Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОДПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астафьева Нонна Сергеевна

Для развития управленческой деятельности возникает необходимость исследования, измерения состояния и реформирования подпроцессов управления качеством организации. Исследование показало наличие проблем в деятельности подпроцесса управления качеством информации в организации. Для устранения противоречий и затруднений в деятельности данного подпроцесса сформированы адекватные предложения по их устранению. Разработана новая технология управления подпроцессом качеством информации для улучшения его деятельности в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SUBPROCESS ORGANIZATION INFORMATION

For the development of management activities, there is a need to research, measure the state and reform the quality management subprocesses of the organization. The study showed the presence of problems in the activities of the information quality management subprocess in the organization. To eliminate contradictions and difficulties in the activities of this subprocess, the paper suggests adequate proposals for their elimination. New technology for managing the information quality subprocess has been developed to improve its activities in the organization.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ»

МЕНЕДЖМЕНТ

Научная статья УДК 331

doi:10.51608/23058641_2021_6_22

РАЗВИТИЕ ПОДПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Нонна Сергеевна Астафьева

Самарский государственный технический университет, Самара, Россия, nonnaast@yandex.ru

Аннонация. Для развития управленческой деятельности возникает необходимость исследования, измерения состояния и реформирования подпроцессов управления качеством организации. Исследование показало наличие проблем в деятельности подпроцесса управления качеством информации в организации. Для устранения противоречий и затруднений в деятельности данного под-процесса сформированы адекватные предложения по их устранению. Разработана новая технология управления подпроцессом качеством информации для улучшения его деятельности в организации.

Ключевые слова: организация, подпроцесс, управления качеством, качество информации, проблемы, предложения, технология

Для цинирования: Астафьева Н.С. Развитие подпроцесса управления качеством информации организации // Основы экономики, управления и права. 2021. № 6 (31). С. 22-28. ао1:10.51608/23058641_2021_6_22.

Для обеспечения необходимого уровня качества продукции нужна не только соответствующая материальная база и квалифицированные кадры, но и хорошо отлаженная управленческая деятельность, в том числе и в рамках процесса управления информацией организации. Одним из основных направлений работы по повышению эффективности производства и производительности труда является существенное улучшение качества информации.

Одним из важнейших критериев экономики любого предприятия является качество информации, используемой на предприятии, которая характеризует собой степень удовлетворения объективных требований потребителя к ее свойствам. Заниматься качеством информации должны все участники операционной и управленческой деятельности без исключения [1, 2].

Качество информации показывает взаимосвязь качественных характеристик объектов и процессов, протекающих на предприятии, с экономическими показателями [11]. Экономика качества процессов и объектов рассматривает учет, анализ и управление затратами на качества для достижения целей организации. Для определения сущности, содержания и роли подпроцесса управления качеством информации ООО «Стройфарфор» необходимо определить теоретические понятия заданного подпроцесса и его атрибутов.

© Астафьева Н.С., 2021

Для нашего исследования будем использовать определение понятия «управление качеством информации» по работе [3], которая определяется как часть экономической науки, изучающей взаимосвязь характеристик информационных процессов, протекающих на предприятии с его экономическими показателями.

Под управлением качеством информации будем понимать деятельность, направленную на разработку и принятие оптимальных решения социально-экономических задач, а при необходимости и проблем, возникающих на всех уровнях управления предприятием [13]. Для оценки качества информации необходимо определить содержание основных атрибутов подпроцесса управления, его ресурсов и параметров реализации [8].

Содержание основных атрибутов деятельности подпроцесса управления качеством информации ООО «Стройфарфор» приведено в табл. 1.

Эффективность информационного процесса - это результат улучшения деятельности всех операций в рамках информационного процесса предприятия, выраженный в денежной форме и реализованный путем внедрения в организации эффективных методологических инструментов в области управления информацией [16]. Содержание основных ресурсов, необходимых для реализации подпроцесса управ-

№ 6 (31)

Таблица 1. Основные атрибуты деятельности подпроцесса управления качеством информации _ООО «Стройфарфор»_

1. Вход (назначение)

2. Основные преобразования _(основные этапы)_

3. Выход» (результаты)

Определение потребности в информации

1. Определение целевых потребителей в информации;

2. Выявление сильных и слабых сторон информационных процессов

3. Определение затрат на информацию и на поддержание её качества в свете всех установленных требований к данному виду услуги, затраты на устранение выявленных дефектов информации, доля затрат на информацию в себестоимости продукции;

4. Анализ этапов жизненного цикла информации;

5. Выявление путей повышения качества и эффективности информации;

6. Определение методов стимулирования повышения качества информации;

7. Формирование принципов управления для повышения качества и эффективности информации;

8. Предложение путей повышения качества информации;

9. Определение потребности в информации._

Определение экономических показателей, влияющих на качество информации, а также определение способов достижения экономического эффекта без ухудшения качества информации, обеспечение высокого уровня удовлетворенности продукцией у потребителей

Таблица 2. Содержание ресурсов для реализации подпроцесса управления качеством информации __ООО «Стройфарфор»_

Наименование Характеристика

4.1. материальные ресурсы Сырье, материалы, инструменты контроля качества информации, оценки её качества, инструменты устранения дефектной информации

4.2. информационные ресурсы Сведения о качестве информации. Сведения о затратах на определение себестоимости информации.Свебдения о реальной степени удовлетворенности работников предприятия качеством информации

4.3. методические ресурсы Методы выполнения работы и качественное методическое обеспечение информационного процесса. Выявление затрат на приобретение и поддержания качества информации

4.4. трудовые ресурсы Органы управления предприятием, представляющие собой многоуровневую систему (предприятие-служба-цех-участок-рабочее место), аналитики, экономисты, системщики, операторы

4.5. технические ресурсы Технологическое оборудование, инструмент, приспособления и т.д.

4.6. правовые ресурсы Положения по бухгалтерскому учету, составлению локально-сметных расчетов и по ценообразованию, качеству зашиты и хранения информационной деятельности

Таблица 3. Параметры реализации подпроцесса управления качеством информации ООО «Стройфарфор»

Наименование Характеристика

5. периодичность выполнения Ежемесячно, по мере необходимости, по отзывам потребителей и специалистов предприятия, а также партнеров

6. критерии качества Рациональное использование информационных ресурсов. Наличие полного цикла процедур информационных процессов и их взаимосвязь с общим циклом деятельности предприятия. Наличие четкой и обоснованной системы управленческой работы и ее реальное использование как инструмента управления информацией. Полнота информация у сотрудников для качественного выполнения задач, для этого информация должна быть достоверной, точной и разносторонней.

7. критерии эффективности Технико-экономические показатели и показатели качества информации, которые соответствуют требованиям стандартов и технических условий, ориентирующих выпуск продукции высокого качества, внедрение инноваций и приближение её к высшим мировым достижениям.

ления качеством информации ООО «Стройфар- Измерение и оценка качества операцион-

фор» (табл.2). ной и управленческой деятельности циклично

и имеет возвратно-поступательный характер, разветвленную цепь обратных связей и локальных процессов деятельности [15]. Для реализации подпроцесса управления качеством информации необходимо определить оценочные атрибуты ООО «Стройфарфор», представлены в табл. 3.

Определение состава и содержания атрибутов подпроцесса управления качеством информации способствует успешному выполнению исследования и реформирования подпроцесса управления качеством информации предприятия [12, 18]. Для рассмотрения подпроцесса управления качеством информации ООО «Стройфарфор» необходимо дать характеристику предприятия по работе [13]. Данная организация по организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Содержание атрибутов деятельности ООО «Стройфарфор» приводятся в табл. 4.

редовые методы производства. Продукция завода реализуется сегодня под торговыми марками Sanita, Sanita Luxe по сантехнике и Grasaro и Kerranova по керамограниту. Марочный ассортимент предприятия постоянно расширяется, отвечая запросам потребителей отечественного и зарубежного рынков.

Одной из главных задач исследования подпроцесса управления качеством информации является изучение динамики обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей информационных процессов, причины их изменений и оценка выполнения ключевых показателей по уровню управления качеством информации.

Исследование информационного процесса, протекающего в рамках организации, а также выявление её основных атрибутов способствуют более точной формулировке проблем, предложений и технологии улучшения

Таблица 4. Содержание атрибутов деятельности ООО «Стройфарфор»

Наименование Характеристика

1. Продукт/услуга Производство сантехники и керамогранита

2. Цель Повышение дохода, прибыльности и рентабельности.

3. Миссия. Построение современной системы управления, позволяющей эффективно использовать ресурсы, а также обеспечение устойчивого возврата на инвестиции

4.1. материальные ресурсы Сырье и материалы (стекло, металл, мрамор, фаянс, полимеры и т.д.), затраты на контроль качества продукции

4.2. информационные ресурсы Отчетность по затратам на производство и сбыт для определения себестоимости продукции, данные анализа удовлетворенностью потребителей качеством произведенной продукции, сертификация качества сырья и готового товара

4.3. трудовые ресурсы Инженеры, промышленно-производственный персонал, специалисты-аналитики, экономисты, руководители различных уровней

4.4. технические ресурсы Офисная техника, производственное и технологическое оборудование

4.5. правовые ресурсы ГОСТы, рекомендации по бухгалтерскому учету, локально-сметные расчеты, сертификаты и лицензии на выполнение деятельности

5. структура управленческая структура представлена директором, исполнительным директором, директором бизнес-направления «сантехника», директором по логистике, директором по кадрам, главным инженером, зам. генерального директора комитета госпоставок, административным директором, генеральным директором, подразделения, службы, склады, система обеспечения и обслуживания

6. технологии операций Производственные и управленческие технологии, обеспечивающие качественное и эффективное производство, качество проявляется в соответствии продукции запросам потребителей, а эффективность - в рациональном использовании ресурсов производства.

ООО «Стройфарфор» является одним из ведущих предприятий России по производству сантехники и керамогранита, ежегодно выпускается порядка 5 тыс. санитарных изделий и 13 тыс. кв. м керамогранита. Специалисты предприятия тщательно отслеживают мировые тенденции, следят за новинками и внедряют пе-

управления подпроцессом управления качеством информации ООО «Стройфарфор».

Для формирования проблем реализации данного подпроцесса необходимо определить цель, наметить ряд задач для понимания источников возникновения проблем и возможных последствий.

№ 6 (31)

В процессе исследования проблем в рамках подпроцессе управления качеством информации ООО «Стройфарфор»были выявлены причины их возникновения, а также ожидаемые последствия. Фрагмент их представлен в табл. 5.

Для формирования предложений по разрешению проблем и развитию данного подпроцесса необходимо определить цель, наметить ряд задач для решения проблем по отдельным элементам заданного подпроцесса

[5, 6].

Таблица 5. Проблемы, выявленные в подпроцессе управления качеством информации ООО «Стройфарфор» (фрагмент)

Наименование элемента подпроцесса Наименование проблемы Причина возникновения Ожидаемые последствия

Информация Неточное определение степени удовлетворенности потребителей информации Использование недостоверных данных для анализа рынка; Низкое квалификации специалистов-аналитиков; Низкий уровень контроля со стороны руководства за процедурами информационного процесса Невозможность определения реальных ожиданий потребителей информации

Материальные ресурсы Несвоевременный контроль за изменением объема затрат на производство Отсутствие должного контроля; Отсутствие или недостаток операций по увеличению заинтересованности сотрудников в обеспечении контроля за затратами на информации Неэффективное с экономической точки зрения производство

Материальные ресурсы Несоответствие качества информации о ресурсах (завышенная закупочная цена) Отсутствие контроля качества информации и её обработки Отсутствие заинтересованности сотрудников в приобретении качественного сырья Неэффективный информационный процесс. с повышением затрат, а также товары низкого качества не будут соответствовать ожиданиям потребителей

Эффективность производства Недостаточный контроль за качеством информации Недостаточная периодичность контроля качества Недостаточное количество сотрудников, осуществляющих контроль качества информации Низкий уровень контроля со стороны вышестоящего руководства за контролем качества информации Несоответствие качественных показателей продукции экономическим показателям. Запаздывание информации

Эффективность и качество производства Недостаточный контроль за использованием всех используемых ресурсов Недостаточные меры стимулирования эффективности производства Недостаточный уровень квалификации работников Нерациональное использование информационных ресурсов

Методическое обеспечение Низкий уровень анализа затрат и удовлетворенности потребителей Предоставление некачественной информации сотрудникам-аналитикам; Использование при анализе неконкретных фактов о событиях Возникновение несоответствий в производстве, ухудшение качества и затрат.

Формулировка проблем позволит рассмотреть подпроцесс управления качеством информации ООО «Стройфарфор» в глобальном смысле, способствует более конкретному определению причин возникновения и возможных последствий. Без понимания как существующих, так и возможных проблем качественное управление экономикой предприятия невозможно.

Решение проблем является одной из важных компетенций современных управленцев любого уровня. Неэффективные, необоснованные и неуместные решения могут привести к снижению качества деятельности. Решение проблем - это последовательный творческо-аналитический процесс, в рамках которого осуществляется предпочтительный выбор исхода

Таблица 6. Предложения по развитию подпроцесса управления качеством информации

ООО «Стройфарфор»(фйагмент)

Наименование атрибута подпроцесса Наименование предложения Средства реализации Ожидаемые результаты

Информация Усиление контроля поступающей информации сотрудникам Расширение штата аналитиков информации; Увеличение заинтересованности сотрудников в качественном анализе удовлетворенности потребителей информации Оправдание ожиданий потребителей

Материальные (затраты) Улучшение качества контроля за изменением объема затрат на производство Расширение кадрового состава; Повышение периодичности контроля качества информации Повышение эффективности производства

Материалы Усиление контроля за качеством и стоимостью поступаемых материалов и сырья Повышение заинтересованности сотрудников в снижении затрат на производство и производстве качественной продукции Повышение эффективности производства, улучшение показателей экономики качества

Эффективность производства Повышение периодичности контроля управления качеством информации Расширение кадрового состава, ответственного за контроль качества; Осуществление контроля на различных уровнях управления Экономический рост, соответствие качественных показателей экономическим.

Эффективность и качество информации Усиление контроля за использованием информации Принятие мер по стимулированию эффективности производства; Повышение квалификации сотрудников; Повышение заинтересованности сотрудников в рациональном использовании информации Рациональное использование ресурсов, в т. информации

Методика Улучшение методов информационной деятельности Предоставление достоверной информации сотрудникам; Повышение качества анализа получаемой информации Повышение качества и снижение затрат на информацию

Кадры Совершенствование распределения обязанностей Повышение уровня кадровой политики; Построение многоуровневой информационной системы Повышение уровня контроля качества информации

процесса (события) [7]. Четкое понимание проблемы способствует фокусировке на главном, экономии энергии и ресурсов, а также управлением решения проблемы проектным способом.

В процессе исследования были разработаны предложения по решению проблем, средства их реализации, а также ожидаемые результаты развития подпроцесса управления качеством информации ООО «Стройфарфор», фрагмент которых представлен в табл. 6.

Формулировка предложений является важным компонентом в процессе улучшения деятельности как подпроцесса в целом, так и отдельных его атрибутов. Данный процесс позволяет определить средства реализации, ожидаемые результаты, которые следует использовать для формирования технологии улучшения под-

процесса управления качеством информации ООО «Стройфарфор»;

Технология подпроцесса управления - это формирование последовательности деятельности в виде операций по выполнению функций подпроцесса управления качеством информации [9, 10]. Фрагмент графического изображения выполнения данной технологии управления ООО «Стройресурс» представлен на рисунке.

Умение представлять последовательность деятельности в виде операций по выполнению управления подпроцессом управления качеством информации является достаточно полезным навыком.

Характеристика подпроцесса управления качеством организации включает в себя опре-

2021 № 6 (31)

1. Подготовка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. Технология улучшения процесса управления информацией ООО «Стройресурс» (фрагмент)

деление сущности подпроцесса путем определения подпроцесса управления, а также позволяет определить основные атрибуты заданного подпроцесса [4, 17]. Выявление содержательных характеристик атрибутов, ресурсов, используемых в деятельности подпроцесса управления, а также параметров его реализации является важным аспектом, позволяющим улучшить управление любым подпроцессом, поскольку без понимания структуры, форм и видов осуществляемой деятельности невозможно повышение качества и эффективности управленческой деятельности организации.

Список источников

1. Адизес И.К. Управляя изменениями. Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни / пер. с англ.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 368 с.

2. Амиров Ю.Д. Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 2005. №10. С. 45-56.

3. Белянская Н.М., Учаева Т.В., Макарова Л.В. Экономика качества, стандартизации и сертификации. - Пенза: ПГУАС, 2016. 172 с.

4. Герасимов Б.Н. Исследование и определение направления развития стратегии деятельности организации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. № 1. С. 81-95.

Мeнeджмeнн

fi

5. Герасимов Б.Н. Реформирование атрибутов процессного управления экономических систем типа «организация»// Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. № 3. С. 104-115.

6. Герасимов Б.Н. Методология управления. Инновационные и традиционные методологические инструменты. - Самара: Изд-во Университет «МИР», 2021. 292 с.

7. Герасимов Б.Н. Методология управления: основания, предпосылки, содержание // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. №12. С. 18-23.

8. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Теория управления: онтология, структура, содержание // Проблемы теории и практики управления. 2021. №5. - С. 130-144.

9. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Методологические атрибуты управления // Онтология проектирования. 2020. Т. 10. №3(37). С.296-306.

10. Герасимов Б.Н., Герасимов К.Б. Практика управления: онтология, структура, содержание // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2021. №2. С. 4-15.

11. Колпаков В.М. Методы управления. - К.: МАУП, 2003. 268 с.

12. Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2020. 396 с.

13. Официальный сайт ООО «Стройфарфор» // https://farphor.ru/proizvodstvo

14. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. 864 с.

15. Управление качеством: гибкие системы менеджмента качества / Б.Н. Герасимов [и др.] -Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2015. 160 с.

16. Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. 532 с.

17. Aguinis H., Boyd B.K., Pierce C.A., Short J.C. Walking new avenues in management research methods and theories: Bridging micro and macro domains // Journal of Management. 2011. № 2. P. 395403.

18. Hammer M., Champy J. Reengineering the corporation: A Manifesto for business revolution. -New York: Harper Business, 1993. 223 р.

Статья поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 21.12.2021; принята к публикации 22.12.2021.

Original article

DEVELOPMENT OF THE QUALITY MANAGEMENT SUBPROCESS ORGANIZATION INFORMATION

Nonna Sergeevna Astafeva

Samara State Technical University, Samara, Russia, nonnaast@yandex.ru

Annotation. For the development of management activities, there is a need to research, measure the state and reform the quality management subprocesses of the organization. The study showed the presence of problems in the activities of the information quality management subprocess in the organization. To eliminate contradictions and difficulties in the activities of this subprocess, the paper suggests adequate proposals for their elimination. New technology for managing the information quality subprocess has been developed to improve its activities in the organization.

Keywords: organization, subprocess, quality management, information quality, problems, proposals, technology

For citation: Astafeva N.S. Development of the quality management subprocess organization information // Economy, Governance and Law Basis. 2021. № 6 (31). C. 22-28. doi:10.51608/23058641_2021_6_22.

Information about the author

N.S. Astafeva - senior lecturer of the Department of SVIGOF, Samara State Technical University.

The article was submitted 12.12.2021; approved after reviewing 21.12.2021; accepted for publication 22.12.2021.

© Astafeva N.S., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.