Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / организация / атрибуты / управление инновационной деятельностью / качество проектирования инноваций / шкалы состояния атрибутов / предложения / management / organization / attributes / innovation management / innovation design quality / attribute status scales / proposals

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Б Н. Герасимов

Комплекс компонентов в экономических системах обеспечивает функционирование деятельности процесса управления качеством инновационной деятельностью для достижения их целей и реализации их стратегии. Для исследования данного процесса управления были выбраны три подпроцессов управления нескольких организаций. Для проведения экспертизы существующих атрибутов подпроцессов управления были разработаны десятибалльные шкалы их состояния. Более подробно было исследовано состояние подпроцесса управления проектированием инноваций, что позволило выявить проблемы, для устранения которых были разработаны предложения для улучшения функционирования инновационной деятельности этих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE QUALITY OF INNOVATION ACTIVITY OF ECONOMIC SYSTEMS

The complex of components in economic systems ensures the functioning of the quality management process of innovation activities in order to achieve their goals and implement their strategy. To study this management process, three subprocesses of management of several organizations were selected. To carry out an examination of the existing attributes of the management subprocesses, ten-point scales of their condition were developed. The state of the innovation design management subprocess was studied in more detail, which made it possible to identify problems to eliminate which proposals were developed to improve the functioning of innovative activities of these organizations.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

ИССЛЕДОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор Самарский университет государственного управления «Международный институт рынка» (Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-1-133-140

Аннотация. Комплекс компонентов в экономических системах обеспечивает функционирование деятельности процесса управления качеством инновационной деятельностью для достижения их целей и реализации их стратегии. Для исследования данного процесса управления были выбраны три подпроцессов управления нескольких организаций. Для проведения экспертизы существующих атрибутов подпроцессов управления были разработаны десятибалльные шкалы их состояния. Более подробно было исследовано состояние подпроцесса управления проектированием инноваций, что позволило выявить проблемы, для устранения которых были разработаны предложения для улучшения функционирования инновационной деятельности этих организаций.

Ключевые слова: управление, организация, атрибуты, управление инновационной деятельностью, качество проектирования инноваций, шкалы состояния атрибутов, предложения.

В условиях современных тенденций рыночной экономики успех экономических систем типа «организация» зависит от степени удовлетворения требований потребителей продукции, так как только в этом случае они будут иметь качественную информацию и получать достойный доход. Качество инноваций является главным фактором конкурентоспособности организаций, несмотря на наличие других показателей, составляет более 70% их веса [2, 13].

Импульс к приобретению компетенций в области инноваций был дан принятием международных стандартов ИСО серии 9000, описывающих модели управления инновационной деятельностью в любой сфере деятельности [3, 11]. Универсальный характер указанных стандартов требует глубоких знаний методологии управления формирования и продвижения инноваций в организациях. Обеспечение качества функционирования процесса управления инновационной деятельностью возможно при наличии компетентных специалистов по качеству инноваций [12, 17].

Одним из факторов актуальности данной темы является интенсивное использование информационных технологий и си-

стем управления данными, которые позволяют обрабатывать большие объемы их хранения, передачи и переработки. В связи с этим возрастает потребность в эффективном управлении инновационной деятельностью и обеспечении ее качества. Другим фактором значимости темы является растущая конкуренция на рынке, где эффективные инновации становится критически важными для принятия решений и достижения успеха в любой сфере продуктивной деятельности.

Некачественная информация или её недостаток может привести к неадекватным решениям, потере клиентов и преимуществ перед конкурентами. В современных организациях информация становится более глобальной и сложной. Она может поступать из различных источников и быть представлена в различных форматах. Поэтому для продвижения инноваций важно иметь процессное управление, обеспечивающее ее интеграцию, стандартизацию и качество [1, 15].

Для данного исследования были выбраны три подпроцесса управления инновационной деятельностью; управление качеством проектирования инноваций, управление качеством информации и управле-

ние компетентностью специалистов по инновациям. Рассмотрим нормативное состояние атрибутов подпроцесса управления качеством проектирования инноваций организации по работам [14, 16, 18].

Управление качеством проектирования инноваций организации - это деятельность по определению состава и содержания

ключевых атрибутов данных и сведений с целью определения состояния и уровня для их использования в организации. Содержание атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления качеством проектирования инноваций в организации по работам [4, 8] представлено на таблице 1.

Таблица 1. Содержание атрибутов нормативного состояния подпроцесса управления качеством проектирования инноваций организации_

Наименование атрибута Характеристика

Вход Потребность в повышении эффективности деятельности подпроцесса управления качеством проектирования инноваций организации

Основные этапы преобразований входа в выход Анализ текущего состояния качества проектирования инноваций, разработка требований к нормативному качеству инноваций, принятие решения по параметрам качества проектирования инноваций, исследование использования существующих параметров их качества, исследование показателей качества проектирования инноваций, исследование предложений по улучшению параметров качества проектирования инноваций, исследование качества проектирования инноваций управленческих задач, формулирование требований к новым параметрам качества проектирования инноваций, разработка и внедрение требований к качеству инновации

Выход Удовлетворенность в получении и применении методологических инструментов в деятельности подпроцесса управления качеством проектирования инноваций организации

Материальные ресурсы Расходные материалы и запчасти для оборудования (ПО), канцтовары, финансовые ресурсы

Информационные ресурсы Положение о политике в области управления качеством инноваций, руководство по управлению качеством проектирования инноваций, должностные инструкции ИТ-специалистов, планы реализации мероприятий в области контроля качеством данных, внутренние записи и внешние документы организации, карты контроля качества проектирования инноваций

Методические ресурсы Методика создания и использования инноваций, руководство по контролю качества проектирования инноваций, методические рекомендации для ИТ-специалистов

Трудовые ресурсы Инженеры-конструкторы, начальник отделов управления инновациями, ИТ-специалисты, специалисты по проектированию и внедрению инноваций, экономист, технолог, нормировщик, регистратор, контролер, аналитик, дефектологи, оператор

Технические ресурсы Программы и приборы для сохранения конфиденциальности данных, автоматизированные системы для обработки инновации

Правовые ресурсы Устав организация, политика по управлению качеством инноваций, руководство по качеству инноваций, регламенты по качеству инноваций технологии управления и менеджмента, положения, инструкции, акты приема-передачи данных и сведений, своевременность сроки передачи данных, акты дефектов, брака и нарушения сроков

Периодичность выполнения Ежедневно, по мере необходимости

Критерии качеством Согласованность данных, доступность, устойчивость к разделению информации, доступность запрашиваемых данных и сведений для достижения запланированных результатов, приведение данных к форме, пригодной для использования, надежность и отсутствие искажений данных

Критерии эффек-гивности Обеспечение эффективности реализации подпроцессов управления инновационной деятельностью, снижение затрат на обработку инновации, максимальная пропускная способность, оптимизация времени хранения данных, скорость выполнения проектов и внедрения инноваций

Таким образом, необходимо сделать вывод о значимости выполняемого исследования по определению атрибутов под-

процесса управления качеством проектирования инноваций и характеристик на уровне нормативного уровня их состояния

для выполнения последующей работы [10].

Был осуществлен подбор четырех организаций одной отрасли для проведения исследования состояния процесса управления инновационной деятельностью, в т.ч. ЗАО «Самарский геомодуль», ООО «Керамика», ООО «Поволжский геомодуль», ООО «Фабрика декоративных изделий». Это крупнейшие организации гипсовой подотрасли Поволжского Федерального округа России.

Шкалы оценки состояний подпроцессов управления представляют собой инструмент, используемый для измерения и оценки уровня их деятельности в организации. Они позволяют определить,

насколько успешно выполняются политика задачи управления и достигаются поставленные цели в подпроцессах управления инновационной деятельностью организации.

Для определения шкалы для подпроцесса управления качеством проектирования инноваций организации были выбраны следующие атрибуты преобразований входа в выход, информационные и трудовые ресурсы, критерии эффективности [6]. Фрагмент формирования 10-бальной шкалы подпроцесса управления качеством проектирования инноваций в

ЗАО «Самарский геомодуль» приведен в форме на таблице 2.

Таблица 2. Шкала подпроцесса управления качеством проектирования инноваций в организации ЗАО «Самарский геомодуль»_

Оценки состояния атрибутов подпроцесса управления

качественные

Атрибуты

Преобразования входа в выход информационные ресурсы трудовые ресурсы критерии эффективности

2 Анализ текущего качества проектирования инноваций, принятие соответствующих решений База данных Менеджер, специалист по проектированию инноваций Достоверность информации

5 Анализ текущего качества проектирования инноваций, принятие соответствующих решений, анализ использования существующих параметров, показателей качества, предложений База данных, политика управления качества проектирования инноваций, стратегия управления качества проектирования инноваций Менеджер, специалист по проектированию инноваций Структура информационных потоков (включая систему документооборота)

8 Анализ текущего качества проектирования инноваций, принятие проектных решений, анализ использования существующих параметров, показателей качества, предложений, задач, новых заданий, формулирование и разработка предложений по развитию проектирования инноваций База данных, политика управления качества проектирования инноваций, стратегия управления качеством проектирования инноваций, информация о стандартах качества проектирования инноваций, политика обработки инновации на организации, политика управления информационными ресурсами и системами, протоколы, тесты, анкеты, экспертные и опросные листы Менеджер, специалист по проектированию инновации, начальник отдела обеспечения и обработки информации Структура информационных потоков (включая систему документооборота), уменьшение затрат на обработку информации

Рассмотрим состояние подпроцессов управления реализации процесса управления инновационной деятельностью выбранных организаций. Экспертная оценка

фактического состояния выбранных подпроцессов управления является неотъемлемой частью исследования качества их функционирования в каждой организации,

что особенно важно для определения уровня выполнения каждого подпроцесса управления и выявления возможных проблем или слабых мест, которые необходимо устранить. Экспертный лист значений

оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью организаций на основе работы [5] приведен в таблице 3.

Таблица 3. Экспертный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью организаций Эксперт 1__

№ п/п Наименование подпроцессов управления Организации

ЗАО «Самарский геомодуль» ООО «Керамика» ООО «Поволжский геомодуль» ООО «Фабрика декоративных изделий»

1 Управление качеством проектирования инноваций 6,3 7,1 6,5 6,3

2 Управление качеством информации 7,4 5,8 8,5 5,2

3 Управление компетентностью специалистов по качеству 7,5 6,3 7,1 5,8

Экспертная оценка значений фактического состояния выбранных подпроцессов процесса управления инновационной деятельностью является неотъемлемой частью исследования уровня их реализации в каждой организации, а также необходимо для определения состояния выбранных подпроцессов управления и выявления возможных проблем или слабых мест, которые необходимо исследовать и устранить.

Определим средние значения оценок состояния выбранных подпроцессов управления качеством организаций. Для этого используются данные значений оценок фактического состояния подпроцессов управления процесса управления инновационной деятельностью одной организации [7]. Оценочный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса инновационной деятельностью ЗАО «Самарский геомодуль» представлен в таблице 4.

Таблица 4. Оценочный лист значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса инновационной деятельностью ЗАО «Самарский геомодуль»

№ п/п Наименование подпроцессов управления Эксперты Средняя оценка

1 2 3 4 5

1 Управление качеством проектирования инноваций 6,3 7,1 6,8 4,1 7,2 6,3

2 Управление качеством информации 7,4 5,1 5,4 4,4 7,4 5,9

3 Управление компетентностью специалистов по качеству 7,5 5,2 5,5 6,2 7,5 6,4

На основе значений оценок фактического состояния подпроцессов управления в рамках процесса инновационной деятельностью всех организаций были рассчитаны итоговые данные оценки фактического со-

стояния атрибутов каждого подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью, которые представлены в таблице 5.

Таблица 5. Итоговые данные оценки фактического состояния атрибутов подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью организаций

№ п/п Наименование подпроцессов управления Организации

ЗАО «Самарский геомодуль» ООО НПО «Керамика» ООО «Поволжский геомодуль» ООО «Фабрика декоративных изделий»

1 Управление качеством проектирования инноваций 6,3 7,1 6,5 6,3

2 Управление качеством информации 7,4 5,8 8,5 5,2

3 Управление компетентностью специалистов по качеству 7,5 6,3 7,1 5,8

Отклонения и характеристика оценок инновационной деятельностью

фактического состояния подпроцессов ЗАО «Самарский геомодуль» по работе [9] управления в рамках процесса управления приведены в таблице 6.

Таблица 6. Отклонения и характеристика оценок состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью ЗАО «Самарский геомодуль»

Оценки Причина отклонений значения оценки фактического состояния подпроцесса управления

количественные качественная

Средняя оценка факт отклонение

Управление качеством проектирования инноваций

6,3 6,3 0 Анализ текущего качества проектирования инноваций, принятие соответствующих решений, анализ использования существующих параметров, показателей качества, предложений, задач, база данных, политика управления качества проектирования инноваций, стратегия управления качеством проектирования инноваций, информация о стандартах качества проектирования инноваций, политика обработки данных организации, политика управления информационными ресурсами и системами, менеджер, специалист по защите данных, начальник отдела обеспечения и обработки данных, совершенствование структуры информационных потоков (включая систему документооборота), уменьшение затрат на обработку данных Нехватка квалифицированных кадров. Низкая насыщенность механизмов управления и контроля. Недостаточное развитие инфраструктуры и методов управления в быстро меняющейся обстановке

Управление качеством ин( юрмации

6,4 5,9 -0,5 Установленный контроль качеством информации по стандартам ГОСТ, сертификат соответствия стандартам качества информации, эксперт по оценке и контролю качества ресурсов Повышение качества принятия управленческих решений и их реализации по отношению к качеству информации Неэффективность научных исследований, связанных с разработкой перспективных информационных технологий. Низкий уровень внедрения информационных технологий

Управление компетентностью специалистов по качеству

6,7 6,4 -0,3 Поиск каналов сбыта и продвижения, новые инструменты повышения компетентностью специалистов по качеству, эксперт в области компетентностью специалистов по качеству инноваций и её продвижения (ре-кламщик), узнаваемость организации на рынке Неэффективное изучение факторов внешней среды. Нехватка финансирования повышения компетентности специалистов по качеству инновации

Для устранения проблем были разработаны предложения по улучшению состояния подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью, которые помогут повысить результативность деятельности организа-

ции. Предложения по улучшению фактического состояния исследуемого подпроцесса управления качеством проектирования инноваций в ЗАО «Самарский геомодуль» представлен в таблице 7.

Таблица 7. Предложения по улучшению фактического состояния подпроцесса управле-

ния качеством проектирования инноваций в ЗАО «Самарский геомодуль»

Причина отклонения значения состояния подпроцесса управления Предложения по улучшению состояния подпроцесса управления Средства реализации Ожидаемые результатов

Нехватка квалифицированных кадров Профессиональная и психологическая подготовка компетентных специалистов по качеству инновации Подбор и подготовка кадров Организация плановых и предупреждающих проверок средств защиты инновации Обеспечение полного или частичного перекрытия значительной части каналов утечки информации

Низкая информационная насыщенность механизмов управления и контроля Формирование требований к форме и содержанию данных и сведений Определение перечня требуемой информации Определение критериев проверки достоверности данных Упрощение процедуры обработки информации

Недостаточное развитие инфраструктуры и методов управления в быстро меняющейся обстановке Приобретение лицензионного ПО Покупка и наладка ПО Загрузка данных в ПО Информирование клиента об отсутствии конфликта интересов, соблюдении конфиденциальности информации

Таким образом, в рамках исследования был выполнен подбор четырех организаций одной отрасли для проведения исследования состояния их подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью.

Оценка фактического состояния атрибутов деятельности подпроцессов управления в рамках процесса управления инновационной деятельностью управления экономических систем позволило выявить имеющиеся проблемы на основе десятибалльных шкал их фактического состояния, а также разработать актуальных предложений по развитию этих подпроцессов управления для повышения качества их функционирования в социальной и экономической среде.

Таким образом, улучшение состояния подпроцессов управления инновационной

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об инновации, информационных технологиях и о защите инновации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Антохина Ю.А. Современные инструменты менеджмента и качеством. - СПб.: ГУАП, 2011. - 238 с.

деятельностью организации требует использования системного и процессного подхода, а также экономического обоснования внедрения инновационных предложений, включая анализ, оптимизацию, стандартизацию, автоматизацию и структурирование функционального уровня на основе применения современных методологических инструментов.

Формирование, поддержание и развитие политики в сфере управления качеством и её реализация позволит достижению оптимальной управленческой устойчивости процесса управления инновационной деятельностью для повышения технологичности и результативности жизнедеятельности экономических систем типа «организация».

3. Бездудная А.Г., Герасимов К.Б. Развитие организационной структуры управления промышленным предприятием в процессе реализации инновационной стратегии // Российский экономический интернет-журнал. - 2016. - № 2. - С. 5.

4. Васильева Н.Д., Грибанов Д.Д. Системы менеджмента качеством и их сертификация.

- М.: Русайнс, 2014. - 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Герасимов Б.Н. Методология управления в экономических системах. - Саратов: Амирит, 2023. - 500 с.

6. Герасимов Б.Н. Глава 1. Системные и процессные атрибуты экономических систем типа «организация» // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. -Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 14-36.

7. Герасимов Б.Н. Инновационное развитие процесса управления инновационной деятельностью экономических систем // Развитие экономических систем: теория, методология, практика. - Пенза: ПГАУ, 2022. - С. 66-87.

8. Герасимов Б.Н. Построение экономических систем типа «организация» на основе научной и практической целесообразности // Менеджмент и бизнес-администрирование. -2022. - №4. - С. 18-30.

9. Герасимов Б.Н. Методологические инструменты процессного управления в экономических системах типа «организация» // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2023.

- №1. - С. 4-16.

10. Герасимов К.Б. Проектирование процесса управления качеством организации // Управление и экономика: исследования и разработки. - Пенза: ПГАУ, 2021. - С. 79-94.

11. Герасимов К.Б. Методология управления операциями организации: подпроцессы, развитие // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - №24 (278). -С. 96-101.

12. Губарев А.В. Информационное обеспечение системы менеджмента качеством. - М.: ГЛТ, 2013. - 132 с.

13. Дремина М.А., Копнов В.А., Станкин А.А. Проектный подход к разработке и внедрению систем менеджмента качеством. - СПб.: Лань, 2015. - 304 с.

14. Дшхунян В.Л., Никольская Т.Г. Процессы и менеджмент качеством в развитии экономических успехов организация. - М.: Трек, 2005. - 144 с.

15. Елин В.М. Сравнительный анализ правового обеспечения информационной безопасности в России и за рубежом. - М.: Московский институт государственного управления и права, 2020. - 184 с.

16. Рогозов Ю.И. Системный подход к созданию метода разработки информационных объектов на основе метамоделей // Информатизация и связь. - 2020. - № 7. - С. 57-62.

17. Степанова Г.А. Правовое обеспечение инновации и функционирования корпоративных информационных систем в РФ // Корпоративные информационные системы. - 2021. -№4(8). - С. 33-49.

18. Цыганов В.В. Информационный менеджмент. Механизмы управления и борьбы в бизнесе и политике. - М.: Академический Проект, 2021. - 512 с.

RESEARCH AND DEVELOPMENT OF THE QUALITY OF INNOVATION ACTIVITY

OF ECONOMIC SYSTEMS

B.N. Gerasimov, Doctor Economic Sciences, Professor Samara University of Public Administration «International Market Institute» (Russia, Samara)

Abstract. The complex of components in economic systems ensures the functioning of the quality management process of innovation activities in order to achieve their goals and implement their strategy. To study this management process, three subprocesses of management of several organizations were selected. To carry out an examination of the existing attributes of the management subprocesses, ten-point scales of their condition were developed. The state of the innovation design management subprocess was studied in more detail, which made it possible to identify problems to eliminate which proposals were developed to improve the functioning of innovative activities of these organizations.

Keywords: management, organization, attributes, innovation management, innovation design quality, attribute status scales, proposals.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.