Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / организация / атрибуты / управление специалистами / качество / продукция / оценка профессионализма / компетенции / шкалы атрибутов / проблемы / предложения / management / organization / attributes / specialist management / quality / products / assessment of professionalism / competencies / attribute scales / problems / suggestions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Б.Н. Герасимов

Ключевые компоненты экономических систем обеспечивают деятельность процесса управления специалистами для реализации их политики. Для исследования были выбраны три важнейших подпроцесса управления специалистами нескольких организаций. Было проведена экспертиза состояния подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции, что позволило выявить противоречия и трудности в его практической реализации, Разработка инновационных предложений по улучшению функционирования данного подпроцесса управления позволит повысить эффективность процесса управления специалистами и базовых организаций в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT PROCESS SPECIALISTS IN THE QUALITY OF THE ORGANIZATION'S PRODUCTS

The key components of economic systems ensure the activity of the specialist management process for the implementation of their policies. Three major subprocesses of specialist management in several organizations were selected for the study. An examination of the state of the subprocess of managing the qualifications of specialists in product quality was carried out, which made it possible to identify contradictions and difficulties in its practical implementation, the development of innovative proposals to improve the functioning of this subprocess of management will increase the effectiveness of the specialist management process and the basic organization as a whole.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО КАЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО КАЧЕСТВУ

ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-1-81-87

Аннотация. Ключевые компоненты экономических систем обеспечивают деятельность процесса управления специалистами для реализации их политики. Для исследования были выбраны три важнейших подпроцесса управления специалистами нескольких организаций. Было проведена экспертиза состояния подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции, что позволило выявить противоречия и трудности в его практической реализации, Разработка инновационных предложений по улучшению функционирования данного подпроцесса управления позволит повысить эффективность процесса управления специалистами и базовых организаций в целом.

Ключевые слова: управление, организация, атрибуты, управление специалистами, качество, продукция, оценка профессионализма, компетенции, шкалы атрибутов, проблемы, предложения.

Управление процессом специалистами играет важную роль в успешности деятельности экономических систем типа «организация». Эффективное исследование содержания деятельности специалистов и определение их соответствия для конкретной должности - ключевые аспекты процесса управления их деятельности. Развитие этого процесса управления помогает организациям принимать решения дальнейшего развития и продвижения специалистов в рамках организации [1, 12].

В современной практике управления активно развивается корпоративное повышение компетенций специалистов организации. неотъемлемой частью процесса из повышения квалификации в организациях. Все больше специалистов и управленцев осознают важность вклада инвестиций в развитие профессионализма своих специалистов и признают, что корпоративное повышение квалификации является эффективным и выгодным для их карьеры и продвижения [3, 14, 15].

Для данного исследования были выбраны три важных подпроцесса управления специалистами: управление оценкой профессионализма специалистов: управление квалификацией специалистов по качеству продукции, управление компетенциями специалистов. Рассмотрим подробнее нормативное состояние подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции организаций [16, 17].

Управление оценкой квалификации специалистов по качеству продукции - это важный аспект управления человеческими ресурсами организации, обеспечивающий поддержание деловых отношений между специалистами и нормального социально-психологического климата в коллективе, а также развития каждой личности [2, 13]. Содержание атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции организации по работам [4, 8] представлено на таблице 1.

Таблица 1. Содержание атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции организации_

Наименование атрибута Определение

Вход Потребность в определении характеристик специалистов (навыки, знания, опыт работы) для установления их содержание и уровня и необходимость в повышении квалификации специалистов по качеству продукции

Преобразования входа в выход Повышение квалификации специалистов по качеству продукции, определение критериев качества и эффективности, выявление уровня квалификации каждого специалиста организации, выявление слабых точек профессионализма специалистов по качеству продукции, составление списков специалистов и графиков распределения специалистов на повышение квалификации, прохождение курсов специалистами по качеству продукции, получение документов о повышении квалификации

Выход Удовлетворенность повышением квалификации специалистов по качеству продукции, возможностью повышения зарплаты и/или категории, определением карьерного роста специалистов по качеству продукции

Материальные ресурсы Расходные материалы и запчасти для оборудования, бумага, канцтовары, доски, проекторы, видеоаппаратура, помещение для проведения бесед

Информационные ресурсы Протоколы, тесты, анкеты, экспертные и опросные листы, результаты проведения анкетирования работников, динамика карьерного роста и профессионализма специалистов по качеству продукции

Методические ресурсы Инструкция по проведению анкетирования специалистов, перечень квалификаций, база данных специалистов по качеству продукции

Трудовые ресурсы Менеджеры по персоналу и подготовке кадров, руководители подразделений, консультан-гы, наставники, эксперты, психолог, регистраторы, специалисты, проводящие курсы для специалистов по качеству продукции

Технические ресурсы Компьютер, ксерокс, средства связи и регистрации, видео-, аудио- и фотоаппаратура, средства кинопоказа

Правовые ресурсы Перечень профессий, распоряжение о проведении анкетирования среди специалистов, постановление, контракт, договор, регламенты, планы, учебные планы и программы

Периодичность выполнения Один раз в три года, по мере необходимости для повышения квалификации новых специалистов

Критерии качества Полнота данных о работнике, достоверность данных о деятельности работников, рекомендации для принятия решений, своевременность проведения обучения, своевременное внесение данных в базу данных по специалистам, обеспечение конфиденциальности данных, обеспечение высокого уровня результативности

Критерии эффективности Своевременность проведения анкетирования и выявление слабых точек, получение адекватных профессиональных и личностных оценок работников и уровень их соответствия критериям занимаемой должности, затраты на проведение курсов по повышению квалификации специалистов, соответствие специалиста занимаемой должности, количество специалистов, поставленных в резерв или переведенных на высокую должность

Таким образом, значимость выполняемого исследования по определению атрибутов подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции и характеристик на уровне нормативного уровня их состояния является важной для выполнения данного исследования [10].

Был осуществлен подбор четырех организаций одной отрасли для проведения исследования состояния процесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции: Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ), Уфимском государственный университет (УГУ), Пензенский государ-

ственный университет (ПГУ) и Оренбургский государственный университет (ОГУ).

Шкалы состояний подпроцессов управления представляют собой инструмент, используемый для измерения уровня и состояния деятельности специалистов организации. Они позволяют определить, насколько успешно выполняются политика и тактика управления и достигаются поставленные цели в подпроцессах управления квалификацией специалистов по качеству продукции [6].

Для определения шкалы подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции были выбраны по работе [5] следующие атрибуты: преобра-

зования входа в выход, информационные и кацией специалистов по качеству продук-

трудовые ресурсы, критерии эффективно- ции организации приведен в форме на таб-

сти. Фрагмент формирования 10-бальной лице 2. шкалы подпроцесса управления квалифи-

Таблица 2. Шкала подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству

продукции (фрагмент)

состояния атрибутов подпроцесса управления

количественные. качественные

Атрибуты

преобразования входа в выход информационные ресурсы трудовые ресурсы критерии эффективности

2 Оценка квалификации проводилась некачественно, в экспериментальном режиме Отсутствие официальных данных о проведенных оценках квалификации Недостаточное количество желающих пройти анкетирование Частичное выявление специалистов по качеству несоответствующих должности

5 Оценка квалификации специалистов организации, определение критериев качества и эффективности, выявление уровня квалификации специалиста организации, выявление слабых точек квалификации специалистов, составление списков специалистов Протоколы, тесты, анкеты, некорректно составленные графики работы, ограниченное количество анкет, ограниченное количество экспертов Менеджеры по персоналу и подготовке кадров, руководители подразделений, консультанты Выполнение своевременного проведения анкетирования и выявление слабых точек, получение адекватных профессиональных и личностных оценок специалистов

8 Оценка квалификации специалистов организации, определение критериев качества и эффективности, выявление уровня квалификации специалистов организации, выявление слабых сторон квалификации специалистов, составление списков специалистов, составление графика распределения специалистов на повышение квалификации, прохождение курсов специалистами Протоколы, тесты, анкеты, экспертные и опросные листы, графики работы Менеджеры по персоналу и подготовке кадров, руководители подразделений, консультанты, наставники, эксперты Выполнение своевременного проведения анкетирования и выявление слабых точек, получение адекватных профессиональных и личностных оценок работников и уровень их соответствия критериям занимаемой должности, невысокие затраты на повышение квалификации специалистов

Рассмотрим состояние подпроцессов управления квалификацией специалистов по качеству продукции выбранных организаций. Экспертная оценка фактического состояния выбранных подпроцессов управления является неотъемлемой частью исследования качества их функционирования в каждой организации, что особенно важно для определения уровня выполне-

ния каждого подпроцесса управления и выявления возможных проблем или слабых мест, которые необходимо устранить.

Экспертный лист оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления специалистами выбранных организаций по работе [7] приведен в таблице 3.

Таблица 3. Экспертный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов

управления в рамках процесса ^ управления специалистами организаций Эксперт 1

№ п/п Наименование ПУ Организации

РРЭУ УГУ ПГУ ОГУ

1 Управление оценкой профессионализма персонала 6,3 6,1 7,4 6,8

2 Управление квалификацией специалистов по качеству продукции 8,5 7,9 8,3 8,6

3 Управление компетенциями специалистов 7,7 7,2 6,9 7,1

Определим средние значения оценок состояния выбранных подпроцессов управления квалификацией на основе значений оценок фактического состояния подпроцессов управления. Оценочный

лист значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления специалистами РГЭУ по работе [4] представлен в таблице 4.

Таблица 4. Оценочный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов

управления в рамках процесса управления специалистами РГЭУ

№ п/п Наименование ПУ Эксперты Средняя оценка

1 2 3 4 5

1 Управление оценкой профессионализма персонала 6,3 5,5 7,3 6,6 8,8 6,9

2 Управление квалификацией специалистов по качеству продукции 8,5 6,3 8,5 7,2 8,5 7,8

3 Управление компетенциями специалистов 7,7 8,4 8,4 8,4 7,9 8,2

На основе значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления специалистами всех организаций были рассчитаны итоговые данные фактического состояния

атрибутов каждого подпроцесса управления в рамках процесса управления специалистами выбранных организаций, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5. Итоговые данные фактического состояния атрибутов подпроцессов управ-

ления в рамках процесса управления специалистами организаций

№ п/п Наименование ПУ Организации

РГЭУ УГУ ПГУ ОГУ

1 Управление оценкой профессионализма персонала 6,9 6,5 7,7 6,7

2 Управление квалификацией специалистов по качеству продукции 7,8 7,5 8,1 8,1

3 Управление компетенциями специалистов 8,2 7,3 7,1 7,3

Отклонения и характеристика оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления

специалистами в РГЭУ по работе [18] приведены в таблице 6.

Таблица 6. Отклонения и характеристика оценок состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления специалистами РГЭУ__

Атрибуты Причина отклонений значения фактического состояния ПУ

количественные качественная

средняя оценка факт отклонение

Управление оценкой профессионализма специалистов

5,6 6.0 0,4 Формирование и утверждение плана оценки профессионализма специалистов на год или другой период времени Формирование заявки на оценку профессионализма специалистов Подбор группы оценки профессионализма специалистов Определение списков кандидатов для оценки профессионализма специалистов Заполнение кандидатом оценочного листа Рассмотрение оценочного листа кандидата Утверждение состава участников оценки профессионализма специалистов Оформление документов оценки профессионализма специалистов Подписание приказа по оценке профессионализма специалистов Передача документов в бухгалтерию Внесение изменений в штатную ведомость Недостоверность информации о оценки профессионализма специалистов Нарушения в реализации плана работы по оценке профессионализма специалистов Неверно сформулированные порядок организации проведения оценки профессионализма специалистов

Управление квалификацией специалистов по качеству продукции

6,3 7.0 0,7 Оценка квалификации специалистов каждого отдела организации, определение критериев качества и эффективности, выявление уровня квалификации каждого специалиста организации, выявление слабых точек квалификацией специалистов по качеству продукции, составление списков специалистов по отделам Низкий уровень специалистов для проведения квалификацией специалистов по качеству продукции. Высокий уровень ротации кадров

Управление компетенциями специалистов

5,9 6.0 0,1 Проведение мероприятий по компетенциям специалистов в организации, определение этапов проведения оценки компетенций, выявление уровня общительности специалиста, выявление слабых точек компетенций специалистов, составление графика работ по улучшению компетенциями специалистов, проведение индивидуальных консультаций по компетенциям специалистов, проведение мониторинга компетенций специалистов, анализ успешности компетенций специалистов, выявление проблем и развития подпроцесса управления Низкий уровень заинтересованности в компетенциях специалистов Текучесть кадров организации

Для устранения проблем были разработаны предложения улучшения состояния подпроцессов управления в процессе управления специалистами для повышения результативности деятельности организа-

ций. Фрагмент предложений улучшения состояния подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции по работе [9] РГЭУ представлены в таблице 7.

Таблица 7. Предложения улучшения фактического состояния подпроцесса управления квалификацией специалистов по качеству продукции РГЭУ (фрагмент)_

Причина отклонения значения состояния ПУ Предложения по улучшению состояния ПУ Средства реализации Ожидаемые результатов

Допущение ошибок при составлении тестов для оценки квалификации Внесение корректировок в подпроцесс разработки курсов повышения квалификации специалистов по качеству продукции Привлечение компетентного разработчика или группу специалистов по разработке индивидуальной программы Актуальность и корректность при повышении квалификации специалистов по качеству продукции соответствию занимаемой должности

Низкий уровень специалистов для проведения оценки квалификации специалистов Поиск и найм компетентных специалистов, заключение договоров о сотрудничестве Внесение дополнения в штатное расписание, заключение договора Оптимизация работы структурных подразделений путем объединения в одно подразделение дополнительного образования

Высокий уровень ротации кадров Предложение взаимовыгодных условий труда новичков, в т.ч. для выпускников вузов Внедрение мер поддержки для вновь трудоустроившихся специалистов Снижение уровня ротации кадров

Таким образом, в рамках проведенного циалистами экономических систем выяви-исследования был выполнен подбор четы- ло имеющиеся проблемы на основе деся-рех организаций одной отрасли для прове- тибалльных шкал исследования их факти-дения исследования фактического состоя- ческого состояния для разработки ком-ния их подпроцессов управления в рамках плекса актуальных предложений по разви-процесса управления специалистами. тию атрибутов этих подпроцессов управ-

Оценка фактического состояния атри- ления для повышения качества функцио-бутов деятельности подпроцессов управ- нирования деятельности организаций. ления в рамках процесса управления спе-

Библиографический список

1. Аллин О.Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала. - М.: Генезис, 2022. - 248 с.

2. Бухалков М.И. Управление специалистами. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 400 с.

3. Вучкович-Стадник А.А. Оценка специалистов: четкий алгоритм действия и качественные практические решения. - М.: HR-библиотека, 2017. - 192 с.

4. Герасимов Б.Н. Инновационное развитие процесса управления информацией экономических систем // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. -Пенза: ПГАУ, 2022. - С. 66-87.

5. Герасимов Б.Н. Исследование и оценка сложности задач управления в рамках процессной деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2022. -№2. - С. 12-26.

6. Герасимов Б.Н. Методология исследования содержания и применения атрибутов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2023. - №4. - С. 35-48.

7. Герасимов Б.Н. Моделирование и технологизация элементов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023. - №2. - С. 14-27.

8. Герасимов Б.Н., Карпова Т.П. Подпроцесс управления человеческим капиталом: сущность, значимость и место в процессе управления специалистами // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2018. - №4. - С. 112-122.

9. Герасимов К.Б. Развитие процесса управления инновационным потенциалом организации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2012. - № 1 (25). - С. 1219.

10. Иванова Т.А. Исследование качества обслуживания потребителей услуг: проблемы и методология // Russian Journal of Education and Psychology. - 2019. - № 9 (29). - С. 56-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Карпова Т.П. Формирование системы развития специалистов организации // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 99122.

12. Карпова Т.П. Исследование и построение системы управления развитием специалистов организации / Управление и экономика: исследования и разработки. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 95-118.

13. Красникова Я.В. Подбор специалистов: современные технологии поиска и отбора специалистов. Профессиональная ориентация, 2018. - С. 137-139.

14. Медведев П.И., Горбова Т.М. Методы отбора и подготовки кандидатов в кадровый резерв // Вестник науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 29-32.

15. Пиличев А.В. Совершенствование организации управления специалистами организаций по обслуживанию железнодорожного транспорта в условиях реформирования: дис. ... канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2001. - 197 с.

16. Плотницкая М.Р. Понятие «персонал» в контексте управления человеческими ресурсами // Вестник КРАУНЦ. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - №1 (21). - С. 56-62.

17. Резникова О.С. Роль найма и отбора персонала в организации // Молодой ученый. -2020. - № 8. - С. 189-191.

18. Самойлова К.А. Теоретические подходы к проблеме отбора персонала в организации и пути ее решения // Гуманитарный научный журнал. - 2018. - №1-1. - С. 21.

DEVELOPMENT OF THE MANAGEMENT PROCESS SPECIALISTS IN THE QUALITY OF THE ORGANIZATION'S PRODUCTS

B.N. Gerasimov, Doctor Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. The key components of economic systems ensure the activity of the specialist management process for the implementation of their policies. Three major subprocesses of specialist management in several organizations were selected for the study. An examination of the state of the subprocess of managing the qualifications of specialists in product quality was carried out, which made it possible to identify contradictions and difficulties in its practical implementation, the development of innovative proposals to improve the functioning of this subprocess of management will increase the effectiveness of the specialist management process and the basic organization as a whole.

Keywords: management, organization, attributes, specialist management, quality, products, assessment of professionalism, competencies, attribute scales, problems, suggestions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.