператор, развлечения и образование.

АО «Альфа-Банк» работает на рынке финансовых услуг с 1991 г. Основным источником фондирования Альфа-Банка являются средства физических/юридических лиц и заимствования от ЦБ. Количество программ вкладов - 3, максимальная ставка - 16%.

В процессе исследования были описаны элементы подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции

организации, что играет важную роль в деятельности ПАО ВТБ в целом.

Трехбалльная шкала относится к простым способам представления, здесь по аналогии с двухбалльной шкалой добавляется дополнительный (третий) центральный (средний) параметр, который показывает, что другие два параметра либо лучше (выше), либо хуже (ниже) его.

Рассмотрим шкалы оценки состояний подпроцессов управления подготовкой

Десятибалльная шкала - более сложная шкала, она повышает достоверность и надежность процесса измерения или оценки объектов управления или их частей. Переход от грубой к более точной шкале позволяет данной шкале функционировать более оптимально, т.е. с наименьшими затратами [6]. Для разработки шкалы рас-

менеджеров по качеству продукции организации, на основе которых можно сделать вывод: какой конкретный атрибут находится в непривычно низком или высоком состоянии относительно нормы, это может рассматриваться как потенциал для инноваций. Фрагмент состояний основных атрибутов подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции организации по работам [5, 8] представлены в таблице 3.

смотрим важнейшие атрибуты нормативного подпроцесса управления: преобразования входа в выход, правовые, трудовые и материальные ресурсы. Фрагмент 10-бальной шкалы подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции организации приведен в таблице 4.

Таблица 3. Шкалы состояний атрибутов подпроцесса управление подготовкой мене-

джеров по качеству продукции организации (фрагмент)

Наименование атрибутов ПУ Определение

низкое нормальное высокое

Преобразований входа в выход Недостаток в определение методов повышения уровня подготовки персонала Выбор методов для определения подготовки персонала Выбор методов и их анализ для эффективного применения с целью определения методов повышения подготовки персонала

Материальные ресурсы Дефицит бюджета на реализацию программ по повышению подготовки персонала Возникновение сложностей с нахождением новых инвесторов Наличие умеренного бюджета для реализации программ по повышению подготовки персонала Наличие дополнительного финансирования со стороны инвесторов Обеспечение финансирования всех нужд, возникающих в процессе выполнения программ по повышению подготовки персонала Сотрудничество с инвесторами и значительное поступление денежных средств с возможностью постоянного развития планов повышения подготовки персонала

Трудовые ресурсы Недооценка сотрудников наставников в организации. Нехватка высококомпетентных руководителей способных стать наставниками и передавать опыт по повышению уровня подготовки персонала Тестирование профессиональных компетенций сотрудников- наставников. Достаточное количество подготовленных руководителей, отвечающих за свое подразделение Прикрепление за каждым сотрудникам сотрудника-наставника, а также ежемесячная сдача отчетов об успехах и неудачах своих подопечных Рост числа сотрудников, способных передавать свой опыт и помогать сотрудникам с повышением уровня подготовки

Правовые ресурсы Недостаток положения о прохождение подготовки Недостаток в положение графика расписания мероприятий для повышения уровня подготовки персонала Наличие положения критериев для прохождения подготовки Наличие распоряжения о графике расписания и названия мероприятий для прохождения подготовки Наличие положения и критериев для прохождения подготовки, а также рекомендаций для сотрудников разного уровня. Наличие распоряжения расписания и названия мероприятий с учетом интересов сотрудников

Таблица 4. Шкала подпроцесса управление подготовкой менеджеров по качеству продукции организации (фрагмент)_

Атрибуты ПУ

Значение шкалы Преобразования входа в выход Правовые ресурсы Трудовые ресурсы Материальные ресурсы

2 ознакомление с базой данных о текущей компетенции персонала; подготовка списка персонала, которым необходимо пройти переподготовку; формирование бюджета для повышения уровня подготовки кадров договор, положение о конкурсном отборе, расписание проходимых мероприятий по подготовки менеджеров сотрудники для оценки подготовки персонала, сотрудники по подбору индивидуальных курсов подготовки для каждого сотрудников денежные средства на создание и реализацию образовательных программ для подготовки менеджеров

5 - ознакомление с базой данных о текущей компетенции персонала; - подготовка списка персонала, которым необходимо пройти переподготовку; - формирование бюджета для повышения уровня подготовки кадров; - подписание приказа о дополнительной подготовки менеджеров; - разработка расписания для каждого сотрудника; - определение критериев для оценки подготовки менеджеров; - проведение тренингов для персонала; - проверка уровня подготовки менеджеров при прохождении треннинга по повышению уровня подготовки - прохождение специальной государственной программы по повышению уровня подготовки расписание проходимых мероприятий по подготовке менеджеров; регламенты о проведение подготовки менеджеров, квалификационные справочники, компетенции по профессиям, профессиональные стандарты, технологии сотрудники для оценки подготовки персонала, руководители подразделений; методисты, аналитики зарплата сотрудников по подготовке менеджеров; канцтовары; книги; техника (компьютер, мышка, клавиатура) для сотрудников

9 - ознакомление с базой данных о текущей компетенции персонала; - подготовка списка персонала, которым необходимо пройти переподготовку; - формирование бюджета для повышения уровня подготовки кадров; - разработка плана мероприятий для переподготовки менеджеров; - утверждение плана мероприятий; - подписание приказа о дополнительной подготовки менеджеров; - разработка расписания для каждого сотрудника; - определение критериев для оценки подготовки менеджеров; - проведение тренингов для персонала; - проверка уровня подготовки менеджеров при прохождении треннингов по повышению уровня подготовки - прохождение специальной государственной программы по повышению уровня подготовки - прикрепление за сотрудниками наставника внутри организации; - сбор информации о прохождение мероприятий по подготовке менеджеров; - оценка эффективности подготовки мене- договор, положение о конкурсном отборе, расписание проходимых мероприятий по подготовке менеджеров; регламенты о проведение подготовки менеджеров, квалификационные справочники, компетенции по профессиям, профессиональные стандарты, технологии, положения, инструкции, акты приема работы, дефектов, брака, новые гарантии -талоны, льготы. сотрудники для оценки подготовки персонала, руководители подразделений; сотрудники по подбору индивидуальных курсов подготовки для каждого сотрудников, методисты, кураторы, аналитики, экономисты, программисты, технолог по образ. методам обучения, преподаватель денежные средства на создание и реализацию образовательных программ для подготовки менеджеров; зарплата сотрудников по подготовке менеджеров; канцтовары; книги; бумага; техника (компьютер, мышка, клавиатура) для сотрудников, предметы мебели

джеров; - внесение корректировок по улучшение результатов подготовки менеджеров; - окончательный сбор данных для оценки подготовки менеджеров; - анализ полученных результатов

Рассмотрим состояния подпроцессов управления реализации политики процесса управления качеством организаций. Для более глубокого исследования данного процесса управления рассмотрим три подпроцесса управления, в т.ч. подпроцесс управления подготовкой менеджеров по качеству продукции, подпроцесс управления качеством продукции и подпроцесс управления качеством послепродажного

обслуживания, наиболее часто встречающиеся в экономических системах типа «организация». Рассмотрим экспертную оценку состояния выбранных подпроцессов управления [7]. Экспертный лист фактической оценки состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления качеством организаций приведен в таблице 5.

Таблица 5. Экспертный лист фактической оценки состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления ^ качеством организаций Эксперт 1_

№ п/п Наименование ПУ Организации

ПАО ВТБ ПАО Сбербанк АО «Т-Банк» АО «Альфа-Банк»

1 Управление подготовкой менеджеров по качеству продукции 6,3 6,8 7,1 6,8

2 Управление качеством продукции 8,2 7,2 6,9 5

3 Управление качеством послепродажного обслуживания 5,8 7,3 7,2 7,1

Определение средних значений оценок состояния выбранных подпроцессов управления качеством организаций. Приводятся данные фактических значений оценок состояния трех подпроцесса управления одной организации.

Оценочный лист фактических значений состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления качеством ПАО «ВТБ» приведен в таблице 6.

Таблица 6. Оценочный лист оценки фактических значений состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления качеством ПАО «ВТБ»_

№ п/п

Наименование ПУ

Эксперты

3

Средняя оценка

Управление подготовкой менеджеров по качеству продукции

6,3

6,5

6,7

5,9

6,9

6,5

Управление качеством продукции_

8,2

8,2

8,2

Управление качеством послепродажного обслуживания

6,1

6,4

6,4

1

2

4

5

1

2

8

3

Итоговые данные фактической оценки состояния атрибутов подпроцессов управления в рамках процесса управления качеством организаций представлен в таблице 7.

Таблица 7. Итоговые данные фактической оценки состояния атрибутов подпроцессов в рамках процесса управления качеством организаций__

Наименование ПУ Организации Средняя оценка

ПАО ВТБ ПАО Сбербанк АО «Тинькофф Банк» АО «Альфа-Банк»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управление подготовкой менеджеров по качеству продукции 6,5 7,1 7 7 6,9

Управление качеством продукции 8,2 7,2 7 5,2 6,7

Управление качеством послепродажного обслуживания 6,4 7,1 7,1 7 6,9

В результате экспертизы выявлено, что средние оценки по подпроцессам управления значительно различаются с оценками подпроцессов управления в ПАО ВТБ, рассматриваемой в рамках данной работы.

Рассмотрим предложения по улучшению состояния подпроцессов управления организации. Необходимо выявить предложения по разрешению проблем в рамках данного подпроцесса управления, потому

что главная цель управления состоит в формировании, развитии и реализации с наибольшей эффективностью интеллектуальных ресурсов организации и ее человеческого капитала [9]. Отклонения и характеристика оценки состояния подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции ПАО ВТБ представлена в таблице 8.

Таблица 8. Отклонения и характеристика оценки состояния подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции ПАО ВТБ__

Оценки Причина отклонения значения оценки

Количественные Качественная

средняя оценка факт отклонение

6,9 6,5 -0,4 - ознакомление с базой данных о текущей компетенции персонала; - подготовка списка персонала, которым необходимо пройти переподготовку; - формирование бюджета для повышения уровня подготовки кадров; - разработка плана мероприятий для переподготовки менеджеров; - утверждение плана мероприятий; - подписание приказа о дополнительной подготовки менеджеров; - разработка расписания для каждого сотрудника; - определение критериев для оценки подготовки менеджеров; - проведение тренингов для персонала; - проверка уровня подготовки менеджеров при прохождении треннингов по повышению уровня подготовки; - прохождение специальной государственной программы по повышению уровня подготовки - прикрепление за сотрудниками наставника внутри организации; - сбор информации о прохождение мероприятий по подготовке менеджеров; Недостаток технических мощностей Не корректная работа отдела кадров Отсутствие тренингов для персонала из-за нехватки финансирования Утеря подписанного приказа о дополнительной подготовки менеджеров Отсутствие наставника в связи с его болезнью/отпуском Недостаточный уровень квалификации сотрудника, отвечающего за формирование бюджета для повышения уровня подготовки кадров

- оценка эффективности подготовки менеджеров; - договор, положение о конкурсном отборе, регламенты о проведение подготовки менеджеров, квалификационные справочники, компетенции по профессиям, профессиональные стандарты, технологии, положения, инструкции, акты приема работы, дефектов, брака; - сотрудники для оценки подготовки персонала, руководители подразделений; сотрудники по подбору индивидуальных курсов подготовки для каждого сотрудников, методисты, аналитики, программисты; - денежные средства на создание и реализацию образовательных программ для подготовки менеджеров; зарплата сотрудникам по подготовке менеджеров; канцтовары; книги; гехника (компьютер, мышка, клавиатура) для сотрудников, предметы мебели.

Фрагмент предложений по улучшению состояния подпроцесса управления подготовкой менеджеров по качеству продукции ПАО ВТБ представлена в таблице 9.

Таблица 9. Предложения по улучшению состояния подпроцесса управления подготов-

кой менеджеров по качеству продукции ПАО ВТБ ^ (фрагмент)

Причина отклонения значения состояния ПУ Предложения по улучшению состояния ПУ Средства реализации Ожидаемые результатов

Некорректная работа отдела кадров Создание системы отчетности и анализа для снижения уровня ошибок в работе отдела кадров Создание форм отчетности о проделанной работе ежемесячно. Планирование показателей на месяц работы и их анализ в каждый квартал. С отточенной работой отдела кадров сотрудники будут выполнять необходимые повышения своей подготовки для дальнейшей работы

Отсутствие специальных тренингов для улучшения подготовки сотрудников Создание целой системы с запланированными мероприятиями Создание календарного плана по мероприятиям по улучшению уровня подготовки сотрудников Каждый сотрудник сможет посещать ряд мероприятий по повышению квалификации

Сбой в системе при опросе потребителей Создание отдела по отслеживанию качества оказании услуг Формирование команды, которая будет проводить анализ, опросы среди клиентов о послепродажном обслуживании Повышения качества послепродажного обслуживания в связи с постоянным контролем

Низкий уровень квалификации у менеджера для выявления потребностей покупателей послепродажного обслуживания Прохождение специальных тренингов для повышения квалификации в других организациях, а также возможен обмен опытом Приглашение спикеров для улучшения уровня после продажного обслуживания, стажировка в других организациях Повышения уровня квалификации сотрудников

Перечисленные предложения по улучшению существующего подпроцесса требуют комплексного подхода к решению. В ходе рассмотрения предложений были также выявлены средства реализации и ожидаемые результаты для наилучшего решения проблем.

Таким образом, все выявленные мероприятия направлены на поддержание эффективной работы подпроцесса, а, следо-

вательно, и на улучшение деятельности ПАО ВТБ в целом. Эта организация заинтересована в эффективном подготовке менеджеров в сфере операционной и управленческой деятельности с тем, чтобы заслуживающие развития специалисты получали достойное вознаграждение и более высокие должности в соответствии с их квалификацией, способностями и уровнем трудовой мотивации.

Библиографический список

1. Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. - М.: Генезис, 2022. - 248 с.

2. Бухалков М.И. Управление специалистами. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 400 с.

3. Вучкович-Стадник А.А. Оценка специалистов: четкий алгоритм действия и качественные практические решения. - М.: HR-библиотека, 2017. - 192 с.

4. Герасимов Б.Н. Методология построения структуры экономических систем // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2024. - №1. - С. 4-15.

5. Герасимов Б.Н. Формирование и исследование содержания процессного управления экономических систем // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2024. - №2. - С. 416.

6. Герасимов Б.Н. Методология исследования содержания и применения атрибутов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2023. - №4. - С. 35-48.

7. Герасимов Б.Н. Моделирование и технологизация элементов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №2. - С. 14-27.

8. Герасимов Б.Н., Карпова Т.П. Подпроцесс управления человеческим капиталом: сущность, значимость и место в процессе управления специалистами // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2018. - №4. - С. 112-122.

9. Герасимов К.Б. Развитие процесса управления инновационным потенциалом организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 1 (25). - С. 1219.

10. Иванова Т.А. Исследование качества обслуживания потребителей услуг: проблемы и методология // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. - № 9 (29). - С. 56-59.

11. Карпова Т.П. Формирование системы развития специалистов организации // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 99122.

12. Карпова Т.П. Исследование и построение системы управления развитием специалистов организации / Управление и экономика: исследования и разработки. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 95-118.

13. Пиличев А.В. Совершенствование организации управления специалистами организаций по обслуживанию железнодорожного транспорта в условиях реформирования: дис. ... канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2001. - 197 с.

14. Плотницкая М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - № 1(21). - С. 56-62.

DEVELOPMENT OF THE TRAINING MANAGEMENT SUBPROCESS MANAGERS OF THE ORGANIZATION'S PRODUCT QUALITY

B.N. Gerasimov, Doctor of Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. The complex of components of modern economic systems ensures the high-quality functioning of the activities of specialists and managers within the framework of process management in order to achieve their goals and implement the strategy. The study of the content of the attributes of the normative state of three management subprocesses within the framework of the quality management process of several organizations. Ten-point scales have been developed to measure the existing state of attributes of subprocesses of quality management of organizations. The examination of the attributes of the three subprocesses of the management of organizations allowed to identify problems, for the elimination of which proposals were developed to increase the effectiveness of the organizations.

Keywords: management, organization, attributes, quality management, training of managers, attribute status scales, proposals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.